Технологическая карта для открытого урока на тему: «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси.

Технологическая карта учебного занятия
Учебная дисциплина: История.
Учебная группа: 16 -О.
Специальность: Организация обслуживания в общественном питании.
Тема занятия: Всероссийский открытый урок: «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси».
Цель занятия: сформировать и обобщить знания о правлении князя Владимира; продолжить формировать чувство сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважение к предкам.
Задачи занятия: повторить ранее изученный материал об образовании Древнерусского государства, правление первых киевских князей; сформировать представление о личности князя Владимира; сформировать знание целей, задач политики князя, форм и средств их осуществления, итогов правления; развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, с презентацией, выделять главное, анализировать, делать выводы, соотносить имя личности и события в истории, осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, давать развёрнутый ответ, оценивать ответ товарища, задавать вопросы;
Тип занятия: комбинированный.
Формы организации учебно-познавательной деятельности студентов: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: словесный, демонстрационный, репродуктивный.
КМО: дидактический материл (исторические документы; электронная презентация)
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Планируемый результат: усвоение материала о важнейших праздниках в истории России.
Личностная значимость изучаемого материала для студентов: религия, является неотъемлемым элементом духовной сферы каждого человека.
Формулируемые в рамках занятия компетенции: ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Структура и ход урока


Этап урока
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Компетенции

1
Организационный момент
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку
Отчет дежурного о готовности группы к уроку
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


2
Введение в тему урока. Целеполагание.
Преподаватель подводит студентов к изучению темы и целеполаганию, через проверку домашнего задания.
вопросы:
- С историей какого государства мы познакомились на прошлом уроке? В каком году оно было образовано?

Решите историческую задачу (периодизация Киевской Руси; правление первых киевских князей).

После решения исторической задачи, ребята самостоятельно определяют тему урока.

- какая цель сегодняшнего тематического урока?

Преподаватель корректирует ответы.

Обучающиеся отвечают на вопросы по прошлой теме; формулируют тему и цель урока.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

3

Этап усвоения новых знаний
Преподаватель предлагает студентам ответить на проблемный вопрос: Почему личность князя Владимира имеет такое большое значение в истории нашей страны?

Преподаватель организует индивидуальную и групповую работу студентов (практические задания).


Выступление студента с сообщением на тему: Начало правления князя Владимира.







Студенты выполняют практические задания и отвечают на вопросы (приложение).
Обучающиеся отвечают на вопросы, корректируют ответы одногруппников.


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


4
Этап закрепления нового материала
Преподаватель организует обсуждение проблемного вопроса.
Студенты отвечают на проблемный вопрос урока, делают выводы.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


5
Этап информирования студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Преподаватель сообщает домашнее задание:
- Параграф 23, читать (уч. Артемов В., Лубченков Ю. История для специальностей СПО)
- творческое: Подготовить сообщение или презентацию на выбор: Памятники, посвященные князю Владимиру (живописи, литературы, архитектуры).



Обучающиеся выбирают форму выполнения задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

6
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Преподаватель анализирует достижение цели занятия, успешность работы студентов.
Организует рефлексию:
-какой материал вызвал затруднения?
-в каком задании были допущены ошибки?
Почему мы делаем ошибки?

Обучающиеся, определяют ошибки, объясняют их; Оценивают степень достижения цели.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.












Приложение:
Практические задания:
Мнения разных историков:
Задание: Ознакомьтесь с высказываниями русских историков. Какую оценку они дают князю, согласны ли с ней вы?
Какие качества проявил князь, всегда ли был мудрым, дальновидным и последовательным политиком, государственным деятелем?
Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством; но скоро доказал, что он родился быть государем великим. Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Важнейшее дело князя то, что Россия, наконец вся и торжественно признала святость Христианства. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что всего ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Но имя великого принадлежит ему и за дела государственные. Он смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, старался просветить Россию, населял пустыни.

Н. Карамзин

Деятельность Владимира отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведёт войну, но для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались усобицами братьев и перестали платить дан. Главная черта его деятельности состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чуждой земли покинул свою, которою едва не овладели варвары ; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров.

С. Соловьёв

Народ прозвал своего щедрого князя Красным Солнышком. Когда Владимир скончался, все плакали – бояре о защитнике земли, бедные и сирые о своём заступнике и кормителе. С плачем положили тело в каменный гроб и опустили в землю.

историк А. Нечволодов

Н. Карамзин. История государства российского.
Задания: Какие цели правления стояли перед князем Владимиром?
С 980 г. Владимир Святославич стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкие испытания стояли перед молодым правителем. Кровавой распрей братьев воспользовались соседи Руси. Польский князь Мечислав захватил западные русские земли – Червенские города на Волыни; на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги воинственные литовские племена ятвягов; в южных степях таились грозные печенеги. Языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Во время усобиц расшаталась княжеская власть: ранее покорные Киеву восточнославянские племена вятичей и радимичей стремились обособиться, что угрожало единству Руси. Не собирался князь мириться со столь обидным для Руси положением дел.

Из «Повести временных лет»: о крещении Руси
Задание: Почему князь Владимир, остановил свое решение на выборе христианской веры?
Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. <...>
Задание: Как произошло крещение киевлян?
К какой хитрости прибегнул князь Владимир, чтобы распространить христианство на Руси?
В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился Владимир на другой стороне города у залива на расстоянии полета стрелы от города... Изнемогали в городе люди, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет».,. По совету корсунянина Анастаса Владимир перекрыл воду, которая шла по трубе в город. Владимир, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, крещусь сам». Тотчас велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...
Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились... После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие в Василеве, третьи же иначе говорят...
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...
После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение...









Заголовок 2 Заголовок 415