Занятие с использованием авторской презентации по теме «Великие сказочники мира» игра «Умники и умницы»















Занятие с использованием авторской презентации
по теме «Великие сказочники мира»
игра «Умники и умницы»
для учащихся 3-4 классов







Заведующая школьной
библиотекой: Лощилова Е. Н.













Аннотация
В связи с огромным потоком информационных технологий в жизни современного человека чтение отошло на второй план и с целью повышения у детей интереса к чтению и книге разработано данное мероприятие «Умники и умницы» по теме «Великие сказочники мира». Игра предназначена для учащихся 3-4 классов, с использованием программного приложения PowerPoint.


Введение

Актуальность
Наступивший век можно с уверенностью сказать веком информатизации. Но одной из главных задач библиотеки остается учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение.
Теле-аудио-видео техника вытесняет чтение из сферы интересов детей, снижает уровень интеллектуального развития подрастающего поколения.
Использование в деятельности библиотеки инновационных технологий даст возможность разнообразить и дополнить формы и методы работы в проведении внеклассных мероприятий и привлечь детей к чтению.

Ожидаемые результаты

Использование ИКТ на библиотечных уроках и внеклассных мероприятиях будет способствовать закреплению материала, развитию познавательной активности, воспитанию любознательности и приобщению к чтению.

Перспектива дальнейшего развития данной работы

Данная разработка может быть использована классными руководителями, библиотекарями для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.












Игра «Умники и умницы» по теме «Великие сказочники мира»

Цели:
Расширить знания учащихся о писателях – сказочниках.
Развитие навыка культуры участия в интеллектуальной игре.
Привитие учащихся интереса к чтению, к книге.
Помочь детям вспомнить и закрепить знания о любимых сказочных героях.

Оформление, оборудование, реквизит:
На доске тема мероприятия, рисунки детей по сказкам, книжная выставка книг писателей – сказочников, шкатулка с жетонами, дорожки 6 цветов, мультимедийный проектор, экран, гонг и часы для контроля за временем



Ход мероприятия

Звучит музыка «Сказки гуляют по свету» (Слайд №1)
1 Ведущий: Сказки приходят к нам рано иль поздно
Солнечным днем или полночью звездной,
Сказки смеются, сказки рыдают,
Но интересными быть обещают.

2 Ведущий: Итак, друзья, начнем программу
Затей у нас большой запас:
А для кого они?
Для Вас!
Мы знаем, любите вы игры,
Но нет интересней для детворы,
Чем наши волшебные сказки.

1 Ведущий: Добрый день дорогие ребята!
2 Ведущий: Добрый день уважаемые гости!
1 Ведущий: Сегодня мы проведем литературную игру «Умники и умницы» по теме «Великие сказочники мира». Мы с вами вспомним сказки братьев Гримм, Г.Х Андерсена, Ш.Перро, В. Гауфа, А.С.Пушкина. И проверим свои знания в процессе нашей игры. А теперь условия игры.

2 Ведущий: Игра состоит из 3 туров:
Отборочный тур
Право выбора дорожки
Заключительный тур

1Ведущий: Первый отборочный тур, заключается в том, что все вы ребята можете принять в ней участие. Для этого необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете жетон, тот, кто больше наберет жетонов, а именно это будут пятеро учащихся, переходят к следующему туру.

2Ведущй: Переходим ко второму туру.
И первое задание - игрокам необходимо представить самих себя. Участники могут читать стихи, танцевать, петь, а жюри оценивает оригинальность, артистизм, индивидуальность каждого участника.
А второе задание – выбрать дорожку.


1Ведущий Дорожки
Красная - без права на ошибку (игрок в случае неправильного ответа выбывает из игры), но самая короткая.
Желтая – позволяет игроку совершить одну ошибку (после второй ошибки игрок выбывает), но путь к финишу длиннее на один ход.
Зеленая – позволяет игроку совершить две ошибки, но при этом удлиняется путь финишу на два хода.
Синяя – позволит игроку совершить 3 ошибки, но при этом удлиняется путь к финишу на три хода.
Оранжевая - позволит игроку совершить 4 ошибки, но при этом удлинится путь к финишу на четыре хода.
2Ведущий: Третий тур заключительный после того как вы, участники, выберете себе дорожки. Вам будут задаваться вопросы, на которые надо ответить как можно точнее. В случае
неправильного ответа, вопрос передается зрителям. За правильные ответы выдаются жетоны, а по окончанию игры жетоны будут подсчитаны. Зрители, набравшие большое количество жетонов будут награждены орденами.

1Ведущий: Для оценивания ваших ответов создано жюри
На жюри возлагается: внимательно слушать ответы выступающих, следить за точностью ответа.

Отборочный тур
1Ведущий: И так первый отборочный тур, и первый вопрос.
Трем дочкам подарки привозит купец,
Две старших довольны, печален отец.
С ним младшая вместе печалится:
Ей к чудищу надо отправиться. (Аксаков «Аленький цветочек»)

Она у разбойников в сказке одной
Была главарем в трущобе лесной
И бедная Герда совсем бы пропала,
Когда бы к дочурке ее не попала. (Г.Х. Андерсен «Снежная королева» Атаманша)

Сколько этой бабке лет,
Вряд ли знает кто ответ.
Как же до сих пор она
Ступой управлять могла? ( Баба Яга, русские народные сказки)

Пантера эта в трудный час спасала Маугли не раз. ( Киплинг «Маугли»; Багира)

Он Мюнхгаузеном звался,
С трудностями он справлялся,
Приключения любил.
А что за титул он носил? («Барон Мюнхгаузен» Распэ)
Помнишь, в сказке черти жили
И долг попу не заплатили?
Кто за данью к ним пришел
И порядок там навел? (Балда. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его
Балде)

В сказке одной она песенки пела
И золотые орешки все ела,
Ядра в них были сплошной изумруд.
Как же чудесницу эту зовут? (Белка А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем его князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

Было принцессе проклятье дано:
Заснуть уколовшись о . . . . . . . (Ш. Перро «Спящая красавица» веретено)

Кого с ума свела девица,
Шамаханская царица,
И ею был он восхищен,
И за это непрошен. (А.С Пушкин «Сказка о золотом петушке» Царь Дадон)

Рыбка не простая
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет ( А.С. Пушкин. Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Продолжите знаменитое сказочное заклинание, с помощью которого можно
было управлять одним из предметов кухонной утвари:
Раз, два, три . . .. . . . . . . (Горшочек вари. Братья Гримм «Горшок каши»)

Что должен был сделать каждый желающий в сказке «Горшочек каши», чтобы проехать из деревни в город ? (он должен был проедать дорогу в каше «Горшочек каши» Братья Гримм).

В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана в черной смоле?
(«Госпожа метелица» Братья Гримм)


В кого был заколдован красивый мальчик Якоб, герой сказки Гауфа?(Карлик
«Карлик нос». В. Гауф)

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались,
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)

Нас семь у Белоснежки,
Мы любим все орешки,
У нас смешные домики,
Мы сказочные . . . . . . . . . (Гномики «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм)


Эта девочка легко
Улетит от ветра,
Потому что рост ее –
Два с половиной сантиметра.
Чуть женой не стала
У усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. ( «Дюймовочка» Г.Х.Андерсен)

Она красива и мила
А имя ей от слова «зола» («Золушка» Ш. Перро)

Он носит корону, имеет войска,
Но гложет героя печаль и тоска.
Сбежала из дома любимая дочь,
И некому в горе бедняге помочь. ( Братья Гримм .«Бременские музыканты». Король)

Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое.
Ну, подскажите, как звали её? (Ш.Перро «Красная шапочка» Красная шапочка)

Если ты Перро читал,
Зверя без проблем узнал!
Сапоги носить любил
И, как сегодня, говорил («Кот в сапогах» Ш. Перро)

Смышленость этого мальчишки
Спасли его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.
Так кто из вас о нем читал? ( «Мальчик с пальчик» Ш. Перро)
В этой сказке уголек
Через реку мостик сжег.
Назови же поскорей
Ты еще мне трех друзей ( Пузырь, соломинка и лапоть, русская народная
сказка)

В этой сказке брошена
Под матрас горошина (« Принцесса на горошине» Ш. Перро)

Налетела злая вьюга.
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай.
Герда! Герда! Выручай.
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке («Снежная королева» Г.Х Андерсен)

Из чего плела героиня сказки «Двенадцать лебедей» Г.Х Андерсена волшебные
Рубашки для своих братьев? ( из жгучей крапивы Г.Х.Андерсен)

В какой сказке от упорного взбивания перины на землю шел снег? («Госпожа
Метелица». Братья Гримм)

Чему обучились герои сказки «Три брата» ,странствуя по свету? (брить, ковать, фехтовать. Братья Гримм)

Что предсказала волшебница маленькой принцессе в сказке Шарля Перро
«Рики с хохолком? ( Глупость; Принцесса будет очень красива, но глупа)

Кто из бременских музыкантов играл на скрипке?( Кот. Братья Гримм)

У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила» А.С.Пушкин)

Вспомните сказки братьев Гримм названиях которых присутствуют числа ?
( три брата; три счастливицы; семеро храбрецов; волк и семеро козлят; Белоснежка и семь гномов)

Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть
Злато, серебра не счесть.( «Сказка о царе Салтане и о сыне его славном и могучим богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкин)


Какую надпись вышил портной на своем поясе из сказки «Храбрый портной»? ( Зол бываю – семерых убиваю. Братья Гримм)

В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища:
«Журавлиные долги ноги не найдут пути дороги», «Белый как смерть тощий как жердь», « краснокожий на рака похожий».(«Король Дроздобород» Братья Гримм)
После отборочного тура подсчитываем жетоны, заработанные учащимися, и выявляем победителей отборочного тура.
Участники рассказывают о себе и выбирают дорожку.

1 тур
1.Ведущий: 1 тур – Биография писателя

Красная дорожка
Пушкин А.С.

К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя»( К няне Арине Родионовне )

Желтая дорожка
Братья Гримм

. Как звали знаменитых ученых- философов Братьев Гримм (Якоб и Вильгельм)
1812 году они опубликовали сборник сказок, который стал одной из самых любимых книг читателей всего мира. Как назывались эти сборники сказок? ( «Детские семейные сказки»)

Зеленая дорожка
Шарль Перро
5. Какой из сказочников был правительственным чиновником, президентом французской академии, основанной в 1635 году кардиналом Ришелье ( Шарль Перро) На русском языке вышли сказки Шарля Перро вышли в Москве под названиями. Под какими названиями? (« Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о спящей в лесу красавице» «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах»)

Синяя дорожка
Х.Г Андерсен
В каком городе, и в какой стране родился Г.Х Андерсен. ( Город Оденс в стране Дания)

.Когда и в какой день отмечается всемирный день детской книги? (2 апреля в день рождения Г.Х Андерсена)

Оранжевая дорожка
В. Гауф

6. В какой стране жил великий сказочник? ( В Германии)
Какие сказки ты знаешь?

2 тур
2 Ведущий: 2 тур - Угадайте сказку по иллюстрации
Красная дорожка (слайд №2)
Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина (Сказка о царе Салтане и о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

Желтая дорожка (слайд№3)
Иллюстрация к сказке братьев Гримм (Госпожа Метелица)

Зеленая дорожка (слайд №4)
Иллюстрация к сказке Шарля Перро (Спящая красавица)

Синяя дорожка (слайд №5)
Иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена (Огниво)

Оранжевая дорожка (слайд №6)
Иллюстрация к сказке В.Гауфа ( Калиф – аист)


тур
2Ведущий: 3 тур – Портрет героя

1Ведущий:
Желтая дорожка «Мальчик –с – пальчик» (слайд №7-8)
«Родители его хорошо кормили, но ребенок все не рос и не рос и оставался таким же, как и родился, но глаза были у него умные, и вскоре он показал себя понятливым и прилежным, и все, что он не делал, ему удавалось. И зовут его.»
Зеленая дорожка «Рике с хохолком» (слайд №9-10)
«В одном королевстве у королевы родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались – человек ли он. Волшебница, присутствующая при его рождении, уверила, что принц будет весьма умен и благодаря полученному от нее особому дару, он сможет наделить умом ту особу, которую полюбит всем сердцем.
Синяя дорожка «Оле – Лукойе» (слайд №11-12)
« Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета – он отливает то голубым, то зеленым, то красным смотря по тому в какую сторону повернется. Под мышками у него по зонтику»
Оранжевая дорожка «Маленький Мук» (слайд №13-14)
«В городе Никее жил человек, которого звалиВ то время был уже стариком, но рост имел крошечный. Вид у него был довольно смешной: на маленьком, тощем тельце торчала огромная голова, гораздо больше, чем у других людей»
Вы – принцесса
1.Каким волшебным даром вы были наделены?
Как вы его использовали?
Синяя дорожка «Снежная королева»
Вы – Герда
1.Как вы приняли известие, о том, что ваш брат Кай пропал?
Что вы предприняли, чтобы разыскать Кая?

2.Как вы спасли Кая из владений Снежной королевы?
Оранжевая дорожка «Маленький Мук»
Вы – Маленький Мук
1.Назовите наследство, доставшееся вам от отца. (Большой тюрбан, широкий пояс, пышные шаровары, синий халат, Дамасский кинжал, посошок)
2.Чтобы переместиться на любое расстояние, вы должны надеть туфли и(повернуться на каблуке 3 раза)
3.Палочка с львиной головой вдруг начинает стучать о землю. Что это значит? (3 удара – золото, 2 удара – серебро)
1 Ведущий: На этом закончился последний тур и игра. Слово предоставляется жюри
Наша игра подошла к концу. В ходе игры все участники показали свою начитанность и любознательность. И хочется надеяться, что эти качества вы будите в себе развивать.
Сегодня мы познакомились лишь с маленькой частицей творчества таких замечательных писателей как.и их замечательными сказками. В будущем вы познакомитесь с новыми сказками этих писателей.
2 Ведущий:И закончить нашу встречу хочется таким пожеланием: (слайд №15)
Желаю, ребята, со сказкой дружить
И в сказочном мире немного пожить.
Желаю вам всем только Знайками быть,
А книги и знать, и, конечно, любить!



Заключение

Игра «Умники и умницы» по теме «Великие сказочники мира» создано на основе телевизионной передачи «Умники и умницы».
Мероприятие проходило в рамках семинара библиотекарей для учащихся 3 класса. Для проведения игры была проделана большая подготовительная работа: учащимися были прочитаны сказки, биографии детских писателей.
Игра «Умники и умницы» помогла детям вспомнить и закрепить знания о любимых сказочных героях и о детских писателях-сказочниках.



Литература


Творческий опыт работы с книгой / сост.Т.Р. Цымбалюк. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель,2011.-135с.
В гостях у детских писателей /авт-сост. А.А.Егорова.- Волгоград: Учитель,2009.-286с.
В мире природы, истории и литературы: сборник загадок / сост. М.П.Филипченко.- Волгоград: Учитель,2008.-472с.
Встречи с героями книг / И.А. Агапова, М.А.Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.-344с.
Интернет-ресурсы:http://www.chitaikin.ru/skazki_gayca.htm; images.yandex.ru.


































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игринская средняя общеобразовательная школа № 5



п. Игра
2017г



Заголовок 115