Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Умники и умницы»


МБОУ «ГИМНАЗИЯ»



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
« УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Автор-составитель: И. В Угарова
учитель начальных классов

2015 год.
Г. ПРОТВИНО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Умники и умницы» составлено для учащихся 2 класса проводится в рамках методической недели и является, на мой взгляд, одной из новых форм проведения подобных мероприятий.
Актуальность мероприятия.
Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создаёт внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки: учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Создание на внеклассном мероприятии ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Особое внимание обращено на развитие логического мышления школьников, развитие творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения, навыки работы в коллективе, микрогруппах.
На данном мероприятии используются возможности мультимедиа-презентации, что способствует вовлечению учащихся в ход мероприятия, развивает у детей способность к самостоятельной или групповой творческой работе.
Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы мероприятия.
Использование ИКТ на внеклассных мероприятиях позволяет значительно разнообразить, внедрить игровой момент, повысить наглядность материала, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Цель: создание условий для формирования интеллектуальной активности, воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры, интенсивное формирование деятельностных способностей в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
*способствовать расширению кругозора, обеспечивать восприятие и усвоение знаний*развивать мотивацию к познанию и творчеству, уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности *развивать творческие способности детей, психологические качества личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли)*обучать младших школьников работе с различными источниками информации, развивать умение пользоваться разными словарями и пособиями*развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу*приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе    
Организация: класс делится на 4 групп по 6 человек. Состав каждой команды определяется заранее.
Столы в кабинете сгруппированы по количеству команд. Из числа учеников класса заранее выбираются 5 человек, которые являются ассистентами и помогают учителю при проведении мероприятия. Время выполнения работы каждой командой составляет от 1 до 5 минут . После выполнения задания подводятся итоги, подсчитывается количество верных ответов, учеником-ассистентом выдаётся соответствующее количество жетонов.
В конце мероприятия каждая команда получает общую оценку. Оценки зависят от набранных баллов (жетонов), которые подсчитывает жюри. Побеждает та команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.
Оборудование: карточки с названиями игровых столов, карточки с заданиями, жетоны, компьютер
План в мероприятия.
Вводная часть - вступительное слово учителя и учащихся.
Основная часть – выполнение заданий.
Заключительная часть. Подведение итогов – заключительное слово учителя и учащихся, подведение итогов мероприятия, поощрение участников мероприятия.
Сценарий внеурочного мероприятия « Умники и умницы».
Этап мероприятия Ход мероприятия. Характеристика деятельности учителя и учащихся.
Вводная часть. Орг. момент.
- Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Я передаю улыбку … , … , и т.д.
Добрый день, мои дорогие умники и умницы! -Ребята, сегодня наше внеурочное занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. .
Русский язык – необыкновенный язык . Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты, ученые и философы.
Ученик 1. Писатель Александр Иванович Куприн говорил “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
Ученик 2.  . Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 3. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Учитель - Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. Не зря мультипликационная мартышка пела: «Всё то, что неизвестно, ужасно интересно» и наоборот. - Ребята, освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. - Итак, начинаем!
Цель: доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа

Правила работы.
Основная часть.
1 тур. «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»
Наш класс – то самое место, где сегодня каждый, может заработать баллы не как-нибудь, а своим собственным умом, своими собственными знаниями. Только, чур, – баллы у нас особенные! Это банкноты достоинством в «1 ум»…* Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше. А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно столько, сколько вы заработаете. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2, 3, 4 или 5 «умов». 
Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашей игры – Подсчет умов. Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а те, кто набрал больше всех, получит звание умника
-Участвуют 4 команды. В каждой команде по 6 человек.
Состав каждой команды выбран заранее. (объяснять правила работы за каждым игровым столом). Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.
1 Что посеешь, … (то и пожнешь).
2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3 Кончил дело – … (гуляй смело).
4 Волков бояться – … (в лес не ходить).
5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6 Как аукнется – … (так и откликнется).
7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8 Тяжело в учении – … (легко в бою)
9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)
10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)

Цель: научить адекватно взаимодействовать с партнёрами в рамках учебного диалога, контролировать своё поведение и общение с нормами социума.
2 тур « РЕБУСЫ»
Коллективная работа.
Задания проецируются на экране.

3 тур «ПУТАНИЦА»
Нужно сложить буквы правильно, Чтобы получились слова. А команда получит в кошелек монетку в 2 ума. На выполнение этого задания каждой команде дается 1 минута. А команда получит в кошелек монетку в 3 ума.


Коллективная работа.
Цель: составить правильно слова
4тур
« Кроссворд»

Коллективная работа.
Задания проецируются на экране.
Музыкальная пауза. Под музыку дети повторяют движения за заранее подготовленными учащимися. Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, контролировать своё поведение и общение с нормами социума.
5 тур «Фонетический» V-й конкурс «Фонетический»
1.В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, смородина, ежевика.Для приготовления компота хозяйка взяла только те фрукты и ягоды, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов был приготовлен компот?
2. В палисаднике расцвели астры, георгины, хризантемы, гладиолусы, ромашки.Для составления букета хозяйка взяла только те цветы, в названии которых есть звук О. Из каких цветов был составлен букет?
Коллективная работа.
Цель: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению, адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
6 тур

«Лингвистические загадки»
Конкурс капитанов 1) Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают.
(Очки)
2) Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей.
(Нос)

3) Несётся первое к реке, Второе щёлкнуло в замке.
(Ключ6) Со мной ходи стрелять учиться И на гряде меня ищи.
Могу легко попасть я в птицу,
Но чаще попадаю ... в щи.

9) Ты меня найдёшь на птице И в пенале ученицы,
А вечернею порой
У себя под головой.
(Перо)
« Антиподы ».
Каждое слово изменено с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
.Оказывается, что так звучит известная пословица:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши капитаны сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
(На карточках)
Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.
(Любишь кататься – люби и саночки возить).
Упала тыква, можно выплюнуть.
(Висит груша, нельзя скушать.)

Заключительная часть. Подведение итогов.

Награждение победителей и участников.
Цель: понимание собственных достижений и достижений команды, навыки взаимодействия в коллективе.