Календарное планирование уроков физики 9 класс


Пояснительная записка:
 Физика – одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования, является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера. 
При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.
 Целью изучения курса физики 7–9 классов является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе знаний и умений, полученных при изучении явлений природы, знакомстве с основными законами физики, их применении в технике и повседневной жизни.      Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;
развивать навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
воспитывать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности, навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества, навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности на основе базовых знаний
Календарно – тематическое планирование составлено по Типовой учебной программе по предмету «Физика»для 7-9 классов уровня общего среднего образования (Приложение 38 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115)
Используемые учебники:
Для 7 класса:
Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д.Казахбаева «Физика и астрономия», 7 класс, Алматы «Атамура»
Для 8 класса:
Б.М.Дюйсембаев, Г.З.Байжасарова, А.А.Медетбекова «Физика и астрономия», 8 класс, Алматы, «Мектеп»
Для 9 класса:
Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д.Казахбаева, Н.Бекбасар «Физика», 9 класс, Алматы «Мектеп»
Тематическое планирование учебного предмета
ФИЗИКА
9 класс
68 часов в год / 2 часа в неделю
№ урока в курсе № урока в теме тема Кол-во часов Дата Демонстрации д/з Предметные результаты Личностные результаты Системно – деятельностные результаты
Должны знать Должны уметь 1. Основы кинематики - 10 часов категории научного знания:
-явления и факты,
-понятия,
-законы,
-теоретические выводы
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
понятия:
-материальная точка,
-перемещение,
-мгновенная скорость,
-ускорение,
Величины:
-путь, скорость,
- ускорение,
-пользоваться методами научного исслед. явлений природы
- проводить наблюд-я, планир. и вып-ть экспер-ты, обрабатывать рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности измерений;
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ. явления:
-на основе з-нов кинематики:
=движение с постоянным ускорением,
=равномерное дв-е по окружности,
=свободное падение;
использовать физ. приборы и измерительные инструменты для измерения ФВ:
-расстояния,
-промежутка t
-представлять рез. измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять эмпирические зависимости:
-пути от времени учащиеся должны проявлять: -познавательный интерес,
- творческие способности,
- критичность мышления в процессе самореализации;
-убежденность в возможности познания природы,
- в необходим. разумного исп-я достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
- уважение к творцам науки и техники,
-отношение к физике как элементу общечеловеч. культуры;
-умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
-мотивацию к образовательной д-ти на основе личностно -ориентированного подхода. - должны применять теорию деятельности (цель, методы, средства, результат) при выполнении практических заданий;
- владеть развитыми коммуникатив. способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов сам-ной и проектной д-ти;
владеть совр. информационно-коммуникац. технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
-владеть навыками функциональной грамотности;
-осуществлять самост. поиск информации естественно-научного содержания с исп-ем различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
1 1 Движение – неотъемлемая часть материи. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения. 1 2-7/09 1.прямолинейное и криволинейное движение
2.сложение перемещений §1 2 2 Векторы и действия над ними. Проекция вектора на координатную ось 1 2-7/09 §2,3 3 3 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. 1 9-14/09 §4 4 4 Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. График скорости. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. 1 9-14/09 3.спидометр §5 5 5 Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела при равноускоренном движении». 1 16-21/09 Стр39
ЛР№1 6 6 Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. 1 16-21/09 4.стробоскоп; 5.падение тел в воздухе и разреженном пространстве; 6.измерение ускорения при свободном падении
7.вес тела при ускоренном подъеме и падении;
8. невесомость §6 7 7 Криволинейное движение. Равномерное движение материальной точки по окружности. 1 23-28/09 9.направление скорости при движении по окружности; 10.виды передач вращательного движения;
11. центробежный тахометр
12.зависимость дальности полета от угла бросания §7 8 8 Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение. Поступательное и вращательное движение твердого тела. 1 23-28/09 §8,9 9 9 ПР№1: способы описания движения тел. 1 30/09-5/10 ПР№1 10 10 КР №1: Основы кинематики 1 30/09-5/10 Глава 1 2.Основы динамики - 10 часов понятия:
-физическое явление,
-физический закон,
- инерциальная система отсчета,
-инерция,
-масса,
-сила,
-вес тела,
-невесомость,
-замкнутая система,
Величины:
-путь, скорость,
- ускорение,
- сила,
Законы:
-Ньютона,
-Кеплера,
-всемирного тяготения,
-Гука, -польз-ся методами научн. исслед. явл. природы,
- проводить наблюд., планировать и вып. эксперименты, обраб. рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ. явл-я:
-на основе з-нов динамики Ньютона,
исп-ть физ. приб. и измер.инстр-ты для измер. ФВ:
-массы, силы;
представлять рез-ты измер. с пом. таблиц, графиков и выявлять эмпирич. завис-ти:
-силы упругости от удл. пружины,
-силы трения от силы норм. давления, 11 1 Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. 1 7-12/10 13.проявление инерции §10 12 2 Сила. Масса. Второй закон Ньютона. 1 7-12/10 14.сравнение масс тел;15.второй закон Ньютона
16.измерение сил §11,12 13 3 Третий закон Ньютона. Принцип относительности. 1 14-19/10 17.сложение сил, действующих под углом друг к другу;18.третий закон Ньютона §13 14 4 Силы в механике. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. 1 14-19/10 §15 15 5 Движение тела под действием силы тяжести. Вес тела движущегося с опорой. 1 21-26/10 §16,18 16 6 Невесомость. Движение искусственных спутников Земли. 1 21-26/10 §17 17 7 ПР№2: Практические способы измерения сил. 1 28/10-2/11 ПР№2 18 8 Лабораторная работа №2. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». 1 28/10-2/11 ЛР№2,
Стр.79 19 9 ПР№3: «Расчёт параметров движения тела в поле тяготения Земли» 1 12-16/11 ПР№3 20 10 КР №2: «Законы динамики» 1 18-23/11 Глава 2 3.Законы сохранения – 4 часа методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
понятия:
-замкнутая система,
-импульс тела и импульс силы,
- реактивное движение,
Величины:
-импульс,
-работа,
-мощность,
-кинетическая энергия,
-потенциальная энергия,
-КПД,
Законы:
-сохранения импульса и механической энергии, -пользоваться методами научн. исслед. явлений природы,
- проводить наблюдения, планировать и вып. эксперименты, обрабатывать рез. измер, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
прим. теор. знания при реш. жизнен.з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ. явления:
-з-нов сохранения импульса и энергии, взаимод-е тел; учащиеся должны проявлять: -познавательный интерес,
- творческие способности,
- критичность мышления в процессе самореализации;
-убежденность в возможности познания природы,
- в необходимости разумного исп-я достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
- уважение к творцам науки и техники,
-отношение к физике как элементу общечеловеч. культуры;
-умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
-мотивацию к образовательной д-ти на основе личностно -ориентированного подхода. - должны применять теорию д-ти (цель, методы, ср-ва, рез-т) при вып-нии практич. заданий;
- владеть развитыми коммуникатив. способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов сам-ной и проектной д-ти;
владеть совр. информационно-коммуникац. технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
-владеть навыками функциональной грамотности;
-осуществлять самост. поиск информации естественно-научного содержания с исп-ем различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
21 1 Импульс тела. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса. 1 18-23/11 19.закон сохранения импульса §19,20 22 2 Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского. Ракеты. Современные достижения космонавтики. 1 25-30/11 20.реактивное движение;
21.модель ракеты §21 23 3 Энергия. Закон сохранения и превращения энергии. Применение законов сохранения при решении практических задач в науке и технике. 1 25-30/11 22.изменение энергии тела при совершении работы
23.переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно §22,23 24 4 ПР№4: Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. 1 2-7/12 ПР№4 4. Колебания и волны – 12 часов категории научного знания:
-явления и факты,
-понятия,
-законы,
-теоретические выводы
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
понятия:
-гармонические колебания,
- продольные и поперечные волны,
Величины:
-кинетическая энергия,
-потенциальная энергия,
-КПД,
-амплитуда колебаний,
-период, частота,
- длина волны
пользоваться методами научн. исслед. явлений природы,
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ. явления:
-на основе законов сохранения импульса и энергии, различные виды мех-го дв-я, взаимодействие тел;     
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять эмпирические зависимости:
-периода колебаний маятника от длины нити,
-периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины. 25 1 Колебательное движение. Основные величины, характеризующие колебательное движение. (Амплитуда, период, частота.). Уравнение колебательного движения. 1 2-7/12 24.свободные колебания груза на нити и груза на пружине;25.запись колебательного движения §24,25 26 2 Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. 1 9-14/12 26.вынужденные колебания; 27.резонанс при колебании маятников; 28.применение маятника в часах §26,28 27 3 Колебания математического и пружинного маятников Период колебаний математического и пружинного маятников. 1 9-14/12 29.зависимость периода колебаний груза от жесткости пружин и массы груза; 30. зависимость периода колебаний груза на нити от ее длин §27 28 4 Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. (Колебательный контур.) Формула Томсона. 1 16-21/12 §29 29 5 Вынужденные электромагнитные колебания (Вращение рамки в магнитном поле). 1 16-21/12 §29 30 6 Лабораторная работа №3. Определение ускорения свободного падения с использованием математического маятника. 1 23-28/12 ЛР№3, стр.127 31 7 ПР№5: "Расчет периода колебаний маятников различного типа" 1 23-28/12 ПР№5 32 8 Распространение колебаний в упругой среде. Волновое движение. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Свойства механических волны. 1 31.образование и распространение поперечных и продольных волн;
32.зависимость длины волны от частоты колебаний §30 33 9 Лабораторная работа №4 Определение скорости распространения поверхностных волн. 1 ЛР№4, стр.159 34 10 Звук. Характеристики звука. Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо. Ультразвук.
1 33.колеблющееся тело как источник звука;
34.зависимость громкости звука от амплитуды колебаний;
35.зависимость высоты тона от частоты колебаний;
36.акустический резонанс;
37.применение ультразвука §31-35 35 11 ЭМВ. Свойства ЭМВ. Шкала ЭМВ. 1 §36 36 12 КР №3. «Колебания и волны» 1 Глава 5 5. Основы астрономии – 6 часов научного знания:
-явления и факты,
-понятия,
-законы,
-теоретические выводы
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка методами научн. исслед. явлений природы,
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти; учащиеся должны проявлять: -познавательный интерес,
- творческие способности,
- критичность мышления в процессе самореализации;
-убежденность в возможности познания природы,
- в необходимости разумного исп-я достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
- уважение к творцам науки и техники,
-отношение к физике как элементу общечеловеч. культуры;
-умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
-мотивацию к образовательной д-ти на основе личностно -ориентированного подхода. - должны применять теорию д-ти (цель, методы, ср-ва, рез-т) при вып-нии практич. заданий;
- владеть развитыми коммуникатив. способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов сам-ной и проектной д-ти;
владеть совр. информационно-коммуникац. технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
-владеть навыками функциональной грамотности;
-осуществлять самост. поиск информации естественно-научного содержания с исп-ем различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
37 1 Звездное небо. Строение и масштабы Вселенной. 1 §38 38 2 Небесная сфера. Системы небесных координат. Подвижная карта звездного неба. 1 §39-41 39 3 Движение небесной сферы на различных географических широтах. Местное, поясное и всемирное время. Календарь. 1 §42-44 40 4 Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы. 1 §45 41 5 Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения. Видимое движение планет. 1 §45 42 6 КР №4. «Основы астрономии.» 1 Глава6 6.Строение атома, атомные явления - 7 часов научного знания:
-явления и факты,
-понятия,
-законы,
-теоретические выводы
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
Понятия:
-фотон, ФЭФ,
-красная граница фотоэффекта,
-ядерная реакция,
-энергия связи,
-период полураспада,
-цепная ядерная реакция,
-радиоактивность,
-р/а распад, деление ядер
законы
-фотоэффекта,
-закона р/а распада
      методами научн. исслед. явлений природы,
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ.явления явления:
-излучение и поглощение энергии атомом, -тепловое излучение и квантовую гипотезу Планка, ФЭФ,
- квантование энергии,
-рентгеновское излучение;
-пр-п действия яд. реактора,
- влияние ионизирующих излуч. на живые организмы;- экологические проблемы, связ. с исп-ем яд. энергетики;
-достижения отечественных и зарубежных ученых в обл. ядерной физики;- на понятийном уровне свед. об элементарных частицах,
- нанотехн-ях, об их роли в дальнейшем развитии чел-ва 43 1 Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана. Трудности в объяснении явления теплового излучения тел. 1 §47 44 2 Гипотеза Планка о световых квантах. Формула Планка. 1 §48 45 3 Явление фотоэффекта. Формула Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике. 1 §49-50 46 4 Рентгеновское излучение. 1 §51 47 5 Радиоактивность. 1 §52 48 6 Опыт Резерфорда. Состав атома. Модели атомов. 1 §53 49 7 КР№5. «Строение атома. Атомные явления» 1 Глава 7 7. Атомное ядро - 6 часов 50 1 Состав атомного ядра. Ядерное взаимодействие. Ядерные силы. Единицы физических величин, используемые в ядерной физике. 1 §55-56 51 2 Дефект масс. Энергия связи ядра. Природа радиоактивных излучений. Закон радиоактивного распада. 1 §56-59 52 3 Деление тяжелых ядер. Цепная реакция. Принцип действия ядерного реактора. Атомные электростанции. 1 §59 53 4 Термоядерные реакции. Энергия Солнца и Звезд. Радиоизотопы. Применение радиоактивных изотопов. Защита от радиации. 1 §60-63 54 5 ПР№6: Расчет периода полураспада 1 ПР№6 55 6 КР №6. «Атомное ядро». 1 Глава8 8.Обощающие занятия – 2 часа 56 1 Мировоззренческое значение физики. Сведения о развитии Вселенной и элементарных частицах. 1 Стр. 278 57 2 Научно-техническая цивилизация и ноосфера. Экологическая культура. 1 Стр. 278 9.Лабораторный практикум – 8 часов 58 1 ЛП№1: Измерение ускорения свободного падения тела 1 ЛП№1 59 2 ЛП№2: Изучение упругих деформаций 1 ЛП№2 60 3 ЛП№3: Изучение второго закона Ньютона 1 ЛП№3 61 4 ЛП№4: изучение закона сохранения механической энергии 1 ЛП№4 62 5 ЛП№5: изучение закона сохранения импульса при соударении тел 1 ЛП№5 63 6 ЛП№6: Измерение КПД установки с электрическим нагревателем 1 ЛП№6 64 7 ЛП№7: Изучение свободных и вынужденных колебаний 1 ЛП№7 65 8 ЛП№8: Нахождение ярких звезд и основных созвездий осеннего, зимнего и весеннего неба (с использованием подвижной звездной карты) 1 ЛП№8 66 Обобщающее повторение темы «Кинематика» 1 Глава1 67 Обобщающее повторение темы «Динамика» 1 Глава2 68 Обобщающее повторение темы «Законы сохранения» 1 Глава3