Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение с элементами описания «Храм Василия Блаженного»

Тема: Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение с элементами описания «Храм Василия Блаженного»
Цели:

1. Образовательные
Подготовить учащихся к изложению – описанию архитектурного памятника храма Василия Блаженного.
Активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры.
Отработать умение создавать текст- изложение с элементом сочинения.
Совершенствовать умение связно передавать содержание прочитанного текста.
Умение излагать собственные мысли.
2. Развивающие
Развивать связную речь учащихся.
Обогащать словарь учащихся, умение находить ключевые слова в тексте.
Развивать умение воспроизводить архитектурные детали памятника.
3. Воспитательные
Продолжать знакомство с архитектурными памятниками.
Привитие любви к историческому прошлому нашей страны: памятники – это наша история и наша память.

Ход урока

I. Организационный момент – эпиграф
Спит Москва, Руси столица,
Сон спокойный людям снится.
Сторожа то там, то тут
В колотушки глухо бьют
Сторожа из войск царёвых
Караулят пять ворот,
И гремят в ночи слова:
«Слава, слава град Москва!»
Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
И под всеми временами
Древний Кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год –
Наша гордость и оплот.
Учитель: Трудно было Руси в 15 веке. Терзали ее татары. Прошло 100 лет после Куликовской битвы. Московское княжество усилилось и расширилось. И хотя государство росло и крепло, но оно еще продолжало зависеть от Орды. Под властью Москвы были объединены многое земли. Мы знаем, что они стали называться «Россией».

Показ слайда: Картина В.Н. Васнецова «Царь Иван Грозный».
Русским царем после смерти Ивана III стал его внук Иван IV. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось его венчание на царство. Много крови пролил первый царь, много невинных людей загубил. Не пощадил даже собственного сына. Но и в страшные времена Ивана Грозного жизнь в стране не замерла. Россия продолжала набирать силы. Москва теперь уже не центр княжества, столица большого государства, росла и ширилась.
В кремле, что новыми стенами
Кирпичной кладкой обнесен,
К соборам, убранным богато,
Дворец выходит за дворцом.
С конца 15 века в развитии русского зодчества, как и в истории культуры вообще, определился новый этап, обусловленный крупными переменами. В Москву свозятся самые замечательные произведения искусств, здесь работают бок о бок с приглашенными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, а общешкольное искусство. Характерным новшеством конца 15 века стало распространение кирпича. Это открыло новые возможности для зодчих. Стал формироваться и общерусский архитектурный стиль, ведущая роль в котором принадлежала московским монастырям. Московский Кремль стал образцом для многих крепостей 16 века.

Задание: Работа над ключевыми словами.
Выписать из толкового словаря объяснение лексического значения слов памятник, архитектура, летопись.

II Погружение в работу

Задания:
Запишите красиво слово памятники по середине строчки. Рядом с ним запишите слова, возникающие на ассоциации с этим словом.
Обсудите в группе вопрос домашнего задания «Почему у человечества есть потребность создавать скульптурные памятники!?» (Ответ от группы)
Слово учителя
Наша страна необычайно красива и знаменита на весь мир своими архитектурными памятниками. Москва до сегодняшнего дня сохранила свой необыкновенный русский стиль, свое лицо. И сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых величественных, красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Невозможно представить Красную площадь без собора Василия Блаженного. Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, кто был в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение.
Вопрос: Как вы думаете, почему у человека есть потребность создавать скульптурные памятники?

Актуальность темы урока.
Храм Василия Блаженного – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Блаженный – (синоним юродивый) – у православных христиан добровольный нищий, скиталец, принявший образ человека, лишенного здравого ума, но и обладающий даром прорицания.

- А теперь представьте такую ситуацию: вы приехали в Москву. На Красной площади встретились с группой иностранных туристов, которые впервые увидели этот храм.
Вопрос: Что вы сможете рассказать об этом соборе?
Вопрос: Почему вы не можете справиться с этим заданием?
Учитель: Действительно, это задание невозможно выполнить без дополнительных сведений, как о самом храме, так и о его архитектурных особенностях. Потому наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о Храме Василия Блаженного, научиться подробно пересказывать текст с использованием в письменной речи архитектурной лексики. Итогом работы будет написанное вами подробное изложение повествовательного характера с элементами описания Храма Василия Блаженного.
Слово учителя об истории храма.
В середине 16 века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные на ходы на Казань. В октябре 1552 года русские войска овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.
Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и «повеле им здати церкви камены заветные восемь крестов».
Тысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигальщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставали лужное железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники , постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами.
Строили собор из красного кирпича, пуская полоски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так поначалу храм был красно-белый, а лишь в 17 веке он был раскрашен так причудливо.
Иван Грозный был «на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствовании своем погубил». В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубашке, не боялся царя. К немалому изумлению, знавших его, отрок оказался пророком и ясновидцем. Василий ушел босиком на паперть церкви Святой Троицы. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя личину юродства, но не юрода – безумного, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Блаженными людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.
Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои с торговцев. Потом обнаруживалось, что поступал он по Божьему Промыслу, так как товар, опрокинутый им был негодным. И вскоре стало ясно, что святой Василий – человек Божий. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестивых торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя. Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.
Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мертвого своею шубою, не видя обмана, сказал при этом: «буде же ты от ныне мертв за лукавство свое». Обманщик действительно умер.
Слава блаженного росла. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда ему было уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящегося и безутешно плачущего возле церкви Вознесенского монастыря. Молитва была долгой, чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.
На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар. Царь с семьей сбежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла – не осталось ни одного дома.
Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Иван Грозный повелел похоронить Блаженного у Троицкой церкви, что на Рву. Над его могилой выросла небесная главка.
Вскоре название собора Покрова на Рву, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.
Рассмотрение цветной иллюстрации «Храм Василия Блаженного».
Чтение учителем текста о храме Василия Блаженного
Беседа и задания
- Как можно озаглавить текст? (запись в тетрадях)
Составление плана и запись в тетрадь.
I. Храм Василия Блаженного – часть русской истории.
II. Чудо русской архитектуры:
История храма Василия Блаженного
Стиль текста. Докажите.
Тип речи. Докажите.
Как вы думаете, почему у человека есть потребность создавать скульптурные памятники?
Индивидуальное задание (чтение стихотворения «Храм Василия Блаженного)
Задание:
Сравни стихотворение с текстом о храме Василия Блаженного.
Определите сходство и различие между ними.
Каков смысл названия стихотворения? Подбери слова, характеризующие этот храм, его облик, какие слова вы назвали бы в первую очередь?
Чтение текста второй раз
Словарная работа – стилистическая работа
Подобрать синонимы к слову храм.
Подобрать эпитеты к слову храм
Подумать, с чем ассоциируется храм Василия Блаженного, с чем его можно сравнить.
Назвать языковые средства, с помощью которых передается состояние среды.
Запись слов и словосочетаний для использования при написании изложения.
Слово учителя
Вот и подошло к концу наше знакомство с храмом Василия Блаженного. Ваша задача поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного на уроке и ответить на вопрос: почему у человека есть потребность создавать скульптурные памятники? Данную мысль вы будете утверждать в своем изложении вслед за автором.
Звучит музыка.
Ученица:
В рассвете спит еще столица,
Мерцают звезды далеки,
Густой, седой туман клубится
Меж берегов Москва – реки.
И Русь, доступная когда – то
Вторженьем варваров – врагов,
Теперь сама крепка, богата,
Сильна единством городов.
И то, что создано руками
И сердцем русских мастеров,
Живет и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров

Домашнее задание: Написать изложение - описание храма Василия Блаженного и ответить на вопрос: почему у человека есть потребность создавать скульптурные памятники?








Чиркова Лидия Фёдоровна, учитель русского языка и литературы, НР МОБУ «Пойковская СОШ№2»



15