Рабочая программа по математике 5 класс. УМК «Математика. 5 класс» под ред.В. В. Козлова, А. А. Никитина



г. Азов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
города Азова


«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 13
Приказ от 29.08.2016 № 1
Подпись руководителя

Черкесова Г. И.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике
(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования основное общее, 5 а класс

Количество часов 202

Учитель Дубинская Н. А. _ _________


Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике и авторской программы
«Программа курса «Математика». 5 – 9 классы/ под ред. акад. РАН В. В. Козлова и акад. РАО А. А. Никитина. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 136 с. – (Инновационная школа).






2016
Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по математике для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по математике. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты изучения учебного предмета; содержание тем по математике; календарно - тематическое планирование .
Курс математики направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению по математике:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Рабочая программа по математике для 5 а класса на 2016/17 учебный год составлена на основе авторской программы «Программа курса «Математика». 5 – 9 классы/ под ред. акад. РАН В. В. Козлова и акад. РАО А. А. Никитина» с целью:
Адаптировать авторскую программу к ШУП на 2016- 2017 учебный год,
Обеспечить технологию качественной реализации данной программы и достижения целей, поставленной в ней и ФГОС по математике.
Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год» с внесенными изменениями;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
«Программа курса «Математика». 5 – 9 классы/ под ред. акад. РАН В. В. Козлова и акад. РАО А. А. Никитина. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 136 с. – (Инновационная школа);
Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2016 – 2017 учебный год (приказ № 271 от 18.04.2016 г.):
Устав МБОУ СОШ № 13 г. Азова;
Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова;
Образовательная программа МБОУ СОШ № 13;
Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2016-2017 уч.год ( приказ № 83-о от 30.08.2016г.)

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Математика. 5 класс» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина, Математика: учебник для 5 класса для общеобразовательных организаций/ В.В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др.; под ред.. В. В. Козлова и А. А. Никитина, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.


Федеральный базисный план отводит 204 часов для образовательного изучения в 5 а классе из расчёта 6 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется рабочая программа в объеме 202 часа.
Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания учебных занятий на 2016-2017 учебный год и обеспечивает рациональное распределение учебного материала:
I четверть – 50 часов
II четверть – 46 часов
III четверть – 62 часа
IV четверть – 44 часа
Итого - 202 часа







Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты


умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком математики, приемами выполнения тождественных преобразований числовых и буквенных выражений, решения уравнений, умение использовать систему координат на плоскости для интерпретации уравнений, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из разделов курса;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Познавательные:
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и задач, и представлять ее в нужной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, формулировать определения, понятия, составлять конспект урока в тетради. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
умение формулировать определения, понятия, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, определять критерии для характеристики объектов и процессов
умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов.
Регулятивные:
формирование первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их подтверждения путем доказательства;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Коммуникативные:
умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп;
умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками;
умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
осознание важности изучения математики для понимания окружающего мира.
















Содержание учебного предмета, курса


п/п
Тема разделов
Характеристика основных содержательных линий
Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету
Система оценки планируемых результатов




Базовый уровень
Повышенный (функциональный) уровень


1.

Геометрические фигуры (9 ч). Плоскость. Точка и отрезок. Фигуры на плоскости. Угол, образованный отрезками. Треугольник и его свойства. Плоские фигуры. Прямоугольник. Квадрат. Параллелограмм. Окружность и круг. Четырехугольник. Наглядные свойства четырехугольника. *1Многоугольники. *Особенности обозначения многоугольников. Углы. Прямой угол. Клетчатая бумага. Равенство фигур на плоскости. Равенство точек. *Головоломка Самуэля Лойда.
Знакомство учащихся с понятием геометрической фигуры на плоскости (плоские фигуры), с некоторыми основными типами таких фигур и их свойствами, способствует выработке у учащихся навыков изображения на клетчатой бумаге простейших фигур с помощью циркуля и линейки, а также закладывает основы для восприятия равенства плоских фигур.

Распознавать на рисунках и чертежах отрезки, определять концы отрезка и его внутренние точки.
Распознавать на рисунках, чертежах плоские фигуры, определять их вершины, стороны, углы. Исследовать и описывать свойства плоских геометрических фигур. Приводить примеры аналогов в окружающем мире. Изображать фигуры от руки и с помощью чертежных инструментов. Моделировать геометрические объекты, используя пластилин, проволоку и бумагу.
Распознавать на рисунках и чертежах равные фигуры, определять равенство фигур.
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
Распознавать на чертежах, в окружающей мире основные геометрические фигуры различать их взаимное расположение;
Вычислять значения геометрических величин, находить стороны, углы треугольников;
Решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
Выполнять построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль).
Самостоятельная работа № 1 «Геометрические фигуры»

2.
Об измерении величин (6 ч). Измеряемые величины. Числовые значения величин. Разнообразие единиц измерения. Измерительные приборы и шкалы. Сравнение и оценка величин. Натуральные числа. Дробные числа. * Отрицательные числа. Точность измерения. *Измерения с недостатком и избытком. Приближенное значение. Переменные величины. * Использование таблиц. Числовые выражения. Пример буквенного выражения. Формулы.*Изменение вида формулы при выборе несогласованных единиц измерения.
Знакомство учащихся с измерениями и единицами измерения, с приближенным характером определения численного значения величины с помощью измерительных приборов, а также с представлениями результатов измерения в виде таблиц и формул.

Выражать одни единицы измерения величины в других единицах.
Определять для заданного числа приближенные значения по избытку и по недостатку.
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать в простейших случаях из формул одну переменную через остальные;
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
Выполнять устную прикидку и оценку результата вычислений; проверку результата вычисления с использованием различных приемов.
Приводить примеры использования в окружающем мире положительных, отрицательных и дробных чисел. Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию.
Составлять и извлекать информацию из таблиц.
Выполнять вычисления по табличным данным.

Самостоятельная работа № 2 «Измерение величин»

3.
Натуральные числа (14 ч). Представление натуральных чисел в виде сумм. Запись и чтение чисел от 1000 до 999 999. Запись натуральных чисел при помощи разрядных единиц. *Запись чисел в римской нумерации. Сокращение записи десятичных разрядных единиц. Определение степени числа. Основание и показатель степени. Квадрат и куб числа. Десятичная система счисления. Правило сравнения чисел по их десятичной записи. *Двоичная система счисления. *Система счисления с основанием 4. *Порядок в ряду натуральных чисел. Приближенное равенство. Десятичные приближения. Представления о порядке величины. *Удобство применения приближенных значений.
Закрепление навыков чтения и записи натуральных чисел при помощи разрядных единиц. Также в главе рассматриваются правила сравнения чисел по их десятичной записи, введено понятие степени числа и первичное знакомство учащихся с различными системами счисления.
Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.
Записывать натуральные числа в виде суммы произведений цифр и разрядных единиц.
Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, округлять натуральные числа.
Вычислять значения степеней. Записывать натуральные числа в виде степеней.
Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Находить наибольшее и наименьшее значение.
Анализировать и осмысливать текст задачи, критически оценивать полученный результат, проверять ответ на соответствие условию.
Самостоятельная работа № 3
«Сравнение натуральных
чисел»
Контрольная работа № 1 «Натуральные числа»

4.
Отрезок, ломаная (8 ч). Отрезок. Равенство отрезков. Свойства равенства для отрезков. Взаимное расположение двух отрезков. Длина отрезка. Свойства длины при изменении единицы измерения. Расстояние между точками. Длины равных отрезков. Основные свойства длины. Определение треугольника. Неравенство треугольника. Примеры ломаной. Длина ломаной. Периметр многоугольника. *Свойство длины ломаной.
Наглядное представление об отрезке и практических способах измерения длины отрезка, содержит основные свойства длины, неравенство треугольника и формирует умение применять эти свойства при решении различных задач. Материал главы знакомит учащихся с понятием ломаной и формирует навык нахождения ее длины.
Распознавать на чертежах и рисунках отрезки, определять концы отрезка. Распознавать и описывать на чертежах и рисунках взаимное расположение отрезков. Изображать отрезки от руки, с помощью чертежных инструментов, на клетчатой бумаге. Изображать равные отрезки.
Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Выражать одни единицы измерения длин через другие. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Строить отрезки заданной длины.
Распознавать на чертежах и рисунках треугольники, определять его вершины и стороны. Описывать свойства треугольника.
Распознавать на чертежах и рисунках ломаные, опреде-лять вершину, звенья, концы ломаной. Изображать отрезки, их конфигурации, в том числе ломаные, от руки, с помощью чертежных инструментов. Моделировать геометрические объекты, используя пластилин, проволоку и бумагу.
Решать задачи на нахождение периметра многоугольников.
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и реальных ситуаций.
Решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Выполнять построения геометрическими инструментами (линейка, угольник)
Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур.
Распознавать на чертежах, в окружающей мире основные геометрические фигуры.
Вычислять значения геометрических величин.
Самостоятельная работа № 4 «Отрезок. Ломаная»

5.
Сложение и вычитание натуральных чисел (13 ч). Примеры сложения натуральных чисел. Сложение разрядных единиц. Алгоритм сложения. О способах сложения. *Сложение чисел при помощи двух линеек. Понятие суммы. Законы сложения. Определение разности двух чисел.*Нахождение разности чисел при помощи двухлинеек. Свойства разности. Алгоритм вычитания.
Проработка и закрепление навыков сложения и вычитания многозначных натуральных чисел, а также формирование умения применять основные законы сложения и вычитания. В главе рассматривается алгоритм сложения многозначных чисел, отличающийся тем, что все промежуточные результаты действий полностью записываются на бумаге и никакие цифры не нужно держать в уме.
Выполнять вычисления с натуральными числами. Находить разность натуральных чисел. Определять уменьшаемое и вычитаемое.
Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, используя алгоритм сложения «столбиком». Использовать таблицу сложения.
Находить сумму и разность натуральных чисел, используя свойства арифметических действий.
Решать простейшие уравнения на основе арифметических действий.
Решение несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Выполнение устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов.

Самостоятельная работа №5 «Сложение натуральных чисел»
Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

6.
Луч, прямая (6 ч). Определение луча. Способы задания лучей. Свойства лучей. *Перемещения лучей. Прямые и их обозначения. Основное свойство прямой. Пучок лучей и противоположные лучи. Полу-плоскость. *Перемещения прямых. Понятия числовой прямой и числового луча. Традиционное располо-жение числовой прямой. Сравнение на числовой прямой.
Выработка у учащихся наглядных представлений о неограниченных геометрических фигурах луче и прямой, формирование умений применять основные свойства взаимного расположения точек и прямых, а также представления о числовой прямой, формирование и закрепление навыков изображения на ней нуля и натуральных чисел.
Распознавать на чертежах и рисунках лучи, прямые, пучок прямых, определять начало луча. Задавать луч, прямую различными способами. Изображать лучи, прямые, пучок прямых от руки и с использованием чертежных инструментов. Исследовать и описывать свойства лучей, точек, расположенных на лучах, прямых.
Исследовать и описывать взаимное расположение плоскостей, прямых и точек.
Знать понятие числовой прямой, числовой оси, числового луча. Изображать точками числовой прямой натуральные числа.
Определять положительное направление числового луча.
Решать задачи на основе арифметических действий. Анализировать и осмысливать текст задачи. Критически оценивать полученный ответ, проверяя ответ на соответствие условию
Самостоятельная работа №6 по теме «Луч. Прямая»

7.
Умножение натуральных чисел (16 ч). Определение умножения. *Изображение произведения на числовой прямой. Переместительный и сочетательный законы умножения. Распределительный закон умножения. Умножение на нуль. Умножение целого числа разрядных единиц на однозначное число. Умножение натурального числа на степени 10. Алгоритм умножения натуральных чисел.*Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Действия с числовыми и буквенными выражениями. Примеры преобразований. Вынесение общего множителя за скобки. *Формулы сокращенного умножения.
Знакомство с основными законами умножения. Подробно рассматривается алгоритм умножения многозначных чисел, приводятся примеры преобразования числовых и буквенных выражений, содержащих скобки.
Выполнять вычисления с натуральными числами. Уметь находить произведение натуральных чисел. Знать и уметь применять свойства умножения.
Вычислять значения степеней и произведения натуральных чисел.
Читать и записывать числовые выражения, составлять числовые выражения по условиям задач. Формулировать свойства умножения, записывать их с помощью букв, вычислять с их помощью значение числовых выражений.
Выполнять вычисления с натуральными числами. Моделировать с помощью схем и использовать их при решении задач.
Самостоятельная работа № 7 «Законы умножения»
Контрольная работа № 3 «Умножение натуральных чисел»

8.
Углы (14 ч). Угол между лучами с общей вершиной. Плоский угол. Развернутый угол. Угол между отрезками с общим концом. Равенство углов. Градусная мера угла. Величина угла. *Начальные свойства меры углов. Основное свойство градусной меры. Примеры. Биссектриса угла. *Пример на вычисление суммы углов треугольника. Прямой угол. Квадрат и прямоугольник. Смежные и вертикальные углы. Острый и тупой угол.
Выработка у учащихся правильного представления об углах как элементах многоугольников и других геометрических фигур, рассматривает измерение углов, основные виды углов, а также основное свойство градусной меры.
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире углы, определять его вершину, стороны, в различных геометрических фигурах углы между отрезками с общим концом, равные углы. Изображать углы, в том числе развернутые, равные, прямые углы, от руки и с использованием чертежных инструментов. Исследовать и описывать свойс
·тва углов, в том числе входящие в геометрические фигуры.
Измерять с помощью инструментов и сравнивать величины углов.
Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
Исследовать и описывать свойства геометрических фигур.
Изображать и распознавать смежные и вертикальные углы от руки и с использованием чертежных инструментов. Измерять с помощью инструментов и сравнивать величины смежных, вертикальных углов. Моделировать геометрические объекты, используя пластилин и бумагу.
Выполнять описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Самостоятельная работа № 8 «Углы. Измерение углов»

9.
Деление натуральных чисел (21 ч). Деление поровну. Деление нацело одного натурального числа на другое. Геометрический смысл деления одного числа на другое. Основное свойство частного. *Дополнительные свойства делимости. *Разложение числа на делители. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. *Составные и простые числа. Геометрический смысл деления с остатком. Остаток 0. Алгоритм деления с остатком «уголком». *На какую цифру оканчивается 2100? Определение четных и нечетных чисел. Деление чисел на 2 с остатком.
Рассмотрение деления нацело одного натурального числа на другое, вырабатывает навыки и умения производить деление с остатком, знакомит с основными признаками делимости.
Выполнять вычисления с натуральными числами. Определять частное, делимое, делитель. Формулировать свойства арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения. Формулировать и применять признаки делимости на 5, на 10. Составлять уравнения по условию задачи. Решать простейшие задачи, связанные с делимостью. Производить деление нацело и с остатком с помощью алгоритма деления «уголком».
Анализировать и осмысливать текст задачи, строить логическую цепочку рассуждений, осмысливать полученный ответ. Выполнять вычисления с натуральными числами.
Выполнение устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов.

Самостоятельная работа № 9 «Деление. Признаки делимости»

Самостоятельная работа № 10 «Деление с остатком»

Контрольная работа № 4 «Деление натуральных чисел»

10.
Прямоугольные треугольники (8 ч). Определение прямоугольных треугольников. Равенство прямоугольных треугольников. Практическая проверка равенства треугольников. Признак равенства прямоугольных треугольников. Соответственные элементы равных треугольников. Свойство диагонали прямоугольника. Сумма углов прямоугольного треугольника. Равенство диагоналей прямоугольника. Свойство диагоналей квадрата. *Пример на равенство прямоугольных треугольников.
Знакомство учащихся с прямоугольным треугольником и его элементами, формирование навыков использования признака равенства прямоугольных треугольников по двум катетам при решении задач, а также для обоснования некоторых геометрических утверждений.
Распознавать и описывать на чертежах и рисунках прямоугольный треугольник, прямоугольник, квадрат. Определять и называть катеты, гипотенузу. Изображать прямоугольные треугольники на клетчатой бумаге от руки и с помощью чертежных инструментов.
Находить практически на чертежах и на рисунках равные прямоугольные треугольники. Моделировать прямоугольные треугольники, используя бумагу и ножницы.
Формулировать и применять признак равенства прямоугольных треугольников. Определять равные катеты.
Исследовать и описывать свойства прямоугольных треугольников, прямоугольников, квадратов, используя наблюдение и измерение.
Выполнять описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Самостоятельная работа №11 «Прямоугольные треугольники»

11.
Дроби (29 ч). Деление на равные части. Дроби со знаменателем 2 и их изображение на числовой прямой. Дроби со знаменателем 3 и их изображение на числовой прямой. Дроби со знаменателем k и их изображение на числовой прямой. Середины отрезков вида [0; k], где k натуральное число. Равенство дробей (дробных чисел). Приведение дробей к общему знаменателю. Произведение двух дробей. Взаимно обратные дроби. Умножение величины на дробное число. Сложение и вычитание дробей. Деление на ненулевую дробь. Законы сложения и умножения. Правильные и неправильные, смешанные дробные числа. Арифметические действия со смешанными дробными числами. Сравнение дробей.
Введение понятия обыкновенной дроби (дробное число), определяются условия равенства дробей, рассматриваются основные операции с ними, а также правила сравнения дробей и представление дробных чисел в виде смешанной дроби.
Моделировать в предметной форме понятия деления на равные части.
Распознавать простейшую дробь, дробное число. Откладывать на числовой прямой отрезка длиной, равной дробному числу.
Формулировать и записывать с помощью букв простейшие дроби и свойства, связанные с ними. Определять числитель и знаменатель дроби, дробного числа.
Выполнять вычисления с дробями. Приводить дроби к общему знаменателю.
Формулировать, записывать с помощью букв общее правило умножения дробей. Преобразовывать дроби, находить произведение дробей, выполнять вычисления с дробями. Определять дробь, обратную к данной. Определять взаимно обратные дроби.
Выполнять сложение и вычитание дробей с равными знаменателями, с разными знаменателями, деление дробей.
Распознавать и записывать смешанные дроби. Уметь выделять целую и дробную часть дробного числа. Распознавать и записывать правильные дроби. Выполнять вычисления со смешанными дробями. Преобразовывать дроби, сравнивать и упорядочивать их.
Моделировать в графической форме понятия дроби.
Решение практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с дробными числами.
Самостоятельная работа №12 «Простейшие дроби»

Самостоятельная работа № 13 «Сложение и вычитание дробей»

Контрольная работа № 5 «Действия с дробями»


12.
Площадь плоских фигур (12 ч). Основные свойства площади. Единицы измерения площади. Площадь фигур на клетчатой бумаге. Как определяется площадь многоугольника. Площади прямоугольника и квадрата. *Приближенное нахождение площади. Как извлечь корень из числа. *Приближенное значение корня. Формула площади прямоугольного треугольника. Площадь четырехугольника. *Площадь треугольника. Равносоставленные фигуры. Теорема Пифагора.
Изучение основных свойств площади; рассмотрение формул для вычисления площади прямоугольника и прямоугольного треугольника, а материал главы позволяет выработать у учащихся начальные навыки применения понятия равносоставленности фигур при решении задач на вычисление площадей.
Распознавать на чертежах и на рисунках геометрические фигуры. Вычислять площади плоских фигур, используя эталон единицы измерения площади.
Вычислять площади плоских геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника), используя соответствующие формулы площади.
Выражать одни единицы измерения площади через другие единицы измерения площади. Распознавать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.
Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, сопоставлять полученный ответ с условием задачи
Извлекать информацию из таблиц.
Упорядочивать и сравнивать действительные числа
Самостоятельная работа №14 «Площадь»

13.
Десятичные дроби (17 ч). Дроби со знаменателями, равными степени числа 10. Цифры целой и дробной части. Запись десятичной дроби в виде суммы произведений цифр и разрядных единиц. Связь десятичных дробей с десятичной метрической системой единиц. Изображение десятичных дробей на числовой прямой. Правило сравнения десятичных дробей. Двойное неравенство b < a < c. Запись десятичных приближений. *Знак приближенного равенства. Сравнение числа с его десятичными приближениями с недостатком и с избытком. Правила сложения и вычитания десятичных дробей. Правило умножения десятичных дробей. Правило умножения десятичной дроби на 10 и на 1/10. * Вычисление десятичных приближений для числа 50.*О приближенном вычислении произведения с помощью калькулятора. Связь между делением величины на натуральное число п и умножением на дробь 1/п. Схема деления уголком десятичной дроби на натуральное число. Краткая запись схемы деления уголком.
Знакомство учащихся с конечными десятичными дробями, вырабатывают навыки сложения, вычитания, умножения десятичных дробей и деления десятичной дроби на натуральное число.
Записывать и читать десятичные дроби. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных дробей. Записывать десятичные дроби в виде суммы произведений цифр и разрядных единиц. Переводить смешанную дробь в конечную десятичную дробь.
Изображать десятичные дроби на числовой прямой. Сравнивать и упорядочивать обыкновенные и десятичные дроби. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных дробей. Находить десятичные приближения обыкновенных дробей.
Выполнять вычисления с десятичными дробями, находить сумму, разность, произведение, частное десятичных дробей.
Использовать эквива-лентные представления дробных чисел при их вычислении.

Самостоятельная работа № 15 «Десятичные дроби»
Самостоятельная работа №16 «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Контрольная работа № 6 «Десятичные дроби»


14.
Практическое сравнение величин (11 ч). Определение одного процента от величины. Определение % от величины. Примеры нахождения величины, когда известно значение заданного числа ее процентов. Задание зависимости величин с помощью таблиц. Понятие о диаграмме. Задание зависимости между величинами с помощью формул. Построение таблиц. Понятие масштаба. Масштаб географической карты. Примеры применения масштаба.
Знакомство учащихся с разными способами относительного сравнения величин, позволяет вырабатывать начальные навыки решения задач «на проценты», рассматривает примеры таблиц и диаграмм, применение масштаба при изображении объектов, непосредственное зрительное восприятие которых затруднено.
Представлять дроби в процентах и проценты в виде дроби. Выполнять вычисления с десятичными дробями. Решать задачи на проценты и дроби, в том числе задачи из реальной практики.
Извлекать информацию из таблиц, диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, по диаграммам, сравнивать величины. Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц, диаграмм.
Вычислять реальные размеры объекта по размерам изображения и масштабу.

Самостоятельная работа №17 «Проценты»
Контрольная работа № 7 «Практическое сравнение величин»


15.
Применение формул в практической деятельности (6 ч). Вычисление сторон прямоугольного треугольника. *Длина окружности. *Площадь круга. Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда. Примеры использования формулы объема прямоугольного параллелепипеда. Куб. Объем куба. *Кубический корень. * Цилиндр. *Объем цилиндра. *Задача о колодце.*Шар и объем шара.
Ряд формул, которые значительно расширяют круг задач, доступных им для решения и полезных при изучении других предметов.
Распознавать на чертежах, рисунках и в окружающем мире прямоугольный параллеле-пипед, куб, их элементы. Изготавливать прямоугольный параллелепипед, куб из развертки. Распознавать развертку прямоугольного параллелепипеда, куба. Моделировать геометрические объекты, используя пластилин и бумагу.
Вычислять объем прямоугольного парал-лелепипеда, куба. Выражать одни единицы измерения объема через другие. Моделировать несложные зависимости с помощью формул. Выполнять вычисления по формулам

Самостоятельная работа № 18 «Формулы»

Календарно-тематическое планирование

п/п
Дата проведения урока
Тема урока
Кол-во
часов
Вид и форма контроля
(темы контрольных, практических, лабораторных, тестовых работ, экскурсий)


План
факт




I четверть ( 50 ч)

Повторение учебного материала начальной школы (4 ч)


1


Сложение, вычитание, умножение и деление чисел.
1


2


Порядок выполнения действий.
1


3


Решение текстовых задач.
1


4


Решение текстовых задач.
1


Глава 1. Геометрические фигуры (9 ч)


5


Простейшие геометрические фигуры (1.1, 1.2)
1


6


Геометрические фигуры из отрезков (1.3, 1.4)
1


7


Геометрические фигуры на плоскости (1.5, 1.6, 1.7, 1.8)
1


8


Примеры других плоских фигур (1.9, 1.10, 1.11)
1


9


Обозначение треугольников и четырехугольников (2.1, 2.2, 2.3)
1


10


Свойства четырехугольника (2.4, 2.5)
1


11


Прямой угол (2.8, 2.9, 2.11)
1


12


Понятие равенства геометрических фигур (3.1, 3.2)
1


13


Равенство точек (3.5).
1
Самостоятельная работа № 1 «Геометрические фигуры»

Глава 2. Об измерении величин (6 ч)


14


Числовые значения величин (1.1, 1.2, 1.3)
1


15


Сравнение и оценка. Числа (1.4, 1.5, 2.1, 2.2)
1


16


Значения с избытком и с недостатком
(3.1, 3.3)
1


17


Числовые выражения (4.1, 4.3, 4.4)
1


18


Решение задач и упражнений
1


19


Формулы (4.5, 4.6)
1
Самостоятельная работа № 2 «Измерение величин»

Глава 3. Натуральные числа (14 ч)


20


Десятичная запись натуральных чисел (1.1, 1.2, 1.3)
1


21


Разрядные единицы (1.4, 1.5)
1


22


Натуральные числа-гиганты (1.6, 1.7, 1.8)
1


23


Степени числа десять (2.1, 2.2, 2.3)
1


24


Общее понятие степени числа (2.4, 2.5)
1


25


Квадрат и куб числа (2.7)
1


26


Десятичная система счисления (3.1)
1


27


Решение задач и упражнений
1


28


Сравнение натуральных чисел (4.1)
1
Самостоятельная работа № 3
«Сравнение натуральных
чисел»

29


Приближенное значение (5.1, 5.2)
1


30


Десятичные приближения для нату ральных чисел (5.3, 5.4)
1


31


Решение задач и упражнений
1


32


Контрольная работа № 1 «Натуральные числа»
1


33


Анализ контрольной работы
1


Глава 4. Отрезок, ломаная (8 ч)


34


Отрезок. Равенство отрезков (1.1, 1.2, 1.3)
1


35


Взаимное расположение двух отрезков (1.4)
1


36


Измерение отрезков (2.1, 2.2, 2.3)
1


37


Расстояние между точками (2.4, 2.5, 2.6)
1


38


Основные свойства длины (3.1)
1


39


Треугольник. Неравенство треугольника (3.3, 3.4)
1


40


Ломаная. Длина ломаной (4.1)
1


41


Периметр многоугольника (4.2)
1
Самостоятельная работа № 4 «Отрезок. Ломаная»

Глава 5. Сложение и вычитание натуральных чисел (13 ч)


42


Сложение натуральных чисел (1.1, 1.2, 1.4)
1


43


Сложение двузначных чисел (1.3, 1.5)
1


44


Алгоритм сложения (1.6, 1.8)
1


45


Понятие суммы (1.10)
1


46


Законы сложения (1.11)
1
Самостоятельная работа №5 «Сложение натуральных чисел»

47


Вычитание натуральных чисел (2.1, 2.2)
1


48


Общее определение разности (2.4)
1


49


Алгоритм разности (2.6, 2.7)
1


50


Свойства разности (2.8)
1


II четверть ( 46 ч)

51


Нахождение разности натуральных чисел (2.7, 2.8)
1


52


Решение задач и упражнений
1


53


Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
1


54


Анализ контрольной работы
1


Глава 6. Луч, прямая (6 ч)


55


Луч. Способы задания лучей (1.1, 1.2)
1


56


Свойство лучей (1.3)
1


57


Прямая (2.1, 2.2)
1


58


Пучок лучей. Полуплоскость (2.3, 2.4)
1


59


Понятие числовой прямой (3.1, 3.2)
1


60


Сравнение на числовой прямой (3.3).
1
Самостоятельная работа №6 по теме «Луч. Прямая»

Глава 7. Умножение натуральных чисел (16 ч)


61


Определение умножения натуральных чисел (1.1)
1


62


Переместительный закон умножения
(1.3, 1.4)
1


63


Сочетательный закон умножения (1.5)
1


64


Распределительный закон (1.6)
1


65


Применение законов умножения (1.3- 1.6)
1


66


Число нуль (1.7, 1.8)
1


67


Решение задач и упражнений
1


68


Особые случаи основных законов (1.8).
1
Самостоятельная работа № 7 «Законы умножения»

69


Умножение натурального числа на степени числа десять (2.1, 2.2)
1


70


Алгоритм умножения натуральных чисел (2.3)
1


71


Модификация алгоритма умножения (2.4)
1


72


Примеры раскрытия скобок (3.1, 3.2)
1


73


Примеры расстановки скобок (3.3)
1


74


Решение задач и упражнений
1


75


Контрольная работа № 3 «Умножение натуральных чисел»
1


76


Анализ контрольной работы
1


Глава 8. Углы (14 ч)


77


Угол. Плоский угол (1.1, 1.2, 1.3)
1


78


Угол между отрезками с общим концом (1.4)
1


79


Равенство углов (1.5, 1.6)
1


80


Градусная мера угла (2.1, 2.2)
1


81


Величина угла (2.3)
1


82


Основное свойство градусной меры (3.1)
1


83


Биссектриса угла (3.2)
1


84


Прямой угол (4.1)
1


85


Квадрат и прямоугольник (4.2)
1


86


Тупой и острый углы (5.1)
1


87


Смежные углы (5.2)
1


88


Вертикальные углы (5.3)
1


89


Решение задач и упражнений
1


90


Виды углов (5.1-5.3).
1
Самостоятельная работа № 8 «Углы. Измерение углов»

Глава 9. Деление натуральных чисел (21 ч)


91


Деление поровну (1.1, 1.2)
1


92


Деление нацело одного натурального числа на другое (1.3)
1


93


Геометрический смысл деления одного числа на другое число (1.3)
1


94


Частное натуральных чисел и нуля (1.5, 1.6)
1


95


Основное свойство частного (1.7, 1.8)
1


96


Признаки делимости на 10, на 5 (2.1, 2.2)
1


III четверть ( 62 ч)

97


Признаки делимости на 2, на 3 и на 9 (2.3, 2.4)
1


98


Решение задач и упражнений
1


99


Задачи на делимость (2.12.4).
1
Самостоятельная работа № 9 «Деление. Признаки делимости»

100


Деление чисел с остатком (3.1, 3.2)
1


101


Нахождение остатка от деления (3.2)
1


102


Геометрический смысл деления с остатком (3.3)
1


103


Деление нацело (3.4)
1


104


Задачи на деление с остатком (3.5)
1


105


Алгоритм деления с остатком «уголком» (3.6)
1


106


Задачи на деление «уголком» (3.7)
1
Самостоятельная работа № 10 «Деление с остатком»

107


Произведение и деление натуральных чисел (4.1, 4.2)
1


108


Четные и нечетные числа (5.1,5.2)
1


109


Решение задач и упражнений
1


110


Контрольная работа № 4 «Деление натуральных чисел»
1


111


Анализ контрольной работы
1


Глава 10. Прямоугольные треугольники (8 ч)


112


Прямоугольный треугольник (1.1)
1


113


Равенство прямоугольных треугольников (1.2, 1.3)
1


114


Признак равенства прямоугольных треугольников (1.4)
1


115


Соответственные элементы равных треугольников (1.5)
1


116


Свойство диагонали прямоугольника (2.1)
1


117


Сумма углов прямоугольного треугольника (2.2)
1


118


Свойство диагоналей прямоугольника (2.3)
1


119


Свойство диагоналей квадрата (2.4)
1
Самостоятельная работа №11 «Прямоугольные треугольники»

Глава 11. Дроби (29 ч)


120


Деление на равные части (1.1, 1.2)
1


121


Понятие простейшей дроби (1.3, 1.4)
1


122


Середины отрезков вида [0; к], где к натуральное число (1.5, 1.6)
1


123


Примеры других простейших дробей (1.7, 1.8)
1


124


Дробные числа (1.9)
1


125


Другие дробные числа (1.10)
1


126


Решение задач и упражнений
1


127


Суммы равных частей, единицы измерения (1.11)
1
Самостоятельная работа №12 «Простейшие дроби»

128


Равенство дробных чисел (2.1)
1


129


Следствия из признака равенства дробей (2.2)
1


130


Приведение дробей к общему знаменателю (2.3)
1


131


Произведение двух дробей (3.1, 3.2, 3.3)4
1


132


Взаимно обратные дроби (3.4, 3.5)
1


133


Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями (3.6, 3.7)
1


134


Сложение и вычитание дробей (3.8)
1


135


Деление на ненулевую дробь (3.9)
1


136


Законы сложения и умножения (3.10)
1


137


Решение задач и упражнений
1


138


Примеры на действия с дробями (3.8- 3.10)
1
Самостоятельная работа № 13 «Сложение и вычитание дробей»

139


Смешанные дроби (4.1)
1


140


Арифметические операции со смешанными дробями (4.2)
1


141


Сравнение дробей с равными знаменателями (5.1)
1


142


Сравнение дробных чисел (5.2)
1


143


Неравенства (5.4)
1


144


Прибавление числа к обеим частям неравенства (5.5)
1


145


Вычитание числа из обеих частей неравенства (5.6)
1


146


Решение задач и упражнений
1


147


Контрольная работа № 5 «Действия с дробями»
1


148


Анализ контрольной работы
1


Глава 12. Площадь плоских фигур (12 ч)


149


Основные свойства площади (1.1)
1


150


Площадь фигур на клетчатой бумаге (1.2)
1


151


Единицы измерения площади (1.3)
1


152


Площадь многоугольника (1.4)
1


153


Площадь прямоугольника (2.1)
1


154


Площадь квадрата (2.2)
1


155


Квадратный корень (3.1)
1


156


Площадь прямоугольного треугольника (4.1)
1


157


Площади геометрических фигур (2.1, 2.2, 4.1)
1
Самостоятельная работа №14 «Площадь»

158


Площадь четырехугольника (5.1)
1


IV четверть ( 44 ч)

159


Примеры равносоставленных фигур (6.1)
1


160


Теорема Пифагора (6.2)
1


Глава 13. Десятичные дроби (17 ч)


161


Понятие десятичной дроби (1.1)
1


162


Целая и дробная части (1.2)
1


163


Запись десятичной дроби (1.3)
1


164


Примеры действий с десятичными дробями (1.4, 1.5)
1


165


Изображение десятичных дробей на числовой прямой (1.6)
1
Самостоятельная работа № 15 «Десятичные дроби»

166


Правило сравнения десятичных дробей (2.1, 2.2)
1


167


Запись десятичных приближений (2.2, 2.3)
1


168


Правило сложения десятичных дробей
(3.1, 3.2)
1


169


Решение задач и упражнений
1


170


Правило вычитания десятичных дробей (3.4)
1
Самостоятельная работа №16 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

171


Правило умножения десятичных дробей (4.1, 4.2)
1


172


Действия с десятичными дробями (4.3, 4-4)
1


173


Деление дробей (5.1, 5.2)
1


174


Деление дробей «уголком» (5.3, 5.5)
1


175


Решение задач и упражнений
1


176


Контрольная работа № 6 «Десятичные дроби»
1


177


Анализ контрольной работы
1


Глава 14. Практическое сравнение величин (11 ч)


178


Определение одного процента от величины (1.1, 1.2)
1


179


Процент от величины (1.3, 1.4)
1


180


Решение задач и упражнений
1


181


Задачи на проценты (1.2, 1.4)
1
Самостоятельная работа №17 «Проценты»

182


Задание зависимости величин с помощью таблиц (2.1)
1


183


Диаграммы (2.2)
1


184


Таблицы. Формулы (2.3)
1


185


Понятие масштаба. Применение масштаба (3.1, 3.2, 3.3)
1


186


Решение задач и упражнений
1


187


Контрольная работа № 7 «Практическое сравнение величин»
1


188


Анализ контрольной работы
1


Глава 15. Применение формул в практической деятельности (6 ч)


189


Вычисление сторон прямоугольного треугольника (1.1, 1.2)
1


190


Прямоугольный параллелепипед (2.1)
1


191


Объем прямоугольного параллелепипеда (2.2)
1


192


Куб (2.2)
1


193


Объем куба (2.2)
1


194


Примеры использования формулы объема (2.3)
1
Самостоятельная работа № 18 «Формулы»

Повторение (8 ч)


195


Геометрические фигуры (главы 1, 4, 6)
1


196


Арифметические операции с натуральными числами (главы 3, 5,7,9)
1


197


Геометрические фигуры на плоскости и их площадь (главы 2, 10, 12)
1


198


Арифметические операции с дробями (глава 11)
1


199


Об измерении, сравнении величин и их представлении (главы 14, 15)
1


200


Десятичные дроби (глава 13)
1


201


Итоговая контрольная работа
1


202


Завершающее занятие
1























Лист корректировки рабочей программы


№ урока по
До корректировки
Способ
После корректировки


тематическому


корректировки






Тема
Количество

Тема
Количество
Дата


планированию
урока
часов

урока
часов
урока







































































































































































СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей____________ МБОУ СОШ № 13 г. Азова
от «___» августа 2016 г. № 1
руководитель ШМО
_______________ /________/


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по МР
Глущенко Л.В. /________/

«____» августа 2016 года



ПРИНЯТО
Решение педагогического совета
МБОУ СОШ № 13 г. Азова
от «_____» августа 2016 г. № __