Фрагмент рабочей тетради по обществознанию для подготовки к ОГЭ






Урок 1. Тема «Человек и общество»
Задание 1.
Задание включает в себя знания:
- об обществе как форме жизнедеятельности людей;
- об основных сферах общественной жизни и их взаимосвязи;
- о взаимосвязи природы и общества.
Обязательный минимум знаний.
Узкий смысл слова «общество»:
группа людей, объединенных совместной деятельностью (педагогическое общество, общество собаководов, общество рыболовов-любителей;
историческая эпоха (первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество);
население конкретного региона мира (французское общество, российское общество;
Широкий смысл слова «общество»:
человечество в его прошлом, настоящем и будущем;
часть материального мира, обособившуюся от природы, но не потерявшую связь с ней, включающую способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Основные сферы общественной жизни:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА
Включает производство, распределение, обмен и потребление.
К ней относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, деньги, инвестиции, капиталы, предпринимательство и т. д. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
Включает всё, что связано с управлением государством.
К ней относятся президент и его аппарат, правительство, парламент (Федеральное Собрание), армия, полиция, таможенная служба, формы правления (монархия, республика), а также негосударственные объединения - политические партии и др. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Охватывает классы, социальные слои, нации, которые взаимодействуют друг с другом.
К ней относятся: семья, демографические слои (дети, молодежь, пенсионеры и т. д.), этнические общности (народности, нации), социальное обеспечение (пенсии, пособия), здравоохранение, коммунальные службы и т.д. ДУХОВНАЯ СФЕРА
Охватывает деятельность по созданию, распространению и усвоению духовных ценностей.
К ней относятся наука, образование, религия, мораль, этикет, культура (литература, живопись, музыка, театр, кино и т. д) Взаимосвязь природы и общества проявляется в следующем. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают определенное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темпы, угрожая природными катаклизмами (наводнениями, землетрясениями, ураганами).
С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. Это влияние может быть и благотворным (преобразование пустынь или болот в цветущие сады), и вредным, разрушающим природную среду (экологические проблемы).
Практический минимум (типовые задания).
Общество в широком смысле слова означает
естественную среду обитания человека
группу людей, объединенных общими интересами
стадию исторического развития народа
всё человечество в прошлом, настоящем и будущем.
Ученые – обществоведы определяют общество как
весь мир в многообразии его форм и проявлений
неотъемлемую часть природы
единство живой и неживой природы
обособившуюся от природы часть мира
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы?
искусство, наука
производство, распределение
выборы, референдум
группа, этнос
К политическим проблемам развития общества можно отнести
угрозу международного терроризма
снижение интереса молодежи к чтению книг
рост инфляции
распространение наркотиков среди молодежи
Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на развитие общества?
разрушение ураганом домов в поселке
осушение болот под строительство дороги
загрязнение воздуха выхлопными газами
изучение экологии школьниками
Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни проявляется в данном факте?
политической и духовной
экономической и политической
социальной и политической
экономической и социальной
Урок 2. Тема «Человек и общество»
Задание 2.
Задание включает в себя знания:
- о биологическом и социальном в человеке;
- о человеке как личности;
- о деятельности человека и её основных формах;
- о ближайшем окружении человека;
- о межличностных отношениях;
- об общении, межличностных конфликтах и способах их разрешения.
Обязательный минимум знаний.
Биологическое и социальное в человеке.
С одной стороны, человек – существо биологическое. Он – часть живой природы, организм, живущий по биологическим законам. Он рождается, физически развивается, достигает зрелости, продлевает свой род, стареет и, наконец, умирает. С животными человека роднит наличие инстинктов, рефлексов и т. д.
С другой стороны, человек – это наделенное сознанием (разумом) общественное существо. Он может полноценно развиваться только в обществе себе подобных, является продуктом и в то же время творцом культуры (создает «вторую природу»), имеет представление о высших ценностях, о Боге, обладает нравственными качествами, наделен чувствами, способен рассуждать, решать сложные проблемы, создавать произведения искусства и т. д.
Потребности человека также отражают его биосоциальную сущность. Потребности человека можно условно разделить на три группы:
Биологические (физиологические) (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.);
социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.);
духовные (потребности в познании, творчестве и др.).
Личность
Личностью человек становится в процессе социализации, в процессе деятельности. Под личностью понимают человека, наделенного важными социальными свойствами: способностью обучаться, трудиться, общаться, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы. Вне общества не существует человека как личности. Дети - «маугли», с младенческого возраста растущие вне человеческого общества, не имеют личностных характеристик, хоть и обладают всеми признаками человеческого индивида.
От понятия «личность» следует отличать понятие «индивид».
Индивид – это человек как единичное природное существо, как отдельный представитель человеческого рода.
С понятием «индивид» тесно связано понятие «индивидуальность».
Индивидуальность – это человек, обладающий неповторимым своеобразием физических, психических и личностных качеств, которые отличают его от других людей.
Деятельность и её основные формы.
Особую форму взаимодействия человека с окружающим миром называют деятельностью. Деятельность – это сознательная активность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя. Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животного.
В структуре любой деятельности принято выделять
объект – то, на что направлена деятельность
субъект – тот, кто осуществляет деятельность (субъект – всегда живой человек или группа людей)
мотив
цель – осознанный образ предстоящего результата
средства достижения – инструменты, приемы и способы деятельности;
результат - конечный итог
Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных инстинктивно.
Основные виды деятельности человека: игра, учение, общение, труд.
Игра Вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых
Учение Вид деятельности, целью которого является приобретение новых знаний, умений
Общение Вид деятельности, целью которого является обмен информацией, мыслями чувствами
Труд Вид деятельности, целью которого является достижение практически полезного результата
Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Межличностный конфликт - это столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
В условиях конфликта применяются различные стратегии поведения:
избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;
приспособление – сглаживание противоречий, поступаясь «своими интересами;
соперничество – открытая борьба за свои интересы;
компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок;
сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Способы разрешения межличностных конфликтов:
уход от конфликтной ситуации (перестают общаться);
посредничество (мирит кто-то третий);
компромисс (уступка с чьей-либо стороны или с обеих сторон);
сотрудничество
Практический минимум (типовые задания).
Человека от животного отличает
инстинкт самосохранения
использование природных объектов
стремление понять окружающий мир
способность приспосабливаться к условиям среды
О какой потребности человека рассуждает современный философ: «…главная страсть человека – это быть, исполнится, состоятся»?
в самоконтроле
в самореализации
в самопознании
во власти
Социальной сущностью человека обусловлена его потребность
самореализации
самосохранениидыханиипитанииИ человек, и животное
передают свой культурный опыт последующим поколениям
отражают окружающий мир в сознании
заботятся о своем потомстве
оценивают себя и свои действия
Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?
мастерство
задатки
гениальность
талант
Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых в течение жизни социально значимых качеств
личность
индивид
темперамент
талант
Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
уход от конфликтной ситуации
посредничество
компромисс
сотрудничество
Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу; решает задачи, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Результатом этой деятельности может быть
отличная оценка
консультация учителя
учебник, справочная литература
день проведения экзамена
Взаимодействие двух и более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, ученые обозначают понятием
творчество
социальная роль
общение
развитие
Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?
хозяйственную
исследовательскую
производственную
политическую
Урок 3. Тема «Духовная культура»
Задание 5.
Задание включает в себя знания:
- о сфере духовной культуры и её особенностях;
- о науке и её значении в жизни современного общества;
- об образовании в РФ;
- о религии и свободе совести;
- о морали, гуманизме, патриотизме, гражданственности.
Обязательный минимум знаний.
Духовная культура – это сфера жизнедеятельности людей, включающая науку, образование, искусство, религию, мораль.
Наука – это область духовной культуры. От других областей духовной культуры её отличают теоретическое объяснение явлений природы и общественной жизни, логичность, доказательность (обоснованность), объективность (то есть независимость от чьих-либо мнений), критическое осмысление результатов познания. Наука систематизирует знания об окружающем мире, помогает в решении глобальных проблем современности.
Гуманитарные науки: история, обществознание, литература
Естественные науки: химия, физика, биология
Точные науки: математика

Образование – это процесс приобщения человека к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями.
Современные направления в развитии образования:
Гуманизация
Внимание к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям ГуманитаризацияПовышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе
Интернационализация
Возможность получения образования в другой стране, обмен студентами Компьютеризация
Использование ИКТ в учебном процессе
Ступени образования в РФ
дошкольное
начальное общее 1-4 кл.
основное общее 5-9 кл.
среднее общее 10-11 кл
среднее профессиональное лицей, колледж, техникум
высшее профессиональное институты, университеты
В современном обществе образование носит непрерывный характер.
После 9-го класса можно пойти в 10-й (получить среднее общее образование), либо поступить в техникум, колледж, лицей (получить среднее профессиональное образование).
Религия – это вера в сверхъестественное. Она требует от верующего соблюдения определенных правил (например, соблюдать пост), оказывает влияние на отношение человека к окружающему миру (верующие считают, что мир создан Богом). Свобода совести – это право человека придерживаться любой религии либо не придерживаться никакой (то есть быть атеистом).
Мораль – область духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
Гуманизм – человеколюбие. Высшей ценностью признается человек.
Патриотизм – любовь к своей Родине, преданность ей.
Практический минимум (типовые задания).
1. Что является отличительной чертой науки?
1) обращение к сверхъестественным силам
2) стремление к достижению объективной истины
3) воздействие на эмоции людей
4) образное отражение идей автора
2. Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей
1) библиотеки
2) музея
3) архива
4) галереи
3. К категориям нравственности относятся понятия...
1) честь и достоинство
2) комфорт и удобства
3) природа и культура
4) здоровье и успех
4. Что относится к видам искусства?
1) живопись
2) литературоведение
3) история
4) искусствознание
5. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
1) требование права
2) норму морали
3) научный закон
4) правило этикета