Памятка для классных руководителей 5-8 классов Психологические проблемы учащихся среднего звена

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 14 лет)
Интенсивное половое созревание и развитие.
Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений.
Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Формирование самооценки и характера.
Возможно возникновение дезадаптивных форм поведения.
Развитие логического мышления.
Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность и противоречивость.
Формирование самосознания своего «Я».
Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.
Возникает чувство «взрослости».
Новообразования: социальное сознание и самосознание, самоопределение.
Факторы, способствующие адаптации учащихся:
1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.
2. Скоординированная деятельность педколлектива:
по формированию знаний и надпредметных умений.
по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).
по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.
3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога, родителей по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.
Особенности личности школьников среднего звена в соответствии с темпераментом
меланхолики
холерики
сангвиники
флегматики

Упрямство носит пассивно-оборонительный характер;
самолюбивы;
в состоянии утомления подвержены аффективным реакциям;
легко поддаются формированию у них ответственности;
обидчивы;
восприимчивы к одобрению и порицанию;
склонны к уединению;
подвержены к психологическим конфликтам;
имеют устойчивую самооценку;
маскируют свои недостатки;
верны в дружбе;
предпочитают главенствовать (скрывают это);
устойчивы в поведении;
склонны к самоанализу;
в незнакомой обстановке напряжены;
группируются;
раньше других приобретают сексуальность;
склонны к депрессивным состояниям.
Упрямство носит агрессивно-наступательный характер;
в поступках нередко руководствуются желаниями;
негативисты;
сильно подвержены аффектам;
с трудом поддаются формированию у них ответственности;
общительны, порой навязчивы;
переоценивают себя;
верховодят в дружбе;
ведут себя агрессивно во время конфликта;
конфликт с их участием всегда устойчив;
бравируют своими недостатками;
амбициозны;
далеки от внушаемости;
не выносят состояния бездействия;
не прочь «приобщиться» к взрослой жизни;
дотошно пытливы;
легко заводят знакомства и также быстро их прекращают;
оказавшись в одиночестве ведут себя вызывающе.

Чаще других выступают в роли орудия чужой воли;
легко внушаемы;
хвастливы;
охотно в классе играют роль «шута»;
активны в предъявлении притязаний;
бравируют недостатками;
склонны переоценивать себя;
не ведают психологического одиночества;
хорошо налаживают контакты;
адаптивны;
всегда имеют друзей;
агрессивно ведут себя в состоянии фрустрации;
меняют тактику поведения в случаях ожидания;
порой бахвалятся приобщенностью к «взрослой жизни».

Не прибегают к упрямству;
выступают, случается, в качестве орудия чужой воли;
если же направление своего поведения определяют сами, руководствуются, как правило, доводами разума, а не желаниями и впечатлениями;
легко дисциплинируются, относятся к числу «благополучных» детей;
легко формируют ответственность;
более равнодушны к одобрению и порицанию;
отличаются выдержкой;
избегают участвовать в конфликтах;
склонны к уединению;
равнодушны к собственным недостаткам;
играют пассивную роль в дружеском дуэте;
в меру самолюбивы и самокритичны;
позже всех созревают физиологически.



Рекомендации классному руководителю:
Не сравнивайте достижения ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы
Отмечайте самые маленькие достижения
Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности
Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться
Если в классе новичок, узнайте о его здоровье
Беседуя с учеником не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к школе.
Самую большую помощь учителю может оказать родитель.
Более пристальное внимание обращайте на качественную сторону обучения, а не на количественную. Не возводите оценки в абсолют.
Старайтесь построить образовательный процесс таким образом, чтобы оценки не были основой рейтинга учащихся. Не афишируйте успеваемость учеников перед всем классом. Однако здесь необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся: если ваш ученик имеет демонстративные черты характера, то публичное представление его успехов подстегнет его к дальнейшей успешной учебе.
Не сравнивайте учеников друг с другом. Лучше сравнить успехи самого ученика, например: «Сегодня ты отвечал значительно лучше, чем на прошлом уроке».
Учитывайте возрастные особенности учеников при подготовке к уроку. Больше используйте активные методы обучения, урок должен быть интересен ребятам – это очень важно.
Развивайте познавательные способности учеников.


Управление образования Администрации города Ровеньки
ГБОУ ЛНР «Городской методический кабинет управления образования»



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

в помощь классному руководителю
5-8 классов

Подготовила
практический психолог
ГБОУ «Ровеньковская гимназия №1»
специалист высшей категории
Баклажова О.В.
Психологические проблемы учащихся среднего звена