Поурочный план по Истории Казахстана на тему Происхождение тюрков. Тюркский каганат


Сабақ \урок № 24 дата 7.12.16
Пән\предмет: история Казахстана класс: 10 е-м
Такырып\тема:Происхождение тюрков. Тюркский каганат.
Мақсат\Цели – проверить знание по теме «Взаимодействие кочевой и оседлой цивилизации», дать представление о происхождении тюрков и раскрыть процесс становления Тюркской государственности, а также изучить какие источники существуют; развить навыки работы со схемами, умение читать схемы и составлять; воспитать уважение и интерес к истории своей Родины.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, наглядный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Оборудование учебник 10 класса История Казахстана, презентация.
Ключевые слова: ябгу, тегин,буйрук,тархан, шад, елтебер.
Сабак барысы\ход урока
1.Орг.Момент- 2 мин
Приветствие учащихся,проверка отсутствующих.
2.Проверкадомашнегозадания.10 минут
Двое учеников работают на карточках.
Устный опрос
1.Хозяйственные, культурные и политические связи.
2.Городские и степные взаймосвязи.
3.Великий шелковый путь,путь сотрудничества.
3.Актуализация.-2 мин
Сообщение новой темы, цель урока, переход.
План:
1.Происхождение тюркских племен.
2.Политическая история.
3.Общественный строй.Хозяйство.
4.Источники.
4. Изучение новой темы.-20 мин.
1.Происхождение тюркских племен.
Какие племена жили на территории Казахстана?
(андроновцы,саки, гунны, масагеты,канглы,уйсуни)
Совершенно верно именно они являются прародителями нынешних центральноазиатских и других тюркоязычных народов. Эти племена оказали решающее влияние на язык, обычаи и традиции, мировоззрение современных тюркских народов.
Этноним “тюрк” впервые появилось в китайских летописях в 542 г. Китайцы считали тюрков потомками гуннов. Вначале слово “тюрк” употреблялось только по отношению к аристократам, представителям руководящей верхушки тюркоязычных племен. Позже оно
приобрело политическое значение, и постепенно тюрками стали называться и другие племена, которые находились под их властью. Начиная с середины VIII в. тюрки упоминаются в письменной литературе. В это время вместо общего “тюрки” появляются и названия выделившихся тюркских племен (теле, киргизы, тогуз огузы, уйгуры, карлуки, кыпчаки). Одними из первых тюркских племен на исторической арене были теле. Они проживали на территории современной Монголии, на севере пустыни Гоби и на западе — до Тянь-Шаньских гор. В союз теле входили 15 племен. Свое происхождение тюрки связывают с родом ашина. По легенде, прародитель тюрков был рожден волчицей.
Кто знает эту легенду?
2.Политическая история.
Задание № 1. Прочитать заполнить таблицу на тему «Тюркский каганат» .
Используя текст параграфа и интернет ресурсы.
Название каганата Период существования Правители Племена Основные события Причина распада
Тюркский каганат Физминутка 2 мин.
3.Общественный строй.Хозяйство.
Задание № 2. Прочитать и составить схему на тему «Общественный строй».
 Каган (или хан) — военачальник, высшее правящее лицо в каганате. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы.
Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.
4.Источники.
В изучении истории тюрков, которая уходит своими корнями в глубокую древность, мы опираемся в том числе и на тюркские письмена руны, оставленные на каменных стеллах, памятниках Бильге кагану, Культегину и Тоньюкуку и другие, на «Словарь тюркских наречии» М.Кашгари, свидетельства мусульманских авторов. В изучении тюркских рунических надписей велика роль ученого тюрколога, профессора датского университета В.Томсона, русских ученных Н.Я Ядринцева, В.Радлова, В.П Васильева, которые заложили традиции тюркологии.
К числу исследований в области тюркологии и синологии относяться труды
1.Рашид ад дина «Сборник летописей»
2.Ибн Хордарбека «Книга дорог и государств»
3.Масуди «Книга золотой стрелы»
4.М.Кашгари «Диванилугат ат тюрк», «Словарь тюркских наречии»
5.Юсуф Баласагуни «Кудатку билик»
6.Абильгазы Багадура «Тюркская родословная».
5.Рефлексия. 8 мин.
1.В каком году впервые упоминается этноним тюрк?
2.В каких источниках упоминается этноним тюрк?
3.Кокова была цель визита китайского посланика к тюркскому кагану?
4.С какой целью Тюркский каган послал своего посла к жужанскому кагану?
5.Почему каган Анагуй отказал тюркскому послу?
6.Что произошло после отказа хана Анагуя?
7.В каком году распался каганат?
8.На какие две части распался каганат?
9. Почему тюркский каганат распался?
10.Назовите кто занимался изучением тюркскими руническими надписями?
6.Домашнее задание. 1 мин.
Параграф 22 пересказ,записи в тетради выучить.
Домашнее работа будет проверятся по параграфу, 2 ученика будут работать с карточкой, в карточке будет 3 вопроса. Остальные будут пересказывать.