Внеклассное мероприятие по русскому языку Умники и умницы


Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Умники и умницы»
Цели:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.


ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя. 
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора.

Выступление обучающихся.

Сегодня состоится необычное состязание: Для этого вам понадобятся по предметам знания! Для вас, кто литературу и русский любит, Главным оружием знания будут! Победа сильнейшему – вот награда! Вас ждут серьёзные испытания!

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
 То нежно – певучий.

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных, Люби и храни
Волнующих книг! Наш великий язык!


В. Солоухин «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не  взвесишь,
Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

«Говорите правильно».
Торты – звонишь, арбУз – баловАть, водопровОд – каталОг, красИвее – досУг, бралА – жалюзИ, дремОта – Иконопись, кУхонный – закУпорить, пломбировАть – корЫсть, Иксы – шпрИцы, кремЕнь – ремЕнь, ломОть – мЕльком, Отрочество – завИдно, пАхота – принУдить, придАное – свАты, украИнский – хозЯева, христианИн – цемЕнт, щавЕль – шассИ, чЕрпать – цепОчка, бАрмен – вОры, столЯр – гналАсь, пОнял – понялА, обеспЕчение – гУсеничный, договОр – свЁкла, зубчАтый – Издавна, донЕльзя – исчЕрпать.


«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ».
Чтение учителем стихотворения «Как работает слово».
Во время прочтения учащиеся выписывают фразеологизмы.
Бывает частенько, что слово - одно,  Но очень по-разному служит оно.  Примеры тут можно найти без труда.  Возьмем хоть короткое слово «вода».
  Вот был я мальчишкой, да детство прошло.  С тех пор уж немало «воды утекло»!  О смелом мы вправе сказать наперед:  Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»  А гуси и утки сухие всегда.  Заметили люди: «Как с гуся вода».  Случалось с тобою: ты правил не знал.  Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! 
Лентяй отдыхает, а время идет   «Под камень лежачий вода не течет».  Сказать болтуну мы порою не прочь:  «Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь». 
Не прочь и другому сказать невзначай:  «Довольно лить воду! Ты дело давай!»  Работать впустую... Что скажут потом?  Не дело, мол, «воду носить решетом». 
Стихи я пишу, не жалея труда,  Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...
А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного здесь в буквальном смысле.   Получается?
Фразеологические обороты, которые являются предметом сегодняшнего разговора, -это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.

Каждый фразеологизм имеет свою этимологию, т.е. происхождение.
Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.
Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому- три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю... Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение “зарыть свой талант в землю”.
А сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов. 

«Скажи одним словом»
1команда и 2команда  1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)  2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой)  3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)  4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко)  5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)  6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)  7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)  8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)  9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)  10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)  11. играть первую скрипку(быть главным) 11 стреляный воробей(опытный чел.) 12. прикусить язык (замолчать) 12. бросать слова на ветер( говорить зря)  13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно)  14. засучив рукава (хорошо) 14. одна нога здесь, другая там (быстро)  15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо)  16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).


«Найди синонимы».  Вы заметили, что многие фразеологизмы обозначают одно и то же: во все лопатки, во весь дух, сломя голову, со всех ног – быстро.  - Как называется такое явление в русском языке?  (синонимия).  Ваша задача: определить, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы и определить значение этих групп.
1 команда  1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул.  4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии.  8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.10. Рвать и метать.  11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.

2 команда  1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках.  5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить.  8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.  11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.

«Найди антонимы».  Слова с одинаковым значением называются синонимами, а как называются слова с противоположным значением?  Правильно. Как вы думаете, есть ли фразеологизмы – антонимы в русском языке? Да, есть. А знают ли их наши знатоки, мы сейчас проверим.  К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:  1. В двух шагах - за тридевять земель.  2. Взять себя в руки – выйти из себя.  3. Засучив рукава – спустя рукава.  4. Пасть духом – воспрянуть духом.  5. Хоть пруд пруди – кот наплакал.  6. Чесать языком – держать язык за зубами.



 Пока суд да дело, скажите-ка, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках, и как к этому относится ваш любимый учитель?  ходите на головах;  грызете гранит науки;  тянете кота за хвост; 
гоняете лодыря;  и ухом не ведете;  рассказываете бабушкины сказки;  лезете из кожи вон.  А учитель в это время: 
рвет и мечет;  на седьмом небе;  смотрит сквозь пальцы;   обещает намылить голову.


«Кто больше?». 
В русском языке тьма – тьмущая фразеологизмов, имеющих общее слово . Ну хотя бы «рука», «голова», «нос», «глаз» и т.д. Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.  Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом (существительным):  1 команда – слово « глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)  2 команда – слово «язык» (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).


А так как некоторые болельщики больше ворон считают, то естественным для них будет за это же время вспомнить фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы.  ( волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода).

«Закончите фразеологизмы»
1. Не взирая... (на лица) 1. Два сапога... (пара).  2. Буря в... (в стакане). 2. Топтаться на...(месте).  3. Кусать...(локти). 3. Ждать у...(моря погоды).  4. Волчий...(аппетит). 4. Как две капли... (похожи).  5. Черепашьим...(шагом). 5. От корки... (до корки).  6. Принять за чистую...(монету). 6. Овчинка... (выделки не стоит).  8. Проще пареной...(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).  9. Не в бровь... (а в глаз). 9. Сулить золотые...(горы).  10. Не видеть дальше...(собст.носа). 10. Краем уха...(слышать).  12. Еле-еле душа...(в теле). 12. Рог... (изобилия).  13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка).
Имеющий уши да... услышит все то, что мы сегодня говорили. Имеющий память да запомнит все то, что услышал сегодня.
11 тур «Конкурс капитанов».  Пока команда участвует в 9 туре, капитаны должны, используя фразеологизмы, сказать: чем же занималась его команда на этой игре.

«Доскажи фразеологизм»


1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольёшь»).
 
2. Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперёк).


3. И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги)
 
4.  Фальшивят, путают слова,
Поют (кто в лес, кто по дрова)
 
5. Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу).

 
«ИМЕНА»
На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны  - нн- , - лл- , - мм -.
Какие имена им можно дать?
Задание:      записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.

ИМЕНА

ЖЕНСКИЕ
МУЖСКИЕ

Алла
Аполлон

Анна
Аполлинарий

Бела
Геннадий

Жанна
Иоанн (устар. от  Иван)

Изабелла
Иннокентий

Инна
Кирилл

Марианна
 

Нонна
 

Нелли
 

Римма
 

Стела
 

Сусанна
 

Эмма
 

«ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.
ПАР  -  -  -;
ПАР  -  -  -;
ПАР  -  -  -;
ПАР  -  -  -;
ПАР  -  -  -.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )

«ФОНЕТИКА»
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
- БУКВ  > ЗВУКОВ;
- БУКВ  < ЗВУКОВ;
- БУКВ  = ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

БУКВ  > ЗВУКОВ
БУКВ  < ЗВУКОВ
БУКВ  = ЗВУКАМ

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 


«ОРФОГРАФИЯ»

Орфография  - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая цгаркой, цган цдил пойло в цнковое корыто. «Цц, курицн сын! – цкнул он на подбежавшего цплёнка, - ещё получишь свою порцю». 

Задание зрителям:  вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Цплёнок в црке выступал,
Играл он на цмбалах,
На мотоцклее раззжал,
И цфр он знал немало.
Он из цлиндра доставал
Мрковь и огурц .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

Викторина

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.  Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.    (Камень)

2.  Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)
3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?     (Вода)

4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль)

5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка)

6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?     (Рак)

7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это?     (Колесо)

8.  Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?    (Мёд)

9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое?      (Ключ)



Ведущий: на этом игра для наших команд заканчивается и мы даём время жюри для подведения итогов, а в это время я задам несколько вопросов зрителям.
1.  За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?     (Яблоко)

2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?     (Хлеб)

3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет?    (Нить)

4. Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое?     (Земля)
5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?   (Медведь)

6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?    (Заяц)

7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент?     (Клубок)

8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Из него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое?    (Молоко)


Рефлексия. Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА -
ИПЬРТПЕИР -
ЭПВФЭСФПЕ-
ВЮЛГВДЛАЮ –
ЖЗСУУЧЖАЗ –
ОАСАОТАЛО-
ГЦИДВГЦЫД –
Ответ: Будьте всегда счастливы!
Заключительное слово учителя.
Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, ... сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие”.
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.
Слово жюри. Награждение победителей.



Сегодня состоится необычное состязание: Для этого вам понадобятся по предметам знания! Для вас, кто литературу и русский любит, Главным оружием знания будут! Победа сильнейшему – вот награда! Вас ждут серьёзные испытания!
______________________________________________________________________

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
_____________________________________________________________________________

Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
 То нежно – певучий.
________________________________________________________________________
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
_________________________________________________________________________
Страницы волшебных, Люби и храни
Волнующих книг! Наш великий язык!

_________________________________________________________________




1 команда  1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул.  4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии.  8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.10. Рвать и метать.  11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.

________________________________________________________________________________
2 команда  1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках.  5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить.  8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.  11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.





«ФОНЕТИКА»
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
- БУКВ  > ЗВУКОВ;
- БУКВ  < ЗВУКОВ;
- БУКВ  = ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

БУКВ  > ЗВУКОВ
БУКВ  < ЗВУКОВ
БУКВ  = ЗВУКАМ

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 


______________________________________________________________

«ФОНЕТИКА»
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
- БУКВ  > ЗВУКОВ;
- БУКВ  < ЗВУКОВ;
- БУКВ  = ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

БУКВ  > ЗВУКОВ
БУКВ  < ЗВУКОВ
БУКВ  = ЗВУКАМ

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 


____________________________________________________________________




«ОРФОГРАФИЯ»

Орфография  - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая цгаркой, цган цдил пойло в цнковое корыто. «Цц, курицн сын! – цкнул он на подбежавшего цплёнка, - ещё получишь свою порцю». 

___________________________________________________________________






«ОРФОГРАФИЯ»

Орфография  - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая цгаркой, цган цдил пойло в цнковое корыто. «Цц, курицн сын! – цкнул он на подбежавшего цплёнка, - ещё получишь свою порц

__________________________________________________________________-


 Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА -
ИПЬРТПЕИР -
ЭПВФЭСФПЕ-
ВЮЛГВДЛАЮ –
ЖЗСУУЧЖАЗ –
ОАСАОТАЛО-
ГЦИДВГЦЫД –
______________________________________________________________________

 Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА -
ИПЬРТПЕИР -
ЭПВФЭСФПЕ-
ВЮЛГВДЛАЮ –
ЖЗСУУЧЖАЗ –
ОАСАОТАЛО-
ГЦИДВГЦЫД –
______________________________________________________________________



















Ведущий
Слово ведущего:
Добрый вечер, дорогие друзья! Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на интеллектуальной игре.
Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект помогут выявить различные задания.
Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.
II. Конкурсная программа. Игровые задания.
“В мире литературы”
Тема 1 Биография поэтов и писателей
100. Где родился (в каком имении) Лев Николаевич Толстой? (В имении Ясная Поляна Тульской губернии).
200 По мнению А.П.Керн, она была единственной женщиной, которую поэт А.С.Пушкин “истинно любил”. Кто она? (Няня поэта – Арина Родионовна)
300 Назовите любимое дерево Сергея Есенина. (Берёза).
400 Назовите псевдоним писателя второй половины XIX века, который создал сказки “для детей изрядного возраста”. (Салтыков).
100 Эта героиня: Муза А.С. Пушкина. С ней поэт познакомился в 1819 году – затем встретился через 6 лет. Ей Пушкин посвятил стихотворение – в названии - первая буква фамилии. (Анна Керн)
200 Аукцион. Этот герой:
Появляется как в “оборванных татарских шароварах, так и в красном кафтане на белом коне”;
Получил в подарок “ заячий тулуп совсем новёшенький” и надел его”, распоров по швам”;
Отблагодарил дарителя, пожаловав “ лошадь и шубу с своего плеча”. ( Емельян Пугачёв )
300 Этот герой: По силе и мощи его можно сравнить с фольклорным богатырём. Он имел двух сыновей. Для него Запорожье – родной дом. Заканчивает свою жизнь трагически, на костре. (Тарас Бульба).
400 Кот в мешке. Эта героиня: Имя её с греческого означает “мудрость”.Она умна, образованна, много читает. Первая объявляет о сумасшествии героя. (Софья, “Горе от ума”).
500 Этот герой: Любил людей, но взрослые и дети над ним издевались, а он им ничего не делал.
Вырастил сироту, которая стала врачом и помогала людям. Когда он умер, людям без него стало жить хуже. (Юшка, “Юшка” А.А.Платонова).
Тема 3 Всё о литературе
100 Как зовут персонажа романа “Капитанская дочка”, рассказчика? (Пётр Гринёв)
Слесарева Елена Михайловна (267-290-457)
200 Назовите лермонтовскую героиню “Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. (Бэла)
300 Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой рассказа А.П.Чехова? (Овсов)
400 Кто автор строк: “Поёт зима аукает, Лохматый лес баюкает ...”? (С.Есенин).
500 На каком языке между собой разговаривали Казбич и Печорин? (Дважды встречаясь друг с другом (на свадьбе сестры Бэлы и в крепости, куда Казбич пригонял на продажу баранов), Печорин и Казбич ни разу не разговаривали; кроме того, в крепости только Максим Максимыч “понимал по-ихнему”, а Казбич не говорил по-русски).
Тема 4 “Всё наоборот”
100 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Восстановите зашифрованное истинное название “Пёс босиком” (“Кот в сапогах”).
200 Кот в мешке. В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Железный замочек” (“Золотой ключик”). 300 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Быль о железной курочке”(“Сказка о золотом петушке”). 400 Известную по смыслу цитату заменили на противоположную. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное значение “Лежит корова неподвижно и лёжа смеётся”. (“Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу”)
500 Аукцион. Известную по смыслу цитату заменили на противоположную. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное значение “Зверь лежит на земле, руки бросает в седло – это тётя Маша сидит в переулке под лошадью”.
(Человек сидит в седле, Ноги тащит по земле –  Это едет дядя Стёпа По бульвару на осле. (С.Михалков “Дядя Стёпа”)
Тема 5 Литературные ребусы
100 Первая часть слова - это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова “покровский”. Чья фамилия получилась? (Маяковский.)
200 Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая? (Есенин.) 300 Первый слог фамилии - междометие. Второй - дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса? (Ахматова.)
400 К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает “смиренный”. Кто он? (Гумилёв.)
500 К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит “эго”. К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт?(Северянин.)
2 раунд “В мире русского языка”
Тема 6 “Выполни задания!”
200 Назовите существительное женского рода, 1-го склонения, синоним выражения вооруженные силыв родительном падеже множественного числа. (Армий).
400 Назовите одно из трех наречий на шипящий согласный, в которых ь не пишется. (Уж).
600 Кот в мешке. Назовите разряд местоимений, сходных с вопросительным в дательном падеже единственного числа мужского рода. (Относительному).
800 Назовите глагол несовершенного вида, омоним к глаголу быть, в настоящем времени, во 2 лице единственного числа повелительного наклонения. (Ешь).
1000 Назовите имя существительное женского рода, I склонения, которое обозначает место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц, в родительном падеже мн. числа. (Лож).
Тема 7 “Пословицы”.
Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.
200 Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Оно не камень – тает. Ему не прикажешь.(Сердце).
400 Не расти ему на елке. Кто его в день съедает, у врача не бывает. Здоровое оно с ветки не падает. Красному ему червоточинка не в укор. (Яблоко).
600 Её и доверие теряют только один раз. Она на коленях позорнее смерти. Её прожить – не поле перейти. (Жизнь).
800 Если люди объединятся, они смогут связать и его. Не буди спящего его. (Лев).
1000 Её за деньги не купишь. Она не пожар: загорится – не потушишь. (Любовь).
Тема 8 “Переводчик”.
Переведите на современный язык устаревшие слова.
200 Выполните задание. Каково ваше порекло? (прозвище)
400 Выполните задание. Покажите потылицу (затылок).
600 Выполните задание. Покажите длани (ладони).
800 Выполните задание. Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое рамо. (плечо)
1000 Кот в мешке. Выполните задание. Помашите десницей (правая рука).
Тема 9 “ Догадайся”.
Толкование каких слов приводится в “Словаре живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.
200 Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла.)\
400 Аукцион. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. (Волосы.)
600 Обвертка строения или крыша. (Кровля.)
800 Зеница,зерно,человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок.)
1000 Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст).
Тема 10 “Фразеологизмы”
200 По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм (Водить за нос)
400 По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм(Делать из мухи слона)
600 По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм. (На два фронта)
800 По лексическому значению “не обращать ни какого внимания, не замечать” назовите фразеологизм(В ус не дуть)
1000 По лексическому значению “не чем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм(Ни рыба ни мясо)
3 раунд “Ассорти”
Тема 11 “Узнайте пословицы и поговорки”
300 В нижних конечностях правды нет. (В ногах правды нет).
600 Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).
900 Аукцион. Центральный орган кровообращения не подчиняется его распоряжениям. (Сердцу не прикажешь).
1200 Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире.(Ползет, как черепаха).
1500 Сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла).
Тема 12 “ Подумай”
300 Каким словом одинаково названы женский шарф из меха или перьев и крупная южноамериканская змея семейства удавов? (Боа).
600 Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их. (Попугай).
900 Из букв, входящих в название птицы дергач, составьте вопросительное наречие. (Где).
1200 С предлога начинается, отрицательной частицей заканчивается. Как это млекопитающее называется? (Пони).
1500 В каком значении употребляются выражения: медвежий угол, медвежья услуга, медвежья болезнь, медвежьи объятия? (захолустье; неловкая помощь; расстройство кишечника при волнении, испуге; тяжелые и неловкие).
Тема 13 “Знаете ли вы?”
300 Аукцион. В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово? (Лодырь)
600 Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки “По щучьему велению”, фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем “разошелся по швам”. (Емельян Пугачёв)
900 Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. ( Наполеон и Кутузов).
1200 О какой героине идет речь? На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебедушка; Молвит слово – соловей поет; ................................. В семье родилась она купеческой, Прозывается...
(Алена Дмитревна из поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про... купца Калашникова”)
1500 Кипренский написал портрет этого поэта. Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:
Себя, как в зеркале, я вижу,  Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу  Известен впредь мой будет вид.
О каком поэте идет речь? (Пушкин).
Тема 14 “Всё о литературе”
300 Определите жанры произведений: “Русский язык” Тургенева, “Бедная Лиза” Карамзина, “Слово о полку Игореве”, “Медный всадник” Пушкина, “Море” Жуковского. (Стихотворение в прозе, повесть, слово, поэма, элегия)
600 Определите название произведения и автора по финальным строкам.
“... Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.” (Н.В.Гоголь “Ревизор”)
900 Узнай произведение по его началу, назовите автора.
Немного лет тому назад Там, где сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры,  Струи Арагвы и Куры, Был монастырь... (“Мцыри” М.Ю.Лермонтов)
1200 Кот в мешке. Назовите автора данных произведений: “Людмила”, “Кубок”. (В.Жуковский)
1500 Назовите полные имена литературных героев: капитанская дочка, Чацкий, купец Калашников.(Маша Миронова, Александр Андреич, Степан Парамонович).
Тема 15 “Это интересно”
300 Перу какого писателя принадлежат эти произведения:“Обоз”, “Волк на псарне”? (И.А.Крылов)
600 Кот в мешке. Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. ( Д.И.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка).
900 Определите произведение древнерусской литературы. “Благоверный же князь Петр повелевает: “Везите меня к этой девице”. И привезли его, и послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил о награде за излечение. И сказала девица без обиняков: “Если не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его”. И вернулся человек тот, и передал смиренному, чистосердечному князю ее слова”.(Повесть о Петре и Февронии Муромских).
1200 “Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?
(“Василий Теркин” Твардовский).
1500 Определите автора афоризма: “Человек создан для счастья, как птица для полета”.(В.Г.Короленко).
Финал
1. Всякая всячина. Убери горячее – останется холодное: Киайпястобекрг (Кипяток, айсберг).
2. Математика. Сколько племянников было у дядьки Черномора? (Тридцать три богатыря).
3. География. У какой реки происходит действие повести И.С.Тургенева “Ася”? (У реки Рейн).
4. Биология. Из какого растения мужик из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сплел веревку, которой генералы его привязали на ночь к дереву? (Из дикой конопли).
5. История. О каком сражении повествуют эти пушкинские строки: “Ура! мы ломим; гнутся
шведы...”? (О Полтавском, поэма “Полтава”)
6. Литература. Расположите имена русских писателей в хронологической последовательности (по дате рождения): Гоголь, Державин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Карамзин.
(Державин, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Есенин).
“Блиц-опрос”
1.Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? (Интриган).
2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)
3.К какому типу лексических единиц относятся слова клёвый, тусовка, крутой пацан? (Жаргонизмы)
4. Какого рода существительное зубрила? (Общего)
5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово пол-литровый? (Через дефис)
6. Автор современного толкового словаря. (С.Ожегов) 7. Синоним к слову антитеза. (Противопоставление)
8. Автор поэмы “12” (Блок)
9. Жалюзи или жалюзИ?
10. Кто называл себя “князем тьмы”? (Воланд).
11. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)
12. Продолжите: Онегин- Татьяна, Базаров- Одинцова, Болконский - ... (Наташа).
13. Любимое дерево Сергея Есенина (Береза)
14. Со школы или из школы? (Из школы)
15. Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь).
16. Покажите чело (лоб).
17. Какого цвета у вас ланиты?
18. Правой рукой заденьте выю (шея).
19. Обхватите свое чрево (живот)
20. Поднимите шуйцу (левая рука).
21. (Реквизит - колба.) Возьмите это существительное, поставьте его в форму множественного числа родительного падежа и выверните наизнанку. Что получилось? (Блок.)
III. Итоги игры.
Заключительное слово учителя.
Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, ... сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие”.
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.
IV. Слово жюри. Награждение победителей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415