Доклад «Технология уровневой дифференциации на примере урока математики»


ГБОУ СПО (ССУЗ) «Магнитогорский педагогический колледж»
Школьное отделение
Кафедра психолого – педагогических дисциплин
и частных методик
Доклад:
«Технология уровневой дифференциации на примере урока математики»
Выполнила:
Мельникова Е.В.
Студентка 742 группы
Проверила:
Тартаковская Е.В.
Магнитогорск, 2015 г
Уровневая дифференциация – это такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Цель применение технологии уровневой дифференциации: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся, когда базовый уровень обеспечивает возможность для эволюционного развития личности.
Основная задача дифференциации: раскрыть индивидуальность ученика, помочь ему развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Актуальность применения технологии заключается в признание права ученика на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения. Обеспечение учителем своевременного достижения каждым учащимся, как минимум, обязательного уровня и более высоких уровней. Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении. Формирование положительной мотивации школьников - все дети могут достигнуть обязательных результатов обучения. Применение технологии УД как здоровьесберегающей технологии обучения.
Проблемы: Среди современных проблем в образовании на главном месте стоит качество преподавания предмета . Поэтому, применение новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе вызвано необходимостью социального заказа обществом; учащиеся имеют разный темп овладения учебным материалом и способностью самостоятельно усваивать знания и умения; возрастают требования программы по математике; физическое и психическое здоровье детей ослабевает; острый дефицит учебного времени. обязательная итоговая аттестация в форме ЕГЭ по математике.
Основные принципы уровневой дифференциации: принцип выделения и открытого предъявления уровня обязательной подготовки (по уровням); Принцип «ножниц», т.е. уровень обучения должен превышать уровень стандартов образования; Принцип последовательности в продвижении по уровням обучения; Принцип формирования опоры, предусматривающий, что у всех учащихся должны быть сформированы опорные знания и умения; Принцип соответствия содержания контроля и оценивания знаний уровневому подходу; Принцип добровольности в выборе уровня усвоения и отчетности учебного материала; Принцип индивидуализации, который позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения в обучении.
Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся:
Гупповая дифференцированная (учащиеся одной группы выполняют задание коллективно, затем организуется отчет каждой группы);
Индивидуальная дифференцированная (учащиеся выполняют задания индивидуально и оценивается работа каждого учащегося)
Виды дифференцированной помощи педагога учащимся в зависимости от уровня их подготовки указание типа задачи, правила, на которое опирается задание; дополнение к заданию (рисунок, схема, чертёж, инструкция); словесное указание алгоритма решения или выполнения; указание аналогичной задачи, решенной ранее; наведение на поиск решения определённой ассоциацией; расчленение сложного задания на элементарные составные части; постановка наводящих вопросов; предупреждение о наиболее типичных ошибках; неправильных подходах при выполнении задания.
Дифференцированный устный счет на уроке математики проводится в форме игры, на скорость; на количество правильно решенных примеров; на развитие зрительной памяти; на развитие слуховой памяти.
Применяется дифференциация при даче домашнего задания, изучении нового материала, повторении и закреплении материала, контроле и учете знаний.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества Преобразование математического объекта в новый; Задания с недостающими и лишними данными; Выполнение заданий разными способами.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности: Усложнение математического материала, увеличение количества действий в выражении или в решении задачи, выполнение операций сравнения в дополнение к основному заданию, использование обратного задания вместо прямого.
Дифференциация заданий по объему учебного материала. Обусловлено разным темпом работы учащихся. Основное задание + дополнительное; Творческие, трудные задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.Все дети делают одинаковые упражнения, но одни делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, с помощью карточек помощниц; Образец выполнения задания, показ способа решения, образца рассуждения; Справочные материалы, формулы, схемы; Наглядные опоры, модели; Начало решения или частично выполненное решение. Вспомогательные наводящие вопросы.
Эффективность технологии только при условии интеграции с другими технологиями: технологией личностно-ориентированного образования, технологией проблемного обучения, технологией рефлексивного обучения и т. д.
Для успешного проведения дифференцированного обучения учителю необходимо: изучить индивидуальные особенности и учебные возможности учащихся; определить критерии объединения учащихся в группы; использовать и совершенствовать способности и навыки учащихся в групповой и индивидуальной работе; систематически и объективно анализировать работу учащихся; планировать деятельность учащихся по формированию у них навыков самостоятельной деятельности и умение управлять собственным учебным процессом; отказываться от малоэффективных приемов организации обучения. заменяя их более рациональными при данных условиях; осуществлять постоянную обратную связь на уроке; умело использовать средства поощрения и т.д.
Использование технологии уровневой дифференциации как средство формирования учебно-познавательной компетентностиучащихся на уроках математики.
С целью повышения качества образования рекомендую опробовать технологию уровневой дифференциации, т. к. данная технология осуществляется не за счёт уменьшения объема изучаемой информации, а  обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.
Вывод:
Вполне очевидно, что в процессе внедрения технологии уровневой дифференциации главная роль принадлежит учителю. Проходя через творческое сознание педагога, через его личный опыт и преобразуя этот опыт, идеи уровневой дифференциации обучения приобретают живое воплощение. Обеспечив методически новую технологию, учитель обязательно увидит ее плюсы, подтвердит ожидаемые позитивные результаты.
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на «выращивание» и адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования, а значит, имеет полное право быть востребованной педагогами.
Литература
1. Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991.
2.     Гроот Р. Дифференциация в образовании, /Директор. -1994. - .V5.
3.     ГузикН.П. Обучение органической химии. - М.. 1988.
4.     ГузикН.П. Учить учиться. - М., 1981.
5 Дифференциация как система: В 2 ч. - М., 1992.
6.    Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.
7.    Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
8.  Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.