КТП по литературе 5 класс Программа Меркина Г.С. С УУД


№п/пДата Тема урока Виды деятельности учащихся Оборудование Планируемые результаты
план факт 1
Книга-твой друг.

Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников.
Устные высказывания, выразительное чтение.
Слайдовая презентация
художественная и учебная книга Предметные:
уметь правильно бегло и выразительно читать художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть.
Личностные:
книга в духовной жизни человека
Метапредметные:
умение подбирать аргументы, строить логическое рассуждение
ИЗ МИФОЛОГИИ 2+1 часа
2 Античный миф. Олимп.
Знакомство с героями мифов, выявление источников, дающих представление о мифологии рождения и детстве Зевса.
Представление книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выразительное чтение отрывков «Теогонии» Гесиода (перевод В. В. Вересаева) и «Одиссеи» Гомера (перевод В. А. Жуковского. Песнь IX), составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ мифахудожественный перевод Предметные:
уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
Личностные:
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся
метапредметныеРегулятивные УУД:
обучение целеполаганию.
Познавательные УУД:
давать определения понятиям.
3 Античный миф .Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».
Знакомство с героями мифа, выявление особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём..Выразительное чтение эпизодов мифа, подготовка сообщений, экскурсия по галерее
изображений мифологических героев (слайдовая презентация), беседа Репродукции картин
Слайдовая презентация
Предметные:
уметь давать развернутый ответ на вопрос Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся
Метапредметные : воспитание интереса к мировой истории и культуре
4 Гомер. Одиссея.ВН/ЧТ Выявление ключевых событий легенды об Одиссее, литературного источника, послужившего основой для составления пересказа Н. А. Куна; значение образа героя для мировой художественной литературы.
Сообщения учителя и учащихся, составление плана, выразительное чтение отрывка из «Одиссеи» Гомера, слайдовая презентация, составление таблицы в ходе прослушивания сообщений Выставка книг Куна Предметные:
Учиться делать сравнительную характеристику героев.
Личностные:
Умение пользоваться ресурсами Интернета
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 6+1часов
5 . Загадки.
Выявление тематики и семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок., навыков выразительного чтения.
Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок Слайдовая презентация
фольклор, фольклорные жанры, загадка Предметные:
Учиться писать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу. Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Малые жанры фольклора
Личностные:
Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся,
Метапредметные:
воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову
6 Пословицы и поговорки.
Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля..Экскурсия по книжной выставке, слово учителя, составление таблиц, беседа Сборники пословиц, поговорок и загадок Предметные:
уметь создавать собственный текст (пословицы, Частушки, рассказа.) Личностные:
Воспитание интереса к фольклору,
Метапредметные:
формирование представлений об особенностях народного мировосприятия
7
8 Литературная игра.
Вводный контроль
Анализ письменных работ Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословицах и поговорках. Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций Рисунки уч-ся
ПК
диалог Предметные:
Формирование навыков работы с учебником,
Личностные:
Умение применять полученные знания на практике, определять основную мысль пословиц и поговорок.
Метапредметные:
Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.
.
9 Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Выявление основной идеи сказки.
Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования
композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями Репродукции картин
Царевна-лягушка, Билибин «Баба-Яга»
Слайдовая презентация
Предметные:
Уметь пользоваться литературными, энциклопедическими, мифологическими словарями. .Личностные:
Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества,
Метапредметные:
формирование представлений о подлинных ценностях.
10 Сказки народов России. «Падчерица». Выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки.
Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям Слайдовая презентация
типы сказочных персонажей Личностные:
Знать содержание произведений русской литературы в
объеме 5 класса.
Предметные: Формирование навыков работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении
Коммуникативные УУД:
выступать перед аудиторией; работать в группе, интегрир. в нее, продуктивно взаимодействовать.
11-
12 Р. Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению-миниатюре.
Анализ письменных работ Выявление особенностей волшебной сказки, знакомство с творчеством знаменитых сказочников.
Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения Предметные:
Знать литературоведческие термины в объеме 5 класса.
Уметь писать сочинения по литературным произведениям в объеме 0,5-1,0 страницы.
Личностные:
Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2+1 часа
13 Из «Повести временных лет» «Расселение славян»
Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство.
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть ПК
Архаизмы
РТ
Предметные:
Владеть техникой чтения 120 слов в минуту при чтении вслух и 140-170 про себя
Метапредметные:
Воспитание интереса к отечественной истории.
14-
15 «Кий, Щек, Хорив»,
«Хазары»
Анализ письменных работ Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы.
Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи Репродукции картин
Слайдовая презентация
пересказ Предметные:Владеть техникой чтения 120 слов в минуту при чтении вслух и 140-170 про себя
Метапредметные:
Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси.
БАСНИ НАРОДОВ МИРА 1час
16 Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»
Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества.
Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся Выставка книг
ПК
язык Эзопа
Предметные:
Знать наизусть ряд стихотворных и прозаических произведений в объеме 5 класса.
Регулятивные УУД:
обучение целеполаганию;
умение самостоятельно
формулировать тему,
проблему и цели урока.
РУССКАЯ БАСНЯ 4+1часа
17 Русские баснописцы XVIII века.
В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. .Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование ПК
Выставка книг
Диалог
РТ
Личностные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений
18 М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя.
Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся портрет Предметные:
Осмысление языка басен как одного из необходимых источников русского литературного языка
Метапредметные:
Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы.

19 «…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова). Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен, значения крылатых выражений. .Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся крылатые выражения
РТ
Личностные:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений.

20 ВН/ЧТ «В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова). Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова.
Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями. мораль Предметные:
Воспитание читателя высококвалифицированного .Личностные:
Освоение роли чтения в жизни человека.
21 Русская басня XX века. Знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова, выявление морали басен, а также связи сюжетов басен Михалкова и Крылова.
Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа Репродукции картин
Слайдовая презентация
нравственные ценности РТ
Метапредметные:
Формирование представлений об антиценностях.
Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отн., эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодейств. со сверстн. и взрослыми.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
22 Детство и детские впечатления А. С. Пушкина. Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина.
Работа с учебником, комментарии к портретам А. С. Пушкина и его родных, беседа Репродукции картин
Слайдовая презентация
патриотизм
Метапредметные:
Умение организовать совместную со сверстниками учебную деятельность. Предметные:
Формирование представления о патриотизме
23 А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне». Знакомство с фактами биографии А. Р. Яковлевой, определение её роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике Портеты Арины Родионовны
Иллюстрации к произведению
лирический герой Личностные:
Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений.
24 А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки. Выявления народной основы сказки А. С. Пушкина, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке..Сообщение учителя, беседа, работа с иллюстрациями, лексическая работа Иллюстрации к произведению
ПК
словарь Метапредметные:
Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма.
Познавательные УУД: осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
обучение целеполаганию;
умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
25 Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна». Выявление идем сказки, роли художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной сказки и литературной. Выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа, оформление таблиц, подводящих итоги беседы, работа с учебником Слайдовая презентация
РТ
беседа Личностные:
Эстетическое восприятие произведений.
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений.
26 «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Выявление сказочных сюжетов, нашедших отражение в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»; определение функции художественно-изобразительных средств в повествовании; авторской позиции..Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение, работа со словарем, сжатый пересказ ПК
Иллюстрации к произведению
сжатый пересказ Предметные:
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания .Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений.
27 Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Выявление мотива одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя..Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А. А. Алябьева, беседа, работа с учебником Иллюстрации к произведению
РТ
пейзажная лирика Метапредметные:
Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Формирование нравственно-эстетических представлений.
Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
28-
29 «В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе).
Урок выразительного чтения Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе.
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений пейзажная лирика Личностные:
Владение выразительными средствами языка
Метапредметные:
Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям
30 М. Ю. Лермонтов. Детство поэта.»Бородино» Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта. Сообщения учителя и учащихся, работа с материалами выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы Выставка
Слайдовая презентация
Метапредметные:
Формирование о творчестве , о свободе выражения своих чувств.
Личностные:
Воспитание интереса к личности и творчеству поэта
31 История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значения Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 г. Формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 г
Сообщения учителя и учащихся; заполнение таблицы, подводящей итоги работы на уроке; работа с учебником, конструирование диалога, слайдовая презентация, лексическая работа
РТ
Эпитет.
Сравнение.
Прототип Метапредметные:
Формирование представления о патриотизме.
Личностные:
Воспитание интереса к отечественной истории и культуре.
Познавательные УДД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,
пользоваться изучающим видом чтения.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
32 Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» Выявление художественной идеи стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины.
Лексическая работа, работа с учебником, с терминами,
устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом Метафора, звукопись,
диалог,
монолог,
аллитерация,
ассонанс Личностные:
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств.
Метапредметные:
Воспитание патриотических чувств.
33 Р. Р. Домашнее сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова». Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.
Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению, сценария фильма по стихотворению М. Ю. Лермонтова, беседа, конструирование начала и финала сочинения повествование Метапредметные:
Формирование коммуникативной компетенциРегулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения.
34 Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством».
Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшим влияние на становление творческой личности писателя; выявление первоначальных представлений о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя.
Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, конкурс на лучшего знатока повести Репродукции картин
Слайдовая презентация
иллюстрации Метапредметные:
Утверждение роли искусства в жизни обществ
Личностные:
Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя 35 Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести.
Выявление исторической основы. Фольклорных источников и мотивов повести, определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей.
Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с текстом, таблицей и иллюстрациями, лексическая работа ПК
РТ
мифологические и фольклорные мотивы, юмор Личностные:
Умение характеризовать героев
Метапредметные:
формирование представлений об образе рассказчика
36 Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определение художественной идеи повести.
Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика Личностные:
Умение пересказывать прозаические произведения
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информ.;
пользоваться изучающим видом чтения, излагать содержание текста выборочно.
37 Детство И. С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. Знакомство с фактами биографии И. С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; определение роли Спасско-Лутовинова в творческой биографии писателя; выявление прототипов рассказа «Муму», первоначальных впечатлений от рассказа.
Сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, беседа Иллюстрации к произведению
РТ
прототип Личностные:
Понимание ключевых проблем изученных произведений
38 И. С. Тургенев «Муму» Выявление особенностей характера героя, проявляющихся в отношении к крестьянскому труду, обязанностям на службе у барыни, взаимоотношениях с дворовыми людьми; авторской позиции, проявляющейся как в прямых оценках, так и в сравнениях.
Художественный пересказ, лексическая работа, работа с иллюстрациями, беседа рассказ, тема художественного произведения Метапредметные:
Формирование представлений о социальных ценностях. Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей
39 Герасим и его окружение. Обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости героя; нравственного уродства других обитателей дома барыни.
Составление письменногорассказа о героях, лексическая работа, беседа, работа с иллюстрациями ПК
РТ
лексическая работа Личностные:
Умение характеризовать героев.
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений
40 Герасим и Муму. Немой протест героя. Два решения. Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни; выявление отношения автора к барыне и барскому окружению, постижение глубины и содержательности чувств Герасима, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой натуры нравам господских прихвостней; осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности.Сообщения учащихся, выразительное чтение,
работа с иллюстрациями, лексическая работа Репродукции картин
Слайдовая презентация
эпизод Личностные:
Умение анализировать литературное произведение
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Регулятивные УУД: принимать решение в проблемной ситуации.Познавательные УУД: осуществлять анализ
41-
42 Р. Р. Классное сочинение. Образ Герасима
Анализ письменных работ Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения Эпизод,
сюжет,
конфликт,
завязка,
развитие действия,
кульминация,
развязка Предметные:
Уметь анализировать произведение.
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений.
43 Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.
Выявление художественных идей стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык»; роли образно-выразительных средств в стихотворениях..Сообщения учителя и учащихся. Составление плаката-цитаты, выразительное чтение, лексическая работа стихотворения в прозе, эпитет, сравнение Личностные:
Умение самостоятельно ставить цели своего обучения
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений бучения.
44 Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Знакомство с фактами биографии Н. А. Некрасова, оказавшими влияние на становление личности поэта. Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, выразительное чтение, заочная экскурсия (слайдовая презентация) презентация Предметные:
Формирование коммуникативной компетенции
Метапредметные:
Воспитание интереса к жизни и творчеству , формирование гуманистического мировоззрения.
45 Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. Знакомство с творческой историей стихотворения; выявление значения крестьянской темы в творчестве писателей и художников, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведения.
Сообщение учителя, лексическая работа, работа с репродукциями картин и портретами поэта, выразительное чтение, беседа ПК
РТ
композиция Метапредметные:
Утверждение роли искусства в жизни обществ
46 Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. Составление цитатного плана, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями и таблицей, исследовательская работа с текстом, беседа РТ
Строфа,
эпитет,
сравнение, оксюморон Личностные:
Умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Метапредметные:
Выявление активной гражданской позиции автора стихотворения. Предметные:
Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.
47 «Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»).
Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представлений о строфе. Выразительное чтение, работа с репродукцией картины И. Глазунова, сообщение учителя, прослушивание романса «Тройка», работа с учебником, беседа РТ
Иллюстрации к произведению
строфа, эпитет, сравнение Личностные:
Понимание ключевых проблем изученных произведений.
Метапредметные:
Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся.
48 Анализ письменных работ. Линостные:
Умение создавать монологические высказывания.
49 Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».
Знакомство с фактами биографии Л. Н. Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявление историко-литературной основы рассказа, первоначальных впечатлений о прочитанном. Воспитание интереса к жизни и творчеству Л. Н. Толстого.
Сообщения учителя и учащихся, заполнение рефлексивной таблицы, работа с репродукциями, беседа, сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России. рассказ, сюжет Личностные:
Понимание ключевых проблем изученных произведений
50 Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
Знакомство с реалиями жизни горцев, выявление мотивов поступков героев, особенностей взаимоотношений Жилина и горцев, языка произведения.
Слайдовая презентация
рассказ, портрет Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
Предметные:
Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом
Метапредметные:
Воспитание гуманистического мировоззрения.
51 Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи произведения. Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями завязка, кульминация, развязка, идея Личностные:
Умение анализировать литературное произведение
Метапредметные:
Воспитание гуманистического мировоззрения.
52-
53 Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».
Анализ письменных работ Обобщение и систематизация полученных знаний, Лексическая работа, работа с пословицами и афоризмами, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя афоризм Метапредметные:
Воспитание российской гражданственности
Предметные:
выявление нравственных проблем рассказа, смысла противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости.
54 Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.
Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявление роли книги в жизни А. П. Чехова, значение его просветительской деятельности. Воспитание интереса к жизни и творчеству А. П. Чехова.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с изобразительным матери алом, слайдовая презентация самооценки Личностные:
Формирование и создание условий для самооценки.
Предметные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
55 Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник». Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, лексическая работа юмор, комическая ситуация, ирония, антитеза, метафора, градация Личностные:
Умение анализировать литературное произведение.
Метапредметные:
Осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести»; авторской позиции, жанровых особенностей рассказа.
56 Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересоли» Определение темы; осмысление авторской позиции жанровых особенностей рассказа; выявление художественных особенностей произведения.
Выразительное чтение по ролям, пересказ, анализ рассказа тема Предметные:
Формирование коммуникативной компетенции
57 Р. Р. Юмористический рассказ «Случай из жизни» Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов А. П. Чехова.
Работа с учебником, составление устного рассказа о смешном случае из жизни, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения Роль детали в создании художественного образа. Юмористический рассказ Личностные:
Понимание ключевых проблем произведения.
Предметные:
Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся
58 Контрольное тестирование по литературе 19 века Слайдовая презентация
Иллюстрации к произведению
Выставка книг
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
59 Детские и юношеские годы И. А. Бунина. Книга в жизни И. А. Бунина
Знакомство с некоторыми фактами биографии И. Бунина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству И. Бунина.
Сообщение учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей И. А. Бунина в Ельце, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация Слайдовая презентация
РТ
рассказ
Предметные:
Формирование высококвалифицированного читателя.
Метапредметные:
Семейные традиции и их влияние на формирование личности
60 Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…». Выразительное чтение, работа с репродукцией картины Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопросРТ
стихотворение-размышление Личностное:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.
Предметные:
Выявление художественной идеи стихотворения.
Метапредметные:
Воспитание нравственно-эстетических представлений у учащихся.
61 Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне». Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа Репродукции картин
Слайдовая презентация
образ-пейзаж Метапредметные:
Формирование гуманистических ценностей.
Предметные:
Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа.
62 Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник» Выявление художественной идеи рассказа. .Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос РТ
образ-пейзаж Метапредметные:
Утверждение роли искусства в жизни обществ
Предметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся
63 Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Знакомство с некоторыми фактами биографии Л. Н. Андреева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения, определения творческих интересов писателя. Воспитание интереса к творчеству Л. Н. Андреева.
Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей писателя, комментарии к портретам и фотографиям писателя, письменный ответ на вопрос, обсуждение записей по ходу урока (работа с рефлексивной таблицей) Слайдовая презентация
РТ
мировоззрение писателя Предметные:
Умение анализировать литературное произведение
64 Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.
Знакомство с прототипом рассказа, воссоздание особенностей жизни города, выявление её пагубного влияния на души людей. Сообщение учителя, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией, выразительное чтение фрагмента книги В. А. Гиляровского Портрет писателя
тема, эпизод, финал Метапредметные:
Формирование и создание условий для самооценки.
Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.
Предметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
65 Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе.
Тематика и нравственная проблематика рассказа Выявление смысла противопоставлений жестокой и грязной жизни города и одухотворенного бытия природы; формирование представлений об авторской позиции .Выразительное чтение, беседа, создание иллюстраций к эпизоду, исследовательская работа с текстом Слайдовая презентация
РТ
финал Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
. Предметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
66 А.И. Куприн.
Краткие сведения о писателе. Знакомство с некоторыми фактами биографии А. И. Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. И. Куприна.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение фрагмента статьи А.И. Куприна «Памяти Чехова», работа с фотографией писателя, беседа, письменный ответ на вопрос Портрет писателя
эссе Метапредметные:
Формирование гуманистических ценностей.
67 А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух») Выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, создание иллюстраций к прочитанному, беседа рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя Личностные:
Умение анализировать литературное произведение.
Предметные:
Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём.
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
68 ВН/ЧТ Куприн «Чудесный доктор» «Белый пудель» Слайдовая презентация
Выставка книг
69 А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Блока, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Блока.
Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация РТ
Портрет писателя
Иллюстрации к произведению
зрительный ряд Метапредметные:
Формирование гуманистических ценностей.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
Коммуникативные УУД:
Строить устные и письменные высказывания;
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
70 Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» Выявление объединяющего начала стихотворений А. Блока. Выразительное чтение, создание иллюстраций, работа с репродукциями, сообщения учащихся, беседа РТ
антитеза, художественное пространство Личностные:
Формирование и создание условий для самооценки.
Предметные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
71 Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Знакомство с некоторыми фактами биографии С. Есенина, оказавшими влияние на процесс формирования творческой личности поэта; Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация, письменный ответ на вопрос учебника Портрет писателя
эпитет Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
выявление роли книги, общения с природой в его судьбе.
72 Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...» Выявление художественной идеи стихотворения С. А. Есенина.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, слайдовая презентация РТ
Иллюстрации к произведению
сравнение, метафора, эпитет, олицетворение Метапредметные:
Формирование гуманистических ценностей.
Предметные:
Воспитание любви к родине и родной природе
73 Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» Выявление особенностей мировосприятия поэта, поэтической манеры С. А. Есенина Выразительное чтение, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, беседа, исследовательская работа с текстом РТ
олицетворение Метапредметные:
Утверждение роли искусства в жизни общества.
Предметные:
Воспитание любви к родной природе.
74 А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Платонова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Платонова.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с рефлексивной таблицей Портрет писателя
сравнение Личностные:
Умение анализировать литературное произведение
75 А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире) Составление цитатного плана, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником мифологическое сознание Личностные:
Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
Предметные:
Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.
76 Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником РТ
ПК
герой
Метапредметный:
Формирование гуманистических ценностей. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
77 Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.
Знакомство с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству П. П. Бажова.
Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа Портрет писателя
РТ
сказ, отличие сказа от сказки Личностные:
Свободно владеть монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, развернутого ответа на вопрос.
78 Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренне силы..Составление цитатного плана, лексическая работа, рассказ о событиях от лица участника, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение герой повествования, афоризм Личностные:
Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
Метапредметные:
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся
79 П. П. Бажова «Каменный цветок».
Приемы создания художественного образа. Выявление художественной идеи сказа, отличий сказа от сказки осмысление, приемов создания художественного образа.
Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение Отличие сказа от сказки,
герой
повествования, афоризм Метапредметные:
Формирование и создание условий для самооценки.
Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
80 ВН/ЧТ Бажов «Малахитовая шкатулка» Чтение книг для шк.возраста, построение пересказа Репродукции картин
Слайдовая презентация
81 Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Знакомство с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова; актуализация читательского опыта учащихся, выявление их читательских предпочтений. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. Н. Носова.
Сообщение учителя, составление комментариев к книжной выставке, создание иллюстраций к произведениям Н. Носова, составление художественного пересказа произведений Н. Носова, викторина Портрет писателя
РТ
читательский опыт Личностные:
Умение анализировать литературное произведение
Коммуникативные УУД: формулир. собств. мнение и позицию, аргументир. её. Познавательные УУД: осущ. анализ. Регулятивные УУД: адекватно самост. оценивать свои суждения, вносить коррективы.
82 Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».
Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, выразительное чтение по ролям, сообщение о картине В. Г. Перова «Охотники на привале», беседа, составление описания кадров мультипликационного фильма по мотивам литературного произведения Репродукции картин
Слайдовая презентация
юмор Метапредметные:
Формирование гуманистических ценностей. Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении любви и жалости ко всему живому.
Предметные:
Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.
83 В. П. Астафьев.
Краткие сведения о писателе. Знакомство с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству В. П. Астафьева.
Сообщения учителя и учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, выразительное чтение, беседа Портрет писателя
РТ
биография Метапредметные:
Формирование и создание условий для самооценки.
Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
84 В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Выявление основных черт характера героя, его знаний об окружающем мире, обусловивших поведение мальчика в лесу.
Сообщения учителя и учащихся, пересказ, беседа, лексическая работа по тексту, составление комментария РТ
автобиография Предметные:
Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
85 Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении бережного и внимательного отношения к природе..Сообщения учителя и учащихся, создание иллюстраций, беседа, выразительное чтение Иллюстрации к произведению
пейзаж Личностные:
Умение анализировать литературное произведение
Метапредметные:
Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся
86 Р. Р. По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Ответ на вопрос : «Как Васютка выжил в тайге» Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов В. П. Астафьева. Лексическая работа, составление плана сочинения, беседа, сообщение учителя рассказ Метапредметные:
Формирование гуманистических ценностей.
Предметные:
Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся
87 Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».
Знакомство с некоторыми фактами биографии Е. И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Выявление художественной идеи рассказа. Воспитание интереса к творчеству Е. И. Носова.
Рассказ о Е. Носове, выразительное чтение, пересказ, беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, письменный ответ на вопрос Портрет писателя
РТ
юмор Личностные:
Свободно владеть монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, развернутого ответа на вопрос.
88 Р.Р.Классное сочинение по произведениям литературы 20 века Выявить степень усвоения прочитанных произведений Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА 1час
89-
90 Поэзия и проза XX века о родной природе.
Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений. Воспитание любви к родине и родной природе.
Выразительное чтение, сообщения учащихся, лексическая работа, беседа, создание иллюстраций, исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы РТ
художественный образ, лирическая проза Метапредметные:
Формирование и создание условий для самооценки.
Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
91 В.Г.Распутин «Век живи-век люби» Выразительное чтение, лексическая работа, беседа Портрет писателя
РТ
Иллюстрации к произведению
Выставка книг
Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11часов
92
93 Путешествия и приключения в литературе.
Д. Дефо «Робинзон Крузо». Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, с прототипом героя романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе.
Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке Выставка книг
приключенческий роман, путешествие Личностные:
Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
Коммуникативные УУД:
Строить устные и письменные высказывания;
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
94 Х. К. Андерсен.
Краткие сведения о писателе, его детстве. Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя; актуализация знаний учащихся в ходе викторины по творчеству писателя. Воспитание интереса к жизни и творчеству Х. К. Андерсена.
Сообщения учителя и учащихся, составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям, беседа по материалам рефлексивной таблицы, викторина Репродукции картин
Слайдовая презентация
волшебная сказка Личностные:
Умение анализировать литературное произведение
95 Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». Выявление художественной идеи сказки – утверждение величия подлинного искусства, служащего всем людям.
Составление вопросов по статье учебника, создание иллюстраций к прочитанному, исследовательская работа с текстом, беседа авторский замысел и способы его характеристики Метапредметные:
Формирование и создание условий для самооценки.
Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
96 М. Твен.
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографическиемотивы в произведениях М. Твена Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, нашедшими отражение в книге «Приключения Тома Сойера», выявление роли творчества М. Твена в мировом литературном процессе, актуализация знаний учащихся.
Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями учебника, оформление результатов работы во второй части рефлексивной таблицы, сообщение о произведениях М. Твена, прочитанных самостоятельно ПК
РТ
Портрет писателя
автобиография Личностные:
Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
Метапредметные:
Формирование и создание условий для самооценки.
Личностные:
Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений
97 Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия
Тома Сойера (анализ глав VII и VIII) Выявление источников жизнерадостности, бурной энергии героя романа Тома Сойера.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение по ролям, беседа, работа со статьей учебника, выявление сходства и различия между сатирой, юмором и иронией РТ
юмор, ирония, сатира Личностные:
Умение анализировать литературное произведение
Коммуникативные УУД: формулир. собств. мнение и позицию, аргументир. её. Познавательные УУД: осущ. анализ. Регулятивные УУД: адекватно самост. оценивать свои суждения, вносить коррективы.
98 Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение. Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя; выявление гуманистической идеи отрывка из повести «Борьба за огонь».
Составление вопросов к статье учебника, цитатных планов глав повести, работа с иллюстрациями, беседа
Портрет писателя
Иллюстрации к произведению
Личностные:
Умение анализировать литературное произведение 99 Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише». Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, оказавшими влияние на формирование мировоззрений Дж. Лондона. Сообщения учителя и учащихся, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, цитатного плана сказания, работа с терминами, лексическая работа, художественный пересказ эпизода, выразительное чтение по ролям, составление краткого ответа на вопрос Репродукции картин
Слайдовая презентация
РТ
сказание Личностные:
Свободно владеть монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, рассказа.
Предметные:
Выявление художественной идеи сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.
100 Итоговое контрольное тестирование за курс 5 класса 101 А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».
Подведение итогов года. Литературная игра. Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, выявление качеств характера героя произведения А. Линдгрен – Эмиля, актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины по произведениям писателя.
Сообщения учителя и учащихся, беседа, художественный пересказ, викторина
Участие в викторине Портрет писателя
РТ
Личностные:
Умение анализировать литературное произведение
Метапредметные:
Формирование ответственного отношения к учебе.
Предметные:
Обобщение изученного материала, выявление уровня сформированности литературных компетенций учащихся.
102 Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. Метапредметные:
Формировать
потребность в
самообразовании.
Личностные:
Осознание роли литературы в жизни человека и общества.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».