Открытый урок по предмету Окружающий мирв 4 классе на тему Россия от края и до края.Арктика.

Открытый урок по окружающему миру в 4 «Б» классе 05.03.15.г.
Учитель: Сапова Н.Н.
Тема урока « Россия от края и до края. Арктика»
Цели урока:
Показать детям разнообразие природы Родины;
Создать условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь, характерных особенностях этой природной зоны.
Задачи:
Обучающая:
Дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, характерных особенностях этой природной зоны;
Развивающая:
Расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать, классифицировать и обобщать новую информацию, развивать устную речь;
Содействовать развитию активности учащихся.
Воспитательная:
Воспитывать экологическое мировоззрение;
Создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Оборудование: карта природных зон России, картинки с изображением растений и животных Арктики, глобус, мультимедиа.
Организационный момент.
«От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и моря.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля»
С.Михалков «Гимн Российской Федерации»
.О чём идет речь в этих строках? ( о родной земле, о Родине)
.Что такое Родина? (малая и большая Родина)
. Что значит «Большая Родина»? (Россия, столица Москва, мы – россияне!)
Что значит «Малая родина»? (сообщение детей о корне род).
2.Учитель:
Сегодня мы совершим путешествие по нашей огромной стране. Мы с вами отправимся за Полярный круг, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана. Краткое название этой зоны – Арктика!

План изучения Арктики:

3.Работа с картой:
а)отрыть рабочую тетрадь №2 стр. 8-9
б)внимательно рассмотрите карту (изучите)
Название карты? (природные зоны России)
Легенда карты (объясняет учитель)
г)найдите на карте природных зон зону арктических пустынь.(цвет)
(Земля Франца – Иосифа, Северная земля, новосибирские острова, о.Врвнгеля)

4. Глобус.( макет Земли)
Наша Земля имеет форму шара.
Что происходит с нашей Землёй? (вращается вокруг своей оси (день-ночь) и вокруг Солнца (лето-зима)
Вывод:
Солнце неравномерно освещает и нагревает Землю.
Учитель:
Ближе к Северному полюсу солнечные лучи на Землю падают под углом, скользят по поверхности, не прогревая её.
Из-за того, что половину своего пути вокруг Солнца Земля проводит, повернувшись к Солнышку Северным полюсом, а часть – южным, ночь и день здесь не такие, как у нас. (Полгода-ночь, полгода-день) .
Вывод:
-Где расположена изучаемая нами зона?
(в районе Северного полюса, на Северной оконечности России)
-Почему там всегда холодно?
(солнечные лучи падают под наклоном и не прогревают поверхность Земли)
-- Оказывается в Арктике очень холодно!
-- А мы собираемся полететь туда, чтобы уточнить свои представления
Физминутка.
Оденем унты,
Меховую шубу,
Шапку
Закутаемся шарфом,
Покажем друг другу ладошки,
Улыбнёмся,
И в путь
Экспедиция у нас научная, поэтому знакомимся:
С нами летят:
Географы;
Ботаники;
Зоологи;
Экологи.
Учитель:
-Название Арктика произошло от греческого слова arktikus – медведь (по созвездию Малой Медведицы). В хвосте этого находится Полярная звезда, которая оптически расположена над Северным полюсом. Древние мореплаватели по ней находили Север.
- Условия неживой природы.(географы)
Мы находимся в Арктической пустыне.
Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с его морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. Очень низкие температуры воздуха, до -60, почти всегда лежит снег и толстый слой льда. Почва здесь не образуется.
Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещает луна, звёзды и полярное сияние. Дуют холодные ветры, бушует пурга.
Летом- полярный день, но тепла тоже нет, температура чуть выше нуля.
(слайд: лёд, снег, северное сияние)
Вывод:
Низкие температуры, высокая мерзлота.

Учитель:
Так что же такое Арктика?
(безжизненная пустыня)
Ботаники: (особенности растительного мира)
-к суровым условиям Арктики приспособились немногие растения. На островах прямо на голых камнях встречаются –лишайники-, они очень малы.
Также приспособились к жизни на камнях –мхи- и –полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество водорослей. (слайд)
Вывод:
Растений хоть и мало, но они есть!
Зоологи.
Особенности животного мира.
-к суровым условиям зоны Арктики приспособились и животные, которых кормит море.
-морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются полярные чайки, кайры и гагарки, здесь они заводят потомство.
Их шумные скопления называются птичьими базарами.
Кайры откладывают яйца прямо на голых скалах. На некоторых островах можно увидеть очень красивых птиц с необычными клювами – тупиков.
Все звери – прекрасные пловцы.
От холода их защищает слой жира. Это моржи, тюлени, которые питаются рыбой. Моржи похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу. В водах Северных морей, где проходят тёплые течения, обитает гренландский кит.
Работы в тетради. С.10 № 8
Самопроверка. (слайд: правильные ответы)
Экологи.
-Человек не является коренным (постоянным) жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции.
Здесь трудятся полярники, которые изучают природу Севера, наблюдают за погодой.
В Арктике проложен морской путь, по которому идут караваны судов.
Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делается разумно.
-В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России.
Стали редкими многие промысловые рыбы.
Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов.
-Это плохо отражается на жителей, обитателей этой зоны.
- Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Экологи.
Этот заповедник расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями на острове Врангеля. Он был организован в 1976 году и назван в честь полярного исследователя Врангеля. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделёнными долинами.
На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья.
-Весной на побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку, которая выводит здесь потомство.
-Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
-На острове самое большое лежбище моржей.
-На остров приходят медведицы из разных уголков Арктики, где в берлоге у них появляются на свет малыши.
-На этом острове самое большое лежбище моржей.
-Остров Врангеля внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Учитель:
Молодцы! Все научные группы хорошо поработали. Возвращаемся домой. (пауза)
Разноуровневые задания для групп.
-Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
(Нет. В Арктике совсем не пусто. Там, не смотря на суровые условия, растут растения, живут животные и даже выращивают потомство.)
-Как животные растения приспособились к выживанию в Арктике?(у животных толстый слой жира. У птиц – тёплый пух, растениям нужно мало света и тепла.)

-Расскажите об экологических проблемах Арктики.
(загрязнение мусором, вредными веществами). Уничтожение (охота и ловля рыб) человеком птиц, животных, рыб.
-Какие меры охраны природы осуществляются?
созданы заповедники.
Взяли под охрану редких животных и птиц.
Ограничили рыбную ловлю.

Итог урока:
Какую цель я перед вами ставила?
(Показать разнообразие природы нашей Родины )
-Удалось?
Да.
-Что понравилось больше всего?
-что было самым трудным?
-Просигнальте ваше настроение:
-красный – очень понравилось;
-зелёный – понравилось;
- синий – не понравилось.
Д.з.Учебник стр. 6-9 читатьсР.т. стр. 11 № 9



,ђ Заголовок 115