Цели: образовательная: научить учащихся использовать в речи прилагательные, усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи. 2) развивающая: развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи. 3) воспита


Урок-экскурсия по русскому языку на тему: "Имя прилагательное. Закрепление"Балкизова Асят Анатольевна учитель русского языка и литературы
Разделы: средняя школа

Цели: образовательная: научить учащихся использовать в
речи прилагательные, усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
2) развивающая: развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3) воспитательная: воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку, осуществлять связь с родной природой, бережно относиться к родному краю.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма: урок- экскурсия
Технология: здоровьесберегающая, дифференцированная, мультимедиа
Методы: эвристический, словесный, наглядный, поисковый
Вид: интегрированный
Оборудование: учебник, компьютер, карточки, картина-карта, рисунки, магнитофон, кассета , опорные слова, памятки.
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.Всех зовет он на урокНу-ка, дети, все готовы?Начинаем точно в срокПоздороваемся гостям _______________На места все тихо сядемНе нарушим тишинуПриготовились все слушать,Я урок сейчас начну.- Зажмурили крепко глазки, взлетаем!А чтобы приземлиться , ответьте быстро на вопрос - Что движется быстрее скорости света? (мысль)
- Кто знает ответ, покажите свою готовность командой: Встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать “И-И-И” 3 раза
- Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук “И” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, уши)
2. Психологический настрой. Медитация
- Прикрыли глазки и мысленно сказали:
“Я внимателен, я хорошо думаю,я сосредоточен, догадлив,сообразителен и уверен в себе”
- Открыли глаза.
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!
3. Пальчиковая гимнастика
- Прежде чем мы запишем число, и классная работа в тетрадь давайте разогреем наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук. (Постучите в кулачок)
Он деревья не калечит
Он их просто клювом лечит (Постучите подушками пальцев по столу)
- Какую пользу оказывает дятел лесу?
(Он лечит деревья от вредителей)
- Какие правила поведения люди должны соблюдать, находясь в лесу?
(1. Не разжигать костер. Не разорять птичьи гнезда, не рвать цветы, не уничтожать деревья, не нарушать тишину, громко не разговаривать)4. Сообщение темы и целей урока
а) Подготовка к восприятию материала
- Какое время года наступило?
- Назовите осенние месяцы?
- Что происходит с деревьями осенью?
- Какие изменения происходят в жизни птиц и животных?
- Какую работу выполняют люди на огороде, в саду, в поле?
- Какие животные живут в лесу?
- Какие приметы осени вы знаете?
1) Воробьи купаются в пыли - к дождю
2) Птицы летают высоко – будет хорошая погода
3) Сова кричит - к холоду
4) Утром иней - к холоду
5) Дым от костра идет вверх - к хорошей погоде
- Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года ___________________(осенью зовется)
Б) Сообщение целей урока
Итак, сегодня мы отправляемся в осенний лес. (Показ картины, на фоне картины звучит музыка природы П.И. Чайковского), и понаблюдаем за осенними изменениями в природе, а также повторим все о прилагательном.
Я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими экскурсантами (участниками экскурсии).
Мы пойдем по лесу пешком и встретимся с ежом, увидим, как работает дятел, понаблюдаем за медведем, повстречаем хитрую лису.
Достаньте и откройте свои дневники наблюдений - тетради.
За каждый верный ответ вы получите осенний лист, а в конце урока мы подсчитаем количество собранных вами листьев.
Запишем число, классная работа_______________________________
5. Минутка чистописания
- Наш девиз не забываем и все чаще повторяем.
- Тетрадь с наклоном положу.Ручку правильно держуСяду прямо, не согнусьЗа работу я возьмусь.
- Догадайтесь, какую букву сегодня будем писать
1) Что посреди земли стоит? (буква М)
2) Дайте характеристику звуку, обозначенной буквой М
3) Запишите, продолжив закономерность.
Мм МмМ МмМм МмМмМ МмМмМм ….
Работа со скороговоркой
Прочитайте предложение:
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
- Произнесите 2 раза про себя.
- Произнеси скороговорку вслух. (4-5 ученика)
- Какое слово все чаще всего повторяется?
- Объясните ,почему слово Маргарита пишется с большой буквой, а маргаритки- с маленькой?
( Маргарита – это имя человека, и пишется оно с большой буквой, а маргаритки – это название цветка, и поэтому пишется с маленькой буквой).
- Спишите. Разберите предложение по членам предложения и частям речи.
(1 ученик выходит к доске и разбирает у доски).
6. Проверка пройденного материала. Работа в паре
1 остановка у ежа
- Посмотрите на необычное дерево, под которым спрятался еж.
Как вы считаете, что самое главное у дерева? ( корни). Спрятался еж давайте поиграем в игру “Оденем дерево”.
Игра “Оденем дерево”
У вас на столе лежат карточки – листья.
Давайте наденем дерево золотой листвой, ответив на задания, помещенные на обратной стороне.
(Дети выходят к доске, на доске висит картина дерева, и крепят лист на дерево)
Изменяются ли прилагательные по числам, падежам, по родам.
Пальто, метро, алло - это…
Дядя, Ваня, брат - эти слова относятся к … склонению. Почему?
Какой частью речи выражено имя прилагательное
Зависит ли прилагательное от существительного
Имя прилагательное является главным членом предложения
Как определяется падеж имени существительного?
Изменяются ли иноязычные женские имена?
Определи род, число, склонение существительного ОСЕНЬ.
А как это будет на каз.языке?
Составь предложение устно.(К?з келді. К?з-?андай тамаша мезгіл.)
Что обозначает прилагательное?
Как обозначается в предложении?
Какие окончания имеют прилагательные ж.р.?
От какой части речи зависит прилагательное?
- Какое слово образовалось на доске?
П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е
Стратегия “ Снежный ком”
(Выбираются эксперты, 2 ученика (сильные дети). Они следят за правильностью ответов остальных учеников и делают вывод).- Поиграем в “снежный ком”. Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном?
(Часть речи, которая обозначает признаки предметов, и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?. Изменяется по родам, числам, падежам.
Зависит от существительного, в предложении является определением)Остановка у лисы
7. Словарная работа
П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е
- Составьте при помощи данных букв 5 существительных ед или мн.ч, и подберите к ним прилагательные.( работа у доски.3 ученика от каждого ряда выходят к доске, а остальные работают в тетради)
Ель - колючая ( ж.р., ед.ч,) нота- высокая ( ж.р. , ед.ч)
Тело - стройное ( ср. р, ед.ч,) тени- светлые ( ж.р, мн.ч)
- Поставьте ударение над прилагательным.
- Выделите окончания.
-В скобках запишите род, число им. Прилагательного.
- Есть ли в этом ряду многозначные слова - омонимы  (тени - 1) место, защищенное от попадания прямых солнечных лучей солнца; неотчетливое очертание предмета; подозрение в чем-нибудь; затемненное место на рисунке предмета; косметическая краска для лица и глаз).
8. Физминутка - релаксация “ Дождь в лесу” (5 мин.)
(Включается запись)
(Дети становятся в круг, друг за другом - они “ превращаются” в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).В лесу светило солнышко. Все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.
(Дети качаются, легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища)
Дождик стучит все сильнее и сильнее.
(Дети усиливают движения пальцев рук)
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.
(Проводят ладони по спине).
Но вот снова появилось солнышко. Деревья обрадовались, отряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.
Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость, радость жизни.
Остановка у медведя
9. Работа с опорной таблицей и картиной. Развитие речи
(Учитель читает стих Ф.Тютчева)
Бродит в роще листопад По кустам и кленамСкоро он заглянет в садЗолотистым звоном.Соберем из листьев веер,Яркий и красивыйПробежит по листьям ветер,Легкий и игривый,И послушно ветру вслед,Листья улетаютЗначит, лета больше нет Осень наступает!Прилагательное в переводе с греческого языка означает “эпитет”
- Что же такое эпитет? (Образное сравнение, описание).
- Опишите осенний лес устно, используя эпитеты.
(Красивый лес, золотая пора, мрачные деревья, хмурое небо)
Остановка у дятла
10. Самостоятельная работа в 4-х группах
Составьте предложение и запишите в тетрадь, используя прилагательные
1 гр) КРАСИВЫЙ, 2 гр) ЗОЛОТАЯ,3 гр) СПЕЛЫЙ, 4 гр) осеннее.(Дети записывают 1 предложение в тетрадь)
1) Наступил золотой листопад.
2) Пришла в лес золотая осень.
3) Садоводы собрали спелый урожай.
4) За горизонтом показалось осеннее солнце.
(Чтение предложения уч-ся по тетради)
Алгоритм (самостоятельно в тетради 2 мин.)
1 группа
- Найдите словосочетание прил.+сущ.
- Поставь вопрос от существительного к прилагательному?
(Листопад (какой?) красивый)
- Зависит ли прилагательное от существительного? (да)
2 группа
2) Найдите многозначное слово? (золотая)
- Какое значение имеет это слово? (цвет золота, блестяще-желтый, осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья.)
- Сколько это слово имеет значений? (2 -прямое и переносное. Например:золотые руки - мастер на все дела и золотое кольцо - сделанное из золота)
- Дайте характеристику к слову золотая. (ж. р, ед.ч, И.п..).
- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
3 группа
3) – Выполните синтаксический разбор 3 предложения
Садоводы собрали спелый урожай.
4 группа
4) – Выполните морфологический разбор прилагательного (осеннее) по памятке на столе.
11. Работа с опорной таблицей
- Какой вывод можно сделать из вышесказанного? (работа с опорной таблицей)
(Ученики от каждой группы сами делают вывод)
1) прилагательное зависит от существительного.
2) изменяются по родам, числам, падежам.
3) выполняют роль определения в предложении.
4) обозначает признак предмета.
12. Работа по учебнику
- Откройте учебник на с 46.
(Чтение правила на с. 46-47)
Вывод ____________
- Выполним упр. 154 письменно.
1 предложение записывает 1 группа,
2 предложение -2 группа,
3-3 группа, а 4 группа - ответит устно на вопросы.
13. Закрепление материала. Работа на компьютере
а) Инструктаж по работе на компьютере
- Назовите правила поведения за работой на компьютере
б) выполнение разноуровневых заданий
- Сядьте правильно за компьютерные столы. Подвиньте стул к себе.
- Откройте папку “ЗАДАНИЕ”.( задания идут от простого к сложному )
- Выполните задания
1 задание
Подбери и напиши к словам подходящие слова-признаки.
Мяч - …………………………звонкий
Листья - ………………………золотистые
Медведь - …………………….косолапый
2 задание
Образуй от существительных прилагательные:
Солнце - …………………………………………..солнечныйНочь -…………………………………………… ..ночной
Холод -…………………………………………….холодная
3 задание
Спойте песню “ Оранжевое небо”
Оранжевое небо,Оранжевое море,Оранжевая зелень,Оранжевый верблюд.Оранжевые мамы,Оранжевым ребятам,Оранжевые песни,Оранжево поют.
- Что изменилось?
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)
14. Рефлексия. Итог урока
Что я знал? Что  нового узнал?
   
- Определите главную мысль урока?
По сравнению с существительными прилагательные обладают большой способностью. Они могут изменять род, число, падеж существительных.
- Выполнили ли мы свою задачу на уроке? ДА
15. Оценивание
Оценим ваши знания по количеству листьев………………………..
16. Домашнее задание
С.280 правило учить, с.284 упр.803 пис., в упражнении:
1 гр) разобрать по составу все прилагательные., 2 гр) выполнить морфологический разбор прилагательных по памятке, 3 гр) выполнить синтаксический разбор 3 предложения.