Внеклассное занятие Умники и умницы


Игра «Умники и умницы».
Мы умные ребята,
Не любим мы скучать
С удовольствием сегодня
Будем в «Умники и умницы играть»
---Наша игра называется «Умники и умницы». Эта игра для всех—здесь нет зрителей, здесь –все участники, все—
ТЕОРЕТИКИ. (Это слово произошло от греческого слова «Цеория»-исследование, рассмотрение)
За правильный ответ теоретик получает «орден». А наши судьи будут наблюдать.
1.—Представляем судей: (родители, учитель русского языка).
----Первый агон(отбирают судьи трёх человек)
Отборочные вопросы:
У слов «олень» и «сложный» убрать по одной букве и получить новые слова (лень, ложный)
К слову «плакат» и «уметь» добавит по одной букве и получить новые слова (плакать, шуметь)
К слову « лить» и «рубить» добавить звонкие согласные и получить новые слова (Злить, грубить)
_Такие слова, не хочу произносить. Продолжаем игру, дети первой выбранной тройки выбирают дорожки.
--Кто быстрее ответит на вопросы, тот выбирает дорожку, а кого-то дорожка выберет сама.
--КРАСНАЯ дорожка-самая короткая, но на ней нельзя ошибаться
--ЖЁЛТАЯ - можно ошибаться один раз
--ЗЕЛЁНАЯ –можно ошибаться два раза.
РАЗМИНКА:
Назови три имени существительных, если один говорит:побежим, побежим (река),другой говорит: постоим, постоим (берега), третий говорит : пошатаемся, пошатаемся (трава ).
Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит (туча,ветер, солнце).
Назови имя существительное, которое обозначает самое весёлое, беззаботное ежедневное время в школе
(перемена)
Вопросы игроку на красной дорожк:е1.Назови лишнее слово. Какой частью речи они являются: (я,он, ты, мне, мни, тебя, тот, эта)
Вопросы игроку на жёлтой дорожке
1.К какому местоименю надо добавить слог ЛО, чтобы получилось неодушевлённое имя существительное
(Мыло)
2.Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «ВЫСОКО» произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Какой частью речи является слово «ВЫСОКО» (наречие)
Вопросы игроку на жёлтой дорожке:
Назови слово, в котором спрятались сразу три личных местоимения (подсказка-второй слог-МЫ)
Пойми смысл словосочетаний и назови одним словом-наречием: ( идти черепашьим шагом-медленно;
кот наплакал-МАЛО; как по маслу-ХОРОШО)
Что без меня предмет? Лишь название!
А я приду—всё в действие придёт! Летит ракета. Цветут сады.Хлеб растёт и люди строят города.(глагол)
ПОДВОДИМ ИТОГИ ПЕРВОГО АГОНА,
Второй агон посвящён литературе. «Не зная литературы во всём великолепии, не ощутишь волшебных чар»
Отборные вопросы:
1)Как называется школьный известняк? (мел)
2)Итальянский Буратино (Пинокио)
3) Кто автор слов: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»? (А.С.Пушкин)
4) Некрасов, Тургенев, Толстой-что общего между этими людьми? (писатели)
5)Людской порок, приписываемый ослам (упрямство)
6) Путеводитель в Киев? (язык).
7) Какое « удобрение» увеличивает в десять раз урожайность на Поле Чудес в стране Дураков? (соль)
Вопросы для выбора дорожки:
1.Назови синонимы к слову «наставник» (учитель, педагог, сенсей)
2.Птица-кашевар из детского стихотворения? (сорока)
3. Какие слова изнуряли Винни-Пуха? (длинные).
КРАСНАЯ дорожка
1.Кто напечатал первую в нашей стране «Азбуку»?(русский первопечатник Иван Фёдоров , 1574г. Львов)ЖЁЛТАЯ дорожка:
1.С каким животным сравнивают человека, который очень крепко спит? (спит, как СУРОК).
2. Как звали сыновей старика в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок»?(Данило, Гаврило, Иван).
ЗЕЛЁНАЯ дорожка:
1.Кого из известных русских писателей в детстве звали ВАНЯ?(Бунин, Куприн, Тургенев)
2.Назови лишнюю фамилию, объясни почему лишняя: Рембрант, Шекспир, Рафаэль, Моне? (Шекспир-писатель, а остальные- хдожники)
3. Мальчик крикнул прохожему : «Скажите, сколько часов?», а после быстро убежал. Какие ошибки допустил мальчик?(а) нельзя кричать; б)говорят: «Который час?»; в) волшебное слово 2пожалуйста» г)забыл «спасибо»)
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ ВТОРОГО АГОНА
ТРЕТИЙ АГОН. Тема: «Всё о пословицах»
Отборочные вопросы
---Выразить пословицей смысл предложения
1.Береги время (Делу время, потехе час)
2.Не болтай (Держи язык за зубами)
3.Учись всю жизнь (Век живи, век учись)
4.Держи слово (Не давши слово –крепись, а давши-держись).
5.Доводи любое дело до конца (Не верь началу, верь концу).
6. Одному умному хорошо, но не очень (Ум хорошо, а два- лучше).
7.Трудись, терпи и всё получится (Терпение и труд всё перетрут).
ВЫБИРАЕМ ДОРОЖКИ:
1.В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает, Слова в предложении связывает.
КРАСНАЯ дорожка
1.Какая часть речи имеет лицо? Сколько их? Где ещё есть лицо?( глагол, 3лица, часть головы, у монеты, У ткани, у здания-фасад)
ЖЁЛТАЯ дорожка
1.К какому указательному местоимению надо прибавить «СТО» и можно испечь пирог (Тесто).
2.Поставь две буквы перед глаголом и получишь отрицание. Какие это буквы? Как называются эти буквы?(частица НЕ)
ЗЕЛЁНАЯ дорожка
1.Назови десять слов, которые употребляются только во множественном числе( джинсы, весы, клещи, щипцы, ножницы, брюки,колготки, ворота, хлопоты,прятки)
2.Определи, какой частью речи является слово «КОСОЙ»
В полях, не кошенных косой (сущ.)
Всё утро дождик шёл косой(прилаг.)
3.Он не станет членом предложения
Всегда стоит в строю.
Объединять и связывать способен,
Незаменим м помнит роль свою (союз)
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.
_Подводим итог
Учите русский-годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда.
И та награда в нём самом.
Председатель жюри называет фамилии победителей