Фрагмент рабочей тетради по биологии по темам плоды и Распространение плодов и семян


Фрагмент рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» по теме «Плоды» раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

ПОЧЕМУЧКА
Почему семена находятся внутри плода?
Бывают ли плоды внутри семян?
Как вы считаете…
Задайте свой вопрос:_______________________________________________
знаем - не знаем
Каково строение семени?


(семенная кожура, запас питательных веществ, зародыш: зародышевый корешок, зародышевый стебелёк Как образуются плоды?

Каково строение плодов?

(после того, как цветок отцветает, образуется плод, из семязачатков – образуется семя, а из разросшейся и видоизменившейся стенки завязи – околоплодник)

(плод состоит из семян околоплодника)
Заполните схему «Классификация плодов. И продолжи её.

КоробочкаБобСтручок ЗерновкаСемянкаЖелудь ЯгодаЯблокоТыквина  Костянка 
ПРАКТИКУМ
Выполните лабораторную работу «Классификация плодов». По результатам работы заполните таблицу.
Название плода Тип плода Названия растений, имеющих такой плод
сочный
или сухой Односемянный или многосемянный
Рассмотрите плоды капусты и гороха. Как называются данные плоды. В чём их сходство и различие?
Название растений Название плодов сходство различие
Рассмотрите плоды мака, подсолнечника и пшеницы. Как называются данные плоды. В чём их сходство и различие?
Название растений Название плодов сходство различие

ПОЧЕМУЧКА
Рассмотрите рисунки. Как вы считаете…

Под какими номерами даны изображения плодов? Почему вы так считаете? Как называются эти плоды?
1 2 3 4 5

(Клубень картофеля – не плод, у него нет семян, это видоизменённый побег, его плод – ягода как у томата. У гороха плод - стручок. У мака плод - коробочка. Вилок капусты – это побег, её плод – стручок.
Можно ли эти сочные плоды отнести к ягодам. Почему?
Рассмотрите рисунки плодов земляники и малины.


Малину и землянику мы называем ягодами. Однако, по строению плод малины – это сочная многокостянка на сухом цветоложе, у земляники плод – многоорешек с мясистым цветоложем._____________________________

Придумайте свой кластер классификации плодов и примеры растений к ним
Для заметок
Игра «Собери в корзину плоды»
.

1 2 3 4
(ответы:№1 - костянка: абрикос, вишня, слива, персик…
№2 -орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…
№3 - ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,…№4 - боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис..)Задания по теме «Распространение плодов и семян» раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений» в рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс»

ПОЧЕМУЧКА
Какое значение имеют семена в жизни растений?
Как вы думаете…
(размножение, распространение)
Каким образом могут распространяться плоды и семена?

(ветром, водой, животными, человеком)

 Как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома?

--------------------------------------------------
(для распространения растений на Земле) (ветром, животными, человеком)

Игра «Кто принёс?» или «Следопыт» (на уроке)
Определить по внешнему строению семян, плодов их вероятность прорастания в данном месте. Следопыты описывают свои объекты и выдвигают наиболее вероятные версии распространения семян.
Заполните таблицу «Способы распространения плодов и семян» (см. текст учебника)
Способы распространения плодов и семян
Способ распространения плодов и семян Название растения Приспособление к распространению
Творческое задание – награда. По желанию сделать презентацию или написать рассказ – сказку о плодах и семенах «Пришельцы из других земель».
Для заметок