Викторина для обучающихся 2-4 классов Сказки дедушки Корнея


3302635-304800«СКАЗКИ ДЕДУШКИ КОРНЕЯ»
(викторина для обучающихся 2 - 4 классов)
Цель: воспитание будущего читателя.
Задачи:
познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского;
формировать у детей устойчивый интерес к чтению, пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга, развивать творческие способности учащихся,
память, внимание, мышление.
Оборудование: портрет писателя
Книжная выставка «Сказки дедушки Корнея». Ход мероприятия.
Библиотекарь. Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам книг К.И. Чуковского.
В сороках минутах езды от Москвы в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме, много лет жил высокий седой человек, которого знали не только в поселке, но и в столице, и по всей нашей стране, и даже за ее пределами
Рано – рано утром, как только вставало солнце, этот человек уже работал в своем саду, зимой, расчищая дорожки от снега, весной и летом, копаясь в огороде или в цветнике за домом. В шесть часов он уже сидел у себя в комнате, у большого окна за просторным простым столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро. Иногда даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».
Настоящее имя, отчество и фамилия писателя – Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в бедной семье, но хорошо учился и очень любил литературу. Ученый, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
Конкурс 1. «Узнай сказку по отрывку».
Библиотекарь: Правило такое, я читаю строчки из сказки Чуковского, а вы, ребята, кто догадался, отвечает из какой они сказки.
1. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит: «Уходите, бегите, спасайтеся!» («Федорино горе»).
2. «Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут («Тараканище»).
3. Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.
Тараканы под диваны,
А козявочки под лавочки.
А букашки под кровать —
Не желают воевать! («Муха-Цокотуха»).
4. Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок! («Мойдодыр»).
5. Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие Злые крокодилы… («Бармалей»).
6. Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать, и баловаться, Лимпопо! («Айболит»).
7. Нет-нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону). («Телефон»).
8. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно). («Краденое солнце»).
9. Свинки замяукали мяу-мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) («Путаница).
Конкурс 2. «Угадай героя сказки»
Библиотекарь. Я буду называть сказочные имена, а вы, ребята, будете говорить, кто они.

Айболит кто он? (Доктор).
Бармалей, кто он? (Разбойник).
Федора, кто она? (Бабушка).
Каракула, кто она? (Акула).
Мойдодыр, кто он? (Умывальник).
Тотоша и Кокоша, кто они? (Крокодильчики).
Цокотуха, кто она? (Муха).
Рыжий, усатый великан, кто он? (Таракан).
Конкурс 3.
Библиотекарь: я буду читать знакомые строчки из сказок Корнея Чуковского, а вы их должны продолжить.
1. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно…(Стало заиньке темно).
2. В Африке разбойник,
В Африке злодей, В Африке… (Ужасный Бармалей!).
3. Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!… (Вы откуда и куда?!)
4. Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла…(Муха денежку нашла).
5. Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот… (Задом наперёд).

Конкурс 4. «Узнай героя?»
Добрый, внимательный, заботливый…. (Айболит)
Грозный, зубастый, бессовестный… (Крокодил)
Маленький, бесстрашный, храбрый… (Комар)
Кривоногий, хромой, хороший… (Мойдодыр)
Кровожадный, беспощадный, злой… (Бармалей)
Конкурс 5. «Кто это? Из какой сказки?
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море! (Утюг, «Федорино горе»)
Никогда не ест,
А только пьет.
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар, «Федорино горе»)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит, «Доктор Айболит»)
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…(Крокодил, «Краденое солнце»)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха, «Муха – Цокотуха»По бокам коробки
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом, в уголке,
Ручка с трубкой на шнурке.
Без языка говорит, прекрасно слышит без ушей. (Телефон)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло. «Мойдодыр»)Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка, «Мойдодыр»)
Конкурс 6. «Продолжи слова из сказок»
Библиотекарь. Я буду читать отрывки из произведений Чуковского, а вы должны будете продолжить их.
И сказала скалка:
«Мне …»
И сказала чашка:
«Ах…»
И сказали блюдца:
«Надо бы…»
И сказали утюги:
«Мы …» («Федорино горе»)
Муха…
Позолоченное…
Муха …
Муха…
И …(«Муха – Цокотуха»)
Я за свечку,…
Я за книжку,…
И вприпрыжку …(«Мойдодыр»)
У меня…
Кто говорит? ...
Откуда ...
Что вам …
Для кого? …
А много ли прислать? … («Телефон»)
Добрый …
Он под …
Приходи …
И корова, …
И жучок, и …
И …
Всех …
Добрый …(«Доктор Айболит»)
Конкурс 7 . «Путаница»
Библиотекарь. В названиях стихотворений К.И. Чуковского кто – то перепутал одну букву. Как правильно прочитать названия этих стихотворений:
Гадость. Кармалей. Крашеное солнце. Кутаница. Мокдодыр. Муза – Цокотуха. Пил на свете человек. Федорино море. Худо дерево.
(ответы: « Радостость». « Бармалей, «Краденое солнце». « Путаница». «Мойдодыр». «Муха – Цокотуха». «Жил на свете человек». «Федорино горе». «Чудо – дерево».
Конкурс 8. «Чудо – дерево»
Библиотекарь. На Чудо – дереве висят макеты книг – сказок К. Чуковского. На обложках этих книг названия частично стерлись, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все название.
Ай …, Барм … , Кро … , Пут …., Тара …., Теле …
(ответы: «Айболит». «Бармалей». «Крокодил». «Путаница». «Тараканище». «Телефон»
Конкурс 9.
Библиотекарь. Ребята, нужно соединить героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море
Воробей Вылечил зверей
Лисички Потушила море
Комар Помыла свою посуду
Бабочка Спас Муху – Цокотуху
Федора Съел таракана.
Конкурс 10. «Кто быстрее»
Библиотекарь.
Какая сказка Чуковского начинается именинами, а заканчивается свадьбой? («Муха – Цокотуха»)
В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? («Бармалей»)
Как звали мальчика - обжору в стихотворении, где он съел лошадь, корову и массу других предметов? (Робин Бобин Барабек)
В сказке «Айболит есть животное по имени гоппопотам. Как еще называем этого зверя? (Бегемот)
Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? ( Гоголь – моголь)
Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать ей соловья? (Чтобы вместе с ним петь)
Кто напал на Муху – Цокотуху?. (Паук)
Что нес в руке отважный комарик, который спас Муху – Цокотуху? (фонарик)
Что росло на «Чудо – дереве» в стихотворении, которое так и называется – «Чудо – дерево»? (Обувь)
Кто победил паука в сказке про Муху –Цокотуху? (Комарик)
Кто был злодеем – вором в стихотворении «Краденое солнце»? (Крокодил)
В какой сказке от мальчика убегают все вещи? («Мойдодыр»)
Какое отчество было у Федоры? (Егоровна)
Конкурс 11 «Загадки дедушки Корнея»
Библиотекарь. Корней Иванович Чуковский писал не только стихи и сказки, есть у него и загадки для детей. Попробуйте их сейчас отгадать.
Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину я тяну. (Иголка)

Я лаю со всякой собакой.
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: «У – у!» (Эхо)
Растет она вниз головою,
Не летом, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня! (Крапива)
5.Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
Лежу у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня,
И бейте меня. Колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)
7.Паровоз
Без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (Теплоход)
8. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нем,
И он разбился , и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо)
Библиотекарь. Молодцы ребята! Хорошо подготовились и показали свои знания. Ну а теперь давайте подведем итоги. Слово жюри.