Пояснительная записка к рабочей программе. ИЗО. 2 класс

Изобразительное искусство
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашиковой (Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова»/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012), соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, годовому календарному графику и учебному плану школы на 2015-2016 уч. год
Элементы художественного образования необходимы для полноты развития личности.. Сегодня особенно важно понимание того, что от решения вопросов художественного образования зависит сохранение и развитие культуры, а эстетическое воспитание - путь к духовному возрождению нации.
Важнейшим направлением ФГОС является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чувства гордости за русскую художественную культуру. На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности. Задачи курса: - развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни; - воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран; - реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка; - воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра; - расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений; - знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; - развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной  деятельности.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1.ООП НОО
2.Примерная программа по изобразительному искусству ,2 класс. Москва. Просвещение:2011г.
3.Ашикова С.Г.Изобразительное искусство : учебник для 2 класса / под ред. .А.А. Мелик- Пашаева, С.Г. Яковлевой. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература»; 2012 год.
4.Ашикова С.Г.Методические рекомендации к курсу «Изобразительное искусство». 2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров» .2012.
5.Искусство:учебно - методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М., Первое сентября.




Количество часов
В неделю
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего ( в год)

1 час
9 часов
7 часов
10 часов
8 часов
34 ч.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство».
На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:- патриотизма, ценностного отношения к культурно – историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковойи др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства – иконами А.Рублева, с народными промыслами;- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);- нравственных чувств, этического сознания;- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;- ценностного отношения к здоровью. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Содержание курса с указанием часов по разделам.

Темы
Кол-во часов


Азбука рисования.
1


Природа- главный художник.
9


Мир цвета
7


Искусство в человеке.
7


Человек в искусстве.
9


Знакомство с музеем.
1


Итого :
34

Программа составлена для учащихся 2 «а» класса. Состав класса гетерогенный. В классе 22ученика. 30 % детей с заниженной самооценкой, 10 гиперактивных мальчиков. Уровень знаний и умений учащихся по предмету соответствует программным требованиям.
Форма организации учебного процесса – классно-урочная. Формы организации учебного процесса на уроке: индивидуальная, групповая; фронтальная; парная.
Текущий контроль осуществляется на основе анализа работ учащихся, их деятельности на уроке.
В программу изменения не вносились. На предмет «Изобразительное искусство » для 2 класса отводится 34 часа ( 1ч. в неделю, 34 учебные недели).














































Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года.
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
- образ Родины, отражённый в художественных произведениях;
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран;
- интерес к художественно- творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
- интереса к характерам и настроениям людей и личностей идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
- позиции зрителя и автора художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные то взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусства (литература, музыка) и жизненного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск дополнительной информации с помощью взрослых;
- работать с дополнительными текстами;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
- выбирать из некоторых вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
- формулировать собственное мнение;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
- узнавать мнение друзей или одноклассников;
- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать своё мнение.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- воспринимать красоту архитектуры и понимать её роль в жизни человека;
- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Обучающийся научится:
- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
- изображать простейшую линию горизонта и её особенности;
- различать хроматические и ахроматические цвета;
- владеть дополнительными приёмами работы с новыми графическими материалами;
- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма-предмет;
- моделировать цветок из простейшей базовой формы;
- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.





. Обучающийся научится:
- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;
- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;
- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;
- осознать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:
- различать и изображать различные виды линии горизонта;
- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
- передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приёмами;
- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объёма или пространства;
- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;
- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство

.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать настроение в пейзажах;
- соединять различные графические материалы в одной работе над образом;
- изображать старинные русские города по памяти или представлению;
- создавать узоры народов мира;
- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;
- совмещать работу на плоскости и в объёме.



Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- видеть проявления художественной культуры вокруг6 музеи искусства, архитектуры, дизайн;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.
Азбука искусства. Как говорит искусство?



















Перечень дополнительной литературы и интернет ресурсов.
Литература для учителя.
1.Ашикова С.Г.Изобразительное искусство : учебник для 2 класса / под ред. .А.А. Мелик- Пашаева, С.Г. Яковлевой. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература»; 2012 год.
2.Ашикова С.Г.Методические рекомендации к курсу «Изобразительное искусство». 2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров» .2012.
3.Искусство:учебно - методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М., Первое сентября.
Искусство в школе: общественно-педагогический и научно- методический журнал. М.: Искусство в школе.
Литература для учащихся.
1.Ашикова С.Г.Изобразительное искусство : учебник для 2 класса / под ред. .А.А. Мелик- Пашаева, С.Г. Яковлевой. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература»; 2012 год.

Перечень учебного оборудования Специфическое сопровождение: Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы. Портреты русских и зарубежных художников; Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; Стеллажи для хранения художественных материалов, детских работ, книг, таблиц; Разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества. Электронно – программное обеспечение:
Фильмы по изобразительному искусству, природе, архитектуре;
Записи классической и народной музыки;
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы)
Технические средства обучения:
Музыкальный центр;
Сканер, ксерокс;
DVD – плеер, МРЗ – плеер,
Компьютер с художественным программным обеспечением.


15