Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час)


   МКОУ «СОШ№9» г. Благодарный Луценко Т.В.
Конспект  урока по русскому  языку в 9 классе.
Тема: «Сложные  предложения  с  разными  видами  связи» (1-й час)                         Цель урока: углубить  представления  о  структуре  сложных предложений; совершенствовать  орфографические  и  пунктуационные  навыки.
                                                Ход  урока
1.Лингвистическая  разминка. (Подготовка  к  ГИА, задание В 9, В 8)
Найдите  предложения, в которых  необходимо  поставить  двоеточие. Какие  это  предложения  по  структуре?
А) По  горизонту  лежал сероватый  туман _  предвестник  суховея.
Б) Приезжий  поёжился _ «Холодновато  у  вас!»
В) В  человеке   всё  должно  быть  прекрасно _ и  лицо, и одежда, и душа, и  мысли.
Г) Приглашаем  учиться  на  юридический  факультет  по  следующим  специальностям _ правоведение,  правоохранительная  деятельность.
Д) Причастия  и  деепричастия _ формы  глагола.
   (Ответ: б,в,г. Предложения  простые)
Повторение темы «Сложноподчинённые  предложения».
Расставьте необходимые знаки препинания, составьте схемы предложений, определите значение придаточных.
А) О  знал  бы  я  что так бывает… (Б.Пастернак)
              (Придаточное  изъяснительное)
Б) Нос  парохода  время от времени  так  глубоко  зарывался  в  воду   что  брызги  долетали  до  меня. (В.П.Астафьев)
             (Придаточное  степени)
2. Постановка учебной задачи. Углубление  пройденного  материала. Сложные  предложения с разными видами связи.
Слово  учителя
Мы  рассмотрели  различные  варианты связи  в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной  речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей  часто  встречаются  предложения с разными видами связи. Рассмотрим такие предложения.
Анализ  предложений. Составление  схем.
1) Куда бы нас не бросила судьбина
     И  счастие  куда б не повело,
     Всё  те  же  мы: нам  целый  мир чужбина;
     Отечество  нам Царское  Село.   (А.С.Пушкин)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное)
2) Русский  человек  так уверен  в  своей  силе  и  крепости, что он  не  прочь и поломать  себя: он  мало  занимается  своим  прошедшим    и  смело  глядит  вперёд. (И.С.Тургенев)
(Предложение сложное, с разными  видами связи: подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное).
3) Чем  шире  становился  Енисей, тем  положе  делались  берега,  утихало  течение, река  усмирялась, катила  воды  без  шума  и  суеты. (В.П.Астафьев)
(Предложение сложное, с разными  видами связи: подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное).
4) Много  ветров  сушили  эту  землю  ветры-суховеи   и  калило  солнце, пока  она  не  стала  такой  крепкой, будто  схвачена  цементом.
(А.А.Платонов)
(Предложение сложное, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное).
5) И  когда  от  пня  останется  лишь  одна  труха  и  сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё  долго  будут  преть  корни родительницы-ели, отдавая  молодому  деревцу  последние  соки, сберегая  для  него  капельки  влаги, упавшие  с  травинок  и  листьев  земляники,  согревая  его  в  стужу  остатным  теплым  дыханием   прошедшей  жизни.
(В.П.Астафьев)
(Предложение сложное, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное).
Примечание. Первое  предложение комментирует  учитель, остальные – сами ученики.
3. Работа  с  учебником.
Разбор   теоретического  материала. П.18 (стр.109-110)
Закрепление пунктуационных  правил (упр. 246 устно, упр.248 самостоятельно)
4. Итог урока.