Статья на тему «Развитие у третьеклассников нравственно – этической ориентации по отношению к растениям посредством метода проекта».

Развитие у третьеклассников нравственно – этической ориентации по отношению к растениям посредством метода проекта.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения среди предметных результатов изучения курса «Окружающий мир» определено: «овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей» [5, с.12]. Природа и история – великие источники становления нравственных качеств, творческих способностей, исследовательских навыков и общей культуры человека Можно сделать вывод, развитие у младших школьников нравственно – этической ориентации распространяется и на мир природы, значит и на растения.
Рассмотрим такие понятия как «мораль», «нравственность», «нравственно – этические ориентации»:
В словаре В. М. Полонского дается следующее определение морали: «мораль - это совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, особая форма общественного сознания и способность духовного воздействия на поведение и поступки человека в соответствии с принятыми в обществе нормами, а также нередко отказ от собственных интересов и желаний в пользу выполнения социальных требований» [4, с. 93].
Нравственно – этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты: 1) выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм, составляющих основу моральной дилеммы; 2) ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций; 3) ориентацию на выделение, идентификацию моральных чувств и их осознание» [1, с.43].
«В правилах нормативного поведения можно выделить три типа норм: моральные, конвенциональные и персональные» [1, с. 44].
А. Г. Асмолов, дает следующее определение: «моральные нормы можно рассматривать как виды норм выполняющих функцию регуляции морально – нравственных отношений между людьми и выступающих основанием оценки поступка».
В словаре – справочнике «Психология. А-Я»., дается следующее определение моральных норм: «моральные нормы – это стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе. Моральные нормы обычно не имеют юридической силы, но большинство людей принимает их как должное»
Подробнее рассмотрим типы норм нормативного поведения:
«Конвенциональные нормы представляют собой социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни. Они включают в себя школьные правила и предписания школьного устава, требования к соблюдению приличий внешнего вида, формы обращения людей друг к другу, нормы этикета в разных сферах социальной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности.
Персональные нормы охватывают индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенности семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами и т. п.
Моральные же нормы рассматриваются как обязательные для всех людей. Можно выделить четыре типа моральных норм: 1) физическая неприкосновенность личности; 2) сохранение спокойствия и благополучия (запрет на оскорбления и нанесение обид другим людям); 3) законность слов и поступков и ответственность за них; 4) альтруистическое поведение.
Так же нами было рассмотрено такое понятие как «нравственность».
В педагогическом энциклопедическом словаре представлена следующая трактовка: «термин нравственность употребляется, как правило, в качестве синонима термину мораль» [3, с. 171].
Таким образом, мы рассматриваем моральные нормы и нравственность как близкие понятия.
С целью выявления уровня развития нравственно – этической ориентации у третьеклассников по отношению к природе нами был проведен констатирующий эксперимент. Диагностическая работа была проведена на 3 – х классах, в эксперименте приняли участие 69 учащихся МОАУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 16, МОАУ СОШ № 18 города Кирова.
При разработке диагностик мы опирались на методики, разработанные Ж. Пиаже: 1. Анкета «Оцени поступок» (цель - выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм); 2. «Задание на выявление уровня моральной децентрации» (цель – выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации); 3. «Моральная дилемма» (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) (цель - выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы) [1, с. 69 - 72].
Таким образом, мы констатировали, что у большинства детей, принявших участие в эксперименте, закреплены конвенциональные нормы в отношении к растениям. Эти нормы связаны с социальными стандартами поведения в отношении к растениям, регламентирующими жизненные ситуации в быту и общественной жизни, и не связаны с моральными нормами отношения к ним.
Для развития сложившихся отношений учащихся к растениям нами рассматривается метод проектов.
Метод проектов был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Анализ работы Дж. Дьюи позволяет сделать вывод, что метод проектов «позволяет направить обучение на связь с жизнью, на практичеcкое применение полученных знаний, на cоциализацию ученика. Ключевой идеей являлоcь утверждение о том, что формирование мышления школьника, выcтупающее главным результатом обучения, должно оcновываться на его личном опыте» [2, с. 167].
Таким образом, нами было принято решение разработать экологический проект для развития нравственно – этических ориентаций по отношению к растениям у третьеклассников. При разработке проекта мы опирались на экологический проект «Мое дерево», который разработан Н. А. Рыжовой. Данный проект относится к долгосрочным, он может выполняться детьми в рамках внеклассной работы совместно с родителями. Важной задачей работы в рамках проекта – воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных.
1. Введение в проект (постановка проблемы перед учащимися; объяснение, что такое проект, какие виды проектов существуют, постановка целей, задач проекта).
2. Выбор объекта исследования (выбор младшими школьниками дерева, которое им нравится. Одно из условий – дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам).
3. Придумай имя дереву (предложить участникам проекта не только выяснить, как называется их растение, но и придумать ему «имя». Желательно, чтобы ребята называли дерево, учитывая его особенности, например, внешний облик или «характер» объекта исследований. Можно использовать существующие слова, можно придумывать свои).
4. Нарисуй портрет дерева.
5. Ролевая игра (ход игры: учитель произносит текст, учащиеся инсценируют его жестами.
6. Сочинение на тему «Настроение моего дерева» (ребятам предлагается написать небольшое сочинение, в котором они описывают внешний вид и обязательно «настроение» дерева. Обязательное условие – необходимо написать по - какому признаку они определили, что их дерево грустное, веселое, счастливое, озорное, весеннее и т. д.).
Таким образом, мы считаем, что метод проектов может выступать одним из способов развития уровня нравственно – этической ориентации по отношению к растениям у третьеклассников.
Примечания:
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г.Асмолов. – М.: Просвещение. – 2008. – 162 с.
2. Дьюи, Джон. Демократия и образование [Текст] : Пер. с англ. / Дьюи Д. . – М. : Педагогика – Пресс, 2000. – 384 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] : Глав. Редактор Б. М. Бим – Бад/ - М.: Большая российская энциклопедия. – 2002. – 527 с.
4. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.


15