Урок на тему: «Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» составлен по учебнику для 7 класса «Русский язык». Авторы: Э. Д. Сулейменова, О. Б. Алтынбекова, Г. Б. Мадиева Алматы «Атам?ра», 2012 г.


Предмет: русский язык.
Школа: ГУ СШГ № 9, г. Актобе.
Учитель: Ергалиева Зауре Наурызгалиевна.
Первая категория высшего уровня квалификации
Класс: 7
Тема: «Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени»
Урок на тему: «Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени» составлен по учебнику для 7 класса «Русский язык». Авторы: Э. Д. Сулейменова, О. Б. Алтынбекова, Г. Б. Мадиева; Алматы «Атамұра», 2012 г.
Данный урок строится на основе использования информационно-коммуникативных технологий с целью максимального усвоения теоретического материала, а также  для организации интересной и плодотворной работы на уроке. Опираясь на знания по данной теме, полученных на предыдущих уроках, учащиеся выполняют разные виды работ. Это задания поискового характера, аналитическое чтение художественного текста, творческая работа с текстом, работа по учебнику, тест, работа по картине. Основное внимание уделяется развитию образного мышления, способности понимать текст, размышлять о нем и использовать в разных ситуациях. Во время чтения фрагмента из поэмы «Мертвые души»
Н. В. Гоголя учащиеся извлекают информацию, сравнивают текст художественного произведения с репродукцией картины художника А. М. Герасимова и делают выводы. Умение проводить сравнение опирается на понимание текста.
В течение урока были задействованы такие виды памяти, как слуховая (в ходе слушания моего объяснения, чтения текста), зрительная (чтение художественного текста и работа по картине).
На завершающем этапе урока была проведена рефлексия.
Цель: научить распознавать и образовывать действительные и страдательные причастия; раскрыть роль причастий в тексте художественного произведения.
Задачи: формировать навыки выбора написания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
развивать образное мышление, способности понимать текст, размышлять о нем и использовать в разных ситуациях; воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: урок – исследование.
Материалы и оборудование: презентация, фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», репродукция картины А. М. Герасимова «После дождя», таблица, тест.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Урок сегодня хотелось бы начать необыкновенно красивыми словами
К. Г. Паустовского, служащими эпиграфом: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». (2 слайд)
- С чем сравнивает Паустовский русские слова?
- Как вы думаете, почему Паустовский сравнивает русские слова с драгоценными камнями?
Вы сегодня исследователи, которым предстоит «всмотреться» в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, «увидеть», как причастие заставляет работать наше воображение и мысль. (Ответы детей)
Запишите высказывание писателя в тетрадь.
2. Актуализация знаний.
Терминологический диктант. (3 слайд)
Учитель читает определения, учащиеся записывают ответ.
- особая часть речи (причастие);
- части речи, признаки которых имеет причастие (глагол, имя прилагательное);
- признаки прилагательного у причастия (род, число, падеж);
- признаки глагола у причастия (вид, время, переходность - непереходность, возвратность- невозвратность);
- как называется слово, к которому относится причастие (определяемое);
- как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие? (действительное);
- как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета? (страдательное);
- какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные (краткую).
Проверка работы.
3.Работа с текстом. Выявление читательского умения.
Прочитать текст, извлечь информацию. Определите тип текста. (4слайд)
Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в 9 классе.
Фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленный бурею или грозою, подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна… Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Местами расходились зелёные чащи, озарённые солнцем, и показывали неосвещённое между ними углубление, зиявшее, как тёмная пасть; оно всё было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в чёрной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый старый ствол ивы…
- Какую картину вы увидели?
- Докажите, что Н. В. Гоголь очеловечивает, одушевляет природу. Приведите доказательства из текста.
Грамматическое задание к тексту: (5слайд)
а) выпишите из текста все причастия, распределив их в два столбика: 1) действительные; 2) страдательные. б) Обозначьте суффиксы причастий.
Проверка выполнения работы.
4. Работа по картине А. М. Герасимова «После дождя».
Обратить внимание учащихся на портрет художника и его картину. (6,7 слайды)

Александр Михайлович Герасимов «После дождя»
(1881-1963)
Художник Александр Михайлович Герасимов передал красоту сада красками. За эту картину 1937 году художник получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.
А) Осмыслить и оценить информацию.
Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника
А. М. Герасимова «После дождя» и текста из произведения Н. В. Гоголя. (Что объединяет и чем отличаются)
- Как соотносятся друг с другом текст и картина? Выберите и обоснуйте свой ответ. (8слайд)
A) В них использованы разные аргументы для того, чтобы прийти к общей теме.
B) Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам.
5. Составьте мини - сочинение на тему: «После дождя», используя выписанные из текста произведения причастия.
Прослушивание сочинений (4-5).
6. Итоги урока. Работа по таблице. (9 слайд)
- Что вы знаете о видах причастия?
7. Проверка усвоения теоретического материала.
Тест из 5 вопросов (у каждого ученика и на слайде). Выполняется в тетради. (10 слайд)
1.Найдите словосочетание с действительным причастием прошедшего времени:
а) выполненная работа;
б) растаявший снег;
в) колющий предмет.
2.Найдите словосочетание со страдательным причастием прошедшего времени:
а) зависевший от обстоятельств;
б) прочитанный рассказ;
в) видимая на небе.
3.Укажите причастие с суффиксом -ящ-
а) стел…щийся туман;
б) бор…щийся народ;
в) кле…щиеся обои.
4.Укажите причастие с суффиксом -ем-
а) слыш…мый рокот;
б) колебл…мый ветром;
в) хран…мый потомками.
5.От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие прошедшего времени?
а) исправить;
б) приехать;
в) разбить.
(собрать тетради для проверки работ)
8. Рефлексия. Продолжить предложение. (11 слайд)
Сегодня на уроке я научился….
9. Домашнее задание. Выставление оценок.