Внеклассное мероприятие по математике Умники и умницы

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ
                                                                           Подготовила:
                                                                           Учитель математики
                                                                          Распопова А.А.
 
  Задачи:
- повышение познавательного интереса учащихся к математике;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, сообразительности и интуиции;
- создание комфортных условий для взаимодействия детей разных возрастных групп.
Умники и умницы

О математика земная,
Гордись, прекрасная собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
 В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы будем играть в игру «Умники и умницы». Это игра для всех – в ней нет зрителей, вы все ее участники. Познакомьтесь с правилами.
 Каждый из вас имел возможность заработать «орден умника». Трое лучших вступят сегодня на дорожки практики. Тот, кто быстрее справиться с заданиями – станет финалистом и получит диплом . Если кто-то ошибется или не сможет дать ответ, то вопрос будет разыгрываться среди теоретиков. В каждом туре есть для теоретиков и отдельный вопрос. За правильный ответ вы получаете «орден умника».
Тот, у кого будет наибольшее количество орденов, также получит приз..



 Игру оценивает наше жюри – священный ареопаг. Каждый тур в этой игре называется агоном.
                  Внимание! Мы начинаем!
На дорожки практики приглашаются _______________, _________, _______.
Перед вами 3 дорожки. Красная – самая быстрая, но на ней нельзя ошибаться. На желтой можно ошибиться 1 раз. Зеленая – самая длинная, но на ней можно ошибиться дважды.
 Перед вами 2 незаконченных высказывания:
Путь размышления – самый
Путь подражания – самый
Путь опыта – самый
(легкий, горький, благородный)
Математика – царица всех наук.
Ее возлюбленный -
Ее наряд - и
Дворец этой владычицы открывается лишь
( простота, истина, ясность, разум)
Вам необходимо вместо многоточия вставить нужные слова из тех, которые даны в скобках.
   По ответам жюри распределяет места и участники выбирают дорожки.
Ответы:    Путь размышления – самый благородный
Путь подражания – самый легкий
Путь опыта – самый горький
Математика – царица всех наук.
Ее возлюбленный -  истина
Ее наряд - простота и ясность
Дворец этой владычицы открывается лишь разуму.



1 агон.
Геродот


 Архимед


Суворов


Андерсен

У Геродота, греческого историка 5 века до нашей эры, читаем: «Персидский царь Дарий, оставив своих воинов для охраны моста через Дунай, дал им ремень с завязанными на нем узлами и сказал: «Развязывайте на нем каждый день по узлу, когда минует число дней, означенное узлами, плывите на родину».
Чем являлся ремень для воинов?
(календарем)
2. Как известно, некоторые числа в математике играют значительную роль. Одно из таких чисел зашифровано в стихотворении:
22 совы скучали на больших сухих суках,
22совы мечтали о 7 больших мышах,
о мышах довольно юрких в аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов у огромных серых сов.
Что это за число? Впервые такое приближение этого числа дал Архимед.
(число пи)
Великий полководец Александр Суворов во всем любил точность. Шаг на его марше был точно равен 1 аршину. В армии до сих пор говорят «суворовский шаг». В обыденной жизни мы тоже отмеряем расстояние шагами. Так дуэль между Пушкиным и Дантесом на Черной речке проходила на расстоянии 10 шагов, т. е. 10 аршин, а между Лермонтовым и Мартыновым на расстоянии 15 шагов. Чему равен аршин?
(71см 12мм)
Вспомним сказку Андерсена «Огниво». Солдат просит подсказать путь к кладу. На что ведьма отвечает: «Хорошо! Иди прямо на север по этой дороге. Доедешь до башни и свернешь налево, пройдешь столько же через дремучий лес. Затем свернешь на юг и по топкому болоту иди вдвое меньше, чем всего прошел. Выйдешь на тропинку, она проходит под прямым углом к пути к болоту. Иди по тропинке на этот раз втрое меньше, чем всего прошел. В конце пути – клад». Немного подумал солдат, а потом ответил  Что ответил солдат ведьме?
(Никуда идти не надо, ведь в конце концов окажусь на том же месте. Ведьма подсказала путь по сторонам квадрата.)
2 агон.
Фигура


Число


Мотылек

Две стихии господствуют в математике – числа и фигуры с их многообразием свойств и взаимосвязей.
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идет по краю круга
И называется ____________
Какой фигуре посвящается это стихотворение?
(окружность)
Когда-то многие считали,
Что я не значу ничего.
И, как ни странно полагали, что
Я совсем не есть число
(числу ноль)
Какое преобразование плоскости описывают следующие строки поэта Мартынова:
«На зеркальной поверхности сидит мотылек,
От познания истины бесконечно далек,
Потому что, наверное, и не ведает он,
Что в поверхности зеркала сам отражен.
( симметрия)
3 агон.
Яйца


Семья


Яблоки

1. Женщина несла на базар корзину яиц. Ее нечаянно толкнул мужчина, корзина упала, яйца разбились. Мужчина, чтобы заплатить, спросил: «Сколько яиц было в корзине?» Женщина ответила: «В корзине помещается не более 50 яиц. Когда я их складывала по 2, по 3, по 4, то всякий раз оставалось 1 яйцо. А складывала по 5 – не оставалось ни одного». Сколько яиц было в корзине?
(25 яиц)
2. За столом обедает семья. У каждого лежат столовые приборы: ложка, вилка, нож. Одинаковых троек нет, т.е. приборы расположены
 по-разному. Сколько человек за обедом?
(6 чел.)
3. Торговка, сидя на рынке соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину моих да еще десяток, то у меня была бы целая сотня». Сколько яблок было у торговки?
(60 яблок)
4 агон.
=


2520

Рикорд – англичанин по происхождению и математик по призванию – остался в истории математики, как ученый, который ввел в употребление знак равенства. Он прожил недолгую жизнь, на его могильной плите нет слов, а вырезан знак «=». Как он сам объяснял введение этого знака?
(Ничто не может быть более равным, чем 2 параллельных отрезка)
В египетской пирамиде на гробнице начертано число 2520.За что именно этому числу выпала такая честь?
(Оно делится на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
Подводятся итоги игры. Идет награждение победителей.


ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКАМ
1. Сколько музыкантов в квартете? (4) 2. Наименьшее двузначное число? (10) 3. Чему равен пуд? (16 кг) 4. Одеяло убежало, улетела простыня, И подушка, как лягушка, ускакала от меня. Я – за свечку, свечка – в печку, Я – за книжку, та – бежать И вприпрыжку под кровать. Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю, Но пузатый от меня убежал, как от огня! Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом Завертелось, закружилось и помчалось колесом? Утюги за сапогами, сапоги за пирогами, Пироги за утюгами, кочерга за кушаком. Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..
Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули? (11)
5. Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (3 кошки за 1 минуту ловят одну мышь, значит, те же 3 кошки за 100 минут поймают 100 мышей).
6. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне теперь лет? (23).

Заголовок 1 Заголовок 315