Внеклассное мероприятие по химии в 9 классе «Умники и умницы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7



Внеклассное мероприятие
по химии в 9 классе:

«Умники и умницы».

Подготовила:
учитель Плахова Елена Геннадиевна











Пояснительная записка.
Проведение внеклассных мероприятий по предмету позволяет закрепить знания об основных понятиях, законах и закономерностях, полученных при изучении курса неорганической химии в 9 классе, расширить кругозор учащихся, повысить уровень химической культуры.
Подобные мероприятия помогают развивать у учащихся творческие способности и логическое мышление, повышает интеллектуальный потенциал и интерес к естественным наукам.
Игровая деятельность позволяет активизировать процесс усвоения новых знаний, формировать и развивать необходимые умения. Внеклассные мероприятия по предмету обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
Игра будит воображение учащихся, дает им возможность проявить лучшие личностные качества, повышает рейтинг в социальной группе, способствует активизации познавательной деятельности. Вследствие этого, повышается успешность учебной деятельности.
Игра, включающая этнокультурный компонент, повышает интерес не только к химии, но и к истории России.
Цели:
показать связь с другими науками - историей, биологией;
проверить глубину и прочность усвоения учащимися понятий;
развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении.
Задачи:
формировать умение выделять главное, логически излагать материал;
обеспечить эмоциональное восприятие происходящего, создавая ситуации (сценки), вызывающие интерес;
развивать познавательный интерес к предмету;
сформировать умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Оборудование:
Для сценки: костюмы Бабы-Яги, лисы, раствор йода в заварочном чайнике, булки, глиняный горшок, 2 стакана, 2 колбы с растворами сульфата натрия и хлорида бария.
Костюмы для сценки « Музей полуживых фигур», «Жертва взрыва», «Жертва кислоты», « Жертва щелочи», « Жертва любопытства».
Черный ящик.
Карточки с заданиями.
Карточки для магнитной доски.
Кодоскоп.
Учитель.
Ребята, сегодня вы будете участниками познавательной игры «Умницы и умники». Она позволяет нам заглянуть в глубины химии как науки, открыть что-то новое для себя. Игра включает вопросы курса неорганической химии.
Ведущий.
Химия одна из естественных наук. Познать законы химии - значит познать окружающую нас действительность. Сегодня вам представится возможность доказать, что некоторые тайны этой чудесной науки вы уже постигли. Я приглашаю вас на кухню к Бабе-Яге.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости!
Мы начинаем нашу игру «Умники и умницы». Но сначала мы побываем в гостях
у Бабы-Яги.
Сценка. «Химическая кухня».
Музыка. Баба-Яга танцует с метлой и подметает. Стук в дверь.
Баба - Яга.
Мои гости дорогие,
Как же долго вас ждала!
И я к вашему приходу
Свой сюрприз приберегла.
Проходите, отдохните.
Приглашаю вас к столу.
И, как принято, вначале
Я вас чаем угощу.
Чай покрепче заварила,
Булок вкусных испекла.
Подкрепитесь -ка с дороги,
Я же отдохну пока.
( Ученик кусает булку.)
Ученик 1.
Твоя булка, словно камень,
Съешь - зубов не соберешь.
Размочу-ка её в чае.
Бабуля нас не проведешь.
(Помещает булку в стакан с «чаем» - это раствор йода.
Булка приобретает синий цвет.)
Ученик 2.
Все ясно!
Булочки ты не пекла,
Из буфета принесла.
Вместо чая - раствор йода
Нам в стаканы налила.
Ученик 1.
В булке той крахмал «сидел»,
Он от йода посинел.
Баба - Яга.
Не хотите чай, пока
Предложу вам молока.
Молоко парное,
Вкусное такое.
(Поварята сливают растворы хлорида бария и сульфата натрия.)
Ученик 1. (Берет стакан с «молоком» и делает вид, что подносит ко рту, Баба – Яга и
поварята хлопают в ладоши, подпрыгивают от радости, смеются.
Ученик 2. (товарищу.) Подожди - ка пить пока,Нет в стакане молока: В натрий - два -эс о четыре Хлорид бария прилили,И в оксиде получили Барий-эс-о- четыре.
Баба - Яга. Все секреты мои знают, погубили мое злодейство, мое коварство.
Ведущий. Для борьбы с нечистой силой Все средства мы использовать должны,
Есть верный способ - знания! Мы видим, как они важны!
Артисты кланяются.
Ведущий. А сейчас свои знания покажут наши игроки.
Вопросы для отбора игроков I тура.
Ведущий: Я предлагаю вопросы для отбора игроков I тура игры « Умники и умницы».
Ответивший правильно - получает орден умницы. (Ведущий показывает орден.)
Ведущий: Первый вопрос: назовите вещество, которое способно переходить из твёрдого в газообразное состояние, минуя жидкую стадию, как называется этот процесс? (Йод, процесс возгонка).
Ведущий: Внимание! Второй вопрос: Какой металл самый тяжёлый? (Осмии).
Ведущий: Итак! Третий вопрос: Пища, которую потребляет человек, состоит из семи компонентов: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, клетчатки. Что не названо в этом списке? ( Вода).
Ведущий: Для выбора дорожки ответьте, какие химические реакции показаны в сценке. (Качественная реакция на сульфат-анион, на крахмал). Напоминаю, что на красной дорожке нельзя ошибаться, на жёлтой - допустима одна ошибка, на зелёной две ошибки.
Вопросы для зеленой дорожки I тура.
Ведущий демонстрирует мешок с остатками надписи).
На мешке с веществом сохранилась надпись: «... ая сода». Какое
вещество могло бы находиться в мешке? Назовите все варианты.
питьевая NaHCO3 кальцинированная Na2СО3
каустическая NaOH кристаллическая Na2CO3 * 10 Н2О
Ведущий: Следующий вопрос: Первые образцы этого вещества, попавшего в руки человека, очевидно, были метеоритного происхождения. Алхимики обозначали это вещество в виде копья и щита - характерных атрибутов бога войны Марса. О каком веществе идет речь? (Железо).
Ведущий: Внимание, вопрос: Какое соединение алюминия могло послужить материалом для гиперболоида инженера Гарина в романе А.Толстого?
(AI 20 3 - корунд, кристаллы рубинов - в лазерах)
Ведущий: Итак! Вопрос:
Русское название этого химического элемента происходит от древнеиндийского слова «сира». Какой цвет обозначает это
название? (Желтый)
Вопросы для желтой дорожки I тура.
Ведущий: Итак, вопрос:Свойство этого металла - превращаться в порошок -
погубило антарктическую экспедицию Р. Скотта. (Олово)
Чем вы объясните это превращение? (смена аллотропных модификаций олова при низкой t)
Ведущий: Следующий вопрос:
Во время кишечных болезней, вспыхнувших в войске Александра Македонского, военначальники болели реже простых солдат. Почему? (они пользовались серебряной посудой)
Ведущий: Прослушайте вопрос:
Исследователи пришли к выводу, что Наполеон умер от отравления. А виной тому были ... обои с узорами, нанесенными шеелевой зеленкой. Какой яд входил в состав красителя? (Мышьяк)
Вопросы для игроков красной дорожки I тура.
Ведущий: Послушайте информацию для 1 вопроса:
В древности были известны только семь металлов. Алхимики считали, что эти металлы рождаются в недрах Земли под влиянием лучей планет.
Отрывок из записок алхимика (перевод Н. Морозова): «Семь металлов создал свет - По числу семи планет: Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец... Сын мой, сера их отец! И спеши, мой сын, узнать: Всем им ртуть родная мать».
Ведущий: (указывает на закреплённые карточки с названиями металлов и небесных тел.) Вы видите, что есть пустые места, я прошу заполнить их карточками. (Ведущий показывает карточки с названиями небесных тел). Какие небесные тела соответствуют золоту, железу, ртути, серебру?

Металлы и небесные тела.
Золото – Солнце Серебро – Луна
Ртуть – Меркурий Медь - Венера
Железо – Марс Олово – Юпитер Свинец – Сатурн
Вопрос 2
Ведущий: Вам хорошо знакомо неорганическое соединение, без которого человек не может обходиться длительное время. (Суточная норма - 8ч.)
В старину оно нередко заменяло деньги (в Средние века им иногда расплачивались с крестоносцами). У отдельных африканских племён это вещество и сегодня является ценной валютой. Из него можно получить кислоту, которая была известна ещё алхимикам. Назвать соединение и кислоту, способ получения этой кислоты из соединения. (NaCe, HCe) 2NaCe + H2S04 = Na2S04 + 2HCe
Ведущий. Я предлагаю отдохнуть и приглашаю всех посетить необычный музей. Сценка «Музей полуживых фигур».
Ведущий I. Химия - наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенстве знает правила безопасности.
Приглашаем вас в музей «Полуживых фигур», знакомьтесь: «Жертва взрыва».
Ведущий 2. Представляем экспонат «Жертва взрыва».
(Входит ученик в порванной одежде, глаз перевязан черной повязкой,
лицо в саже, волосы всклокочены).
Жертва взрыва.
Получал я водород, К нему прибавил кислород, А они взорвались сразу,
И остался я без глаза.
Ведущий 1. Ему хотелось волшебства,
В пробирке он поджег два вещества...
(Звучит траурная музыка. Взявшись за руки, выходят жертва щелочи в
одежде с большими дырами и заплатами и жертва кислоты в
аналогичном костюме).
Жертва щелочи (размывая слезы). Вы не думайте, друзья ,что пришла так в школу я. Злая щелочь платье съела, Вот такое, братцы, дело.
Жертва кислоты.
Попробовать на вкус решил я кислоту. Глядь, языка уж нет во рту! Растаял мой язык, как лед, И до сих пор во рту все жжет.
Ведущий 2. Перед тем как с веществами общаться, надо бы узнать - как с ними обращаться.
Ведущий 1. Последний экспонат - « Жертва любопытства».
(Входит ученик с поднятыми вверх руками. К рукам прикреплены
рисунки - руки без пальцев).
Жертва любопытства (плача). Сунул палец я в пробирку, Вместо пальца - просто дырка.
Ведущий 2. Вот беда! Игра опасна, Слезы льешь теперь напрасно.
Ведущие (вместе). Чтоб жизнь свою не подвергать опасности, Ты свято соблюдай все правила безопасности.
Вопросы для отбора игроков II тура.
Ведущий: Внимание, вопрос! Что такое «демеркуризация»? Когда её проводят? (Обезвреживание ртути с помощью серы. Название произошло от названия небесного тела Меркурия, которое соответствовало ртути, по мнению алхимиков,)

Ведущий: Итак, второй вопрос: Какую воду можно легко « замутить» своим дыханием? Какие вещества имеют такую же формулу? (Известковую. Известковая вода, гашеная известь, известковое молоко.)
Ведущий: А сейчас третий вопрос: Что такое амальгама ? (Сплав ртути с другим металлом).
Ведущий: Для выбора дорожки - тяните жребий. (Разноцветные полоски). Напоминаю, что на красной дорожке нельзя ошибаться, на жёлтой - допустима одна ошибка, на зеленой - две ошибки.
Вопросы для зеленой дорожки II тура.
Ведущий: Внимание вопрос: Алхимик Брандт, открыв этот химический элемент, очень обрадовался. Новое вещество светилось в темноте, а по представлением алхимиков, светиться должен был философский камень. Назовите это вещество? (фосфор)
Ведущий:Итак вопрос: Художники наносят на стекло узоры при помощи этой безкислородно кислоты. Назовите кислоту и напишите реакцию.(Плавиковая кислота, Si02 + 4HF = Si F4 + 2H 20)
Ведущий: Следующий вопрос: Шел 1774 год
А история простая... Джозеф Пристли, как-то раз
Окись ртути нагревая, Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья Ярче в нем горит свеча
А не вреден для дыханья? Не узнаешь у врача!
Какой газ открыл Джозеф Пристли? Напишите реакцию, о которой идет речь! (Кислород, 2НgО = 2Нg +02)
Вопросы для желтой дорожки II тура.
Ведущий: Прослушайте вопрос: Ведущий демонстрирует остаток шпаргалки.
В школьном коридоре была обнаружена шпаргалка с правыми
частями уравнений реакций. Восстановите левые:
...=2КС1 + 302. (2КСЮ3=...)
... = К2Мп04 + Мп02+ 02 (2КМп04 = ...)
... + ...= 2Н20 + 2S02 (2H2S + 302 =...)
Ведущий: Следующий вопрос: Металл серебристо-белого цвета, на поверхности образует прочную оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют «крылатым» металлом. (Алюминий)
Ведущий: Итак, вопрос: Великий русский ученый, первым в России разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из этих стекол панораму «Полтавская битва». К его заслугам относится и открытие закона сохранения массы веществ при химических реакциях. (М.В.Ломоносов)
Вопросы для игроков красной дорожки II тура.
Ведущий: Причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо» в 1890 году стало некоторое вещество. Корабль не получил не каких повреждений, но, потеряв управление, долго блуждал в океане. Это вещество встречается в составе вулканических и выхлопных газов. Назовите это вещество. (СО)
Ведущий: Внимание, вопрос! Каких кровяных солей нет в крови? За что они получили такое название? (Жёлтой и красной соли. Свои названия получили потому, что в прежние времена исходным, материалом для их получения служила кровь).


Вопросы для отбора игроков III тура.
Ведущий: Внимание, первый вопрос! За красивый внешний вид и большую химическую стойкость алхимики назвали это вещество «царём металлов». Назовите это вещество. (Аи)
Ведущий: А сейчас - второй вопрос: Название этому элементу дал великий французский химик Лавуазье, он назвал этот элемент, как «рождающий кислоты». (Кислород).
Ведущий: Итак, третий вопрос: Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислотные растворы? (Потому что разрушается А1203 оксидная плёнка и алюминий начинает реагировать с Н20).
Ведущий: Для выбора дорожки предлагаю жребий. (Разноцветные полоски). Напоминаю, что на красной дорожке нельзя ошибаться, на жёлтой - допустима одна ошибка, на зеленой - две ошибки.
Вопросы для зеленой дорожки III тура.
Ведущий: Итак вопрос: Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и их сплавы. Века сменяли друг друга. Назовите их? (Каменный - медный - бронзовый - железный)
Ведущий: Следующий вопрос:
Каким металлам человечество издавна отвело роль мерила стоимости
товара? (Серебро, золото, медь)
Ведущий: Вот такой вопрос: На доске написаны формулы вещества и карточки, обозначающие цвет этого вещества. Найдите пару: формула- цвет.
Fe(OH)3 черный AgCI белый, тут же зеленеющий
Fe(OH)2 светло-желтый AgBr бурый
PbS белый Agl белый
BaS04 желтый
Ведущий: Задание игроку: Au растворяется лишь в «царской водке». Что собой представляет «Царская водка»? И за что она получила такое название? (Смесь концентрированных. HCI и HN03 , «Царская водка» - т. к. золото считалось царем металлов.)
Вопросы для игроков желтой дорожки III тура.
Ведущий:Прослушайте вопрос:Почему для гипсовых повязок используется не гипс CaS04*2H20, a
алебастр 2CaS04*H20? Какой процесс происходит при наложении повязки? (2CaS04*H20 + Н20 = 2CaS04*2H20 (гипс))
Ведущий: Следующий вопрос: Назовите состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? (N2-78%,02-21%,C02 - 0,03%),(N2-78%,O2-16%,CO2 - 4%)
Ведущий: Итак, вопрос: Английский поэт Уилфред Оуэн, погибший в сражениях Первой мировой войны, оставил такие строки: «Газ! Газ! Скорей! - неловкие движенья, Напяливание масок в едкой мгле! Один замешкался, давясь и спотыкаясь, Барахтался, как в огненной смоле, В просветах мутного зеленого тумана. Бессильный как во сне, вмешаться и помочь, Я видел только - вот он зашатался, Рванулся и поник - бороться уж невмочь.
За один день пострадало около 16 тыс. человек. О каком веществе идет речь? Каковы свойства этого вещества? (Хлор. Резкий, удушливый газ, воздействующий на органы дыхания).


Вопросы для игроков красной дорожки III тура.
Ведущий: Согласно легенде юноша, готовясь к празднику, сначала смазал волосы жиром, а потом посыпал голову пеплом, так как в семье случилось горе. Через некоторое время он стал смывать пепел и открыл ... Что? (Мыло).
Ведущий: Внимание, чёрный ящик! (Помощник вносит ящик) Вопрос: В середине XIX века специальные суда доставляли этот продукт в Петербург, где тот и продавался по полкопейки за ведро. А известный булочник Филиппов привозил его в Северную столицу из Москвы для производства хлеба. Что это? (Вода).
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Попрошу выйти
победителей трех туров. Им вручаются знаки отличия
игры «Умницы и умники». (Помощник вешает на шеи победителям игры знаки отличия.)
Учитель: Ребята, вы сегодня узнали много нового, но впереди вас ждут новые открытия. До свидания, до новых встреч.



15