КТП по литературе 5 класс ФГОС (программа Г.С. Меркина)



№ урока
п/п Содержание (разделы, темы) Количество часов Даты проведения Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия Материально – техническое оснащение
план факт ВВЕДЕНИЕ 1 Литература как искусство слова. 1 01.09 Предметные: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии Презентация
сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии 2 Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». 1 02.09 Предметные: знать определение терминов миф, античный герой, называть способы создания и бытования фольклорных произведений.
Коммуникативные: объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их роль в жизни человека, включать афоризмы из мифов в собственную речь. Иллюстрации к мифам
Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»).Образы Одиссея и Полифема. 1 07.09 Устное народное творчество 7+1 вн.ч.
Истоки фольклора, его основные виды. Загадки.
1 08.09 Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Коммуникативные: уметь создавать письменное оригинальное произведение
Личностные: сформировать потребность в чтении УНТ как средстве познания народных идеалов, понять природу возникновения и исполнения произведений Презентация: «Малые фольклорные жанры»
Пословицы и поговорки 1 09.09 Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке. 1 14.09 Коммуникативные: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды; уметь охарактеризовать героев сказки
Личностные:оценивать поступки с морально-этической точки зрения Иллюстрации
Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки. 1 15.09 Коммуникативные: совершенствовать навыки пересказа и речи
Предметные: владеть понятиями постоянный эпитет, зачин, концовка сказки, повторы и уметь находить их в тексте
Иллюстрации
Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. 1 16.09 Коммуникативные: развивать навыки пересказа, монологической речи Уроки Кирилла и Мефодия
Сказка и миф: сходства и различия. 1 21.09 Сказки народов России. «Падчерица». 1 22.09 Личностные: проявлять интерес к сказкам других народов Коммуникативные: развивать навыки пересказа, анализа текста нравственную проблематику; узнавать «бродячие» сюжеты; характеризовать героев народных сказок Презентация
Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
«Общее счастье». Из фольклора народов Северного Кавказа. 1 23.09 Из древнерусской литературы. 2
Из «Повести временных лет» История в древнерусской литературе. 1 28.09 Предметные: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы;
Личностные: усвоить нравственные аспекты летописи Уроки Кирилла и Мефодия
Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы 1 29.09 Басни народов мира. 2 Эзоп. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях 1 30.09 Предметные: знать предшественников и последователей Крылова в жанре басни Прослушивание аудиозаписи.
Жан де Лафонтен «Лисица и виноград» 1 05.10 Русская басня. 5+1 вн.ч. Основные темы басен. Русская басня в XX веке.
М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру» 1 06.10 Предметные: иметь понятие о родах и жанрах литературы Портрет Ломоносова
И.А. Крылов. Тематика басен И.А. Крылова. 1 07.10 Предметные: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль
Коммуникативные: владеть навыком объяснения смысла морали, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи
Предметные: Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их
Презентация: «Басни Крылова»
Сатирическое и нравоучительное в басне. 1 12.10 Образный мир басен И.А. Крылова 1 13.10 Иллюстрации
С. В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика 1 14.09 Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
Т. Александрова «Светофорчик». Об уважении и сострадании. 1 19.10 Литература XIX века. 34+4 вн.ч А.С. ПУШКИН 6+1 вн.ч. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне» 1 20.10 Предметные: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности
Презентация
Фотоальбом «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога» 1 21.10 репродукции
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи в «Сказке...». 1 26.10 Коммуникативные: уметь сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского
Предметные: знать систему образов сказки Добро и зло в сказке А.С. Пушкина. 1 27.10 Классное сочинение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 1 28.10 Предметные: использовать приобретенные знания для создания сочинения
Коммуникативные: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос Поэма «Руслан и Людмила» Сказочные элементы. Богатство выразительных средств в поэме. 1 10.10 Предметные: уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”
Коммуникативные: развивать речь и воображение Презентация
Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». Уважение, сострадание, достоинство. 1 11.11 Предметные: характеризовать литературную сказку как жанр; различать авторскую и фольклорную сказки, определять их нравственную проблематику; узнавать «бродячие» сюжеты; характеризовать героев сказок Поэзия 19 века 2 Поэзия 19 века о родной природе. 1 16.11 Предметные: объяснять смысл понятия художественный мир лирического произведения; называть разновидности лирики;
Коммуникативные: выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, анализировать иллюстративный материал Поэзия 19 века о родной природе.
Анализ стихотворения. 1 17.11 Таблица
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 3 М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения 1 18.11 Предметные: знать основные сведения о детстве поэта; историю создания стих-я;
Личностные: воспитывать в себе уважение к прошлому России;
Регулятивные: осознать, что война тяжёлое время для всех, особенно для детей, которые несут все тяготы наравне со взрослыми презентация
Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова. 1 23.11 Предметные: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения
Коммуникативные: давать характеристику его героев
Личностные: понимать патриотический пафос стихотворения Иллюстрации.
Художественное богатство стихотворения. 1 24.11 Н. В. ГОГОЛЬ 5 Н.В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». 1 25.11 Предметные: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя
Коммуникативные: уметь доказывать, что «Ночь перед Рождеством» – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя»
Образы и события повести. 1 30.11 Презентация.
Репродукции к повести
Отражение в повести славянских преданий и легенд.
Проект: составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях». 1 01.11 Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. 1 02.12 Регулятивные: наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения Классное сочинение по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 1 07.12 Предметные: использовать приобретенные знания для создания сочинения
Коммуникативные: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос И.С. ТУРГЕНЕВ 6 И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» Образы центральные и второстепенные; образ Муму 1 10.12 Коммуникативные: используя материал статьи учебника и информацию о Музее – заповеднике «Спасское-Лутовиново» подготовить сособщение о детстве И.Тургенева, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести
Предметные: знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново»
Тематика и социальная проблематика рассказа. 1 11.12 работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Гуманность, сострадание в рассказе. 1 14.12 Уроки Кирилла и Мефодия
Социальная несправедливость, бесправие, доброта
1 17.12 Р. Р. Классное сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму» 1 18.12 Предметные: знать содержание произведений
Коммуникативные: уметь создавать собственное речевое высказывание И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык ».
Стихотворение в прозе «Воробей» 1 21.12 Предметные: Объяснять значение понятий лирика, проза, поэзия, эпос.
Коммуникативные: готовить развернутый устный ответ (составление плана ответа, подбор цитат из текста). Презентация
Н.А. НЕКРАСОВ
3+1 вн.ч Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».
Особенности композиции произведения. 1 24.12 Коммуникативные: уметь устно рассказать о детях, изображенных на иллюстрации учебника страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Основная тема и способы ее раскрытия 1 25.12 Предметные: характеризовать героев произведений, выявлять авторскую позицию по отношению к ним; выразительно читать наизусть отрывки из произведений Н. А. Некрасова. Отношение автора к персонажам стихотворения. Судьба русской женщины. Стихотворение «Тройка» 1 28.12 Иллюстрации
Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
А Куприн «Чудесный доктор». О деятельном сострадании. 1 11.01 Предметные: характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним; Л.Н. ТОЛСТОЙ 7+2 вн.ч. Л.Н. Толстой. Сведения о писателе.Яснополянская школа. 1 1401 Предметные: Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
Коммуникативные: уметь оперировать при анализе произведения понятиями «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; , определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра. материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. 1 15.01 Таблица «Герой литературного произведения»
Тема и основные проблемы в рассказе. 1 18.01 Две жизненные позиции(Жилин и Костылин). 1 21.01 Р.Р. Своеобразие сюжета.
Проект: составление альбома «Словесные портреты в рассказе»
1 22.01 Предметные: характеризовать героев произведений, выявлять авторскую позицию по отношению к ним; выразительно читать наизусть отрывки из произведений Иллюстрации
Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера. 1 25.01 Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1 28.01 Предметные: знать содержание произведений
Коммуникативные: уметь создавать собственное речевое высказывание Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
Д. Давыдов «1812 год. Отрывок из дневника».
1 29.01 Иллюстрации
Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
Л. Н. Толстой «Петя Ростов». Отрывок из романа «Война и мир». О войне 1 01.02 Предметные: знать содержание произведений
Коммуникативные: уметь создавать собственное речевое высказывание А.П. ЧЕХОВ 2 Книга в жизни А.П. Чехова. 1 04.02 Предметные: Знать автора и биографические сведения о нем.
Коммуникативные: уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации
Рассказ «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа.
Проект: составление электронного альбома «Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях» 1 05.02 Презентация
Из литературы XX века 25+2 вн.ч И.А. БУНИН 2 И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации.
1 08.02 Предметные: Объяснять смысл понятия художественный мир лирического произведения; называть разновидности лирики; Коммуникативные: выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, анализировать иллюстративный материал заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Рассказ «В деревне»; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. 1 11.02 Предметные: воспринимать и читать выразительно текст рассказа «Косцы». Коммуникативные: формулировать устный ответ на поставленный в учебнике вопрос. Л.Н. АНДРЕЕВ 3 Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. 1 12.02 Коммуникативные: Подбирать и обобщать материал о А. И. Куприне, выражать собственное впечатление от прочитанного рассказа; выразительно читать эпизоды, анализировать иллюстративный материал Иллюстрации
Тяжелое детство героя. 1 15.02 Р. Р. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. 1 18.02 Предметные: находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, составлять цитатный план произведения; А.И. КУПРИН 1+1вн.ч. А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». 1 19.02 Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.
определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести
Регулятивные: понимать и объяснять смысл названия рассказа рисунки учащихся
Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
А Куприн «Белый пудель». О деятельном сострадании. 1 22.02 Предметные: характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним; А.А. БЛОК 2 А.А. Блок. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; 1 25.02 Предметные: объяснять смысл понятия художественный мир лирического произведения; называть разновидности лирики;
Коммуникативные: выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово
Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. 1 26.02 С.А. ЕСЕНИН 4 С.А. Есенин. Малая и большая родина. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде...», 1 29.02 Коммуникативные: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин
Предметные: владеть первичными сведениями о биографии Есенина; уметь оперировать в речи литературоведческими терминами при анализе лирического произведения
заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
«Поет зима — аукает... », Единство человека и природы 1 03.03 работа с иллюстрациями
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы... ». 1 04.03 Р. Р. Анализ стихотворения А. Блок, С. Есенин. 1 07.03 Регулятивные: планировать результат, коррекция знаний по анализу стихотворений Таблица
А.П. ПЛАТОНОВ 2+1 вн.ч. А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Тема рассказа. 1 10.03 Регулятивные: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев
Коммуникативные: уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы
Мир глазами ребенка, образ Никиты. 1 11.03 Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
А. Платонов «Неизвестный цветок». Сказка-быль. Об уважении, сострадании, достоинстве 1 14.03 Предметные: Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним; П.П. БАЖОВ 3 Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова 1 17.03 Предметные: знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.понятие о жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа
Коммуникативные: развивать навыки анализа текста Презентация
Труд и мастерство, вдохновение. 1 18.03 Р. Р. Приемы создания художественного образа.
Проект: постановкаспектакля по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок»
1 31.03 Н.Н. Носов 1 Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника»
Тема, система образов 1 01.03 Предметные: Подбирать и обобщать материал об авторе.
Коммуникативные: выражать собственное впечатление от прочитанного рассказа; выразительно читать эпизоды В. П. Астафьев 2 В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»Тема и идея рассказа. 1 04.04 Предметные: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева; знать об автобиографических произведениях писателя
Коммуникативные: уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа Презентация
Цельность произведения , глубина раскрытия образа.
1 07.04 Е.И. НОСОВ 1+1 вн.ч. Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка. 1 08.04 Предметные: подбирать и обобщать материал об авторе.
Коммуникативные: выражать собственное впечатление от прочитанного рассказа; выразительно читать эпизоды Рисунки учащихся
Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
Е. Носов «Трудный хлеб» 1 11.04 Родная природа 3 Родная природа в произведениях писателей XX века 1 14.04 Коммуникативные: выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, анализировать иллюстративный материал.
Стихи для детей К.Обойщикова, В.Неподобы, В. Бардадыма, В.Нестеренко.
В. Белов «Весенняя ночь» 1 15.04 «Поэзия и проза XX века о родной природе». 1 18.04 Из зарубежной литературы 12+1 вн.ч. Д. ДЕФО 2+1 вн.ч Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). 1 21.04 Предметные: знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве; знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; уметь объяснять, приводя примеры из разных произведений
Коммуникативные: уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь пересказывать эпизоды из текста
Регулятивные: уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста Репродукции
Сюжетные линии, характеристика жанра. 1 22.04 Вн. чт. Вокруг тебя – мир.
Анри Дюнан – основатель Красного Креста. Деятельное сострадание, помощь. 1 25.04 Х.К. АНДЕРСЕН. 2 Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. 1 28.04 Предметные: знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки
Презентация
Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность 1 29.04 Предметные: подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме, сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Рисунки учащихся
М. ТВЕН 3 М. Твен. Автобиография и автобиографические мотивы. 1 02.05 Предметные: иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; знать содержание произведений
Коммуникативные: уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)
Регулятивные: оценивать и анализировать поступки героев Презентация
Роман «Приключения Тома Сойера». Жизнерадостность героя. 1 05.05 Иллюстрации
Мир детства и мир взрослых 1 06.05 Ж. РОНИ-СТАРШИЙ 2 Ж. Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь » (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. 1 09.05 Коммуникативные: характеризовать героя зарубежной литературы.
читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.
инсценировать фрагменты произведений зарубежной литературы. иллютр. Л. П. Дурасова (в учебнике)
Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека 1 12.05 ДЖ. ЛОНДОН 2 Дж. Лондон. «Сказание о Кише», добро и зло, 1 13.05 Предметные: знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений
Коммуникативные: уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя
Регулятивные: понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе Презентация
Благородство, уважение взрослых в рассказе. 1 16.05 А. ЛИНДГРЕН. 1 А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок) 1 19.05 Коммуникативные: характеризовать героя зарубежной литературы.
читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.
инсценировать фрагменты произведений зарубежной литературы. Итоговый урок. 2 Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...») 1 20.05 Коммуникативные: передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д.
Рассказы детей о книге
Проект: составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям». 1 23.05 Личностные: формирование уважительного отношения к людям всех племен, наций и языков; уважения к природе Резервный урок 1 Обобщение изученного в 5 классе. Летнее чтение. 1