Рабоая программа по курсу Россия и мир, 10 класс


Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу «Россия и мир»
для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по истории и авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Одна из основных целей курса - изучения курса состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; мнения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
Умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
Умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
Умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта;
Умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);
Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Место предмета в учебном плане МОУ СОШ № 5.
В школе на изучение истории выделяется 68 часов (2 урока в неделю, 34 учебные недели).
Разделы курса:
Введение в историю.
Человечество в эпоху Древнего Мира и Средневековья.
Мир в Новое время.

Основное содержание курса:

Раздел I. Введение в историю . История и исторический процесс . История и познание истории .
Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья . От первобытности к цивилизации. Древний Восток . Античные цивилизации Средиземноморья . Древнейшая история нашей Родины . Духовный мир древних обществ.Историческое наследие древних цивилизаций. Средневековая цивилизация Европы . Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века . Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы . Дневнерусское государство и общество . Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства . Особенности процесса объединения русских земель . Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV начале XVII в. Социально-экономическое развитие России . Россия в средневеко
·вом мире . Человек в древности и Средневековье.
Раздел III. Мир в Новое время . Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному. Россия: особенности перехода к Новому времени . Россия: особенности социально-экономического развития в XVIIXVIII вв. Европейские государства в XVIXVIII вв. Феномен российского самодержавия . Особенности социальных движений в России в XVIIXVIII вв.. Церковь, общество, государство в России XVIIXVIII вв. Россия великая европейская держава . Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIIIXIX в. Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIIIXIX в . Рождение современных идеологий . Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота . Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия . Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы. Человек в эпоху становления и развития индустриального общества.

В результате изучения истории ученик должен
знать основные этапы и ключевые события истории с древнейших времен до конца XIX века и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
обладать навыком поиска нужной информации по заданной теме, извлечения необходимой информации из различных знаковых систем (схемы, таблиц, графиков и т.д.)
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории с древнейших времен до конца XIX века, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.


критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;









































ВИ-ИР
Раздел. Тема. Урок.
час
Домашнее задание
дата


1-2
3-4
5


6
7-8
9

10-11

12-13

14

15-16

17

18-19

20-21

22-23

24-25

26-
27

28


29

30-31

32-33

34-35

36

37

38-39

40-
41

42


43-44

45

46

47


48-49

50-51

52-53


54-55

56-57

58-59

60-
61

62

63

64

65

66

67

68



1-2
3-4
5


6
7-8
1

9
2

10
3

4

11-12

13

5-6


7-8


9-10


11-12

13-
14

15


16

14
17

15
18

16-17

19

20

18-19

21-22

23


24-25

26

27

20


21-22

23
28

29-30


31-32

33-34

35-36

24
37

38

39

40

41

42

43

44
Раздел 1. Введение в историю.
История и исторический процесс.
История и познание истории.
Зачем нужно изучать историю.
Раздел 2. Человечество в эпоху Древнего Мира и Средневековья.
От первобытности к цивилизации. Древний Восток.
Античные цивилизации Средиземноморья.
Древнейшая история нашей Родины.

Духовный мир древних обществ.


Историческое наследие древних цивилизаций.


Урок контроля знаний.

Средневековая цивилизация Европы.


Византия, Арабский халифат и Восток в средние века.

Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы.

Древнерусское государство и общество.


Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества.

Особенности процесса объединения русских земель.


Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце 15- начале 17 вв.

Социально-экономическое развитие России.


Россия в средневековом мире.

Человек в древности и средневековье


Уроки контроля знаний.

Раздел 3. Мир в новое время.
Раннее новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному.

Россия: особенности перехода к новому времени.

Россия: особенности социально экономического развития в 17-18 вв.
Европейские государства 16-18 вв.


Феномен российского самодержавия.


Особенности социальных движений в России в 17-18 вв.

Церковь, общество, государство в России в 17-18 вв.


Россия великая европейская держава.

Урок контроля знаний.

Промышленный переворот и формирование индустриального общества во 2-ой половине 18-19 вв.

Революции и их место в историческом процессе 2-ой половине 18-19 вв.

Рождение современных идеологий.


Начало становления индустриального общества в России. Социально- экономическое развитие и особенности промышленного переворота.

Российские реформы в 19 в.: причины, цели, противоречия.

Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы.

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества.

Уроки контроля знаний.


Урок обобщение по теме: «Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья ».
Урок обобщение по теме: «Мир в новое время».
Уроки по региональному компоненту.
Древние народы и цивилизации Северного Кавказа.

Территория Ставропольского края в Средневековье.

Ставрополье в 18 – первой половине 19 в.

Кавказская война и Ставрополье.

Великие реформы на Ставрополье.
5
2
2
1
28

1
2
1

2


2


1

2


1

2


2


2


2


2


1


1

2


2

28
2


1

1

2


2


1


2


1

1

1


2


2


2



2


2


2


2


1

1

1

1

1

1

1

П.1
П.2
С.23-25


П.3
П.4-5
П.6

П.7


П.8,пов.3-7


Пов. 3-8

П.9-10


П.11

П.12


П.13-14


П.15-16


П.17-18


П.19-20


П.21


П.22

П.23,пов. 9-22

Пов. 9-23


П.24-25


П.26

П.27

П.28


П.29


П.30


П.31


П.32, пов. п. 24-31
Пов. п. 24-32

П.33


П.34-35


П.36


П.37



П.38


П.39-40


П.41, пов. 33-40

Пов. п. 3-23


П.24-41

П. 24-41

Конспект

Конспект

П.1 СК

П.2-3 СК

П.6-7 СК