Программа межклубного взаимодействия по организации отдыха и оздоровления детей, подростков в летний период

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Нижневартовска
«Центр детского творчества»





Программа
межклубного взаимодействия
по организации отдыха и оздоровления
детей, подростков в летний период


«СМАИЛ»


















Нижневартовск - 2014 г.

Содержание программы


Информационная карта программы


3


Пояснительная записка


6


Цель, задачи, предполагаемые результаты


7


Содержание деятельности по реализации программы


8



Механизм реализации программы


10



Условия реализации программы


17


Литература


21


Приложения


22

Информационная карта программы

Полное название программы
Программа межклубного взаимодействия по организации отдыха и оздоровления детей, подростков в летний период «СМАЙЛ».

Руководитель учреждения
Черногалов Анатолий Владимирович, директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества».

Авторы-составители коллектив

Лебедева Анна Леонидовна, руководитель ресурсного центра по организации работы детских и подростковых объединений (клубов) по месту жительства МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»;
Морозова Ирина Владимировна, методист ресурсного центра по организации работы детских и подростковых объединений (клубов) по месту жительства МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ».

Территория
ХМАО-Югра, город Нижневартовск.

Юридический адрес, телефон, электронная почта организации-заявителя
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества»,
626609, улица Ленина, дом 9А, г. Нижневартовск, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО-Югра, Россия.
Телефон/факс: (3466) 67-24-80
CDT.NV@yandex.ru
Получатель платежа: администрация г. Нижневартовска,
МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ», л.с.006.02.036.8
ИНН 8603006462
КПП 860301001
РКЦ Нижневартовск г. Нижневартвска
р/с – 40701810300003000004
БИК 047 169 000

Форма организации
Летние площадки c дневным пребыванием детей на базе подростковых клубов по месту жительства. Организация массовых межклубных и городских мероприятий. Работа органов межклубного соуправления.

Цель программы
Создание условий для отдыха, оздоровления детей и подростков на основе реализации системы координации и соуправления творческой, социально-значимой и культурной деятельности летних площадок на базе подростковых клубов по месту жительства.

Ожидаемый эффект от реализации программы
самореализация детей и подростков в различных сферах творческой и социальной деятельности;
принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей;
повышение уровня коммуникативных, организаторских умений и лидерских качеств; увеличение количества активных участников клубного соуправления;
оздоровление детей, проявление активной жизненной позиции в пропаганде ЗОЖ;
публикация методических материалов из опыта работы педагогов;
сформированность представлений о профессиях;
освоение нового социального опыта;
позитивные отзывы, благодарности от жителей микрорайонов, сотрудников социальных учреждений, представителей общественности;
востребованность подростковых клубов.

Специализация программы
Организация досуга детей и подростков в подростковых клубах по месту жительства

Срок реализации программы
Июнь 2014 года (продолжительность смены – 21 день).

Место проведения
МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества», подростковые клубы по месту жительства:
«Огонёк» - Проспект Победы, дом 13А, кв.3;
«Прометей» - улица Маршала Жукова, дом 6А, кв. 35, 48;
«Романтика» - улица Мира, дом 60, корпус 3. кв. 128;
«Солнышко» - улица Интернациональная, дом 43, кв. 36; «Непоседа» - улица Северная, дом 48, кв. 198;
«Ласточка» - улица 60 лет Октября, дом 42, кв. 1;
«Спутник» - улица Заводская, 9 (МОБ СОШ №17);
«Гренада» - улица Ханты-Мансийская, 41А (гимназия № 1).

Общее количество участников программы
Педагогический состав (сотрудники МАОУДОД «ЦДТ»)
Охват детей в июне – 3 500 человек (с организацией питания – 100 человек).

История осуществления программы
На протяжении многих лет в летний период на базе подростковых клубов по месту жительства города Нижневартовска работают летние площадки. Удобный режим работы, обеспечивает занятость детей, молодёжи в послеобеденное и вечернее время рядом с местом их проживания.
Во всех клубах работает актив подростков, которые являются не только участниками, но и организаторами клубных, межклубных и городских мероприятий. Была разработана программа межклубного взаимодействия «СМАЙЛ». СМАИЛ – Содружество Молодых, Активных, Инициативных Личностей.
Программа получила грантовую поддержку из средств городского и окружного бюджетов, на Окружном конкурсе вариативных программ Комитета по молодежной политике автономного округа, получила статус опорной экспериментальной площадки в сфере «Формирования и развития системы подростковых клубов по месту жительства».
В 2008 году статус опорной экспериментальной площадки подтвержден. В сентябре 2008 года опыт реализации программы был представлен на Всероссийском форуме организаторов летнего отдыха в городе Анапа. Где программа была отмечена дипломом Лауреата первой степени.
С 2009-2013 года программа получала поддержку на городском конкурсе вариативных программ в сфере организации отдыха детей и подростков из средств городского бюджета.
Программа межклубного взаимодействия «СМАЙЛ» успешно реализуется на базе подростковых клубов по месту жительства, о чем свидетельствует улучшение качества проводимых мероприятий; увеличение количества детей, подростков и молодежи, посещающих подростковые клубы, занимающих призовые места; повышение их заинтересованности в организации, проведении и участии в городских, межклубных и внутриклубных мероприятиях.

Особая информация и примечания
Программа «СМАЙЛ» реализуется летом 2014 года на базе 8 подростковых клубов по месту жительства Центра детского творчества. Продолжительность смены 21 день:
Июнь – «Академия искусств»
Ребята из подростковых клубов по месту жительства попадают в очень интересное и таинственное место – в академию искусств, которой руководит мастер всех наук пан Клякса. Поступить в это учебное заведение могут все желающие, но с одним условием: они должны уметь мечтать, фантазировать, радоваться жизни и видеть цветные сны. Во время обучения в академии будущие студенты смогут узнать много нового и интересного о профессиях, которые помогают творить, создавать невообразимые шедевры силой слова, музыки, кисти и пера. Ребята смогут попробовать себя в роли: поэта, музыканта, художника, композитора, актера; научатся создавать мультфильмы, фотографировать, писать сценарии, будут творить самые необычные и неповторимые дизайны одежды, домов, квартир и многое, многое другое. Защита диплома проходит в виде презентации полученной специальности. По окончании обучения в академии искусств каждый студент получает диплом о присвоении ему той или иной профессии.
В ходе реализации программы «СМАЙЛ», социально-психологическая служба ЦДТ работает с воспитанниками подростковых клубов по месту жительства (Приложение 3)


Пояснительная записка

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей записано: «всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовывать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях». Проблемы, с которыми сегодня столкнулись многие подростки – нестабильность и агрессивные тенденции в обществе; социально-правовая незащищенность несовершеннолетних и молодежи; не способность подрастающего поколения делать свой выбор и находить собственные нормы поведения и общения в ситуациях освоения ими новых социально-культурных ролей; проблемы досуговой занятости; распад семей; рост количества неблагополучных семей; преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков; падение нравственности; отсутствие профессиональной и жизненной перспективы роста. Все это способствует возрастанию потребности в организации работы с разновозрастными группами по месту жительства, в создании среды общения подростков путем организации подростково-молодежных клубов.
За последние годы государственные структуры рассматривают клубы по месту жительства, как один из социальных институтов, нацеленных на воспитание подрастающего поколения. Клубная система оценивается в качестве несомненной составляющей, направленной на воспитание подрастающего поколения. Особое внимание уделяется организации летних оздоровительных площадок на базе подростковых клубов.
На протяжении многих лет, по результатам диагностического исследования летней кампании ребята отмечают, что летние площадки стали местом интересного времяпровождения, свободного общения с друзьями, педагогами, которые их понимают, участвуют вместе с ними в различных мероприятиях, не требуют от них невыполнимого и не ставят оценок.
Учитывая спрос населения на различные виды деятельности, педагогическим коллективом Центра детского творчества разработана и успешно реализуется на протяжении пяти лет программа межклубного взаимодействия по организации отдыха и оздоровления детей, подростков в летний период «СМАЙЛ». СМАИЛ – Содружество Молодых, Активных, Инициативных Личностей. Программа направлена на создание условий для отдыха, оздоровления детей и подростков на основе реализации системы координации и соуправления творческой, социально-значимой и культурной деятельности летних площадок на базе подростковых клубов по месту жительства.
Межклубное взаимодействие организуется с целью расширения сферы общения детей, установления дружеских связей, привлечения внимания общественности к развитию клубного движения в городе, а также для обмена опытом работы в организации и проведении различных мероприятий. В рамках межклубного взаимодействия создаются межклубные органы соуправления, которые принимают участие в планировании, организации и проведении клубных, межклубных и городских дел, мероприятий, акций.
Результатом данной деятельности является занятость детей и подростков, приобретение необходимого минимума информации, позволяющей сформировать отношения и устойчивый интерес к различным видам деятельности, возможность применения полученных навыков в реальной жизни, самореализация ребенка.
Цель, задачи, предполагаемые результаты
Цель:
Создание условий для отдыха, оздоровления детей и подростков на основе реализации системы координации и соуправления творческой, социально-значимой и культурной деятельности летних площадок на базе подростковых клубов по месту жительства.

Задачи:

Предполагаемые результаты:
Критерии оценки эффективности:

создать условия для удовлетворения интересов детей и подростков, развития личности, раскрытия творческого потенциала и возможностей для их реализации в творческой и социально-значимой деятельности
самореализация детей и подростков в различных сферах творческой и социальной деятельности
количество проведенных социально-значимых дел; количество детей и подростков, вовлеченных в деятельность площадок; победы детей в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
творческий продукт детей

сформировать установки толерантного сознания и поведения, определяющего устойчивость в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в обществе
принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей
уровень сформированности толерантных качеств личности и принципов уважения прав и свобод человека


сформировать коммуникативные, организаторские умения, лидерские качества детей и подростков
повышение уровня коммуникативных, организаторских умений и лидерских качеств; увеличение количества активных участников клубного соуправления
уровень сформированности коммуникативных умений детей и подростков

способствовать оздоровлению и формировать представления о здоровом образе жизни

оздоровление детей, проявление активной жизненной позиции в пропаганде ЗОЖ

количество детей вовле-ченных в оздоровитель-ную программу городских детских поликлиник;
количество акций; количество детей привле-ченных к организации акций по ЗОЖ

апробировать новые формы работы с детьми, подростками и организовать обмен опытом
публикация методических материалов из опыта работы педагогов
количество разработанных, опубликованных материалов

способствовать профессиональному ориентированию подростков
сформированность представлений о профессиях;
освоение нового социального опыта
уровень сформированности представлений о профессиях

поддерживать положительный имидж клубов по месту жительства
позитивные отзывы, благодарности от жителей микрорайонов, сотрудников социальных учреждений, представителей общественности;
востребованность клубов
количество публикаций, теле и радио-репортажей в средствах массовой информации;
удовлетворённость детей, родителей организацией работы летних площадок


Содержание деятельности по реализации программы
Программа «СМАИЛ» реализуется летом 2014 года на базе 8 площадок в условиях подростковых (молодежных) клубов по месту жительства Центра детского творчества: «Огонек», (1 микрорайон), «Прометей» (4 микрорайон), «Романтика» (8а микрорайон), «Солнышко» (10а микрорайон), «Непоседа» (10б микрорайон), «Ласточка» (18 микрорайон), «Гренада» (13 микрорайон), старая часть города, подростковый клуб «Спутник». Работа летних площадок организуется в течение одной тематической смены, посвященной Всероссийскому году искусства, продолжительностью 21 день: июнь – «Академия искусств».
Деятельность организуется на трех уровнях:
клубное взаимодействие;
межклубное взаимодействие;
взаимодействие в рамках микрорайона, города.
Основные направления деятельности летней площадки:
оздоровительное: пропаганда здорового образа жизни через занятия в секциях, проведение спортивных игр и соревнований (футбол, стритбол, пионербол, настольный теннис, лапта, проведение профилактических мероприятий, акций;
художественно-эстетическое: приобщение детей и подростков к занятиям по различным видам творчества, активное деятельное включение участников программы в творческий процесс через занятия в кружках по интересам, проведение конкурсных программ, организацию концертов, проведение праздников, концертов, КТД и т.д.;
интеллектуально-познавательное: участие в работе Пресс-центра, Отдела по связям с общественностью; проведение конкурсов, викторин, КТД интеллектуальной направленности;
гражданско-патриотическое направление позволит включить детей в организацию и проведение гражданско-патриотических, общественно-политических, общественно-полезных мероприятий, социальных проектов, участие в которых будет способствовать формированию у них патриотических знаний, чувств, отношений, активной гражданской позиции. Расширить кругозор детей в области истории, культуры, семейных традиций;
лидерское направление предполагает включение детей и подростков в работу органов соуправления на уровне клуба и межклубного взаимодействия; участие в планировании, подготовке и проведении дел, игр, мероприятий;
профориентационное направление: знакомство подростков с содержанием профессий и профессиональная ориентация через практическое и игровое включение в профессиональные виды деятельности, тематические дни.

Тематическая смена «Академия искусств»
Цели смены:
формирование представлений о профессиях из сферы искусства.
Задачи:
организовать и провести мероприятия направленные на изучение истории профессий;
организовать и провести профориентационные мероприятия;
принять участие в городских и межклубных мероприятиях;
привлечь детей и подростков в активную деятельность по созданию творческих проектов.
Игровая модель смены:
Ребята из подростковых клубов по месту жительства попадают в очень интересное и таинственное место – в академию искусств, которой руководит мастер всех наук пан Клякса. Поступить в это учебное заведение могут все желающие, но с одним условием: они должны уметь мечтать, фантазировать, радоваться жизни и видеть цветные сны. Во время обучения в академии будущие студенты смогут узнать много нового и интересного о профессиях, которые помогают творить, создавать невообразимые шедевры силой слова, музыки, кисти и пера. Ребята смогут попробовать себя в роли: поэта, музыканта, художника, композитора, актера; научатся создавать мультфильмы, фотографировать, писать сценарии, будут творить самые необычные и неповторимые дизайны одежды, домов, квартир и многое, многое другое. Защита диплома проходит в виде презентации полученной специальности. По окончании обучения в академии искусств каждый студент получает диплом о присвоении ему той или иной профессии.
Основные периоды смены и их содержание:
Оргпериод (1-3 день смены):
торжественное открытие второй смены «Академия искусства»;
организационное оформление своих клубов согласно тематике смены.
Основной период смены (4-18 день смены):
проведение тематических дней смены «Презентация профессий», «Калейдоскоп профессий»;
организация работы подмастерий (Гостивины);
КТД «Профессии искусства»;
экскурсии в различные учреждения города Нижневартовска (для ознакомления с профессиями);
защита творческих проектов.
Итоговый период (19-21 день смены):
закрытие третьей смены «Академия искусства»;
проведение прощальных огоньков на летних площадках.

Образовательная деятельность в кружках по интересам
На время работы летних площадок в клубах по месту жительства организуются кружки по интересам. Образовательный процесс осуществляется педагогами дополнительного образования Центра детского творчества. Творческий продукт детей используется при организации и проведении мероприятий (художественное оформление, концертные номера, театральные постановки, выставки рисунков, поделок, плакатов, ярмарки и др.) и для формирования призового фонда площадки.

Механизм реализации программы

Наименование этапа, задачи
Средства реализации
Ожидаемые результаты

I. Подготовительный период (апрель-май 2014 г.)

создать условия для работы летних пло-щадок в условиях подростковых клубов по месту жительства;
провести рекламную кампанию в социуме микрорайона;
выявить социальный заказ на деятельность площадки;
наладить взаимодей-ствие с заинтересо-ванными в совмест-ной деятельности учреждениями и организациями мик-рорайона, города;
сформировать кад-ровый состав;
организовать методи-ческую подготовку кадров;
сформировать норма-тивно-правовую и методическую базу;
подготовить помеще-ния клубов, спортив-ный и игровой инвентарь;
сформировать детс-кий состав площадок, решить организа-ционные моменты с родителями.
выпуск, распространение рекламной продукции;
соцопросы, анкетирование;
посещение родительских собраний в школе;
заключение договоров о сотрудничестве;
генеральная уборка поме-щений, ремонт и приоб-ретение оборудования, инвентаря;
разработка положений о деятельности летней пло-щадки, должностных инст-рукций, приказов и др;
разработка плана ключевых дел смен;
проведение методического семинара, инструктивного сбора вожатых;
сбор заявлений от роди-телей, медицинских справок о здоровье ребенка;
оформление уголка по охране жизни и здоровья детей.
сформирован количест-венный состав детей и подростков площадок;
определены основные направления, спланирована работа;
обеспечена поддержка деятельности площадок со стороны представителей социума микрорайона, города;
заключены договора о сотрудничестве;
сформирована нормативно-правовая база;
помещение клубов готовы к приему детей.

II. Организационный период (первые 3 дня смены)

создать условия для сплочения детского временного коллек-тива: выявить инте-ресы и потребности, мотивы детей к учас-тию в деятельности площадки, лагеря;
познакомить детей друг с другом, педа-гогами и вожатыми, программой площад-ки, правилами, тре-бованиями;
познакомить детей со структурой и работой Центров;
организовать работу органов соуправле-ния.


презентация программы площадки, кружков по интересам;
инструктажи по ТБ;
анкетирование;
игры на знакомство, спло-чение коллектива, выявле-ние лидеров;
выбор органов соуправле-ния, распределение обязан-ностей, разработка визиток, атрибутики, планирование работы в Центрах, клубе, выработка законов, традиций, правил;
операция «УЮТ» по офор-млению помещений пло-щадки (отрядные уголки, экраны настроения, чистоты и др.);
разведка общественно-полезных дел в социуме микрорайонов.
дети приняли нормы и требования, определились в выборе вида деятельности, замотивированы на даль-нейшую совместную дея-тельность;
выявлены лидеры;
органы соуправления прис-тупили к выполнению своих функций;
совместно с детьми разра-ботан план работы летней площадки;
смена открыта.


III. Основной период

создание условий для удовлетворения интересов детей и подростков, разви-тия личности, рас-крытия творческого потенциала и воз-можностей для их реализации в твор-ческой и социально-значимой деятель-ности;
формирование ком-муникативных, орга-низаторских умений, лидерских качеств детей и подростков;
оздоровление и про-паганда здорового образа жизни;
обмен опытом и ап-робация новых форм работы с детьми и подростками;
координация дея-тельности летних площадок и созда-ние системы меж-клубного соуправ-ления;
информационно-ме-тодическая помощь летним площадкам;
привлечение внима-ния общественности к развитию клубного движения в городе.

игровая деятельность;
работа в командах, творчес-ких группах по интересам;
работа органов соуправ-ления;
работа кружков;
работа Школы Лидеров, Пресс-центра;
познавательные, интеллек-туальные, художественные, спортивные, экологические, правовые, ролевые, трудо-вые, гражданско-патриоти-ческие и общественно-поли-тические КТД и социально-значимые проекты в услови-ях площадки и микрорай-она;
организация межклубных дел, мероприятий;
экскурсии в музеи, кинотеатры; учебные заведения и предприятия города;
профилактические акции;
участие в городских спор-тивно-массовых, культурно-досуговых, профилактичес-ких мероприятиях.

эффективная работа органов соуправления;
создан благоприятный мик-роклимат в коллективе: при-сутствуют атмосфера радос-ти, праздника, общность це-лей, сплоченность, дружба;
дети и подростки освоили новые роли, попробовали свои силы в различных ви-дах деятельности, получили новые знания и позитивный опыт социального взаимо-действия, проявили лич-ностные качества: порядоч-ность, добросовестность и ответственность в исполне-нии поручений, уважение к сверстникам и взрослым, инициативность в реализа-ции общественно-полезных дел и социальных проектов;
творческий продукт дея-тельности (газеты, видеосю-жеты, концертные номера, выставки рисунков поделок и др.)

IV. Итоговый период (3 последних дня смены)

выявить динамику специальных способ-ностей, личностных качеств детей;
проанализировать результаты работы коллектива и органов соуправления за сме-ну, выполнение пла-на, поощрить актив-ных участников сме-ны, наметить перс-пективы на следую-щую смену;
определить уровень удовлетворенности детей, подростков, родителей, представителей общественности жизнедеятельностью летней площадки

диагностические исследо-вания;
итоговые выставки творчес-ких работ, гала-концерт, фо-то, газеты, видео-сюжетов;
коллективный анализ; огоньки прощания, подве-дение итогов смены;
сбор – прощание: награж-дение дипломами, грамо-тами активных участников, вожатский концерт;
операция «Чистый клуб».

Возрастет количество детей, у которых на высоком и достаточном уровне сфор-мированы коммуникатив-ные, организаторские уме-ния, лидерские качества;
увеличится количество привлеченных к деятель-ности площадки детей и жителей микрорайона;
дети и подростки удовлет-ворены своим отдыхом во время летних каникул, по-лучили моральное удовлет-ворение от позитивной оценки своего творческого труда, выразили желание участвовать в следующих летних сменах и дальней-шей деятельности клуба;
родителями востребована работа летней площадки в следующую смену (год).




Управление деятельностью летних площадок осуществляется через проведение педагогических советов (2 раза в смену), на которых планируется работа летних площадок на смену, обсуждается содержание программы, проводится анализ и подводятся итоги. Один раз в неделю проводятся совещания педагогов-организаторов, вожатых по обсуждению предстоящих мероприятий в рамках межклубного и городского взаимодействия, распределению обязанностей по их подготовке и проведению, а также решаются различные организационные и проблемные вопросы. Общая координация работы летних площадок осуществляется заведующим отделом по работе с подростковыми клубами по месту жительства, контроль – заместителем директора по учебно-воспитательной работе, директором Центра детского творчества.

Организация межклубного взаимодействия
Жизнедеятельность летних площадок в условиях подростковых клубов по месту жительства сопряжена с определенными трудностями, связанными с решением организационных вопросов в социуме микрорайона по организации и проведению общественно-полезных дел и реализации социальных проектов, частыми выходами за пределы микрорайона на экскурсии, для участия в городских мероприятиях и др. Для решения этих трудностей деятельность летних площадок строится на основе соуправления – равноправного участия детей и взрослых в организации межклубного взаимодействия, управлении деятельностью через работу органов соуправления.
Задачи органов соуправления – формировать морально-этический климат в детском коллективе, сделать жизнь содержательной, интересной, социально значимой для каждого члена площадки. Создать условия для развития коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств, гражданской активности детей, направляя их инициативы на улучшение жизни в ближайшем социальном окружении.
Деятельность органов соуправления строится на принципах:
открытости и доступности – органы соуправления открыты и доступны для всех членов летней площадки;
добровольности и творчества – командам предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
равенства и сотрудничества – в коллективе все члены: и выборочные и рядовые занимают равное положение, команды строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;
непрерывности и перспективности – органы соуправления действуют в течение работы летней площадки, далее опыт используется в работе подростковых клубов.
Структура соуправления летней площадки представлена в схеме 1.
Высшим органом соуправления летней площадки является Общий сбор. С учетом возраста и интересов детей формируются постоянные группы (Центры), исполняющие определенные функции по организации и проведению общих дел: Центр науки и культуры, Центр здоровья и спорта, Пресс-центр и временные творческие группы и (концертные, спортивные, волонтерские, агитбригады, кружки по интересам и др.).
Деятельностью Центров руководят командиры, кандидатуры которых утверждаются на Общем сборе летней площадки (общим решением коллектива может быть принято «сменное лидерство»).
Исполнительным органом системы соуправления дворовой площадки является Совет клуба, который собирается не реже одного раза в неделю. В состав Совета клуба входят: Командиры, члены временных и постоянных групп, педагоги-организаторы, вожатые. Руководство Советом делегируется на равных правах педагогу-организатору и Командирам.
Функции постоянно действующих и временных органов соуправления, права и обязанности членов прописаны в Положении о деятельности летней площадки в условиях подросткового клуба по месту жительства (приложение 1).
Структура межклубного соуправления представлена в схеме 2. В рамках межклубного взаимодействия создаются межклубные органы соуправления (Центры), которые принимают участие в планировании, организации и проведении межклубных и городских дел, мероприятий, акций. Интересы клуба (площадки) представляют Командиры соответствующих Центров.
Каждая площадка вносит на рассмотрение Центров предложения по организации и проведению мероприятий с привлечением детей других площадок. Центры совместно с Директорами Центров формируют план общих дел в рамках межклубного взаимодействия, назначают ответственных за их проведение, координируют деятельность, анализируют результативность выполнения плана.
Схема 1
Структура соуправления летней площадки






































Схема 2.
Структура межклубного соуправления






























Центр здоровья и спорта:
контролирует распределение деятельности (профилактической, спортивной, оздоровительной) на протяжении всей смены;
соблюдение санитарно-гигиенических норм;
планирует, организует спортивные игры и соревнованию.
Центр науки и культуры:
принимают участие в планировании познавательных и культурно-массовых мероприятий;
являются организаторами межклубных мероприятий, КТД, игр и развлечений;
выступают инициаторами творческих проектов.
Центр по связям с общественностью:
оказывает информационную помощь другим Отделам;
собирает информацию о деятельности летних площадок;
изучает общественное мнение по актуальным проблемам;
освещает деятельность летних площадок в информационном вестнике лагеря, в СМИ города.

Система поощрения и стимулирования детей
Формы поощрения:
похвала индивидуальная и публичная;
«отметка» в «экран достижений»;
выдвижение для участия в городских мероприятиях;
поздравление на «огоньке», в стенной газете, на линейке;
благодарность от представителей общественности микрорайона;
благодарственные письма в адрес учебных заведений, родителям;
грамоты, дипломы.
Во время лагерной смены вводятся в обращение стимулирующие знаки, «смайлики». В течение лагерной смены площадки, участвуя в различных интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях и проявляя свою активность получают «смайлики», что отражается в «экране достижений» Условия реализации программы
Методические условия
Организация научно-методической деятельности характеризуется цикличностью: выявление социальных проблем и заказа на деятельность площадок, анализ исходного состояния площадки, прогнозирование, программирование, планирование, рецензирование, анализ результатов и включает в себя:
разработку программы деятельности, планов ключевых дел тематических смен;
внедрение эффективных форм, методов, технологий социоклубной работы с детьми и подростками по месту жительства в летний период;
разработку сценариев культурно-массовых, физкультурно-спортивных, профилактических мероприятий, воспитательных дел, детских социальных проектов;
разработку учебно-методических, дидактических комплексов для проведения занятий в кружках;
подбор, разработку диагностического инструментария, планирование организации исследований;
формирование базы данных по результатам диагностических исследований и деятельности площадок;
комплектование специальной литературы, методических фондов в помощь педагогам;
разработку планов, содержания теоретических и практических занятий методических семинаров для педагогических кадров;
разработку, оформление анализа деятельности площадок, подготовку отчетной документации;
разработку, оформление, публикацию методической продукции из опыта работы.

Социально-педагогические методики и технологии работы с детьми
и подростками в условиях летней площадки
В работе летних площадок применяются личностно-ориентированные социально-педагогические технологии с наибольшим социальным эффектом, предполагающие развитие у детей умений конструктивного общения и социального взаимодействия, такие как:
технология формирования клубного коллектива;
технология общения;
технология игровой деятельности;
Основополагающими являются технологии коллективной творческой деятельности и творческого проектирования, целевое назначение которых заключается в создании условий для формирования и развития активной гражданской позиции детей и подростков путем включения их в организацию и проведение КТД, разработку и реализацию творческих проектов, направленных на создание атмосферы сотворчества в коллективе площадки, улучшение общественной жизни ближайшего микросоциума.
Задачи технологий коллективной творческой деятельности и социального проектирования:
формировать и развивать знания, умения и навыки проектирования;
привлечь внимание детей к актуальным проблемам ближайшего социального окружения;
формировать у детей положительное отношение к труду;
формировать навыки общепринятого поведения в обществе;
формировать и развивать навыки командной работы и управления коллективом.
Подготовка актива летней площадки:
Участие подростков в работе органов соуправления и проектной деятельности требует от них специальных знаний, умений и навыков. С этой целью педагогами площадки проводятся занятия в Школе Лидеров и в Пресс-центре.
Педагогами подростковых клубов по месту жительства относительно применения социально-педагогических технологий были выработаны следующие принципиальные позиции:
«педагог по сотрудничеству» (педагог – не тоталитарная личность - не подавляет, а сотрудничает, является старшим другом, действует вместе с детьми, но на шаг впереди);
«педагогика от подростка» (прежде чем преступить к взаимодействию с ребенком, педагог спрашивает, что он хочет, и только после этого выстраивает его «путь»);
«возможности выбора» (педагог предлагает спектр интересных для ребёнка дел, а он сам выберет, чем ему заняться, показывает ребёнку «черное» и «белое», он сам выберет каким ему быть);
«зона свободного общения» (педагог создает для ребёнка среду, в которой ему интересно общаться, где он может свободно проявлять и воплощать свои инициативы в коллективных творческих делах, совместных проектах, акциях и др.);
«ситуация успеха и радости» (педагог создает ребёнку благоприятные условия для собственных открытий и самореализации, помнит, что любое дело должно быть ребёнку в радость, находит способы похвалить, отблагодарить его за творческий труд и только тогда он захочет снова прийти и заняться другим интересным для него делом);
«мы вместе независимо от возраста» (педагог включает в совместную деятельность всех кто рядом: детей, педагогов, родителей, представителей социума микрорайона, делая их жизнь интереснее);
«мы живем ради себя и для других» (педагог организует жизнь детей так, чтобы каждый осознавал свою значимость для коллектива, социума микрорайона, города, проявлял заботу и оказывал посильную помощь нуждающимся в ней);
«развивай, поручая» (педагог поручает ребёнку дело, которое принесёт ему новый опыт, помогает, но не делает того, что ребенку под силу);
«делай вместе с детьми» (педагог вместе с детьми определяет цели, содержание деятельности, планирует, организует и проводит различные мероприятия, после каждого дела подводит итоги, намечает перспективы).

Психологическое сопровождение программы «СМАЙЛ»
В деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей - процесс общения является ведущим, в связи с этим психологическое сопровождение направлено на коммуникативное ориентирование детей и подростков в мире личностных, межличностных, социальных отношений и проблем.
Данная работа проводится педагогом-психологом с использованием элементов психотехнических упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей и подростков, а также на повышение уровня сплоченности. Для педагогов-организаторов и вожатых - проводятся тематические беседы, для родителей проводятся консультации.
Помимо вышеперечисленных форм под руководством педагога-психолога проводятся диагностические исследования, направленные на изучение ожиданий ребенка, его интересов и склонностей; на изучение сформированности коммуникативных навыков; на изучение уровня комфортности и взаимоотношений в детском коллективе; на изучение удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью летнего лагеря с дневным пребыванием детей.
Педагогом-психологом подростковых клубов по месту жительства проводится цикл встреч по теме «Психология общения».

Методики психологического мониторинга:

Этапы

Обследуемые параметры личности

Название методики


Входная диагнос-
тика
Ожидания ребенка.

Анкета для ребенка.





Текущая диагнос-тика

Сформированность коммуникативных навыков



Эмоционально-психологический климат в отряде (индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка)

«Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей воспитанников» Р.В.Овчаровой

Методика «Эмоционально-психологический климат отряда»
Л.Г.Жедунова

Итого-вая диагнос-тика
Удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере
Удовлетворенность родителей пребыванием ребенка в лагере
Анкета для воспитанника

Опросник
на выявление отношения родителей к организации летнего отдыха детей на базе подросткового клуба по месту жительства


Организационные условия
Прием детей на летнюю площадку осуществляется по заявлениям родителей, с предоставлением копий документов, удостоверяющих личность ребенка и законного представителя, справок о состоянии здоровья ребенка, с места жительства. Осуществляется обязательное страхование жизни и здоровья детей.
В соответствии с требованиями СанПиН к организации питания детей в условиях лагерей с дневным пребыванием детей, а также с учетом режима работы площадки на базе подросткового клуба организуется двухразовое питание детей в виде горячего обеда и калорийного полдника.
На базе каждого подросткового клуба проводятся выборы в органы межклубного соуправления.
Межклубные органы соуправления, которые проводят сбор 1 раз в неделю в здании Центра детского творчества. Актив занимается организацией и проведением различных межклубных мероприятий (2-3 мероприятия в неделю).
Примерный режим дня летней площадки
12.00
общий сбор

12.30
обед

13.30
распределение поручений, решение орг. вопросов и др.); экскурсии, оздоровительные мероприятия, участие в городских мероприятиях; работа кружков по интересам

15.00
работа команд, органов соуправления по подготовке дел

16.30
полдник

17.00
проведение КТД, реализация социальных проектов

18.30
анализ дня, планирование следующего дня

19.00
игры на свежем воздухе

20.00
уход домой


Кадровое обеспечение
№ п\п
Должность
Количество штатных единиц
(за один месяц)

1.
Начальник летних площадок
1

2.
Методист
1

3.
Организатор
1

4.
Педагог-организатор
16

5.
Педагог дополнительного образования
5

6.
Педагог-психолог
1

7.
Социальный педагог
1

8.
Спортивный инструктор
1

9.
Видеооператор
1

10.
Медицинский работник
1

11.
Звукооператор
1


Должностные обязанности участников программы указаны в приложении 2.

Материально-технические условия
спортивный зал, актовый зал, кабинеты Центра детского творчества;
помещения подростковых клубов – 3-5 комнатные квартиры в жилых домах, площадью от 74 до 157 м2 (3 – 4,5 м2 на одного ребенка) и образовательных учреждениях. Помещения оборудованы учебной мебелью,
спортивные площадки во дворах по месту расположения клубов в 1, 4, 8а, 12, 18 микрорайонах, в старой части города;
аудио, видео, фотоаппаратура (4 музыкальных центра, 6 телевизоров, 2 видеомагнитофона, 4 DVD проигрывателя, 2 фотоаппарата, 1 видеокамера); музыкальные инструменты (синтезатор, баян, гитары); один комплект звуковой аппаратуры, 6 компютеров, 2 принтера, 4 МФУ.
спортивный и игровой инвентарь (мячи, сетки: футбольные, волейбольные, теннисные столы, тренажеры, скакалки, обручи, кегли, настольные игры и др.);
концертные костюмы;
литература для педагогов и детей.
ЛИТЕРАТУРА
Барканов С.В., Журавлев М.И. Отдых и оздоровление детей и подростков: сб.нормативных документов. – М.: граф. Пресс, 2002.
Бузырева Л.М., Таран Ю.Н. Социокультурное развитие детей: лучшие каникулярные проекты года. Методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха детей. – М., Липецк: ЛГПУ, 2003.
Валентинов В. Игры нашего двора. Сборник. – СПб.: Регата, издательский Дом «Литература», 2000.
Викулова Т.С., Ионина Н.А. Культурно-массовые мероприятия в клубах по месту жительства. – Ханты-Мансийск – Екатеринбург, 2000.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - С-П.: Содружество, 1998.
Двор – клуб – город. Опыт социоклубной работы по месту жительства. – Ангарск, 2003.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и метолдика проведения игр с подростками. – М.: гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001.
Коновалова О.Б., Рыжикова Ж.В. Социальное проектирование. – Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.
Коновалова О.Б., Рыжикова Ж.В. Хочу быть лидером! – Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: институт практической психологии, 1997.
Мирошкина М.Р. Обобщение опыта работы подростково-молодёжных клубов по месту жительства. – М.: издательский дом «Новый ученик», 2003.
От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Программа отдыха, занятости детей и подростков в условиях летних площадок на базе подростковых клубов по месту жительства «Дворница». Нижневартовск, 2005.
Парфенова М.В., Рыбина И.В., Гаврилова О.В. Лето – это маленькая жизнь/информационно-аналитический сборник по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодежи города Нижневартовска в 2006 году. - г. Нижневартовск, 2006.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детском коллективе: Учеб.-метод. пособие. – М.: гуманит. центр «ВЛАДОС», 2002.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. - М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие»., 2000.
Сирота Н.А., Чистова Е.А. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде. – М., 2000.
Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. - М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие»., 2000.
Социально-молодежная работа: модель, нормативная база, методики. Части II, III: модель, методики, программы. Редактор-составитель Сняцкий А.А. – Ханты-Мансийск-Екатеринбург, 2000.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
Уфимцев Д. В., Голованова Т.Р. Хочу провести тренинг, пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и ИПП. Новосибирск: Гуманитарный проект, 2001.

Приложение 1

«Утверждаю»
Директор МАУДО города Нижневартовска «ЦДТ»
___________А.В. Черногалов

Положение
о деятельности летних площадок
на базе подростковых клубов по месту жительства
МАУДО города Нижневартовска «Центр детского творчества»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Летние дворовые площадки являются одной из форм организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков от 7 до 18 лет.
1.2. Летние дворовые площадки организуются на базе подростковых клубов по месту жительства: «Огонек» (ул. Проспект Победы, 13а, кв. 3), «Ласточка» (ул. 60 лет Октября, 42, кв. 1), «Непоседа» (ул. Северная, 48, кв. 198), «Солнышко» (ул. Интернациональная, 43, кв. 36), «Романтика» (ул. Мира, 60, корпус 3, кв. 128), «Прометей» (ул. М.Жукова, 6а, кв. 35, 48), «Гренада» (ул. Ханты-Мансийская, 41А)«Спутник» (ул. Заводская, 9), старая часть города на время летних каникул школьников администрацией и профсоюзным комитетом МАУДО города Нижневартовска «ЦДТ».
1.3. Летние дворовые площадки функционируют по принципу работы временных разновозрастных коллективов.
1.4. Финансирование летних площадок осуществляется за счет привлеченных средств и средств МАУДО города Нижневартовска «ЦДТ» на оплату труда сотрудникам ЦДТ.
1.5. Организатор летних площадок на базе подростковых клубов по месту жительства несет в установленном законодательством РФ ответственность за:
обеспечение их жизнедеятельности в течение летних смен;
создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников;
качество реализуемых планов смен;
соответствие форм, методов и средств организации деятельности возрасту, интересам, потребностям воспитанников;
соблюдение прав и свобод воспитанников и сотрудников летних дворовых площадок.
1.6. Комплектование летних площадок осуществляется из числа детей и подростков микрорайонов города, в которых расположены подростковые клубы по месту жительства.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Основная цель деятельности летних площадок: создание в непосредственной близости от места проживания условий для оказания социально-педагогической, психологической поддержки детей и подростков в решении актуальных проблем взросления, реализации их интересов и потребностей в сфере досуга, творческого развития, формирования основ здорового образа жизни.
2.2. Основными задачами деятельности дворовых площадок являются:
развитие познавательной мотивации и творческих способностей детей и подростков, гражданско-патриотическое нравственное, культурно эстетическое воспитание в ходе реализации программ различных детских объединений;
социальная и психологическая поддержка детей и подростков в культурно-досуговой сфере, в профессиональном и личном самоуправлении, адаптации их к жизни в обществе;
оказание правовой, социально-педагогической и психологической помощи детям и подросткам, попавшим в кризисную жизненную ситуацию;
организация досуга детей, подростков через включение их в культурно-массовые, оздоровительные, спортивные мероприятия, привлечение детей к активной пропаганде здорового образа жизни;
решение социальных проблем снижения детской и подростковой наркомании, токсикомании, алкоголизма;
поиск, апробация эффективных педагогических технологий, обобщение и распространение лучшего опыта работы с детьми и подростками по месту жительства;
вовлечение родителей, представителей общественности, квалифицированных специалистов соответствующих органов, заинтересованных в воспитании подрастающего поколения, в совместную деятельность.
2.3. Летние площадки на базе подростковых клубов по месту жительства осуществляют свою деятельность в течение трех летних смен, продолжительностью 21 день.
2.4. Режим работы летней дворовой площадки: понедельник – суббота с 12.00 до 20.00 часов, воскресенье – выходной день.
2.5. При приеме в состав летней площадки педагоги-организаторы обязаны ознакомить детей и их родителей с настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность площадки.
2.6. Продолжительность пребывания детей на летней площадке определяется ими (родителями) самостоятельно.
2.7. Прием детей в клуб по месту жительства на время работы летней дворовой площадки осуществляется на основании заявления родителей, справки о состоянии здоровья ребенка и справки с места жительства.
2.8. Летняя площадка самостоятельно разрабатывает план-сетку мероприятий на смену.
2.9. На время работы летней площадки в клубе по месту жительства создаются кружки, секции по интересам, работой которых руководят педагоги дополнительного образования.
2.10. Содержание, формы и методы работы летней площадки определяются педагогическим коллективом, исходя из основных принципов деятельности: демократии и гуманности, комплексной реализации задач по развитию, воспитанию, социализации личности ребенка, ориентированности на работу с населением того микрорайона, в котором находится дворовая площадка.
2.11. Питание воспитанников организуется централизовано два раза в день (обед и полдник) за счет средств бюджета округа и родительской платы; средств городского бюджета.
2.12. Выезды воспитанников на природу, экскурсии, в учреждения культуры и спорта осуществляются в сопровождении не менее 2-х педагогов-организаторов с соблюдением требований к перевозке детей соответствующим видом транспорта.
2.13. Доврачебную помощь детям оказывают педагоги-организаторы, если необходимо, педагог вызывает бригаду скорой помощи и сопровождает ребенка до больницы.

КАДРЫ, УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ
Подбор кадров для работы на летних дворовых площадках осуществляет администрация МАУДО города Нижневартовска «ЦДТ» по согласованию с профсоюзным комитетом ЦДТ, департаментом образования администрации города Нижневартовска.
Штатное расписание:
-руководитель ресурсного центра по организации работы детских и
подростковых объединений (клубов) по месту жительства – 1;
-методист – 1;
-организатор – 1;
- педагог-организатор – 16;
- педагог дополнительного образования – 5;
- педагог-психолог – 1;
-социальный педагог – 1;
-спортинструктор – 1;
-видеооператор – 1;
-звукооператор – 1;
-медицинский работник – 1;
- уборщица – 6.
По согласованию с администрацией МАУДО города Нижневартовска «ЦДТ», для работы на летних
дворовых площадках привлекаются видеооператор, звукооператор из числа работников учреждения.
Порядок, условия привлечения педагогических и других работников для работы на летних дворовых площадках, а также оплата их труда устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования РФ.
Каждый работник летней дворовой площадки знакомится с условиями труда, режимом работы, своими должностными инструкциями.
Отношения воспитанников и персонала строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями.
Работники летних дворовых площадок несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
В целях оказания методической помощи педагогам-организаторам, вожатым в организации совместной работы с детьми, повышения профессионального мастерства в течение летней смены действует педагогический совет.

ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ ДВОРОВОЙ ПЛОЩАДКИ.
Педагог-организатор:
организует и контролирует деятельность вожатых;
организует и координирует воспитательную работу, работу органов самоуправления;
создает условия для занятий детей в кружках по интересам, проведения мероприятий, КТД;
еженедельно организует работу Совета клуба;
организует и проводит Общий сбор;
осуществляет связь с родителями воспитанников, представителями социума микрорайона с целью формирования адресного социального заказа на деятельность дворовой площадки;
осуществляет связь с ЖЭУ микрорайона с целью организации совместных мероприятий в рамках работы летней дворовой площадки;
осуществляет связь с учреждениями культуры и спорта с целью проведения совместных мероприятий;
определение возможностей дворовой площадки по оказанию необходимой помощи;
организовывает оздоровительный отдых детей и подростков;
принимает активное участие в совместном планировании работы летних смен;
совместно с творческими Центрами организовывает и проводит культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные, трудовые, профилактические мероприятия в клубе по месту жительства, социуме микрорайона;
организовывает участие детей дворовой площадки в городских культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных, профилактических мероприятиях;
следит за санитарным состоянием помещения клуба по месту жительства, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм;
ведет необходимую документацию;
проводит диагностику и анализ работы вожатых, органов соуправления в течение летней смены;
оказывает методическую помощь и содействие в организации и реализации социально-значимых детских инициатив;
принимает участие в разработке сценарии культурно-массовых, профилактических мероприятий.
Вожатый:
оказывает необходимую помощь органам соуправления в планировании и организации социально-значимых дел;
совместно с творческими Центрами разрабатывает и проводит культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные, трудовые, профилактические мероприятия в клубе по месту жительства, социуме микрорайона;
проводит ежедневную воспитательную работу с детьми и подростками в клубе по месту жительства;
принимает участие в работе Совета клуба, Общем сборе членов дворовой площадки;
следит за соблюдением детьми и подростками санитарно-гигиенических требований;
оказывает помощь детям и подросткам в организации пропагандистской работы (оформление помещения клуба, выпуск листовок, стенгазет, рекламных объявлений, написание статей для СМИ, оформление фотолетописи дворовой площадки).
Педагог дополнительного образования:
комплектует состав обучающихся кружка, клуба из числа детей и подростков микрорайона и принимает меры по его сохранению в течению летней смены;
проводит учебные занятия в кружке, клубе, используя педагогически обоснованные формы, методы, средства работы, исходя из психофизиологической целесообразности;
выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию;
организует участие детей в культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных, трудовых, профилактических мероприятиях;
оказывает содействие педагогам-организаторам в подготовке к проведению массовых мероприятий;
обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОУПРАВЛЕНИЯ
В коллективе летней дворовой площадки действует система соуправления.
Высшим органом соуправления летней дворовой площадки является Общий сбор.
На летней дворовой площадке, с учетом возраста и интересов детей, создаются постоянные группы (Центры), исполняющие определенные функции по организации и проведению общественно-полезных дел: Центр науки и культуры, Центр здоровья и спорта, Пресс-центр, временные творческие группы по подготовке общих дел.
Деятельностью Центров руководят Командиры, кандидатуры которых утверждаются на Общем сборе дворовой площадки большинством голосов.
Исполнительным органом системы соуправления дворовой площадки является Совет клуба, который собирается не реже одного раза в неделю. В состав Совета клуба входят: Командиры, члены временных и постоянных групп, педагоги-организаторы, вожатые. Руководство Советом делегируется на равных правах педагогу-организатору и Командирам.
Функции органов соуправления летней дворовой площадки:
Общий сбор:
утверждение планов работы;
обсуждение и принятие законов дворовой площадки;
утверждение состава Совета дела дворовой площадки;
обсуждение и анализ общих дел;
утверждение кандидатур из числа активных членов дворовой площадки для поощрения их по итогам дня, недели, смены.
Совет клуба:
разработка, корректировка плана общих дел;
распределение обязанностей между командами;
пропаганда и реклама деятельности дворовой площадки;
организация работы по подготовке Общего сбора, выполнению его решений;
анализ реализации плана общих дел;
осуществление взаимодействия с представителями социума микрорайона, учреждениями и организациями;
изучение, обобщение и распространение опыта работы дворовой площадки;
контроль за выполнением поставленных задач;
поддержка и реализация детских социально-значимых инициатив;
решение вопросов, связанных с нарушением законов дворовой площадки;
утверждение кандидатур из числа активных членов дворовой площадки для награждения по итогам летней смены.
Командиры Центров:
организация работы команды по своему направлению деятельности;
представление для обсуждения на Совете дела проектов общих дел по своему направлению;
организация работы Центра по подготовке и проведению общественно-полезных дел;
анализ проведенных дел;
выдвижение и утверждение кандидатур из числа активных членов команды на звание «Лидер дня, недели, смены»;
организация взаимодействия с другими Центрами по своему направлению деятельности.
Педагог-организатор:
организация и контроль деятельности постоянных команд, временных творческих групп по подготовке общих дел;
участие в планировании, подготовке, проведении и анализе общих дел;
руководство работой Совета клуба;
организация и проведение Общего сбора;
связь с родителями воспитанников, представителями социума микрорайона с целью формирования адресного социального заказа на деятельность дворовой площадки;
связь с ЖЭУ микрорайона с целью организации совместных мероприятий в рамках работы летней дворовой площадки;
связь с учреждениями культуры и спорта с целью проведения совместных мероприятий.
разработка сценариев культурно-массовых, профилактических мероприятий.
5.7. Функции Центров.
Пресс-центр:
оказывает информационную помощь другим Центрам;
собирает информацию о деятельности летних площадок;
изучает общественное мнение по актуальным проблемам;
освещает деятельность летних площадок в информационном вестнике лагеря, в СМИ города.
поддерживает связь с методистом по связям с общественностью ЦДТ с целью освещения своей деятельности в СМИ;
выпуск стенгазет, фотогазет.
Центр здоровья и спорта:
разработка и представление для обсуждения Советом клуба проектов организации спортивной, профилактической работы для членов дворовой площадки и представителей социума микрорайона (детей, подростков, взрослых);
организация и проведение спортивных, подвижных игр, игр на местности, соревнований, товарищеских встреч для членов дворовой площадки и представителей социума микрорайона;
организация и проведение профилактических акций, игр-диспутов для членов дворовой площадки и представителей социума микрорайона;
организация и проведение рекламной кампании в микрорайоне для привлечения большего количества участников мероприятий и внимания общественности к деятельности дворовой площадки.
Центр науки и культуры:
разработка и представление для обсуждения Советом клуба проектов организации культурно-досуговой работы для членов дворовой площадки и представителей социума микрорайона (детей, подростков, взрослых);
организация и проведение игровых, конкурсных, театрализованных программ, познавательных мероприятий для членов дворовой площадки и представителей социума микрорайона;
организация и проведение рекламной кампании в микрорайоне для привлечения большего количества участников мероприятий и внимания общественности к деятельности дворовой площадки.

Приложение 2
Должностные обязанности участников программы

№ п\п
Должность
Количество штатных единиц (за один месяц)
Функциональные обязанности


Начальник летних площадок
1
формирует штатное расписание;
обеспечивает общее руководство деятельностью летних площадок, утверждает по согласованию с профкомом учреждения правила внутреннего трудового распорядка, издает приказы и распоряжения по летним площадкам;
разрабатывает и после согласования с профкомом утверждает должностные обязанности работников летних площадок, знакомит их с условиями труда, проводит инструктаж персонала летних площадок по технике безопасности;
создает необходимые условия для деятельности летних площадок;
участвует в разработке программы деятельности летних площадок;
проводит организационные совещания;
осуществляет финансовую деятельность летних площадок.


Методист
1
разрабатывает предложения по повышению эффективности работы летних площадок;
оказывает помощь педагогам-организаторам в определении содержания, форм, методов и средств организации деятельности летних площадок;
анализирует состояние деятельности летних площадок, отслеживает и обобщает результаты;
оказывает методическую помощь в планировании, организации, проведении, анализе, самоанализе досуговых мероприятий, коллективно-творческих дел;
принимает участие в организационных совещаниях.


Организатор
1
осуществляет общее руководство воспитательной программой в ходе лагерных смен;
подчиняется правилам внутреннего распорядка центра, распоряжениям администрации;
принимает участие в составлении плана работы лагерных смен;
организует взаимодействие всех воспитательных структур;
осуществляет контроль за деятельностью вожатых;
совместно с руководителем программы разрабатывает и проводит еженедельные планерки;
обеспечивает методическую помощь вожатым;
совместно с руководителем программы решает вопросы поощрения и наказания;
совместно с руководителем программы оценивает работу вожатых по итогам летней педагогической практики;
совместно с представителями Центров разрабатывает, планирует, проводит и анализирует массовые мероприятия;
курирует работу Центра науки и культуры;
проводит работу с педагогическим коллективом по созданию благоприятной, доброжелательной атмосферы;
составляет отчет по итогам смен.



Педагог-организатор
16
планирует и организует жизнедеятельность детей и осуществляет их воспитание;
проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социальной адаптации детей;
организует и контролирует деятельность вожатых, работу органов самоуправления;
создает условия для занятий детей в кружках по интересам, проведения мероприятий, КТД;
осуществляет связь с родителями воспитанников, представителями социума микрорайона с целью формирования адресного социального заказа на деятельность летней площадки;
принимает активное участие в совместном планировании работы летних смен;
совместно с детьми организует и проводит культурно-массовые, физкультурно-спортивные, трудовые, профилактические мероприятия в условиях летней площадки и социуме микрорайона;
организует участие детей летней площадки в городских культурно-досуговых, спортивных, профилактических мероприятиях;
следит за санитарным состоянием помещения, соблюдением режима дня, санитарно-эпидемиологических норм;
ведет необходимую документацию;
проводит диагностику и анализ работы вожатых, органов соуправления в течение летней смены;
оказывает методическую помощь и содействие в организации и реализации социально-значимых детских инициатив;
принимает участие в организационных совещаниях;
несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания на летней площадке.


Педагог дополнительного образования
5
комплектует состав обучающихся кружка из числа детей и подростков микрорайона и принимает меры по его сохранению в течению летней смены;
проводит учебные занятия в кружке, используя педагогически обоснованные формы, методы, средства работы, исходя из психофизиологической целесообразности;
выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию;
оказывает содействие педагогам-организаторам в подготовке к проведению массовых мероприятий;
обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
несет ответственность за жизнь и здоровье детей о время проведения занятий.


Педагог-психолог
1
осуществляет деятельность, направленную на сохранение эмоционально-психологического благополучия детей, педагогов в процессе совместной деятельности;
оказывает психологическую помощь детям, подросткам, родителям;
осуществляет диагностические исследования, систематизирует материалы диагностики и обобщает результаты;
проводит индивидуальное консультирование;
соблюдает педагогическую этику;
принимает участие в организационных совещаниях.


Социальный педагог
1
осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся и воспитанников;
осуществляет изучение психолого-педагогических особенностей личности обучающихся и воспитанников, и их микросреды, условий их жизни;
выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся, воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;
выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, детьми и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, применение мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников.


Спортивный инструктор
1
осуществляет непосредственное руководство за всеми физкультурными, спортивными и оздоровительными мероприятиями;
определяет места для проведения различных подвижных, спортивных игр, массового купания и обучения плаванию;
составляет план физкультурно-массовой работы в рамках межклубного взаимодействия;
проводит занятия с вожатыми и членами Отдела здоровья и спорта по планированию физкультурной работы, разучиванию и судейству подвижных, спортивных игр;
отвечает за порядок и безопасность детей при купании, помогает им обучиться плаванию;
осуществляет воспитательную работу;
несет ответственность за жизнь и здоровье детей.


Звукооператор
1
обеспечивает музыкальное оформление культурно-массовых мероприятий;
обеспечивает рабочее состояние звуковой аппаратуры, организует ее перевозку к месту проведения мероприятий и обратно.


Видеооператор
1
осуществляет видеосъемку деятельности клубов и культурно-массовых мероприятий;
готовит видеосюжеты.


Медицинский работник
1
осуществляет контроль за санитарным состоянием помещений клубов, за сбором справок о медицинском осмотре и состоянии здоровья детей;
присутствует при проведении массовых, оздоровительных мероприятий с детьми;
оказывает первую медицинскую помощь детям;
контролирует организацию питания детей;
отчитывается в городском СЭН об организации и качестве питания детей согласно норм.


Вожатые
-
создает условия для реализации творческих способностей детей и подростков в различных видах деятельности;
оказывает необходимую помощь органам самоуправления в планировании и организации социально-значимых дел;
совместно с творческими командами разрабатывает и проводит культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные, трудовые, профилактические мероприятия в клубе по месту жительства, социуме микрорайона;
проводит ежедневную воспитательную работу с детьми и подростками в клубе по месту жительства;
принимает участие в работе Центров летних площадок;
следит за соблюдением детьми и подростками санитарно-гигиенических требований;
оказывает помощь детям и подросткам в организации пропагандистской работы (оформление помещения клуба, выпуск листовок, стенгазет, рекламных объявлений, написание статей для СМИ, оформление фотолетописи дворовой площадки);
совместно с педагогом-организатором организует и проводит досуговые мероприятия на спортивных площадках во дворах микрорайонов в вечернее время.


Приложение 3
Тематический план работы социально-психологической службой
Центра детского творчества с воспитанниками
подростковых клубов по месту жительства летний период 2014 года

По подпрограмме «Территория закона»
Цель: формирование установок на толерантное поведение, противодействие экстремизму, терроризму, определяющее устойчивость в обществе отдельных личностей, социальных групп и гражданского согласия в обществе.
В летний период программы реализуются по следующим направлениям деятельности:
образовательное: групповые консультации, беседы, диспуты, практические занятия. В летний период с детьми и подростками будут проведены мероприятия по профилактике экстремизма и профилактике правонарушений в детско – подростковой и молодежной среде.
информационно-просветительское: оформление методической продукции для детей, подростков, родителей выпуск буклетов «Мое право, мой выбор, моя ответственность», «Экстремизм и терроризм», «Азбука юного гражданина», «Навыки безопасного поведения в повседневной жизни».

Тема занятия
Всего часов



Теория
Практика

1.
«Навыки безопасного поведения в повседневной жизни»
0,5
1

2.
«Твои гражданские права и обязанности»
0,5
1

3.
«Флаг, гимн РФ. Надругательство над государственным флагом и гербом»
0,5
1

4.
Викторина «История нашей страны»
0,5
1

5.
«Уроки безопасности» для младших школьников
0,5
1

6.
«Экстремизму Нет!»
0,5
-

7.
«Осторожно секты!»
0,5
-

8.
Проведение групповых бесед «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за проявление экстремистской деятельности»
0,5
-

Всего часов:
4
5

Итого:
9


Тематический план
специализированного курса «Жить в мире с собой и с другими»
Цель: формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в условиях временного детского коллектива.
Предлагаемый курс развития толерантности и профилактики экстремизма состоит из трех блоков.
Когнитивно-информационный блок.
Эмоционально-установочный блок.
Технологический блок.
Когнинтивно-информационный блок.
Цель: обмен информацией между представителями разных национальностей об особенностях своего народа, культуры, традиций, законов.
Суть этого блока состоит в том, что часть проблем (непонимание, неверное отношение) можно снять, если воспитанники будут владеть информацией об особенностях того или иного народа.
Встречи в русле этого блока предполагают выступления группы детей тех национальностей, которые представлены в лагерном отряде. На этих встречах воспитанники должны будут рассказать обо «всем хорошем», что есть в их народе, культуре, кухне и так далее. По возможности, показать национальные танцы, песни, а также рассказать историю приезда своей семьи в г. Нижневартовск.
Эмоционально- установочный блок.
Цель блока: формирование эмоциональных установок на принятие толерантного поведения через освоение необходимых навыков.
Методы: психотехнические методики, психологические игры, моделирование ситуаций.
В лагерной смене воспитанники взаимодействуют с ребятами разных национальностей. Причем для каждой национальности характерен свой способ контакта и неповторимое чувство такта. Все это приводит к тому, что воспитанники находятся в состоянии психологического напряжения, что требует затрат психологической энергии.
Технологический блок.
Цель блока: развитие толерантности воспитанников к самим себе и другим.
В рамках этого блока проводится тренинг «Жить в мире с собой и другими».


Тема занятия
Всего часов



Теория
Практика

1.
«Толерантность, что это?»
0,5
1

2.
«Толерантностная личность».
0,5
1

3.
«Я и группа: толерантность к себе». «Чувство собственного достоинства».
0,5
1

4.
«Я и группа: толерантность к себе и другим» . «Самопознание».
0,5
1

5.
«Я и группа: толерантность к себе и другим» . «Толерантное общение».
0,5
1

6.
«Толерантность к другим: разные миры».
0,5
1

7.
«Толерантность к другим: учимся сочувствию».
0,5
1

8.
«Границы толерантности».
0,5
1

9.
«Завершение»
0,5
1

Всего часов:
4,5
9

Итого:
13,5


Тематический план
цикла встреч с педагогом-психологом
по теме «Психология общения»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей и подростков, повышение уровня сплоченности в условиях временного детского коллектива.


Тема
Количество часов

1.
«Общаться – это так легко?!»
1

2.
«Я и мои друзья. Правила дружбы»
1

3.
«Страна чувств»
1

4.
«Моё настоящее и будущее»
1

Всего часов (в 1 подростковом клубе):

4


Итого часов (в 8 подростковых клубах):

32


Примечание. Тематические смены лагеря «СМАЙЛ» - максимально наполнены разнообразными формами работы, способствующими развитию коммуникативных навыков и сплоченности детского коллектива (в игровой, творческой, спортивно-оздоровительной и познавательной деятельности). Данный цикл встреч (с элементами социально-психологического тренинга) - один из эффективных способов работы с детьми и подростками.
Также, благодаря групповой работе по теме «Психология общения» - педагог-психолог отслеживает эмоциональный фон и степень благоприятности социально-психологического климата в летнем лагере с дневным пребыванием детей и подростков.
Приложение.

Описание методик психологического мониторинга
1 ЭТАП
Анкета для воспитанников летних площадок на базе подростковых клубов
по месту жительства

Цель: выявление ожиданий ребят от жизнедеятельности летней площадки подросткового клуба и своём участии в ней.

Дорогой друг! Ты пришел в лагерь «СМАЙЛ» на базе клуба «_____________». Мы, организаторы этой смены, хотим сделать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь – в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый ответ. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!

1. Кто ты: мальчик или девочка? (нужное подчеркнуть)
2. Твой возраст ____________________________________________________________
3. Я хотел бы, чтобы клуб состоял из ребят, которые
А) добрые;
Б) веселые;
В) отзывчивые.
4. Я предпочел бы активно участвовать в таких клубных делах, которые
А) приносят пользу людям;
Б) где все ребята вместе дружно работают;
В) где я могу себя проявить;
Г) где я смогу найти новых друзей;
Д) где я смогу что-то узнать новое.
5. Мне будет скучно, если в клубе будут проводиться___________________
6. Я надеюсь, что наши педагоги, вожатые будут
А) добрые;
Б) веселые;
В) отзывчивые;
Г) заботливые;
Д) внимательные.
7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если
______________________________________________________________________
8. Я хотел бы научиться в лагере
______________________________________________________________________
9. Если мне предложат стать лидером-организатором в клубе, я
А) соглашусь Б) откажусь
10. Я буду протестовать, если меня заставят__________________________________________
11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере на базе клуба «_____________» или уйти, я бы:
А) остался Б) ушел
12. Напиши в каком кружке, секции, студии или в клубе по интересам – ты проводишь обычно свободное время?________________________________________________________________

2 ЭТАП
Методика выявления коммуникативных
и организаторских склонностей воспитанников
(методика Р.В. Овчаровой)

Цель: выявить коммуникативные и организаторские склонности воспитанников.
Воспитанникам предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, - знак «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнять сегодня?
Стремитесь ли Вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
Принимаете ли Вы участие в общественной работе?
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов

Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:
Низкий уровень 0,1-0,45;
Ниже среднего 0,46-0,55;
Средний уровень 0,56-065;
Выше среднего 0,66-0,75;
Высокий уровень 0,76-1.



Методика «Эмоционально – психологического климата отряда»
(методика Л.Г. Жедунова)
Цель: Определить уровень эмоционально-психологического климата, анализ эмоционально - психологических условий, созданных для детей и подростков на летних площадках подростковых клубов по месту жительства.
Ход проведения: После объяснения задания детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция. Для примера заполнения бланка рекомендуется рассмотреть с детьми первую пару качеств.
Инструкция: Ребята подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива.
Бланк для опроса
1. В нашем отряде _ _ _ _ _ В нашем отряде всегда
всегда весело скучно

2. Все ребята в _ _ _ _ _ В отряде много злых,
общем–то добрые равнодушных

3. Мы никогда не _ _ _ _ _ Мы часто ссоримся,
ссоримся конфликтуем

4. Ребята в отряде _ _ _ _ _ Ребята в отряде часто
вежливые грубят, ругаются

5. Мне в нашем _ _ _ _ _ Мне в нашем отряде
отряде спокойно неспокойно, тревожно

6. У нас все равны _ _ _ _ _ Сильные ребята
подавляют слабых

7. Мы все сплоченные _ _ _ _ _ Несколько ребят дружат
все дела делаем вместе между собой, остальные
сами по себе


Обработка результатов: Каждая из черточек соответствует определенному баллу: крайняя правая – 0 баллов, крайняя левая – 4 балла. Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия 28 баллов. Далее находим максимальный групповой индекс эмоционально – психологического климата отряда. Для этого индивидуальный максимальный индекс умножаем на число обследованных детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100% , вычисляем реальные показатели. Индивидуальный эмоциональный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень эмоционально – психологического климата (ЭПК) отряда определяется по простой формуле:
Реальный групповой индекс ЭПК отряда___
Э= максимальный групповой индекс ЭПК отряда * 100%
Оценочная шкала
Уровень ЭПК
Величина индекса Э в %

очень высокий
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
Более 80
71-80
66-70
45-65
40-44
Менее 40

3 ЭТАП

Анкета для воспитанников летних площадок на базе подростковых клубов
по месту жительства

Цель: выявления уровня удовлетворенности ребят жизнедеятельностью летней площадки подросткового клуба и своим участием в ней.

Ребята! Просим Вас ответить на несколько простых вопросов, которые помогут в организации летнего отдыха.
1.Как называется твой подростковый клуб? _______________________________________________
2.Доволен ли ты тем как провел время в лагере «Смайл» (на базе подросткового клуба)?
- Да
- Нет
3.Доволен ли ты отношениями с ребятами в клубе?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Трудно ответить
4.Доволен ли ты отношениями с педагогами, вожатыми, помощниками вожатых - своего клуба?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Трудно ответить
5.Каким ты считаешь свой подростковый клуб?
- Сплоченным и дружным
- Дружным, но далеко не всегда
- Скорее не дружным, чем дружным
- Не дружным, с отдельными замкнувшимися группами
- Каждый сам по себе
_______________________________________________
6.Чем больше всего тебе понравилось заниматься?
-Участвовать в творческих конкурсах
-Рисовать, лепить, петь, танцевать (подчеркните нужное) во время проведения кружков
-Слушать беседы медицинского работника
-Участвовать в спортивных мероприятиях
-Играть
-Выполнять поручения педагогов, вожатых, помощников вожатых
_______________________________________________ (твой вариант)

7.Какие запомнились мероприятия? ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8.Ты с удовольствием участвовал в том, что делал твой клуб, когда
- Вы приносили пользу другим людям
- Нравился взрослый, который работал с вами
- Все вместе дружно работали
- Был случай покомандовать
- Знал, что можешь проявить себя
- Знал, что можешь что-то новое узнать и чему-то научиться
- Это расширяло и укрепляло круг твоих друзей
- Участвовал, так как это помогло тебе выделиться среди товарищей
- _______________________________________________(твой вариант)
9.Нравилось ли тебе, как вас кормили в столовой?
-Да
-Нет
-Трудно ответить
10.На твой взгляд, чего не хватает в лагере «Смайл» (на базе подросткового клуба)?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11.Ребята, вы можете написать пожелания – своим педагогам, вожатым, помощникам вожатых, а также начальнику лагеря:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!


Опросник
на выявление отношения родителей к организации летнего отдыха детей на базе подросткового клуба по месту жительства

Уважаемые родители! Администрация ЦДТ и педагоги лагеря «СМАЙЛ» на базе клуба «____________________» в течение всей лагерной смены стремились к тому, чтобы Ваш ребенок чувствовал себя комфортно, мог общаться со сверстниками, получал много новой информации, с пользой провел свое свободное время. Просим Вас ответить на несколько вопросов, отметив один из предложенных вариантов ответа или предложив свой. Полученная информация имеет для нас большое значение. Заранее благодарим за участие.

1. Возраст Вашего ребенка __________________________________________

2.Сколько лет Ваш ребенок посещает лагерь «СМАЙЛ» на базе подросткового клуба «____________________»?
а) впервые; б) 2 года; в) более 3-х лет.

3.Довольны ли Вы тем, как организована работа лагеря «СМАЙЛ» на базе подросткового клуба «____________________»?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить.

4.Как Вы считаете, на достаточном ли уровне осуществляется процесс воспитания и образования в лагере «СМАЙЛ» на базе подросткового клуба «____________________»?
а) да, на достаточном;
б) нет;
в) уровень образования и воспитания существенно отстает от быстро меняющейся жизни.
5. Планируете ли Вы, на следующий год организовать отдых своего ребенка в лагере «СМАЙЛ» на базе подросткового клуба «____________________»?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить.
6. Напишите свои предложения-пожелания организаторам отдыха детей и подростков (администрации ЦДТ и педагогам лагеря «СМАЙЛ»).
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!









13PAGE 15


13PAGE 14215



Временные органы соуправления

Постоянные органы соуправления



Творческие группы:

- концертные группы;

- спортивные команды;

- группы волонтеров;

- агитбригады;

- кружки по интересам.



Центры:


Пресс - центр


Науки и культуры


Здоровья и спорта


Общий сбор


Педагог-организатор

Педагог дополнительного образования
(руководитель кружка)


Родительский комитет

Совет клуба


Дети

Руководитель программы (директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества)

Начальник летних площадок

Педагоги дополнительного образования
(руководители кружков)

Педагог - психолог

Педагоги - организаторы

Координационный центр

Директор Центра по связям с общественностью
(педагог дополнительного образования)

Директор Центра науки и культуры (организатор летних площадок)

Директор Центра здоровья и спорта (спортинструктор)

Центр по связям
с общественностью

Центр науки и культуры

Центр здоровья и спорта

Общественная палата



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 915