Анализ работы программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей

УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № 60
СПЕКТОРСКИЙ А.М

А Н А Л И З
реализации комплексной программы организации
оздоровления, отдыха и занятости детей «Возрождение»
в 2014 году

Лето – благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор.
Работа образовательного учреждения по организации занятости детей в каникулярное время - это неотъемлемая часть работы воспитательной системы.
Ребенок - по своей природе деятель, именно летом у него идет активный познавательный процесс, поэтому, планируя воспитательную работу, мы даем возможность ребенку выступить для себя в новой роли, попробовать себя в новом качестве через органы самоуправления, различные формы работы и виды деятельности. Именно летний лагерь предоставляет уникальную возможность развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром. А главное - это научиться прекрасному человеческому общению.
Уже пятый год организация оздоровления, отдыха и занятости детей в летний период в МБОУ средней общеобразовательной школе №60 осуществляется через реализацию комплексной программы «Возрождение», которая состоит из четырех подпрограмм:
Программа деятельности детского оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием (для детей от 7-12 лет, 5 лет); проект реализуется через сюжетно – ролевую игру
Программа деятельности оздоровительного профильного лагеря «Мой Нижний Новгород» (для детей старше 15 лет, 5 лет); проект реализуется через игру, волонтерскую и журналистскую деятельность способную пробудить детскую любознательность. Замысел проекта в том, что дети, играя, работая на исторических объектах города и описывая свои впечатление в школьной газете «Маленькая страна» знакомятся с историей родного края;
Программа деятельности ЛТО «Фортуна» (для детей 15-17 лет, 1 год); в программе предусмотрены ремонтно-строительные работы в школе, а так же работы по благоустройству района и школьной территории, спортивно-оздоровительные мероприятия, экскурсии, психологические тренинги.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА - система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе представлены цели программы, пути и средства решения программной проблемы.
Цель программы
Создание необходимых условий для полноценного отдыха, оздоровления и занятости, жизнетворчества, развития личности, реализации прав детей подростков в каникулярный период.
Задачи программы в 2014 году
создание условий для развития личности ребёнка, широкое включение обучающихся в творческую, социальную и научно-исследовательскую деятельность;
обеспечение качества дополнительного образования ;
последовательное обновление содержания образовательной и культурно-досуговой деятельности;
повышение значимости воспитательных функций школы, их осмысление и развитие;
формирование нравственных ориентиров обучающихся;
включение детей в изучение, сохранение и развитие национальной культуры России, возрождение народных традиций, формирование на их основе базовых ценностей и социальных норм;
поддержка творческого поиска педагогов, создание условий педагогического и профессионального роста.
Программа создана педагогами школы под руководством заместителя директора по УВР Тарасовой Л.И.. В её основу положены основные программы, реализуемые в ОУ, как основополагающие воспитательной системы школы:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Занятость обучающихся в летний период 2014 года:






Количество отдыхающих:



Социальный состав семей:




















Ведущие идеи программы:
это адаптация ребенка к жизни в обществе (приобретения полезных умений и навыков),
сотрудничество и сотворчество,
формирование самостоятельной и творческой личности,
профориентация,
приобщение к здоровому образу жизни,
воспитание осознанной любви к Родине.
С целью повышения эффективности реализации программы для педагогичско-важатского отряда во время весенних каникулы проводилась «Школа педагогического мастерства», а также семинары по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей в каникулярное время. В 2011 на базе школы проходил районный семинар «Краски лета», а в 2012 мы представляли результаты работы лагеря на городском фестивале «Радуга лета».
В осенние каникулы проводилась смена лагеря актива «ТЭМП», где проходили учебные сборы вожатского состава лагеря из числа учащихся. Для ребят проводятся тренинги, семинары, большие психологические игры, мастер-классы. Обучение в лагере проходит под руководством опытных специалистов: педагог-психолог школы, педагоги ЦРК «Исток», методисты ЦРТ Ленинского района.
Таким образом, работа по подготовке очередной лагерной смены не прекращалась в течение всего учебного года. Методический материал постоянно пополняется педагогами и самими ребятами через пополнение методической копилки, которая создана в социальных сетях: на сайте школы, в контакте, на социальном сайте работников образования.
В течение всего учебного года проводилась работа по укреплению материальной базы, приобретены: ноутбуки, планшетный компьютер для работы на выезде, УФС, спортивный инвентарь. В 2012 году школа стала участником Федеральной программы «Доступная среда» по организации инклюзивного обучения, по которой были проведены ремонтные работы, а так же приобретено оборудование для сенсорной комнаты.
Большое внимание уделялось созданию имиджа лагеря. Во-первых, на основе документов и сведений, собранных участниками смены лагеря «Мой Нижний Новгород» 2012 года, был открыт музей истории школы; во-вторых, постоянно ведется работа по рекламе работы лагерей: созданы буклеты, презентации для учащихся и родителей, информация о работе лагеря размещается на сайте школы, в школьной газете, выносится на обсуждение педагогического совета, общешкольных родительских собраний, в конце смены каждый участник получает диск с фотоотчетом по смене. В-третьих, в течение смены продолжает работу система дополнительного образования:
кружок «Нижегородская Отчина»
кружок «Юный экскурсовод»
кружок «Основы публицистики»
кружок «Жизненные навыки»
клуб «Облик»
секция «Атлетическая гимнастика»
секция «Ритмическая гимнастика»
Для более эффективной работы лагерей педагогами, совместно с педагогом - психологом школы, разработана программа мониторинга эффективности воспитательной среды. Результаты исследований по оценке степенью удовлетворенности организации смены среди учащихся, их родителей и педагогов показывают стабильно высокий результат.
Новизна программы заключалась в следующем:
программа является долгосрочной и может корректироваться в зависимости от результатов каждого этапа реализации;
организация реального разновозрастного сотрудничества (подростки всех возрастов, родители, педагоги);
расширение для учащихся образовательного пространства за счёт разноплановость деятельности и новых сфер прикладной деятельности;
создание условий для самореализации подростка и поиска им дальнейших путей своего развития;
использование краеведческого туризма и волонтерской деятельности, как способа деятельности, позволяющей подростку увидеть мир во всем многообразии;
создание в условиях лагерной смены перехода от одного вида деятельности к другому;
практическое применение знаний, полученных в течении учебного года на занятиях в кружках дополнительного образования (клуб «Щит и меч», «Нижегородская отчина», «Юный экскурсовод», «Музей Нижегородской старины», «Журналистика»).
Каждая из программ имеет свое направление работы, свои цели и задачи, при этом все лагеря работают в тесном контакте друг с другом:
Все проекты объединены тематическими днями:
День Детства
Пушкинский день
День России
День Памяти
День Аваций;
Для участников лагеря «Солнышко» и «Мой Нижний Новгород» проводились совместные большие психологические игры;
Ребята из лагеря «Мой Нижний Новгород» проводят экскурсии для детей из лагеря «Солнышко» и ЛТО «Фортуна»;
Ребята из всех лагерей принимают участие в акциях «Дети детям», «Праздник на дом», «Праздник нашего двора» и т.д.
В течении смены происходит постоянное взаимодействие с социумом:
№ п/п
Объект взаимодействия
Вид деятельности

1
Городские и районные СМИ
Газета «Заречье»
Газета «Нижегородский рабочий»
Газета «Сюжет»
ТК «ННТВ»
ТК «Волга»
Школьная газета «Маленькая страна»
Освещение событий смены

2
ГИБДД, КДН, ОДН
УГИБДД по Нижегородской области;
ОДН ОМ№3;
ПЧ №8
Беседы
Викторины
Экскурсии

3
МЧС
Экскурсия в музей МВД

4
Детские поликлиники
ГБУЗ «Детская городская поликлиника №18»
ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №32 Ленинского района»
Проведение профилактических осмотров и бесед в соответствии с планом работы лагерей

5
Музеи города и области
Музей-Заповедник
Музей «Покровка- 8»
Музей завода Красное Сормово
Музей художественных промыслов Нижегородской области
Музей юнг

Экскурсия по Кремлёвской стене
Работа по распространению флаеров музея «Покровка-8»
Мастер-класс по изготовлению жестовской свистульки в Музее художественных промыслов
Встреча с ветеранами в музее юнг

6
Кинотеатры
к/т «Россия»
к/т «Мир»
Просмотр кинофильмов

7
ФОК «Заречье»
Матч по мини-футболу
Матч по волейболу со лицеем№ 180

8
ЦТР
Работа в соответствии с планом

9
ЦРК «Исток»
Работа в соответствии с планом

10
Отдел культуры, спорта и молодежной политики
Проведение митинга «День Памяти», Проведение межшкольных спортивных мероприятий

11
Библиотеки
Библиотека им. Комарова
Библиотека им Цветаевой
Детская областная библиотека
Электронная выставка о профессиях
Веселые старты по страницам произведений А.С. Пушкина


12
ДЮСШ «ЧАйка», бассейн
Два раза в неделю

13
СОС «Ипподром»
Акции «Праздник на дом»,
Акция «Ребята нашего двора»
Акция «Дети детям»





При реализации программы обеспечивается психологическое сопровождение детей и подростков. Педагог-психолог выполняет следующие виды работы:
психологическое сопровождение детей во время лагерной смены;
индивидуальное консультирование детей;
индивидуальное консультирование педагогического состава;
проведение больших психологических игр
Разработана программа психологической поддержки ребенка в разные периоды смены, а так же мониторинг эффективности работы смены:

п/п
Мероприятие
Срок проведения


1
Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.
1 день смены
Педагог-психолог

2
Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря)
15 день смены
Воспитатели

3
Цветограмма «Итоги дня»
Ежедневно
Воспитатели

4
Рефлексия мероприятий
Ежедневно
Воспитатели

5
Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Воспитатели

6
Степень сформированности коллектива по Лутошкину
2 раза в смену
Педагог-психолог


Результаты анкетирования детей. В опроснике ребята должны были ответить на ряд вопросов. Вот наиболее часть встречающие ответы детей на вопрос «Твои ожидания от смены»:

Оздоровительный профильный лагерь «Мой Нижний Новгород»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Основной вид деятельности - игра

Детский оздоровительный лагерь «Солнышко»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Основной вид деятельности – творческая, исследовательская

ЛТО «Фортуна»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Основной вид деятельности – творческая, трудовая, спортивная


По итогам анкетирования на вопрос, что тебе запомнилось больше всего, многие ответили: различные игры (с перечнем игр), конкурсы. На следующем месте у детей стоят все спортивные игры, соревнования. Далее отметили, что им понравилось всё.
Некоторые дети отметили, что нашли много друзей, что в лагере им понравились хорошие учителя. Анкетирование родителей показало, что их дети посещали ДОЛ с желанием. Всех родителей устраивает режим работы лагеря. Высказали свои пожелания: увеличить количество познавательных экскурсий
Анализируя работу лагеря, мы считаем, что смена прошла очень удачно. Дети отдохнули, нашли много новых друзей. В лагере была создана благоприятная эмоциональная атмосфера. Наши педагоги постарались организовать интересный, полноценный, незабываемый отдых детей.



Заместитель директора Л.И. Тарасова