Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы». 6 класс


Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы». 6 класс
Цели: развитие у учащихся интереса к русскому языку, познавательной активности, расширение кругозора.
Оборудование: портреты писателей, карточки с заданиями, жетоны.
Ход игры
В е д у щ и й. Ребята! Сегодня мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы». Мы продолжаем наше путешествие в Страну русского языка и литературы.
1 тур. «Отборочный»
В е д у щ и й. Вопросы данного тура представляют шутливый характер.
За каждый правильный ответ вы получите жетон. Ребята, набравшие наибольшее количество жетонов, проходят во второй тур. Остальные ребята становятся болельщиками и могут отвечать на вопросы, если на них не ответят участники игры.
Вопросы отборочного тура
Кто говорит на всех языках? (Радио)
Какое слово состоит всего из трёх слогов, но указывает оно на тридцать три буквы? (Азбука)
У какого горного хребта вкусное название? (У Яблонового хребта)
К какому личному местоимению надо добавить несколько лет, чтобы получился синоним слова польза? (Выгода)
Как измерить пространство двумя нотами? (Милями)
Название какого дерева состоит только из предлогов? (Сосна)
Чем заканчивается лето и начинается осень? (Буквой «о»)
Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)
Всем известно, что русские женские имена обычно оканчиваются на «а» или «я», например, Анастасия, Мария, Екатерина и т. д. Какое русское женское имя не оканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь) В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале)
За какой сонорной буквой спрятано большое помещение? (Зал)
Что объединяет данные слова: вязаный, грабитель, прилипала, задубеть, букварь? (Во всех словах «спрятаны» названия деревьев: вяз, ель, липа, дуб, бук) Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? (Длинная, высокая, низкая, короткая)
В русском языке есть четыре удивительных слова: в каждом из них по сто одинаковых согласных, а в одном слове два л. Какие это слова? (Стол, стон, стог, стоп, подвал)
Из какого указательного местоимения , если прибавить к нему сотню, можно испечь пирог? (Тесто)
Какое слово получится из данных 11 букв: А, Е, Е, З, И, Л, М, Н, Р, Ш, Ы? (Размышление)
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет, между днями будут две ночи)
Между какими личными местоимениями нужно вставить предлог, чтобы получились крупные плоды? (Тыквы)
В облаке она одна, в земле её нет, а у бублика их целых две. Что это? (Буква «б»)
2 тур. «Литературный»
Назовите авторов и названия произведений.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(И. А. Бунин «Детство»)
Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
(А. А. Блок «Ветер принёс издалёка…»)
3. В замке был весёлый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Лёгкие качели.
(К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка»)
4. Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
(С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…»)
5. Был у майора Деева
Товарищ – майор Петров,
Дружили ещё с гражданской,
Ещё с двадцатых годов.
(К. М. Симонов «Сын артиллериста»)
В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».
(А. И. Куприн «Чудесный доктор»)
7. Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.
(К. Г. Паустовский «Повесть о жизни»)
8. Я много читал Джиму про разных королей, герцогов, графов и прочих важных господ, про то, какие они все гордые и как великолепно наряжаются, и как величают друг друга – «ваше величество», «ваша светлость», «ваша милость», а не то что просто «мистер». Джима всё это ужасно интересовало.
(Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»)
Евгений Дмитриевич объяснил ребятам, что школе предстоит подготовить к городской олимпиаде постановку по произведению Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».
(Ф. А. Искандер «Детство Чика»)
10. Мои родители жили в Севастополе, чего я никак не мог понять в то время: как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филипинские острова, южный берег Африки. Пограничные города Мексики, громадные прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды, реки Оранжевая, Амазонка, Миссисипи и Замбези?..
(А. Т. Аверченко «Смерть африканского охотника»)
3 тур. «Кто больше»
За две минуты напишите как можно больше фразеологических оборотов со следующими словами: глаз, ухо, зуб. (Мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз; держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха; зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы и другие)
Игра с болельщиками. Назвать как можно больше пословиц, поговорок, загадок с числительными.
Объясните значения следующих фразеологизмов: «впросак попасть», «шиворот-навыворот», «на лбу написано».
В п р о с а к п о п а с т ь. В наше время верёвку, бечёвку, канаты делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Целые сёла занимались им. На улицах стояли столбы с крючьями, отних канаты тянулись к деревянным колёсам. Их вращали лошади, бегая по кругу. Все эти приспособления кустарей-канатчиков назывались «просак» (от латинского pressum – давление, сжатие). Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свёртывающийся в просаке жгут. Отсюда и пошло выражение «попасть впросак», т. е. запутаться, оказаться в трудном положении.
Ш и в о р о т - н а в ы в о р о т. В настоящее время эти слова кажутся совсем безобидными, означая, что кто-то оделся или надел что-то наоборот, наизнанку. А ведь было время, когда выражение «шиворот-навыворот» связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его, опозоренного, на коня лицом к хвосту, В таком виде возили его по всему городу под свист и улюлюканье уличной толпы.
Н а л б у н а п и с а н о. Даже у самых невинных и часто употребляемых в нашей речи выражений бывает страшная и жестокая история. Говоря «у него на лбу написано», мы подразумеваем: всё ясно по выражению лица. А произошёл этот фразеологизм от зверского обычая клеймить лицо или лоб беглых крестьян, воров раскалённым железом. Таким образом, у этих несчастных и в самом деле всегда было на лбу написано их горькое прошлое.
Подберите прилагательные к следующим существительным:
а) фасоль, вермишель, вестибюль, тюль, вуаль;б) мозоль, шампунь, рояль, бандероль, тушь.
(Например: фасоль белая, вермишель вкусная, вестибюль свободный, тюль красивый, вуаль лёгкая, мозоль болезненная, шампунь ароматный, рояль чёрный, бандероль тяжёлая, тушь чёрная)Составьте и запишите предложение, каждое слово которого начиналось бы на одну и ту же букву (например, букву «п»).
Игра с болельщиками. Продолжите поговорки и крылатые выражения:
- кто не работает, тот не … (ест);
- умный в гору не пойдёт, умный гору … (обойдёт);
- на ловца и зверь … (бежит);
- в ногах правды … (нет);
- в гостях хорошо, а дома … (лучше);
- язык до Киева … (доведёт);
- работа не волк, в лес … (не убежит);
- сделал дело – гуляй … (смело);
- что посеешь, то и … (пожнёшь).
4 тур «Заключительный»
Перечислите как можно больше существительных из трёх или четырёх букв, где бы в середине были буквы ы, у, а.
Игра с болельщиками. Составьте новые слова из следующих слов: иголка, ремонт, мука, рифма, шарик, сила, мошка, сосна, ручка, анис. (Логика, монтёр, кума, фирма, рикша, лиса, кошма, насос, чурка, сани )К каждому слову прибавьте одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова.
Шпага, база, дача, заря, блок, шел, рыба, плата, клад, пот, ария, сон, том, банк. (Шпагат, базар, сдача, заряд, белок, шелк, рыбак, оплата, склад, порт, армия, стон, атом, банка)Подведение итогов игры.
Награждение победителя.
Поощрение наиболее активных и эрудированных болельщиков
Литература
Волина В. В. Весёлая грамматика. Фразеология. – М.: Дрофа, 2003. – 80 с.: ил.
Волина В. В. Фразеологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 96 с.: ил.
Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением /Н. В. Верескун, С. С. Грачёв и др. – М.: Планета, 2011. – 224 с.