Исследовательская работа о житии Иоасафа Белгородского





Акинина Галина Станиславовна
учитель истории и православной
культуры МБОУ «ООШ №2»
22-78-39
УРОКИ ДОБРОТЫ И ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА, ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО
(исследовательская работа)


Оглавление:
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Литература


Введение. Русская Православная Церковь отметила значимое событие – канонизация святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Будучи истинно добрым пастырем, Иоасаф ещё при жизни пользовался благоговейным уважением паствы за истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Его наследие в его молитвах за нас. Актуальность данной темы заключается в том, что наши дела во имя святителя невозможны без изучения его наследия. Чтобы мы могли сознательно молиться угоднику Христову, духовно – крепко с ним слиться, для этого нужно знать его жизнь и подвиги, его загробное дерзновение за нас. Чтобы черпать в молитве ему источники сил и преданности Православию, для этого нужно изучать его жизнь, вдохновляться его примером.
Цель моей работы - изучить духовно – нравственные уроки святителя Иоасафа епископа Белгородского.
Задачи работы: - постижение духовных основ жития святителя Иоасафа;
- исследование православного взгляда Святителя на духовные ценности;
- вдохновиться примером его жития.
Объект исследования – житие святителя Иоасафа, епископа Белгородского.
Формы и методы исследования – изучение, анализ, синтез, сравнение, обобщение информации в документальной, художественной и специальной литературе по теме.
Предполагаемый результат – изучение православного взгляда Святителя на духовные ценности для правильного соблюдения нами церковных традиций.
Немалую ценность представляют собой источники по данной теме.
В первую очередь, это сборник «Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет…». Редакционная коллегия под руководством Белоножко Е.П. Сборник включает научно-исследовательские работы учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов ССУЗов и ВУЗов Белгородской области, присланные на областной конкурс, посвященный 300-летию со дня рождения Святителя Иоасафа епископа Белгородского. Работы раскрывают с разных сторон его богатое духовное наследие и православные ценности.
Важное значение для моей работы имела книга «История Белгородской епархии». Авторы - протоиерей Олег Кобец, Крупенков А.А., Крупенков, Крупенков А. Ф. Это – первый научный труд, освещающий исторический путь Православия на белгородской земле от времён князя Владимира до наших дней. Книга является плодом многолетнего исследования авторами архивных документов, изучения фундаментальных исторических трудов и местных краеведческих изданий.
Привлекала при выполнении работы книгу протоиерея Леонида Константинова «Живое Слово. Проповеди. Доклады. Статьи». В книге отца Леонида мы обнаружили яркие факты истории человечества, Христовой Церкви и нашего Отечества. Книга даёт православное осмысление политики и экономики, науки и культуры, всех важнейших сфер жизни современного общества и человека.
Самое большое впечатление оказала на меня поэма святителя Иоасафа «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Перевод И.В.Кобелева. Произведение нашло живой отклик в наших сердцах, ведь в нём содержатся и глубина богословия, и богатство православной культуры, и удивительно яркие литературные образы, и увлекательный динамизм сюжета.
В статье «К предстоящему торжеству прославления святителя Иоасафа Белгородского» епископа Никодима я нашла информацию о житии и духовных подвигах Святителя Иоасафа. Статья напечатана в газете «Белгородские Епархиальные Ведомости» №8, август 2005год.






Уроки доброты и духовной нравственности святителя Иоасафа Белгородского.
Евангелие благовествует всему миру о милосердии и любви к ближнему. В Евангелие от Матвея повествуется о том, что Господь Иисус Христос призывает нас творить милостыню, но тайно: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного…» (Мф. 6; 1). «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (МФ. 6; 3-4).
Эти Заповеди, помимо прочих добродетелей, во все дни своей земной жизни свято исполнял Святитель Иоасаф Белгородский. Для белгородцев в годы его святительства повторились апостольские времена. Как – то в середине лета, во время засухи, крестьяне слободы Кошары попросили святителя помолиться о дожде. Неожиданно Иоасаф велел готовить своему кучеру сани. На другой день действительно пошел обильный снег, который согнал с полей насекомых – вредителей и напитал землю обильной влагой. И урожай выдался в тот год превосходный. Так без химических удобрений, но лишь благодаря неусыпным молитвам угодника Божия, процветала наша Белгородская земля. Очень строгий к самому себе, к помещикам и дворянам, святитель всегда был очень добрым ласковым и доступным с простым, бесправным народом. Примером такой отеческой любви к крестьянам служит гуманнейшее распоряжение Иоасафа о том, чтобы крепостные женщины, имевшие грудных детей, не были посылаемы на барщину. Конечно же, это вызвало недовольство и протест господ – крепостников. Подобно Николаю Чудотворцу, святитель Иоасаф постоянно оказывал тайную помощь не только бедным семьям в Белгороде, но и далеко за его пределами. Часто сам лично развозил материальное подаяние, а когда болел, посылал келейников. Во время этих поездок, которые сопровождались служением Божественной литургии и пастырским словом, народ узнал Иоасафа лицом к лицу, оценил и увидел в нём борца за правду Божию и привязался к нему своим скорбным сердцем. В этих поездках и было заложено, то семя народной веры в святость епископа Иоасафа, из которого потом развилось народное почитание его как святого.
В одну из своих поездок Святитель услышал на мельнице помещика Аладьина приятное пение, пригласил к себе певшего юношу, спросил, чей он холоп. Тот ответил, что был он сын здешнего священника, но по смерти отца помещик записал его с братом в крепостные, а мать – вдову приказал

обвенчать с беглым человеком, которого отыскал в лесу во время охоты. «Садись со мной, - сказал владыка, - и если научишься в монастыре грамоте, то дам тебе место дьячка, а за братом пошлю из Белгорода». В 1749 и 1750 годах вследствие весенней засухи Белгородскую епархию постиг голод; святитель Иоасаф настойчиво просил Святейший Синод ходатайствовать
перед кем следует о том, чтобы не только с монастырских, но и со всех крестьян его епархии сложили казённые подати и тем к бедствию, посланному от Бога, не присоединяли несправедливости и жестокости от людей. Святитель Иоасаф принадлежал к числу таких духовных деятелей, которые не останавливаются на полумерах и не делают уступок духу времени, принятым обычаям, случайному стечению обстоятельств. Чтобы положить, например, конец сутяжничеству, сильно развитому в духовной среде того времени, он объявляет, что ни священник, ни диакон не должны приступать к служению литургии до тех пор, пока не примирятся со своими врагами.
В архиерейских покоях епископа Иоасафа редко можно было застать хотя бы даже за писанием резолюций. Он днём и ночью, в погоду и в непогоду действует в мире, насаждая Царствие Божие в сердцах людей. Большую часть времени он был в разъездах по епархии, на экзаменах и диспутах в Харьковском коллегиуме, на службе в храмах Божиих, на рынке за покупкой дров для неимущих, одежды и провизии для бедствующих. Перед большими праздниками имел обыкновение Святитель через своего келейника посылать бедным и заключённым в тюрьмы деньги и одежду. Делалось это так: положив дар у окна или порога дома, келейник тремя ударами в стену привлекал внимание хозяев, а сам поспешно удалялся. Однажды, перед праздником Рождества Христова, разносивший милостыню келейник заболел. Святитель не хотел оставить бедных без обычного подаяния. Он надевает одежду своего келейника и незаметно уходит из монастыря, чтобы по – прежнему передавать милостыню втайне. Исполнив своё дело, Святитель возвращался домой. Стоявший у ворот привратник окликнул подходившего к калитке. Не желая быть узнанным по голосу, Святитель не отвечал, чем возбудил к себе подозрение. В темноте сторож схватил входящего и стал допрашивать, кто он, куда и зачем ходил? Святитель молча старался высвободиться из его рук; тогда сторож нанёс ему несколько сильных ударов по спине, от которых Святитель с большим трудом, почти ползком, добрался до своих покоев. Наутро разнёсся в монастыре слух, будто Святитель оступился на лестнице и сильно ушиб себе спину, отчего занемог. Истинную же причину болезни Владыки знал лишь один верный келейник нанёсший ему побои виновник болезни, о чём рассказал уже после блаженной кончины Святителя. Предание присовокупляет, что не по разуму строгий исполнитель своего служебного долга, привратник был позван в покои Святителя, накормлен обедом и одарён деньгами и одеждой. Так в описанном случае святитель Иоасаф повеление Господне о благотворении втайне соединил с заповедью о безропотном перенесении обид.
Ночь у Святителя проходила в молитве, богомыслии, разбирая всё, сделанное за день и обдумывании планов на будущее. Бой часов напоминал Святителю о молитве. Вот та молитва, которую он советовал и всем читать: «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Свои думы и чувства Иоасаф изобразил, по обычаю того времени – картинно – иносказательно. Его поэма носит название: «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, которая как всегда, так особенно в дни святой четыредесятницы имеет место в душе человека – путника. Иоасаф образно показал борьбу добра и зла в каждом сердце верующего. Время Великого Поста выбрано Святителем не случайно. Именно в эти дни каждый верующий, любящий Бога человек проходит «испытание верой». Святитель Иоасаф задумал написать поэму так, чтобы читателю, возможно, даже далёкому от Бога и церкви, не казалось, что его в чём – то уличают. Мы видим, как разворачиваются действия на поле боя между добром и злом, но до конца поэмы не задумываемся, что это поле и есть наша душа, в которой благочестивые помыслы бывают заглушаемы мирскими желаниями. В таком подходе проявлялась удивительная тактичность, мягкость Святителя, которая, тем не менее, удивительным образом сочеталась у него с твёрдостью и настойчивостью в соблюдении христианских норм поведения. Сочетание элементов светского мировоззрения с глубокой и искренней христианской верой позволило Святителю Иоасафу создать замечательное произведение, которое нашло отклик и в нашей душе. Нам глубоко запали в душу слова Святителя: «Труд мой о страстей борьбе
Создан не напрасно:
Происходит и в тебе
Эта брань всечастно.»



Заключение. Святитель Иоасаф Белгородский прожил короткую жизнь – всего 49 лет, он не оставил после себя больших богословских трудов. Но жизнь и молитвенный подвиг святого, олицетворявшие евангельскую любовь к Богу и ближнему, - самое главное духовное наследие святителя Иоасафа. Мы знаем, что Он спешил навстречу любому горю, и каждое Его слово, обращенное к людям, дышало бесконечной любовью. Это пример для нас. И мы, по возможности, конечно, должны утешить или помочь тем, кто нуждается в нашей помощи. Если же и этого не можем, то, по крайней мере, не надо делать зла другим, осуждать, сплетничать или злорадствовать по поводу несчастья у других. Тут уже и трудиться не надо. Просто не делай и всё. И Господь это отметит. Земная жизнь – это экзамен. На какую оценку мы его сдадим, то на Страшном суде и получим. В лице же святых угодников, которые проходили этот земной путь с гораздо большими болезнями и скорбями, нам дан образец, как надо жить здесь на земле, чтобы войти в Царство Божие. Господь специально избрал и прославил достойнейших, чтобы они всегда были для нас наглядным живым примером. И мы будем дорожить этим драгоценным даром от нашего Небесного Отца и не забудем, что на своём пути к Царству Божию мы не одиноки. У нас столько святых попутчиков. А наш дорогой святитель Иоасаф, неусыпный молитвенник и всея России чудотворец, да не оставит никого, кто пришёл помолиться к его гробнице, без своего небесного утешения и своего отцовского благословения. Народная любовь к своему Святителю выражена в Акафисте святому: «Всем сердцем твоим и святою любовию твоей меньшей братии послужил еси, Святителю Иоасафе, алчущих питая, дома сирых и убогих согревая, своими руками дрова вдовицам уготовляя, милостыни же твоя творя в тайне».


Литература:
1. Белгородские Епархиальные Ведомости. - №8, август 2005.
2. Белоножко Е.П. Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет…- Белгород.: Издательский центр ООО «Логия», 2005.- 158с.
3. Кобец О. – Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. – 400 с. ; ил.
4. Константинов Л. – Живое слово. Проповеди. Доклады. Статьи. – Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2008. – 464 с.; ил.
5. Святитель Иоасаф (Горленко). Перевод И.В. Кобелева. Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными. Церковнославянский текст и перевод. Белгород.: Крестьянское дело, 2002. – 96 с. ; ил.
Введение. Русская Православная Церковь отметила значимое событие – 100 - летие со дня канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Будучи истинно добрым пастырем, Иоасаф ещё при жизни пользовался благоговейным уважением паствы за истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Его наследие в его молитвах за нас. Актуальность данной темы заключается в том, что наши дела во имя святителя невозможны без изучения его наследия. Чтобы мы могли сознательно молиться угоднику Христову, духовно – крепко с ним слиться, для этого нужно знать его жизнь и подвиги, его загробное дерзновение за нас. Чтобы черпать в молитве ему источники сил и преданности Православию, для этого нужно изучать его жизнь, вдохновляться его примером.
Цель моей работы - изучить духовно – нравственные уроки святителя Иоасафа, епископа Белгородского.
Задачи работы: - постижение духовных основ жития святителя Иоасафа;
- исследование православного взгляда Святителя на духовные ценности;
- вдохновиться примером его жития.
Объект исследования – житие святителя Иоасафа, епископа Белгородского.
Формы и методы исследования – изучение, анализ, синтез, сравнение, обобщение информации в документальной, художественной и специальной литературе по теме.
Предполагаемый результат – изучение православного взгляда Святителя на духовные ценности для правильного соблюдения нами церковных традиций.
Немалую ценность представляют собой источники по данной теме.
В первую очередь, это сборник «Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет…». Редакционная коллегия под руководством Белоножко Е.П. Сборник включает научно-исследовательские работы учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов ССУЗов и ВУЗов Белгородской области, присланные на областной конкурс, посвященный 300-летию со дня рождения Святителя Иоасафа епископа Белгородского. Работы раскрывают с разных сторон его богатое духовное наследие и православные ценности.
Важное значение для моей работы имела книга «История Белгородской епархии». Авторы - протоиерей Олег Кобец, Крупенков А.А., Крупенков, Крупенков А. Ф. Это – первый научный труд, освещающий исторический путь Православия на белгородской земле от времён князя Владимира до наших дней. Книга является плодом многолетнего исследования авторами архивных документов, изучения фундаментальных исторических трудов и местных краеведческих изданий.
Привлекал при выполнении работы книгу протоиерея Леонида Константинова «Живое Слово. Проповеди. Доклады. Статьи». В книге отца Леонида я обнаружил яркие факты истории человечества, Христовой Церкви и нашего Отечества. Книга даёт православное осмысление политики и экономики, науки и культуры, всех важнейших сфер жизни современного общества и человека.
Самое большое впечатление оказала на меня поэма святителя Иоасафа «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Перевод И.В.Кобелева. Произведение нашло живой отклик в моём сердце, ведь в нём содержатся и глубина богословия, и богатство православной культуры, и удивительно яркие литературные образы, и увлекательный динамизм сюжета.
В статье «К предстоящему торжеству прославления святителя Иоасафа Белгородского» епископа Никодима я нашел информацию о житии и духовных подвигах Святителя Иоасафа. Статья напечатана в газете «Белгородские Епархиальные Ведомости» №8, август 2005год.
Уроки доброты и духовной нравственности святителя Иоасафа Белгородского.
Евангелие благовествует всему миру о милосердии и любви к ближнему. В Евангелие от Матвея повествуется о том, что Господь Иисус Христос призывает нас творить милостыню, но тайно: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного…» (Мф. 6; 1). «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (МФ. 6; 3-4).
Эти Заповеди, помимо прочих добродетелей, во все дни своей земной жизни свято исполнял Святитель Иоасаф Белгородский. Для белгородцев в годы его святительства повторились апостольские времена. Как – то в середине лета, во время засухи, крестьяне слободы Кошары попросили святителя помолиться о дожде. Неожиданно Иоасаф велел готовить своему кучеру сани. На другой день действительно пошел обильный снег, который согнал с полей насекомых – вредителей и напитал землю обильной влагой. И урожай выдался в тот год превосходный. Так без химических удобрений, но лишь благодаря неусыпным молитвам угодника Божия, процветала наша Белгородская земля. Очень строгий к самому себе, к помещикам и дворянам, святитель всегда был очень добрым ласковым и доступным с простым, бесправным народом. Примером такой отеческой любви к крестьянам служит гуманнейшее распоряжение Иоасафа о том, чтобы крепостные женщины, имевшие грудных детей, не были посылаемы на барщину. Конечно же, это вызвало недовольство и протест господ – крепостников. Подобно Николаю Чудотворцу, святитель Иоасаф постоянно оказывал тайную помощь не только бедным семьям в Белгороде, но и далеко за его пределами. Часто сам лично развозил материальное подаяние, а когда болел, посылал келейников. Во время этих поездок, которые сопровождались служением Божественной литургии и пастырским словом, народ узнал Иоасафа лицом к лицу, оценил и увидел в нём борца за правду Божию и привязался к нему своим скорбным сердцем. В этих поездках и было заложено, то семя народной веры в святость епископа Иоасафа, из которого потом развилось народное почитание его как святого.
В одну из своих поездок Святитель услышал на мельнице помещика Аладьина приятное пение, пригласил к себе певшего юношу, спросил, чей он холоп. Тот ответил, что был он сын здешнего священника, но по смерти отца помещик записал его с братом в крепостные, а мать – вдову приказал обвенчать с беглым человеком, которого отыскал в лесу во время охоты. «Садись со мной, - сказал владыка, - и если научишься в монастыре грамоте, то дам тебе место дьячка, а за братом пошлю из Белгорода». В 1749 и 1750 годах вследствие весенней засухи Белгородскую епархию постиг голод; святитель Иоасаф настойчиво просил Святейший
Синод ходатайствовать перед кем следует о том, чтобы не только с монастырских, но и со всех крестьян его епархии сложили казённые подати и тем к бедствию, посланному от Бога, не присоединяли несправедливости и жестокости от людей. Святитель Иоасаф принадлежал к числу таких духовных деятелей, которые не останавливаются на полумерах и не делают уступок духу времени, принятым обычаям, случайному стечению обстоятельств. Чтобы положить, например, конец сутяжничеству, сильно развитому в духовной среде того времени, он объявляет, что ни священник, ни диакон не должны приступать к служению литургии до тех пор, пока не примирятся со своими врагами.
В архиерейских покоях епископа Иоасафа редко можно было застать хотя бы даже за писанием резолюций. Он днём и ночью, в погоду и в непогоду действует в мире, насаждая Царствие Божие в сердцах людей. Большую часть времени он был в разъездах по епархии, на экзаменах и диспутах в Харьковском коллегиуме, на службе в храмах Божиих, на рынке за покупкой дров для неимущих, одежды и провизии для бедствующих. Перед большими праздниками имел обыкновение Святитель через своего келейника посылать бедным и заключённым в тюрьмы деньги и одежду. Делалось это так: положив дар у окна или порога дома, келейник тремя ударами в стену привлекал внимание хозяев, а сам поспешно удалялся. Однажды, перед праздником Рождества Христова, разносивший милостыню келейник заболел. Святитель не хотел оставить бедных без обычного подаяния. Он надевает одежду своего келейника и незаметно уходит из монастыря, чтобы по – прежнему передавать милостыню втайне. Исполнив своё дело, Святитель возвращался домой. Стоявший у ворот привратник окликнул подходившего к калитке. Не желая быть узнанным по голосу, Святитель не отвечал, чем возбудил к себе подозрение. В темноте сторож схватил входящего и стал допрашивать, кто он, куда и зачем ходил? Святитель молча старался высвободиться из его рук; тогда сторож нанёс ему несколько сильных ударов по спине, от которых Святитель с большим трудом, почти ползком, добрался до своих покоев. Наутро разнёсся в монастыре слух, будто Святитель оступился на лестнице и сильно ушиб себе спину, отчего занемог. Истинную же причину болезни Владыки знал лишь один верный келейник нанёсший ему побои виновник болезни, о чём рассказал уже после блаженной кончины Святителя. Предание присовокупляет, что не по разуму строгий исполнитель своего служебного долга, привратник был позван в покои Святителя, накормлен обедом и одарён деньгами и одеждой. Так в описанном случае святитель Иоасаф повеление Господне о благотворении втайне соединил с заповедью о безропотном перенесении обид.
Ночь у Святителя проходила в молитве, богомыслии, разбирая всё, сделанное за день и обдумывании планов на будущее. Бой часов напоминал Святителю о молитве. Вот та молитва, которую он советовал и всем читать: «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Свои думы и чувства Иоасаф изобразил, по обычаю того времени – картинно – иносказательно. Его поэма носит название: «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, которая как всегда, так особенно в дни святой четыредесятницы имеет место в душе человека – путника. Иоасаф образно показал борьбу добра и зла в каждом сердце верующего. Время Великого Поста выбрано Святителем не случайно. Именно в эти дни каждый верующий, любящий Бога человек проходит «испытание верой». Святитель Иоасаф задумал написать поэму так, чтобы читателю, возможно, даже далёкому от Бога и церкви, не казалось, что его в чём – то уличают. Мы видим, как разворачиваются действия на поле боя между добром и злом, но до конца поэмы не задумываемся, что это поле и есть наша душа, в которой благочестивые помыслы бывают заглушаемы мирскими желаниями. В таком подходе проявлялась удивительная тактичность, мягкость Святителя, которая, тем не менее, удивительным образом сочеталась у него с твёрдостью и настойчивостью в соблюдении христианских норм поведения. Сочетание элементов светского мировоззрения с глубокой и искренней христианской верой позволило Святителю Иоасафу создать замечательное произведение, которое нашло отклик и в нашей душе. Нам глубоко запали в душу слова Святителя:
«Труд мой о страстей борьбе
Создан не напрасно:
Происходит и в тебе
Эта брань всечастно».

Заключение. Святитель Иоасаф Белгородский прожил короткую жизнь – всего 49 лет, он не оставил после себя больших богословских трудов. Но жизнь и молитвенный подвиг святого, олицетворявшие евангельскую любовь к Богу и ближнему, - самое главное духовное наследие святителя Иоасафа. Мы знаем, что Он спешил навстречу любому горю, и каждое Его слово, обращенное к людям, дышало бесконечной любовью. Это пример для нас. И мы, по возможности, конечно, должны утешить или помочь тем, кто нуждается в нашей помощи. Если же и этого не можем, то, по крайней мере, не надо делать зла другим, осуждать, сплетничать или злорадствовать по поводу несчастья у других. Тут уже и трудиться не надо. Просто не делай и всё. И Господь это отметит. Земная жизнь – это экзамен. На какую оценку мы его сдадим, то на Страшном суде и получим. В лице же святых угодников, которые проходили этот земной путь с гораздо большими болезнями и скорбями, нам дан образец, как надо жить здесь на земле, чтобы войти в Царство Божие. Господь специально избрал и прославил достойнейших, чтобы они всегда были для нас наглядным живым примером. И мы будем дорожить этим драгоценным даром от нашего Небесного Отца и не забудем, что на своём пути к Царству Божию мы не одиноки. У нас столько святых попутчиков. А наш дорогой святитель Иоасаф, неусыпный молитвенник и всея России чудотворец, да не оставит никого, кто пришёл помолиться к его гробнице, без своего небесного утешения и своего отцовского благословения. Народная любовь к своему Святителю выражена в Акафисте святому: «Всем сердцем твоим и святою любовию твоей меньшей братии послужил еси, Святителю Иоасафе, алчущих питая, дома сирых и убогих согревая, своими руками дрова вдовицам уготовляя, милостыни же твоя творя в тайне».
Литература:
1. Белгородские Епархиальные Ведомости. - №8, август 2005.
2. Белоножко Е.П. Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет…- Белгород.: Издательский центр ООО «Логия», 2005.- 158с.
3. Кобец О. – Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. – 400 с. ; ил.
4. Константинов Л. – Живое слово. Проповеди. Доклады. Статьи. – Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2008. – 464 с.; ил.
5. Святитель Иоасаф (Горленко). Перевод И.В. Кобелева. Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными. Церковнославянский текст и перевод. Белгород.: Крестьянское дело, 2002. – 96 с. ; ил.