Методическая разработка на тему: Развитие творческого мышления на музыкальных занятиях объединения «Синяя птица»

Развитие творческого мышления на музыкальных занятиях объединения «Синяя птица»
Разработала: Морозова Ирина Владимировна
Руководитель структурного подразделения, педагог дополнительного образования
Детского (подросткового) клуба «Космос» МБУ ДО «Детский (подростковый) центр «Агнес»,
г. Нижний Новгород, 2015

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В 20 веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжается.
Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Пономарев. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от “мышления ” машинного. Согласно его концепции для решения творческих задач в первую очередь требуется “способность действовать в уме”.
Другой признанный исследователь Д.Б. Богоявленская рассматривает творчество как “дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности”.
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. Уже вначале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечество в целом. Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать творческой личностью.
Можно ли научить человека творчески мыслить и развить у него способности к творческому мышлению, до сих пор окончательно не решено. Некоторые ученые утверждают, что интеллектуальные творческие способности человека врожденные, и если у человека их нет, то научить его этому невозможно. Исследования некоторых ученых показывают, что можно научить всех творчески мыслить, особенно если эта работа начата в младшем возрасте.
Творческая деятельность представляет высший уровень развития мышления человека, который обладает следующими способностями;
получением результата, которого раньше никто не добивался;
возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;
априорной ( предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;
отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;
необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.
Множество примеров подлинно творческого мышления мы можем обнаружить у людей, занятых интеллектуальным трудом, причем это вовсе не обязательно должны быть чисто умственные, словесно- логические. Творческой может быть и практическая деятельность, причем не только писателя, ученого, но и бизнесмена, рабочего, крестьянина, если они своим трудом создают нечто новое, уникальное, необычное.
“Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью”
Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы.
Из всего этого следует, что перед учителем начальной школы встает задача развития творческих способностей ребенка, воспитание творческой личности в целом.
В современной психологии и педагогики под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный домысел ребенка.
Данные новейших научных исследований свидетельствуют, что до 90-95% учащихся на уроках вообще не задают вопросов. Если учитель не побуждает их к этому, глушится умение видеть проблемы, а это одна из важнейших характеристик творческой личности.
На уроках математики по традиционной программе при решении школьных задач учащиеся применяют для их решения определенные знания, умения и навыки. Их роль заключается в обработке и закреплении конкретных умений и навыков. При этом известная алгоритмизация способов их решения ограничивает творческий поиск учащихся. Учащиеся, постоянно следуя жестко предписанным операциям, привыкают к однотипным действиям, быстро теряют свои наклонности к оригинальным решениям, начинают мыслить и действовать по стандарту как все, что естественно, тормозит их творческую активность.
Творчество – это, прежде всего умение, отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении нестандартных задач.
Нестандартная задача в отличие от традиционной не может быть непосредственно (в той форме, в которой она предъявлена) решена по какому-либо алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления и способствующий его развитию. “Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательными, то вы можете испытать ведущее к открытию напряжения ума и насладиться радостью победы”.
Решение нестандартных задач – процесс сложный. При решении таких задач дети встречают трудности. Это объясняется такими причинами: из-за неуверенности в своих возможностях и боязни их трудности, отсутствием необходимого для этого умения и навыков. Только при систематической работе можно достичь желаемого результата. Ниже приведены примеры упражнений, используемых на занятиях.
ЗАНЯТИЕ №1 «Ширма превращений»
Цель: мобилизовать творческие возможности подростков.
Для этого занятия используется ширма или переносная кулиса, которая дает возможность менять все, что попадает за нее (на входе), на что-то полностью противоположное (на выходе). Например: за ширму входит старик, а выходит – малыш с пальцем во рту вместо соски. Или за ширмой исчезает кот, а с другой стороны уже выскакивает с писком мышонок. Подросток, ежась от холода, скрывается за волшебной перегородкой, чтобы через секунду появиться вновь изнемогающим от жары.
Это занятие театральное, оно помогает побудить подростков к активному проявлению творческих качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображения.

ЗАНЯТИЕ №2 «Все во всем»
Цель: тренировать подвижность мышления как фактор творческого потенциала, мобилизовать творческие возможности подростков.
Занятие напоминает тесты Гилфорда, когда подростку предлагается найти разнообразные и неожиданные возможности использования реального предмета. Это упражнение тренирует гибкость мышления, наблюдательность, воображение, а так же развивает умение расширять свое творчество за счет поиск в смежных областях знаний и опыта. Например: половинка устричной раковины может превратиться в подсвечник, в нож, в зеркало (перламутровое покрытие), в чайную ложку, в украшение, в пуговицу и т. д.
Преимущество этого упражнения, что играть в него можно не только на занятиях, но и на прогулке (например совместной поездке в лес, театр и т.д.), и у костра.

ЗАНЯТИЕ №3 «На творческой волне»
Оно включает в себя несколько небольших упражнений, которые можно выполнять как в комплексе, так и каждое отдельно.
Цель: развивать способность к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческих задач.
Упражнение №1: найти максимум свойств, качеств, объединяющих, например: солнце и электричку (и т.д.).
Упражнение может проводиться, как индивидуально, так и в группе.
Упражнение № 2: необходимо убедить своих товарищей в реальности нереальной ситуации. Например: в холодильнике очень холодно.
Упражнение№3: необходимо дать словесное описание с использованием максимального количества музыкальных терминов различных явлений. Например: землетрясение, утро в сосновом бору и т.д.
Упражнение№4 : необходимо придумать своего сказочного персонажа – животного, соединяющего как физиологические (в строении тела, физических особенностей), так и в свойствах характера, характеристики нескольких других реальных живых существ.
Комплекс этих упражнений помогает создать проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.

ЗАНЯТИЕ № 4 «Звуки музыки», оно так же включает несколько упражнений.
Цель: через постановку творческой задачи, стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций.
Комплекс этих упражнений целиком посвящен музыке: восприятию музыки, эмоциям и воспоминаниям, которые вызывают в нас музыкальные произведения.
Упражнение№1 начинается с прослушивания музыкального произведения. После прослушивания, предлагается с помощью бумаги, фломастеров, красок или пластеина попытаться отразить цветом, линией или объемной формой передать те ассоциации, которые возникли во время прослушивания музыкального произведения.
Упражнение № 2: подбирается произведение, которое отлично от предыдущего по характеру и по инструментовке. Предлагается под музыку осуществлять спонтанные, активные, по возможности широкие движения. После остановки музыки участники застывают на месте в той позе, в которой застала их пауза. Необходимо как бы увидеть свою позу со стороны, а за тем попытаться продолжением движения оправдать существующую позу.
Упражнение№ 3: все участники располагаются свободно. На прослушивание предлагается музыкальное инструментальное произведение, прослушивая которое участники пытаются, закрыв глаза и вслушиваясь в музыку, дать волю ассоциациям, воспоминаниям, фантазиям. После прослушивания все делятся своими эмоциональными картинами. Далее все рассказы, все услышанное пытаются по подгруппам объединить в некий театральный коллаж, причем важно сконцентрироваться на максимально полном и ярком отражении чувств.
Комплекс этих упражнений содействует переходу от обычной формы мышления к необычной, а так же развивает способности к соединению противоположных идей из различных областей опыта, необходимых для решения творческих задач.