Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская эколого-биологическая станция»





«Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду»
Литературный обзор

Составитель:
Кононова Ольга Сергеевна,
педагог дополнительного образования МБОУДОД «ДЭБС».






Дивногорск, 2015 г.
Содержание



1. Введение. 3
2. Основная часть. 4
3. Заключение. 20
4. Список использованных источников информации. 21
5. Приложение. 22 1. Введение


По данным М. В. Богуславского и Г. В. Корнетова [5], в 2000 г. в 35 регионах России действовало более 400 Монтессори-групп в детских садах. Всё больше родителей отдают своих детей в Монтессори-группы, детские сады и школы начальной ступени. Почему Монтессори-педагогика так популярна в современной России? Вот проблема, разрешить которую, ответить на поставленный вопрос призван данный реферат. Его цель – описание некоторых аспектов пребывания дошкольников в Монтессори – детском саду (или группе). Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
1) изучить историю становления педагогического метода М. Монтессори;
2) изучить некоторые аспекты пребывания ребёнка в Монтессори-детском саду (группе) – принципы создания предметно-пространственной развивающей среды и деятельности ребёнка и педагога в ней, режим дня, принципы взаимодействия с семьёй;
3) привести иллюстративный материал по Монтессори-педагогике.
Выбранная тема реферата актуальна для автора, т. к. педагогический метод М. Монтессори в целом и его отдельные приёмы, ориентированные на индивидуализацию образования, всесторонне развитие личности ребёнка, весьма полезны для дополнительного образования детей, в т. ч. естественнонаучного, которому М. Монтессори придавала большое значение в процессе становления личности человека.
Объектами изучения в данном случае являются педагогическая система М. Монтессори и Монтессори-метод в дошкольном образовании, предмет же изучения – его отдельные аспекты в дошкольном образовании России.



2. Основная часть



2. 1. Становление педагогического метода М. Монтессори.
Выдающийся итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 – 1952) совершенствовала свой метод образования детей (вначале – до 6 лет, затем – до 12 лет) в течение всей педагогической и научной деятельности. Первая в Италии женщина – доктор медицины, антрополог и философ, профессор М. Монтессори искала новые приёмы обучения и воспитания детей с отклонениями в умственном развитии (в связи с чем она изучала опыт одного из создателей олигофренопедагогики Эдуарда Сегена (1812 – 18880); диагностические, учебно-наглядные, доски Сегенеа (см. «Приложение») сегодня используются в Монтессори – детских садах). Успех воспитанников М. Монтессори в освоении письма, чтения, счёта на олимпиаде учащихся начальной школы в Риме в 1900 г. доказал действенность её педагогических приёмов; М. Монтессори решила применить их в образовании нормальноразвивающихся детей; в 1907 г. в Риме открылся её первый «Дом ребёнка» («CasadiBambini»); С 1909 г. М. Монтессори активно совершенствовала своё метод и посещала разные страны мира с целью его освещения; «Дома ребёнка» открывались не только в Италии, но и в Голландии, Испании, Швеции, США. В США организатором ассоциации последователей М. Монтессори стали изобретатель Александр Белл и его жена. Большую популярность Монтессори-педагогика получила в Индии, где М. Монтессори провела несколько лет.
В России первый Монтессори-детский сад в 1913 г. основала Юлия Ивановна Фаусек (1863 – 1943), всегда остававшаяся верной идеям М. Монтессори; но в 1928 г. Монтессори-педагогика в СССР была запрещена как несоответствующая идеям коллективного воспитания; и только в 90-е гг. 20 в. интерес к методу М. Монтессори в России вновь возрос.
Педагогика М. Монтессори основана на вере в ребёнка, в его естественное стремление к саморазвитию, к созидательной деятельности, к порядку и дисциплине. С т. зр. М. Монтессори, ребёнок развивается самостоятельно в соответствии со своей природой в специально подготовленной предметно-пространственной среде; в детском учреждении такая среда создаётся в помещении группы и с помощью расположения специально подобранных и/ или созданных материалов делится на 5 зон:
1) зону практической жизни,
2) зону сенсорного развития,
3) зону развития речи,
4) математическую зону,
5) зону космического воспитания (овладения представлениями об окружающей, в т. ч. природной, среде).
М. Монтессори придавала большое значение эстетической привлекательности всех составляющих такой среды. Она сама выбирала предметы искусства, которые окружали детей в «Домах ребёнка». Так, эмблемой «Домов ребёнка» стала картина Рафаэля «Мадонна в кресле» (см. «Приложение», рис. 1).[3; 4; 5]
Ребёнок вправе самостоятельно выбирать, где, с какими материалами и какое время заниматься; педагог же внимательно наблюдает за детьми, чтобы вовремя помочь ребёнку продвигаться вперёд в своём развитии; педагог не вмешивается в деятельность ребёнка и ничего не делает за него. Успешность деятельности ребёнка во многом зависит от того, получил ли он возможность использовать сензитивные (сенситивные) периоды своего развития:
«Сенситивные периоды психического развития - это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, к восприятию того или иного объекта и субъекта окружения, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. Среди основных сенситивных периодов детства М. Монтессори выделяла:
сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет);
сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет);
сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);
сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет);
сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет);
сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет). [6]
М. Монтессори упразднила традиционную учебную мебель, заменив её лёгкими низкими столами и стульями, которые дети легко перемещают сами, самостоятельно поддерживая порядок в группе; часть занятий в Монтессори-группе проходит на ковриках; для занятий с группой детей (например, по совершенствованию движений) на полу Монтессори-класса нарисованы линии (овалы); ребёнок в Монтессори-группе свободен двигаться, брать в руки, изучать то, что хочет. Только свобода в процессе образования, по мнению М. Монтессори, приводит к становлению самостоятельной, независимой личности, с симпатией относящейся ко всему окружающему, в т. ч. к другим людям. [5]
2. 2. Некоторые аспекты пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду.
В 1 группу Монтессори-детского сада входят дошкольники разного возраста (до 1 до 3-х лет, от 3-х до 6 (7) лет), что побуждает старших проявлять внимание к младшим, помогать им адаптироваться в группе.
Помещение группы в современном Монтессори-детском саду включает 5 предметных зон «подготовленной» (М, Монтессори) среды, каждая из которых оснащена необходимыми материалами – Монтессори-материалами (см. «Приложение», рис. 4 - 11):
Таблица 1.
№ п/ п.
Предметная зона
Монтессори-материалы

1.
Зона практической жизни
Щетка, совок и ведро для собирания мусора.
Корзинка для одевания и раздевания.
Лейка для полива растений.
Механическая кофемолка (шарманка).
Набор для резанья сыра и банана.
Раковина и полотенце для мытья рук.
Рамка с пуговицами.
Рамка с липучками.
Сушка для белья с прищепками.
Тряпка и губки для протирания стола и др.

2.
Зона сенсорного развития
1. Материалы для развития зрения:
- блоки цилиндров ,
- розовая башня,
- коричневая лестница,
- красные штанги,
- коробки с цветными табличками.
2. Материалы для развития осязания:
- тактильные дощечки,
- пары тактильных табличек,
-коробка с парами лоскутков ткани.
3. Материалы для развития слуха:
-шумовые цилиндры,
-«колокольчики А. Маккерони».
4. Материалы для развития чувства тяжести- барические таблички.
5. Материалы для развития чувства тепла - термические цилиндры и таблички.
6. Материалы для развития обоняния – бутылочки с запахом.
7. Материалы для развития вкуса – вкусовые стаканчики.
8. Материалы для развития «стереогностического чувства» - геометрические тела.

3.
Зона развития речи (в т. ч. чтения и письма)
1. Материалы для пополнения словарного запаса и классификации слов языка:
- слова в трех коробочках,
- карточки «предмет-картинка»,
- карточки классификация слов языка (мир растений, животных, человека).
2. Материалы для подготовки руки к письму:
-металлические рамки-вкладыши.
3. Материалы для формирования образа буквы:
- тактильные или шероховатые буквы,
- большой подвижный алфавит,
- малый подвижный алфавит.
4. Материалы для первоначального чтения и списывания:
- коробки «картинка-слово»,
- коробка с карточками для механического чтения и списывания,
- коробка с карточками для чтения номенклатуры и списывания слов,
- коробки с карточками для чтения фраз «Приказания»,
- коробки для выразительного чтения, диалогов-драматизаций,
- книжечки Монтессори - Фаусек.
5. Материалы для освоения русской грамматики:
- коробка с символами частей речи русского языка,
- коробка с карточками «Число»,
- коробка с карточками «Род»,
- коробка с карточками «Согласование частей речи».

4.
Математическая зона
Математические материалы:
- красно-синие штанги ,
- шершавые цифры от 0 до 9,
- «Веретена»,
- «Чипсы»,
- Банк «Золотого материала»,
- «Марки»,
- «доски Сегена»,
- «Сотенная цепочка»,
- «Квадратные цепочки»,
- доски, контрольные и рабочие карты на сложение, вычитание, умножение, деление.

5.
Зона космического воспитания
1. Земля и Вселенная:
- теллурий,
- набор «земные стихии»,
- коврик «Планеты Солнечной системы»,
- коврик «Происхождение жизни на земле».
2. География :
- глобус «Вода-суша»,
- карта-пазл «Континенты»,
- карта-пазл «Российская Федерация»,
- набор «Остров, полуостров»,
- набор «Животный мир континентов».
3. Биология и анатомия:
- «Биологический комод»,
- комод с пазлами «Части цветка»,
- модель «Тело человека»,
- набор «Классификация животного мира»,
- набор «Классификация растений»,
- набор «Классификация: овощи и фрукты».
4. Время:
- календарь,
- часы,
- дни недели,
- набор «Времена года».
5. Человек и культура:
- лента «История моей жизни»,
- набор «Государственная атрибутика России»,
- лента времени «История мировой культуры».

Работа с одними и теми же Монтессори-материалами осущетвляется разными детьми по-разному – так, крупы кто-то пересыпает, кто-то посыпает дорожку и т.д. [1; 2; 6] Монтессори-материалы автодидактичны, т. е. позволяют ребёнку самому найти и исправить ошибки в работе с ними, педагогу нет необходимости указывать ребёнку на ошибки, демонстрируя его зависимость от взрослого, несамостоятельность.
В современных Монтессори-детских садах предполагаются также зоны со снарядами для развития движений, зоны рисования и лепки, уголки «Эвристика».
В игровом уголке «Эвристика» располагаются различные материалы, в т.ч. природные, рассортированные в специальные мешки по форме (например: все квадратные, круглые, цилиндрические) или по материалу, из которого они сделаны (все металлические, картонные, деревянные, пластмассовые, пробковые и т.д.). детям предоставляется возможность спонтанно и самостоятельно исследовать эти предметы.[6]
Монтессори-материалы находятся в группе в единственном числе, чтобы дети, одновременно заинтересовавшиеся одним и тем же материалом, учились общаться, договариваться, сотрудничать, оказывать помощь. [7]
Режим дня Монтессори-детского сада с
·хож с режимом дня традиционных детских садов:
«Режим дня группы раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)
ДОМА
Подъём, утренние гигиенические процедуры
7.00-7.30

Домашний завтрак
7.30-7.50

В ДЕТСКОМ САДУ
Приход детей
8.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-9.00

Совместная  и самостоятельная деятельность в развивающей среде.
9.00-10.30

Коллективное упражнение («круг»)
10.30-10.45

Подготовка к прогулке. Прогулка (игры на свежем воздухе).
10.45-12.15

Возвращение с прогулки
12.15-12. 30

Подготовка к обеду, обед.
12. 30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон
13.00-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры.
15.00-15.30

Полдник
15.30-15.50

Игры, творческие занятия по подгруппам
15.50-16.20

Подготовка к прогулке. Прогулка.
16.20-16.30

Прогулка.
16.30-17.45

Уход домой.
17.45-18.00

ДОМА
Возвращение домой,  семейный ужин
18.30-19.30

Спокойные игры/домашнее чтение
19.30-20.00

Гигиенические процедуры
20.00-20.30

Подготовка ко сну, сон
20.30-7.00

Режим дня для дошкольной группы (3 – 6 (7) лет)

ДОМА
Подьём, утренние гигиенические процедуры
7.00-7.30

Домашний завтрак
7.30-7.50

В ДЕТСКОМ САДУ
Приход детей (самостоятельное раздевание, приведение в порядок своей одежды и прически, гигиенические процедуры, упражнения в уголке жизненной практики)
8.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак.
8.30 – 9.00

Свободная деятельность в среде.
9.00 -  10.45

Коллективное занятие (круг)
10.45 -  11.00

Подготовка к прогулке, прогулка.
11.00 – 12.25

Возвращение с прогулки
12.25 – 12.35

Подготовка к обеду, обед.
12.35 -13.05

Подготовка ко сну. Сон.
13.05 – 15.00

Подготовка к полднику. Полдник
15.10 – 15.30

Творческие занятия, игры.
15.30 – 16.45

Подготовка к прогулке, прогулка.
16.45 -18.00

Уход детей домой
18.00-18.30

ДОМА
Возвращение домой, семейный ужин
19.00-20.00

Спокойные игры/домашнее чтение
20.00-20.40

Гигиенические процедуры
20.40-21.00

Подготовка ко сну, сон
21.00-7.00

Режим дня разновозрастной группы кратковременного пребывания

ДОМА
Подьём, утренние гигиенические процедуры
7.00-7.30

Домашний завтрак
7.30-8.00

В ДЕТСКОМ САДУ
Приход детей (самостоятельное раздевание, приведение в порядок своей одежды и прически, гигиенические процедуры, упражнения в уголке жизненной практики).
8.30 – 9.00

Свободная деятельность в среде, занятие.
9.00-11.00

Подготовка к прогулке, прогулка.
11.00-12.25

Уход детей домой
12.25-12.30

ДОМА
Возвращение домой, домашний обед
13.00-14.00

Дневной сон
14.00-15.30

Полдник, прогулка
15.30-17.30

Творческие или спортивные занятия
17.30-18.30

Семейный ужин
19.00-20.00

Вечерние игры/ домашнее чтение
20.00-20.40

Гигиенические процедуры
20.40-21.00

Подготовка ко сну, сон
21.00-7.00»




Как видно из описания возможного режима дня, большое значение здесь придаётся единству принципов образования в детском саду и дома, в семье. Педагоги Монтессори-детского сада проводят консультации для родителей воспитанников, Монтессори-группа всегда открыта для новых детей и их родителей. Монтессори-педагогика не приемлет наказаний, а также соревнований в группе. [5]
Монтессори-педагог – внимательный и терпеливый наблюдатель деятельности ребёнка. М. Монтессори отрицала классно-урочную систему, в её педагогике урок - расширение границ работы с материалом, установление взаимосвязей между материалами, развитие речи (трёхступенчатый устный урок):
Трёхступенчатый урок «Птицы»
«Основная презентация при работе с карточками из серии "Расширение словарного запаса" - это трёхступенчатый урок. Презентация может проходить так:
Педагог вместе с ребёнком раскладывает на столе карточки из одного набора. Например, это птицы. 1 СТУПЕНЬ. Ассоциация зрительного восприятия с именем (названием). Педагог спрашивает ребёнка: «Кто это?» Ребёнок может знать некоторые названия,и если он отвечает, педагог спрашивает дальше. Если называет, но не так, или не знает и молчит - на время откладывает карточку. Когда все неизвестные слова собраны, педагог чётко и ясно произносит: «Это пеликан, это чайка, и т.д.  А всех этих животных называют – птицы. Они  умеют летать по воздуху, их тело покрыто перьями, они откладывают яйца из которых появляются маленькие птенцы, которых они кормят из своего клюва» 2 СТУПЕНЬ. Узнавание предметов с помощью соответствующих названий. С карточками производят разные действия. Педагог говорит ребёнку: «Возьми голубя и положи на край стола» или «Переверни сокола» или «Спрячь чайку», - варианты могут быть разные. 3 СТУПЕНЬ.  Запоминание имён с помощью соответствующего предмета. В последней части урока все карточки снова раскладываются на столе и педагог спрашивает, показывая определённую карточку: «Кто это? Назови всех этих животных!»  Теперь уже ребёнок сам произносит все названия изображений».[8]
Оценивать и фиксировать уровень достижения цели и задач образования в Монтессори-детском саду Е. А. Хилтунен и др.[6] рекомендуют в виде таблицы:
Таблица 2.
Карта достижений выпускника дошкольной группы

Характеристики достижений детей (качества личности ребенка)
Всегда проявляется
Иногда
проявляется
Очень редко
проявляется


Нормализация, социализация и эмоциональная устойчивость




1.
Стремление к соблюдению порядка




2.
Трудолюбие




3.
Осознанная  концентрация внимания в процессе своей деятельности.




4.
Стремление к самостоятельной работе в тишине.




5.
Способность действовать, исходя из реального выбора




6.
Способность к проявлению воли (умение самостоятельно  сдерживать свои спонтанные потребности)




7.
Самодисциплина. Умение подчинить собственные интересы нормам поведения, принятым в группе.




8.
Жизнерадостность




9.
Способность выражать чувства адекватно ситуации




10.
Доверие к себе и уверенность в своих способностях




11.
Терпение. Способность ожидать желаемого




12.
Готовность отстаивать себя в трудной ситуации без помощи взрослых




13.
Умение обсуждать конфликтную  ситуацию и стремление позитивно ее разрешать




14.
Способность договариваться о совместной работе и работать вместе с другим ребенком или детьми




15.
Умение просить о помощи и предлагать помощь другим




16.
Умение не мешать работать другим и не разрушать чужую работу




17.
Готовность соблюдать правила группы и помогать другим их соблюдать




18.
Умение исполнять роль учителя, наставника




19.
Радость от предстоящего перехода из детского сада в школу





Познавательная активность




1.
Умение сделать осознанный выбор материала, продолжительности и способа работы с ним,  места для занятия




2.
Умение организовать своё рабочее место




3.
Навык завершения начатой  работы до конца




4.
Стремление к опытно-экспериментальной деятельности




5.
Проявление устойчивого интереса к самостоятельному письму и чтению
.



6.
Стремление расширять уже имеющиеся познания в математике




7.
Стремление к участию в коллективной творческой деятельности




8.
Устойчивое желание проявить себя в музыкальной и художественной деятельности




9.
Понимание причинно-следственных связей происходящих событий









3. Заключение



Итак, изучение литературных источников и опыт практического применения приёмов Монтессори-педагогики позволяет утверждать, что:
вера в ребёнка, индивидуализация образования и содействие становлению свободной, независимой личности, способной к саморазвитию и самодисциплине, - основа педагогического метода М. Монтессори, привлекающей к нему всё новых и новых последователей;
отличительными чертами пребывания ребёнка в Монтессори-детском саду (или дошкольной группе) являются возможность самостоятельно заниматься (работать) в подготовленной среде, взаимодействовать не только со сверстниками, но и с детьми разного возраста, а также упразднение наказаний и поощрений, соревнований; ребёнок в Монтессори-группе участвует в поддержании дисциплины и порядка, не играя, а действительно участвуя в жизни группы и семьи;
подготовленная среда со специально подобранными и/ или созданными материалами – Монтессори-материалами является основным инструментом педагога – наблюдателя, не вмешивающегося в детскую деятельность;
педагогическая система М. Монтессори развивается и даёт педагогам возможность развивать и совершенствовать её; ведь каждый ребёнок, каждый педагог, каждый человек уникальны!







4. Список использованных источников информации



Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет/ В. Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2009. – 224 с.
Дмитриева В. Г. Энциклопедия современных развивающих методик/ В. Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.
Монтессори М. Дети – другие/ М. Монтессори. – М.: Карапуз, 2004. – 336 с.
Монтессори М. «Дом ребёнка»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому!/ М. Монтессори. – М.: Карапуз, 200о. – 272 с.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори»/ Под ред. Е. А. Хилтунен. – М.: Национальное образование, 2014. – 186 с.
Сумнительный К. Е. Как помочь ребёнку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике): [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Трёхступенчатый урок: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].












Приложение.



Иллюстрации к описанию некоторых аспектов педагогической системы
М. Монтессори


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Рис. 1. Доска Сегена.

Рис. 2. Монтессори-материал. Рамки с застёжками.


Рис. 3. Монтессори-материалы для перекладывания и пересыпания.

Рис. 4. Монтессори-материалы. Биологический комод.

Рис. 5. Сенсорные мешочки с природными материалами (изготовлены автором).




















13PAGE \* MERGEFORMAT142215




Рисунок 1E:\Образование дошкольников по системе М. Мюнтессори\9.bmpРисунок 1E:\Образование дошкольников по системе М. Мюнтессори\6.bmpРисунок 2E:\Образование дошкольников по системе М. Мюнтессори\8.bmpќђ Заголовок 115