Комплексная модифицированная программа по организации летнего отдыха детей


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БИЧЕВАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Утверждаю Рассмотрено на
Директор МБОУ СОШ с. Бичевая педагогическом совете
________ О.В. Никитенко протокол №___________
«___» __________ 2016г. от «___» _________ 2016г.

Комплексная модифицированная программа по организации летнего отдыха детей
« ГОРОД СОЛНЦА»
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
Возраст детей: 6-16 лет
Срок реализации: 2016 год
Название смены: «КиноШка»


Автор:
Красных Л. С. – начальник лагеря
с. Бичевая
2016
Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительные смены в лагере дневного пребывания на базе МБОУ СОШ села Бичевая.
Актуальность.
Ура! У нас каникулы. Здравствуй! Яркое, звонкое солнечное лето. Наступает самое продолжительное время отдыха.           Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.              Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Ежегодно администрация нашей школы проводит работу по организации  летнего лагеря отдыха и оздоровления учащихся школы, сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха в летний период.  
         Воспитательная ценность системы  летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития  детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Все направления работы  летнего школьного лагеря имеют оздоровительно- познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует HYPERLINK "file:///C:\\work\\кино\\DswMedia\\" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Ffestival.1september.ru%2F2004_2005%2Findex.php%3Fnumb_artic%3D211500&text=%E3%EE%E2%EE%F0%FF%F2%20%E4%E5%F2%E8%20%EE%20%EB%E5%F2%ED%E5%EC%20%EB%E0%E3%E5%F0%E5" \l "YANDEX_22" ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. 
     Программа «Город солнца» предусматривает комплексное решение проблем организации HYPERLINK "file:///C:\\work\\кино\\DswMedia\\" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Ffestival.1september.ru%2F2004_2005%2Findex.php%3Fnumb_artic%3D211500&text=%E3%EE%E2%EE%F0%FF%F2%20%E4%E5%F2%E8%20%EE%20%EB%E5%F2%ED%E5%EC%20%EB%E0%E3%E5%F0%E5" \l "YANDEX_24" летнего отдыха и оздоровления учащихся школы, обеспечение их саморазвития и  безопасности.
   Программа направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул.
             Как известно, ценность любой работы с детьми состоит в том, что и ребенок, и взаимодействие с ним всегда уникальны и неповторимы. Поэтому в фокусе нашего сельского пришкольного лагеря – ребенок, ребенок-подросток с его индивидуальным миром романтики, ощущений и фантазии, высокой требовательностью к окружающему миру и миру взрослых. Ведь летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка.
Ориентация на детей и подростков, на их потребности, способности и интересы - основа данной программы.
             Для реализации программы в летнем оздоровительном лагере проводится смена «КиноШка», посвящённая Году кино. Идея смены проходит через все дела, проводимые в лагере, находит отражение в его атрибутике, в деятельности каждого отряда, каждого ребёнка. Приобретенные навыки работы в составе "съёмочной группы" помогут детям самостоятельно решать проблемные ситуации, понимать свою роль в коллективе.
             Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели: - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
развитие коммуникативных навыков;
организация интересного досуга;
оказание  помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
привитие бережного отношения к природе;
содействие всестороннему оздоровлению ребёнка.
Участники программы – учащиеся школы в возрасте 6 – 16 лет.
Место проведения – МБОУ СОШ с. БичеваяСрок реализации – июнь 2016 год.
Кадровые ресурсы необходимые для реализации программы :
начальник лагеря
воспитатели
медработник
техперсонал
работники кухни
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа летнего оздоровительного лагеря «Город солнца» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, педагогам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Город солнца» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Главные особенности смены летнего оздоровительного лагеря “КиноШка”
наличие комплексной программы игр, соревнований, викторин, конкурсов;
включение в программу нетрадиционных соревнований и конкурсов, предполагающих сочетание спорта, интеллекта и фантазии;
организация коллективных, творческих дел, в ходе которых перед каждым участником ставится задача “победить самого себя, а не других”;
при определении победителей учитываются не только результаты выступления участников, но так, же нравственные и эстетические аспекты их поведения.
    С первого дня каждый ребёнок вводится в игру и становится её участником. Всем ребятам  присваивается статус
« киношники». 
       В начале смены проводится кастинг, в ходе которого все ребята представляют свои "визитные карточки". Затем происходит формирование "съёмочных групп".  "Киношники" составляют  список "съёмочной группы", записывают интересы и фиксируют умения каждого актёра. Согласно общему тематическому плану, «киношники» составляют план на день. В конце каждого дня, «съемочные группы» монтируют фото-видео фильм в студии монтажа (у начальника лагеря).
Таким образом, в конце смены мы получим многосерийный фильм «Почемучки в Солнечном городе". Так же отмечается рефлексия.
В рефлексии дети ежедневно выбирают жанр кино, который соответствует их настроению, и составляют свою личную телепрограмму. Это выражение эмоционального самочувствия ребенка — материал к размышлению, осмыслению деятельности воспитателей:
-676275460057500   комедия - всё отлично;
   мультфильм - хорошо, нормально;
    детектив – скучно, не интересно.
Периоды реализации программы в рамках  смены.
 
Организационный период.
Под  данным периодом подразумеваются первые 3 дня в детском пришкольном лагере, во время которого происходит выявление интересов и способностей каждого ребёнка, выборы режиссёров , разделение по съёмочным группам,  создание структуры органов детского самоуправления, знакомство с программой смены, её целями.
 
      Средства:
 
Линейка открытия смены,
анкетирование, "Кастинг"
игры на выявление индивидуальных способностей, лидерских качеств,
сборы по самоуправлению,
старт программы.
 
 
Основной период «КиноШка».
В данном периоде ребята готовятся к разным конкурсам, играм,  участвуют в различных видах деятельности: творческой, спортивно-оздоровительной, познавательной.
          Игровой блок представлен большим количеством игр: коммуникативных, творческих, подвижных, развивающих.
 
Средства игрового блока:
 
     Творческие игры: состязания в наблюдательности,  конкурс
Физминуток; Конкурс рекламных роликов «Как научится, от простуды лечится»; «Загадка великого волшебника»
Коммуникативные игры: конкурс спортивной трансляции «А я – великий комментатор»
Развивающие игры: «Экологическая тропа» (изучение растительного мира)
2. Эрудит-шоу «Всё о лесе».
      Занимательные викторины: Познавательная игра «Мой край»
 
Оздоровительный блок включает в себя как традиционные спортивно-игровые, так и нетрадиционные способы оздоровления. К последним относятся: фитотерапия, смехотерапия, витамины, самомассаж. Большое внимание уделяется прогулкам, играм на свежем воздухе.
 
Средства оздоровительного блока:
 
     Подвижные игры: «Трюковое ассорти», «Ловкая нога», «Волк во рву», «Бой петухов», «Брось в кольцо», «Обручи», «Вышибала», «Футбольные снайперы».
     Парные игры- поединки: «Перетяжка», «Ловкие ребята», «Бой на корточках», «Тянуть лямку», «Прыгни через палку».
     Двигательные весёлые эстафеты: «Большие прыгалки», «Катание на газете», «Бой петухов», «Задом наперёд», «Тачка», «Лягушки», «На одной ноге», «Ламбада», «Бег в мешках».Средства технического блока:
Основные задачи технического направления:
развитие познавательного интереса к техническому моделированию, конструированию и черчению;
обучение владению инструментами и приспособлениями;
ознакомление с историей развития техники и современными достижениями; - обучение умению строить простейшие настольные модели. Развивающие:
развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность;
развитие технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления;
развитие конструкторских способностей, изобретательности и потребности творческой деятельности.
Основные формы работы:
Информатика
Конструирование и моделирование;
Основы конструкторской деятельности;
Робототехника;
Телевидеотворчество;
Техническое моделирование;
Умелые ручки;
средства интеллектуального блока:
Основные задачи интеллектуального направления: Развитие интеллектуальных способностей детей и подростков черезорганизацию работы Клуба юных интеллектуалов. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
Викторины, интеллектуальные марафоны. Организация игр «Что? Где? Когда?» Заседания Клуба юных интеллектуалов.
3.     Итоговый период.
 На данном периоде подводятся все итоги, определяются «+» и «-» в работе, проводится анализ проделанной работы за смену.
 
Средства:
 
Финальные  командные игры «Музыкальная пародия»
концерт «Показ мод»
Просмотр многосерийного фильма «Почемучки в Солнечном городе»
линейка закрытия смены, награждение
дискотека 
 
Основные жизненные ценности в пришкольном лагере.
1.Отдых и оздоровление;2. Развитие каждого ребенка и подростка, с учетом его индивидуальности и неповторимости;3. Ориентация детей и подростков на общечеловеческие и духовные ценности;4. Саморазвитие, самоопределение личности посредством различных форм и видов деятельности.
Органы самоуправления.
Каникулы - это свободное от учебы время. И проводя своё свободное время в пришкольном лагере, ребёнок имеет большие возможности стать
организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности и её взросление.
Для этого в лагере внедряются органы самоуправления, где каждый ребёнок и подросток может стать участником сводных объединений, в данном случае – экипажей, максимально реализовывать себя в процессе социального творчества. Необходимо учитывать, что в работе органов самоуправления очень важно предоставить ребёнку- подростку самостоятельность в участии решения вопросов жизнедеятельности экипажа, поддерживать все его начинания и придавать значимость его деятельности, а так же способствовать его самосовершенствованию в новом виде деятельности.
Структура органов самоуправления зависит от особенностей смены, но роли, функции, результат остаются без изменений.
Роли Функции Результат
Режиссёр Организация отряда Организаторские знания и умения
Сценарист, оператор Планирование дня, доведение информации до отрядов Умение планировать свою деятельность и других, работа с информацией
 
Декоратор Ответственный за дежурство, инвентарь
 
 
 
 
 
Развитие ответственности, организаторских способностей; умение планировать
совместную деятельность, организовывать подготовительную работу, анализировать деятельность.
Каскадёры
Организация спортивной жизни лагеря Костюмер
Художник
Композитор  
 
Организация творческих дел Организация жизни в лагере
Смена оздоровительного лагеря дневного пребывания
рассчитана на 18 дней. Воскресенье — выходной день. Дети находятся в лагере по месту жительства с 9.00 до 15 часов.
Режим дня
9.00 – 9.15 – прием детей
9.15 – 9.30 – зарядка
9.30 – 9.45 – линейка
9.45 – 10.15 – завтрак
10.15 – 10.30 – подготовка к КТД
10.30 – 12.30 – организация КТД, игры на свежем воздухе, кружковая работа
12.30 – 13.30 – оздоровительные процедуры
13.30 – 14.30 – обед
14.30 – 15.00 – подведение итогов дня, уход домой 
Кадровое обеспечение
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, 4 воспитателя- организатора, медицинская сестра. К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекается школьный библиотекарь, работники столовой, а также технические работники школы, работники СДК и сельской библиотеки.
План работы на смену
Дубль - I
Организационный день.
1.«Кастинг» - представление
своих визитных карточек.
2. Игра «Наша съёмочная группа родилась, с днём рождения!» Дубль – II
1.Формирование съёмочных групп, распределение ролей и т.д.
2. Спортивно – познавательная игра «Киностудия, которую построим мы»
Дубль - III
«В стране Самоделкина»
1. Конкурс подделок из природного материала

Дубль-IV
«В стране
Доктора Айболита»
1. Конкурс
физминуток.
2. Конкурс рекламных роликов «Как научится, от простуды лечится»
Дубль - V
«В гостях у могучего дуба»
1.«Экологическая тропа» (изучение растительного мира)
2. Эрудит-шоу «Всё о лесе».
Дубль - VI
«В гостях у Олимпийского мишки-день 1»
1. Конкурс спортивной трансляции «А я – великий комментатор»
2. Подготовка к театрализованному представлению «Олимпийская карусель»
Дубль – VII
«В гостях у Олимпийского мишки-день - 2»
1. Театрализованное представление «Олимпийская карусель» (Путешествие во времени по континентам стран – участниц Олимпийских игр)
Дубль – VIII
«В гостях у капитана Немо»
1. Познавательная викторина «А что же там, на дне морском?»
2. Моделирование подводной лодки из подручного материала.
Дубль – IХ
«В стране великого Гудвина»
1. Спортивно-познавательная игра «Загадка великого волшебника»
Дубль – Х
«В гостях у Золушки»
1.Подготовка к конкурсной программе «Мисс Лето – 2016»
2. Викторина «Этикет и я или как вести себя за столом». Дубль – ХI«В гостях у Золушки-2»
1. конкурсная программа «Мисс Лето - 2016»
2. Конкурс на лучшее интервью с «Мисс Лето 2016» Дубль – ХII
«В гостях у племени Апачи»
1. Конструирование из подручного материала «Мой дом-шалаш».
2. Конкурс на лучший видео клип «история аборигена»
Дубль – ХIII
«В гостях у первого канала»- день 1
1. Беседа о полезных и бесполезных телепередачах.
2. Подготовка к ТV -Шоу «Моя самая полезная программа»
Дубль – ХIV
«В гостях у первого канала»- день 1
1. ТV- Шоу «Моя самая полезная программа» (представление своей телепрограммы)
Дубль – ХV«В гостях у Сергея Лазо»
1. Познавательная игра «Мой край»
2. Конкурс рисунков «Самое знаменательное место в районе»

Дубль – ХVI
«В гостях у Аллы Пугачевой»
1. «Музыкальная пародия» (на любую из песен)
2. Запись музыкального видеоклипа
3. Подготовка к показу мод
Дубль – ХVII
«В гостях у Вячеслава Зайцева»
1. «Показ мод» (на лучший костюм, платье из подручных материалов)
Дубль – ХVIII
«А мы приехали из путешествия в наш Солнечный город»
1. Интервью «Мое прекрасное путешествие»
2. Просмотр многосерийного фильма «Почемучки в Солнечном городе»
3. Дискотека
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей;
- улучшение социально-психологического климата в лагере;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- получение новых знаний, умений, навыков разных сферах деятельности
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
- формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта;