Технологическая карта урока Предмет: музыка Класс: 4 Автор УМК: Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,Шмагина Т.С. Тема урока: Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

Технологическая карта урока
Предмет: музыка
Класс: 4
Автор УМК: Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,Шмагина Т.С.
Тема урока: Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель урока:
Закрепление и расширение знаний учащихся о русских народных инструментах;
Вызвать интерес общения с музыкой, исполняемых на русских народных инструментах.
П: самостоятельно выявлять особенности развития образов.
К: отвечать на вопросы учителя.
П: сопоставлять средства муз. выразительности.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Результат
Коррекция

Этап мотивации.
5-7 мин.
Вход в класс под р.н.п. «Светит месяц» Учащимся предлагается сесть по группам при помощи выбора нот разного цвета(3 группы).
Музыкальное приветствие.
Прозвенел уже звонок
Он зовет нас на урок!
Много нового узнать
В путешествие опять!
У.: Сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной и нашими гостями в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

Получив целевую установку, ребята слушают учителя, приветствуют и отвечают на вопросы учителя.
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Личностные: понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.
Коммуникативные: уметь совместно соблюдать правила поведения и общения на уроке , в группе и следовать им.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.














Этап целеполагания.
5-7 мин.
У.: А чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку.
Бубен есть. Трещотка, дудка,
Балалайка, гусли, домра,
Есть баян и вот гармошка,
Даже расписные ложки,
Все играют звонко, дружно,
Слушать их не надоест,
Отгадать, ребята, нужно
Что же это наш ОРКЕСТР?
У.: ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? что такое оркестр? Какие виды оркестра вы знаете?

Ответы детей ( об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав, их звучании)
- называют тему урока;
- указывают цель урока.



Личностные: привлечение жизненно-музыкального опыта;
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Определение цели урока; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.











При наличии времени у. задает вопросы уч-ся о том, что такое оркестр, какие виды оркестра существуют?

Этап планирования.
15-20 мин.
Чтобы достичь своей цели, что необходимо сделать? (ответы учащихся).
У.: верно ребята, сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Итак, тема нашего урока, «Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов» (слайд 1 с названием темы).
У.: С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на странице 62 и найдите ответ.
У.: к сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты, но первыми исполнителями на народных инструментах были странствующие, бродячие актеры, потешавшими народ пением и плясками были??? (слайд 2 ответ детей - скоморохи). И только в конце 19 века возник первый Оркестр русских народных инструментов под руководством балалаечника Василия Васильевича Андреева, который после успешных концертов в России и за рубежом получил название «Великорусского оркестра». Важно запомнить, что благодаря В.В. Андрееву народные инструменты сохранились и приобрели популярность. (слайд 3).




У. - Эх, оркестр народный, Раздольно – хороводный! Если грянет плясовую – Я со всеми затанцую, Если песню грустную – Грусть в душе почувствую! То он плачет, То хохочет – С нами делает, Что хочет.
. У. - я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра, и мы услышим, как они звучат.
Слушайте внимательно загадки
и дружно называйте отгадки! (загадки, слайды 4,5,6,7 с инструментами и их звучанием).
У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты вот для вас детвора музыкальная игра.
Звучит плясовая «Барыня». У. предлагает назвать жанр музыки (плясовая), какие инструменты солирующие? (балалайка и гармонь). (слайд 8)
У.: Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они являются музыкальными символами России, ведь недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь. Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к России.
Слайд 9. Исполнение песни Росиночка-Россия.

У. - Все инструменты русского народного оркестра, как и симфонического можно разделить на четыре группы.
У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?


У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?
 


У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты.
.
Слайд 10.
Постановка проблемной ситуации чз игру «третий лишний» (по какой хар-ке, какому признаку определили «лишний» инструмент?)
Учащиеся составляют план действий по достижению поставленной ими цели; слушают учителя, анализируют информацию и отвечают на вопросы.

.






































Обучающиеся отгадывают загадки о народных инструментах.




Д. – плясовая; балалайка и гармонь?









Исполнение песни «Росиночка –Россия».






Д.- Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.



Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Д. – Это ударные инструменты.


Гармонь, баян.


Д.- по способу извлечения звука.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Личностные: расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, планировать пути достижения цели.






Смысловое чтение текста.







































Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении.

Этап самоконтроля, взаимоконтроля.
5-7 мин.
Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. Работа в группах с дифференцированными заданиями.
Оборудование: набор с русскими народными инструментами; энциклопедии.
Слайд 11. Самопроверка по эталону (на экране расположение групп инструментов р.н.о;).






Учащиеся выбирают вариант для своей работы: коллаж музыкальных инструментов, работа с энциклопедиями (найти информацию об русс.нар.инструментах);. выступление (защита) своего коллажа и его оформление на доске.



Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке;
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе решения задач.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Этап рефлексии.
5 мин.

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Яблоко и червячки. Что интересного узнали интересного, познавательного?
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия (от каждой группы по одному представителю).
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Регулятивные: проявление способности к саморегуляции; адекватно оценивают свою работу.
Умение анализировать свою собственную деятельность.















15