Разработка внеурочной занятости КЛУБА ПОЧЕМУЧКИ. Шипов лес. А почему Дубрава?


Внеурочное занятие
«Заседание клуба Почемучки»
На тему:
«Шипов лес.
А почему «Дубрава»?»
Подготовила:
учитель начальныхкласов:
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Олейникова С.А.
Цель: обобщить и углубить знания обучающихся о родном крае.
Задачи:
Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».
Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.
Развивать у детей речь, творческие способности, интерес и желание больше узнать о своем крае, внимание, наблюдательность.
Оборудование и раздаточный материал у учителя и у детей:
3 подставки (для книг);
Переносная мышка»;
Интерактивная доска;
Картинки-помогайки для жеребьёвки;
плоды дуба - жёлуди (6 штук);
плоды боярышника(6 штук);
плоды с орешника - орехи (6 штук);
Изображения отгадок к загадкам:
дятел (1 штука);
муравьи (1 штука);
гриб (1 штука);
орех (1 штука);
земляника(1 штука);
волк (1 штука);
лиса (1 штука).
к ним конверты №1 (3 штука, большие);
Картинки с изображением листьев с деревьев ( у детей на столах):
листья с дуба (3 штуки);
листья с берёзы (3 штуки);
листья с клёна(3 штуки);
листья с липы (3 штуки);
к ним конверты№2 (3 штука);
Клей-карандаш у каждого;
Фото «Дубрава» (размер А-3) на доске; или 3 полянки на столах в конвертах №3;
Жёлуди - (18 штук);
к ним конверты №3 (3 штука);
Слайды сопровождающие занятие (Приложение 1);
Музыкальное сопровождение:
Звуковой эффект «Звуки леса»;
Фонограмма песни «Наш край»Д.Кабалевский, А.Пришелец;
Этап урока, продолжительность. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся.
1.Организация класса. Эмоциональный настрой.
5 мин. (До звонка)
1) Формирую из столов 3 группы;
2) На каждом столе лежат
по __3______ конверта с заданиями + лесная полянка;
2) На столеу доски разложены листочки для жеребьёвки
(на которых изо- бражены
а) плоды с орешника - орехи:
б)плоды с дуба - жёлуди;
в) плоды с боярышника.
(По звонку)
-Ребята, сегодня у нас очередное внеурочное занятие … «Почемучки».
Для его проведения предлагаю вам так же, как и раньше разбиться на микро-группы , а помогут нам сформировать группы картинки – помогайки.
1) Возьмите со стола карточку с изображением.
2) Рассмотрите картинку.
3) Найдите такую же на одном из столов , пройдите к этому столу и станьте около одного из стульчиков.
4) А теперь предлагаю каждой полученной группе образовать
«КРУГИ – ДРУЖБЫ».
Возьмитесь за руки, почувствуййте тепло друг друга, улыбнитесь друг другу.
5)Давайте вспомним наш девиз:
(Слайд)
Удачи нам всем на занятие!
5) Прошу детей присесть.
- Молодцы все!
- Вам сейчас в каждой группе обязательно нужно выбрать самого активного, смелого, способного помогать другому т.е лидера группы.
6)Выборы лидера группы;
-Обучающиеся входят в класс, строятся у классной доски.
Произносят хором девиз.
«Вместе не трудно!
Вместе не тесно!
Вместе легко и интересно!»
2.Актулизация знаний.
5мин
II.Самоопределение к деятельности.
7мин
Перед вами слайд.
- Что вы на нём видите?
- Какое слово написано при помощи этих букв?
- А что это такое, Бутурлиновка?
- А почему у нашего города такое название?
(На экране слайд с графом Бутурлиным)
- Ребята, большенство из вас и я в этом городе родились, ходили в садик, теперь ходите в школу.
- Давайте с вами вспомним чем для нас с вами является Бутурлиновка?
(Слайд «Наша малая родина»)
- Родина у каждого человека одна.
И при произношении этого слова, особенно далеко от неё, каждый человек вспоминает самые красивые места, самые дорогие его сердцу места.
- Сейчас я вам предлагаю закрыть глаза, положить головы на парты, послушать вот эти звуки,(включаю звуковой эффект «Звуки леса»
подумать и назвать место которым мы все можем гордиться, а гости нашего города могут нам даже завидовать, тому что у нас есть такое неоценимое богатство.
-Что же это за место такое?
- А чем нам нравится наш лес?
- А почему мы можем гордиться нашим лесом?
- А как же называется наш лес?
- За превосходное, идеальное качество дубовой древесины Пётр назвал лес «Золотым кустом» и объявил его корабельным «Государевым Шиповым лесом»
- А что же это за название такое
интересное?
- Кто его придумал?
- От какого слова оно произошло?
- Сейчас я попрошу вас подумать и своими силами что-то для себя новенькое открыть.
Для этого предлагаю вам
1)отгадать несколько загадок.
Отгадав их вы узнаете что растёт или кто живёт в нашем лесу.
Будьте внимательны, ответы не выкрикивайте, а всей группой ищите в своих конвертах под номером 1, выбирайте и по поднятой руке называйте.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
Они - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строят дом себе под елью.
Ножка есть, но нет сапожка.
Шляпка есть - нет головы.
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок.
Расколоться всё не мог,
А потомпод молоток.
Хрустнул раз - и треснул бок.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Рыжая, хитрая и живет в лесу.
- Эти отгадки лишь небольшое количество из того что растёт или живёт в нашем лесу.
Но они нам сегодня нужны для того, чтобы найти в них зашифрованное слово.
2) Выделяем нужные звуки.
3) Читаем полученное слово.
-Буквы. Слово.
-Бутурлиновка.
Обучающиеся высказывают версии.
Обучающиеся высказывают версии.
Обучающиеся высказывают версии.
Слушают «Звуки леса».
Обучающиеся высказывают версии.
Обучающиеся высказывают версии.
- Ещё ИМПЕРАТОР Пётр I, 300лет назад стал строить в нашей Воронежской области корабли, на строительство которых брал древесину из нашего леса.
- Шипов лес.(Слайд)
Пётр I учился строить корабли в Англии, там он узнал, что корабль по английски - ship , отсюда и Шипов лес.
Обучающиеся отгадывают загадки, а группа нашедшая в своём конверте картинку-отгадку крепит её на доске.
Дятел
М уравьи
Гриб
Орех
Земляника
Волк
Лиса
Дети вместе с учителем делят слова на слоги и по заданию учителя выделяют необходимый для будущего слова звук, а потом на экране интерактивной доски
дети отыскивают буквы, которыми записываются эти звуки.(Слайд)
Дубрава
III.Работа по теме
занятия
15мин
IV,Рефлексия.
5мин
V.Подведение итогов.
5 мин -Кто из вас уже слышал это слово?
-Про что так говорят?
- Это второе название нашего леса
Шипов лес = ДУБРАВА
-С каким словом оно созвучно?
- Это слово произошло от слова ДУБ.
- А что такое ДУБ?
- А кто знает как выглядит дуб?
Какие у него листочки?
- Все знаете, а давайте ка мы проверим ваши знания.
- Я вам предлагаю взять
1)конверты под №2
В них лежат картинки на которых изображены листочки с некоторых деревьев растущих в Шиповом лесу или Дубраве.
- Подумайте всей группой и найдите листья дуба.
- Покажите как вы справились с заданием.
- Посмотритена слайд, найдите на нём листья с ДУБА и поставьте их под номером 1.
- Кто знает с каких других деревьев остальные листочки?
- Назовите их если знаете.
- Вы замечательно справились с заданием.
-Это берёза, клён и липа. Их тоже много в лесу. (Слайд)
Но основными деревьями нашего леса являются дубы.(Слайд) поэтому и
ДУБРАВА,
И только в Шиповой ДУБРАВЕ есть своя главная достопримечательность - это «Идеальный дуб».(Слайд)
Замечательное дерево в возрасте 170 лет возвышается к небу на высоту около 40метров .
(Слайд)Идеально прямой ствол дуба венчает очень компактная (маленькая, аккуратная) крона. 
Подготовленный ребёнок читает стихотворение.
- Ему, ДУБУ-ВЕЛИКАНУ, который имеет немалое потомство, т.е. черенки срезанные с него, посажены даже за рубежом в Финляндиии его братьям МНОГОВЕКОВЫМ ДУБАМ мы должны сказать слова благодарности за то что они приносят нам пользу и прославили наш край.
Подготовленный ребёнок читает стихотворение.
- А теперь подумайте:
- Почему Шипов лес это ЧУДО ИЗ ЧУДЕС?
- Какую пользу приносят нам дубы и
чем они прославили наш край?
помогут вам слайды.
Учитель демонстрирует слайды, а дети называют как человек применяет дуб.
- Да что только не изготавливают из дуба!
-Ребята, подумайте, а только ли людям дуб приносит пользу?!
- Какую же пользу он приносит животным?
- Назовите какие животные питаются плодами дуба?
(Слайд: кабаны, мыши).
- Люди наблюдая за жизнью кабана в природе, сложили про него такую пословицу:
«Кабан хоть и сыт,
Но мимо жёлудя не пройдёт».
А жёлудь это и есть плод дуба.
- А теперь внимание,
Вспомните начало занятия,
картинки-помогайки, которые помогли вам разделиться на группы.
- У какой группы были плоды дуба?
Посоветуйтесь между собой и встаньте, взявшись за руки.
- Как же они называются?
- Эти же плоды есть у меня на слайде.
- Поставьте жёлуди под номером №1
- А кто знает как называются плоды под номером №2, №3?
- Много чего растёт в нашей Дубраве и много кого живёт в ней.
Но к большому сожалению Шипов лес часто страдает:
засыхаетот засухи в жаркое лето , а порой даже выгорает по вине людей.
- Давайте подумаем, как мы можем помочь нашей Дубраве сохранить её величие, красоту, долголетие?
- А я предлагаю вам сейчас запомнить следующие слова
Вывод:
Каждому человеку нужно знать историю своей малой родины, любить , беречь и охранять её для будущих поколений, как берегли её наши предки.
Тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
- Давайте закончим наше вертуальное путешествие по Шиповой ДУБРАВЕ хорошим делом, омолодим её, продолжим жизнь её.
Т.е. посадим плоды дуба- «жёлуди», чтобы из них выросли новые дубочки, которые когда-нибудь станут вековыми дубами.
- На своих столах, найдите
конверты под номером №3.
- Достаньте из них лесную полянку и жёлуди.
- Каждый намажте клеем картинку с изображением жёлудя и приклейте её в нижней части лесной поляны.
- Покажите свои полянки.
- Молодцы!
У вас здорово получилось!
Я надеюсь, что вы так же умело будете сажать настоящие деревья и оберегать их.
Попробуйте продолжить мою фразу:
- Я сегодня узнал ещё один ответ на вопрос «Почему……?»
- Попробуйте оценить свою работу на «ПОЧЕМУЧКИ».
Давайте ещё раз вспомним,
почему же у нашего леса такие названия
Шипов лес?
Шипова Дубрава?
- Почему ценят его люди?
- Как его используют люди?
- А что у вас за урок?
- Чем вы на нём занимаетесь?
- И на какие же «Почему?» вы уже
нашли ответы?
- За что мы любим наш лес?
Обучающиеся высказывают версии.
(Слайд)
Обучающиеся высказывают версии.
Обучающиеся высказывают версии.
Рассматривают изображение
Обучающиеся выполняют задание в группах и показывают эту картинку на местах.
Выполняет один обучающийся.
Обучающиеся высказывают версии
Дети рассматривают изображение на экране.
Дети рассматривают изображение на экране.
ДУБ
Он дуб, как дуб, такой, как есть,Живущий строго по своим законам.
(Слайд - экскурсия)И почитают многие за честьПередохнуть в его шатре зеленом.
(Слайд)
… он стоит - могучий исполин,На высоту небес с земли взирая,Как будто ищет в сером небе клинЛетящей журавлиной грустной стаи.
Посадников Никита.
Обучающиеся высказывают версии

КОРАБЛИ парусные и военные
Дома
Беседки
Кареты
Сундуки
Мебель
Люстры
Паркетное половое покрытие
Бочки
Кадушки
Посуду
Игрушки
Обучающиеся высказывают версии
Обучающиеся высказывают версии
Обучающиеся высказывают версии
Обучающиеся высказывают версии
Обучающиеся высказываются
Обучающийся выполняет задание
Обучающиеся высказывают версии
Обучающиеся высказывают версии
Обучающиеся выполняют задание.
Обучающиеся показывают «Полянки»
Звучит фонограмма песни «Наш край» Д.Кабалевский, А.Пришелец;
Примерные ответы детей:
Клуб ПОЧЕМУЧКИ
- Мы ещё маленькие дети.
Много чего не заем.
Поэтому часто задаём взрослым вопрос «Почему?»
На наших занятиях мы узнаём ответы на свои «Почему».
- Мы уже знаем почему Бутурлиновка называется Бутурлиновкой.
(Царица подарила графу Бутурлину эти земли, он их обосновал и т.д, поэтому в честь его городу и дано имя)
Знаем почему наш лес называется Шипов.
(Царь ПётрI строил корабли из деревьев нашего леса.
Строительству кораблей он учился в Англии. На английском языке корабль - шип, поэтому и Шипов лес)
Знаем, почему Царь ПётрI называл Шипов лес «ЗОЛОТЫМ КУСТОМ»
(За драгоценную древесину дуба)
Своими словами.
Для Полины?
- А вы были в нашем лесу?
- Вам понравилось в нашем лесу?
- Что вам понравилось?
- Сейчас мы представим что мы в лесу.
- Приглашаем вас поучаствовать вместе с нами в посадке будущих молодых дубков.
(взять любого готся за руку и вместе с ним на экране передвинуть жёлудь)
.
: