Сложные предложения с разными видами связи.

Русский язык 9 класс
Тема урока: Сложные предложения с разными видами связи.
Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о сложных предложениях с разными видами связи.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить умения различать сложные предложения с разными видами связи;
- совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях с разными видами связи.
Развивающие:
- развивать память, логическое и абстрактное мышление, внимание; формирование умения слушать, вникать в суть услышанного.
- создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.
Воспитательные:
-формировать интерес к предмету;
- создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование:
-слайдовая презентация;
- тренажные карточки для работы в паре;
-разноуровневые задания для работы в группах.
-музыкальное сопровождение.
- оценочные листы


ХОД УРОКА

I. Совместное целеполагание с учащимися.
Перед вами на слайде предложение. Я поглядел на неё и вдруг испугался; я увидел в глазах простого человека всю беспощадность природы; я почувствовал, что тут уж не спастись музыкой души моей, поэзией, и, если я старый гусь и не могу рядом с молодыми лететь в тёплые края, меня заклюют.(слайд 1).
Проанализируйте его и определите тему урока(слайд 2).
(Результат: каждый учащийся определяет цель урока, затем следует обсуждение в группе, выдаётся готовый результат).
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (записывать предложения, разбирать их, составлять схемы и предложения по схемам свои предложения).
Сегодня на уроке вы сами будете контролировать знания, умения и способы действия при постановке знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи, то есть оценивать сами себя.
Результаты работы будут фиксироваться в оценочных листах. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Фиксировать ответы будут помощники консультантов.

II. Начнём работу с теоретической разминки. Фронтальная работа.

1.Кокое предложение называется простым?
2. Чем сложное предложение отличается от простого?
3.Кокое предложение можно назвать сложной синтаксической конструкцией?
4.Какие виды связи можно выделить в сложной синтаксической конструкции?

III. Посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике.
( Записать предложения под диктовку и объяснить выбор знака препинания.)

1.Большой хозяин, если увидит непорядок и в чужом хозяйстве, вступается: у него духу хватает и на чужое, а хозяин мелкий думает только о себе: на чужое у него духу не хватает.

2.Утром ветер поослаб, но волны катились высокие; поседевший Байкал, точно на нём хотел выместить теперь всю злость, какую накопил за тревожную ночь.

3.Смотрите сюда: я почти ничего не меняю в вашей конструкции, но я только внесу маленькие изменения.

4.Она обернулась к нему, как будто он её толкнул, и ему показалось, что лицо её слегка побледнело за ночь.

5.В сарае белела щепа на земляном полу, огонёк спички осветил дощатые стены, валявшийся в углу бесполезный колун, и Илья покрутил его, повертел, как палицу, отбросил к порогу с глухим стуком.

IV. Парная работа.

( повторение орфографии по методике взаимного тренажа). Пары постоянного состава. На карточках цветные сигналы. Работая по тренажным карточкам, определите вид орфограммы.
(зелёная карточка – одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных; оранжевая карточка- одна и две буквы Н в суффиксах причастий ).
По моему сигналу I вариант вполголоса рассказывает карточку ребятам II варианта, а те проверяют правильность ответа по обратной стороне карточки, затем происходит обмен.
.
Образец карточек:

Парная работа
I вариант
Кожа ый портфель, карма ые часы, дли ая верёвка, где ая
находка, серебря ые коньки, соломе ая шляпа, революцио ые
идеи, оловя ая ложка, глиня ый кувшин, дискуссио ая
проблема, карти ая галерея, бесчисле ые звёзды, коре ые
противоречия, сенсацио ые известия, исти ый гуманист,
безветре ая ночь, глиня ое изделие, осе ие вечера, полотня ая
скатерть, име ой читательский билет.
II вариант ответы
Скошенные травы, некошеные травы, стриженые волосы, коротко стриженные волосы, нестриженые волосы, неподстриженные волосы, писанная в течение года работа, не написанная студентом курсовая, непрошеные посетители, опрошенные свидетели, выпрошенная монета, вымощенные пути, поношенная куртка, стреляные гильзы, подстреленная утка, пуганая ворона, непуганый зверь, тиснённый золотом переплёт, запутанное дело.

II вариант
Скоше_ые травы, некоше_ые травы, стриже_ые волосы, подстриже_ые волосы, коротко стриже__ые волосы, нестриженые волосы, неподстриже_ые волосы, писаная в течение года работа, не написа__ая студентом курсовая, непрошеные посетители, опроше__ые свидетели, выпроше__ая монета, вымоще_ые пути, поноше_ная куртка, стреляные гильзы, подстреле_ая утка, пуга_ая ворона, непуга_ыи зверь, тиснё__ый золотом переплёт, запута__ое дело.
I вариант ответы
кожаный портфель, карманные часы, длинная верёвка, ценная находка, серебряные коньки, соломенная шляпа, революционные идеи, оловянная ложка, глиняный кувшин, дискуссионная проблема, картинная галерея, бесчисленные звёзды, коренные противоречия, истинный гуманист, безветренная ночь, глиняное изделие, осенние вечера, полотняная скатерть, именной читательский билет.

V. Закрепление.( Основная задача урока – закрепить изученный материал, поэтому обобщение проходит в разных формах).

1. Найдите предложения, которые являются многокомпонентными. На какие группы по типу связи можно разделить многокомпонентные предложения? (слайд 3)
1.Он немножко постарел: как видно, не без бурь и тревог было для него это время.
2. Погода и благодарность – родные: одна родилась в природе, другая – в душе человека.
3. Затащило, стукнуло – и брёвна разошлись: лопнула верёвка.

2.Найдите предложения с однородными придаточными, исправьте ошибки в их оформлении.( Предложены предложения, в которых учащиеся должны найти и исправить ошибки. Идёт обсуждение в группе, оценивается работа каждого ученика. Каждый вспоминает определение, анализирует) (слайд 4)

1.Этого друга моего вы не увидите, и я сам его не вижу, а только знаю, что он есть: это мой читатель, кому я пишу, и без кого я не мог бы ничего написать.
2. Взглянешь на бледно – зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему летний тёплый воздух недвижим, почему природа настороже.
3.Только слышно было, как бурно дышит Давыдов да беззаботно поют в поднебесье жаворонки.

3. (слайд 5) Предложено несколько предложений, из которых нужно выбрать:
1 группа- предложение с последовательным подчинением придаточных;
2 группа- предложение с однородным подчинением придаточных;
3 группа- предложение с параллельным подчинением придаточных;
4 группа- предложение с бессоюзной связью.
(Каждый ученик обсуждает задание с напарником, затем идёт обсуждение в группе.)

1.Кто не бывал в тайге уссурийского края, тот не может себе представить, какие это заросли.
2. В воздухе кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь. Идёт ли снег с неба или с земли.
3.Это мой читатель, кому я пишу и без кого я не мог бы ничего написать.
4. Вижу: и собеседник мой тут.


VI. Работа в группах. (Каждой группе раздаются карточки 1,2,3 уровня, ребята выбирают те, которые смогут выполнить. Результаты работы проверяется консультантами и заносятся в оценочный лист.)
VII Разноуровневые задания (слайд 6,7)
1.Найти предложение с однотипной связью:
а) сочинительной;
б) подчинительной;
в) бессоюзной.
Шубин вскочил на ноги и прошёлся раза два взад и вперёд, а Берсенев наклонил голову, и лицо его покрылось слабой краской.
Главное заблуждение жизни людей то, что каждому отдельно кажется, что руководитель его жизни есть стремление к наслаждениям и отвращение от страдания.
Вот я кашлянул – собаки успокоились: где – то сидит, может быть, кушает, может быть, мечтает.

2.Составить предложения по предложенным схемам.

3.Записать предложения, составить схемы, определить вид связи ( слайд 8)

VIII. Подведение итога. Рефлексия (обсудить в группах, отметить в листах, высказать мысли во время обсуждения)
-Справились ли мы с вами с поставленной целью? Какие знания повторили, и какие умения закрепили?
-Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический)
-Почему их не так много в текстах разговорного стиля?

Вопросы для рефлексии.
Что нового я узнал на уроке?
Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?
Что было главное?
Что у меня получилось лучше всего?
Как я оцениваю свою работу на уроке?

IX. Домашнее задание предлагаю разноуровневое, 1, 2 и 3 уровня сложности, каждый выбирает 1,2 или 3 уровень
1. Написать мини-сочинение «Функция сложных синтаксических конструкций в речи».
2.Выписать из текстов научного или публицистического стиля 10 сложных предложений с разными видами связи.
3.Составить карточку по теме.

X. (слайд 9) Обратите внимание на экран. Перед вами результаты вашей работы на уроке. Посмотрите каждый то количество баллов, которое набрали и поставьте себе оценку.









13PAGE 15


13PAGE 14415




15