О личностно-ориентированном обучении, как средство развития и саморазвития обучающихся.

О личностно-ориентированном обучении, как средство развития и саморазвития обучающихся.
Современная эпоха – это время  информационной цивилизации, а она требует  формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни. Сегодняшний день требует от студентов не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно, проводить исследования, давать экспертные заключения, создавать проекты. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребенка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения Вот почему сегодня в образовании необходимо изменить его философско-методологическую  основу, оно должно стать ориентированным не только и не столько на интересы государства и социума, но, прежде всего, на интересы личности.
Чему же надо учить студентов?
Прежде всего – социальным и предметным компетентностям, позволяющим реализовать себя в любых обстоятельствах наилучшим образом.
Каковы же средства  достижения этих главных умений нынешнего века?
Мне, как преподавателю,  путь видится один создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие способности студента и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.
Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 
Новое в образовательном процессе: преподаватель организует деятельность студентов в инновационной среде, а студент осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.
В своей работе, учитывая запросы времени, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.
Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта. .
На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:
1. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать студента.
2. Создаю атмосферу заинтересованности каждого студента в работе группы.
3. Стимулирую студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий студенту выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
5. Поощряю стремление студента находить свой способ работы, анализировать способы работы других студентов в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.
6. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения студента.
Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – а это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
Я стараюсь всегда помнить об этом, подбирая формы и методы работы на уроке.
Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение студентов в познавательную деятельность. Учитель может сам поставить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят студенты и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. А как известно через интерес развивается активность студентов в учебном процессе. Это важно!

Считаю, что на уроках мы должны учить студентов мыслить. Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остаётся с человеком. Для достижения этой цели мы должны учить детей анализировать, выделять главное, учить сравнивать и строить аналогии, учить обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.
Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом фронтальная форма учебной деятельности должна использоваться реже, в основном при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности, а вот  преобладающими формами работы являются: 1) групповые,  2) парные,  3) индивидуальные.
При разработке дидактического материала учитываю психолого-педагогические особенности студентов, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.
В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении часто организую свободную беседу, стимулирующую студентов высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Студенты не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание.
На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи студентов. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы личностные результаты- готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.

Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:
- обеспечивает развитие и саморазвитие личности студентов, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей;
- предоставляет каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;
-  личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта;
- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей студентов.
Использование такой технологии способствует превращению студента из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у студентов мотивацию к обучению.

15