Школьные детские объединения как средство социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и воспитания гражданственности и патриотизма


Школьные детские объединения как средство
социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и воспитания гражданственности и патриотизма
Ковалик М.Н., Папоян Т.В.
Шербакульская адаптивная школа-интернат специализируется на образовании детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Анализ итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется низким материальным положением семей; недостаточным уровнем ответственности родителей в обучении и воспитании детей. Что, безусловно, осложняет воспитательную работу педагогам школы. Основной задачей школы-интерната является не только дать ребятам доступные для них знания по школьным дисциплинам, но и в большей мере, научить их жить в социуме, быть полноправными и достойными её членами. Чем коллектив школы, на наш взгляд, достаточно успешно занимается на протяжении ряда лет. Нам хотелось бы поделиться опытом этой работы.
В Шербакульской адаптивной школе-интернате на сегодняшний день действуют несколько школьных детских объединений. Самым крупным, основополагающим является ДО «Солнечный город». Цель которого создать условия для самореализации, самоопределения детей путем вовлечения их в деятельность объединения. В основе системы деятельности объединения – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.
В рамках школьного детского объединения организованы и активно работают школьные детские отряды: дружина юных пожарных «Феникс» (руководитель дружины — учитель Белик И.В.), команда юных друзей полиции «Школьный патруль» (руководитель – учитель Хасенова К.Ш.), школьный гражданско-патриотический отряд «Поколение» (руководители – учителя Папоян Т.В. и Покидышева И.И.). А также на базе нашей школы создана Общественная местная экологическая организация «Экостарт» Шербакульского района Омской области, председателем которой является заместитель директора по ВР Шведкова Т.С. За время существования организацией были проведены следующие крупные мероприятия: уборка территории Шербакульского озера; высадка саженцев вдоль дороги на территории свалки; уборка территории рощи по ул.Кирова; региональная акция «Голубая ленточка», в защиту водных объектов.
Коротко о работе названных ранее отрядов и их роли в воспитании обучающихся школы-интерната.
Объединение «Солнечный город» - общественное, соуправляемое, добровольное детское объединение, действует с 2002 года – первоначальное название «Знай наших», а с 2011 года объединение было переименовано в «Солнечный город». Объединение создано с участием детей, подростков и взрослых по интересам, на основе общего социально значимого дела. Объединение «Солнечный город» осуществляет свою деятельность на основе Устава, имеет свою символику. Деятельность ДО охватывает весь воспитательный процесс школы по всем направлениям.
Основные направления работы дружины «Феникс» — изучение основ безопасности жизнедеятельности, овладение навыками пожарно-прикладного спорта, пропаганда безопасности жизнедеятельности.
Деятельность дружины многопланова. Она включает формирование множества полезных навыков и умений в первую очередь для самих ее членов: выносливость, хорошая реакция, умение вовремя выбрать верный алгоритм действий, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность и т.п.
С момента создания члены дружины изучают историю пожарного дела, пожарной охраны г. Омска, пожарной части р.п. Шербакуль. Деятельность юных пожарных имеет большую практическую значимость: это совместная полезная работа для коллектива школы под девизом «Научился сам — научи другого!». С ребятами дружины систематически проводятся тренировочные занятия с приглашением сотрудников пожарной части. А затем юные пожарные проводят познавательно-разъяснительные работы с младшими школьниками и дошкольниками.
Целью деятельности отряда «Школьный патруль» является создание условий для широкого привлечения обучающихся к пропаганде позитивного правосознания, гражданской активности, правовой грамотности и здорового образа жизни; профилактики асоциального поведения обучающихся и формирования позитивного отношения к деятельности полиции. "Школьный патруль" - это добровольное объединение школьников. В отряде 15 учащихся школы в возрасте от 12-17 лет, среди них учащиеся «группы риска» - это ребята, состоящие на внутришкольном учете, в КДН и ПДН. Эти школьники изъявили желание оказывать посильную помощь полиции и администрации школы в пропаганде основ безопасной жизнедеятельности и правовых знаний. Отряд имеет эмблему, девиз, единую форму, которую девчонки из отряда сшили своими руками на уроках труда.
Ребята помогают в организации и проведении бесед, встреч с сотрудниками полиции, работниками прокуратуры, судьями. Сами, под руководством учителя, проводят профилактические беседы, участвуют в организации традиционного месячника правовой грамотности. Ребята участвуют в совместных рейдах на дорогах, участвуют в акциях «Осторожно, дети», «Пешеход» и т.д.
Такое разнообразие школьных детских объединений предоставляет учащимся возможность выбрать дело по душе, стать полноправным участником общественно значимого события, почувствовать и осознать свою значимость, важность своего ответственного отношения к порученному делу. Всё это, несомненно, благотворно сказывается на коррекции отклонений в развитии обучающихся для последующей успешной интеграции их в общество. Кроме этого ещё одним из приоритетных направлений работы всех названных объединений является воспитание гражданина и патриота. И наиболее основательно решением этой задачи занимается школьный гражданско-патриотический отряд «Поколение».