Научно-исследовательская краеведческая работа по Культуре и традициям народов Дагестана на тему Историко-этнографическое описание села Нижний Дженгутай. Работа взяла на городском конкурсе второе место.


Управление образования Администрации г. Махачкалы
XII Городской краеведческий конкурс «Юность Дагестана»
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
селения Нижний Дженгутай
Автор:
Имакова Н., ученица 9 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №48»
г. Махачкалы
Научный руководитель:
Гаджиахмедова Калимат Нурмагомедовна
учитель истории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №48»г. Махачкала.

Махачкала 2017
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
селения Нижний Дженгутай
План:
Введение
Краткие историко-географические сведения о селении Н. Дженгутай.
Сведения о знаменитых людях Н. Дженгутая.
Нижний Дженгутай в годы Февральской революции и гражданской войны.
О материальной культуре, обычаях и традициях моего села (по материалам краеведческих музеев села и полевым материалам)
Заключение
Введение
В эпоху века информационных технологий и глобализации мира, на наш взгляд, особенно важно не терять преемственность поколений, историческую связь с прошлым. Это особенно актуально для тех, кто осознает важность сохранения культурно-исторического наследия для будущих поколений. Мы не имеем права терять свои генетические корни, менталитет. И несмотря на происходящую глубокую трансформацию нашей жизни и быта, мы всегда должны переносить все то, что является непреходящей исторической ценностью. Это позволяет нам инфицироваться и не теряться среди других этносов и культур. В этом плане поучителен пример японцев, которые являясь самой развивающейся нацией, тем не менее не теряют своего национального лица.
Селение Нижний Дженгутай является моей малой исторической Родиной, чем я горжусь. И язнаю, что это селение так же является одним из самых крупных и известных сел нашей республики. История этого села богата, существует много исторических сведений об этом селении.
Целью нашей работы являлось не просто обобщенное описание историко-этнографического материала, а выявление отдельных сторон истории, обычаев и традиций моего села. Для этого мы решили выделить несколько аспектов в исследовании.
В работе был использован как полевой материал, так и исторические труды, материалы краеведческих музеев села и школы. Это тоже является примечательным фактом, заслуживающим внимания – то что в селе имеется два краеведческих музея. Отдельные экспонаты музея могут стать темой отдельных исследований.
1. Краткие историко-географические сведения о селении
Нижний Дженгутай.
В каждом селение есть свои таланты: канатоходцы, златокузнецы, музыканты, ремесленники, мудрецы.
А в Нижнем Дженгутае музыканты, писатели, актёры и певцы.
Династия Мурадовых известна, Татам певец, актриса Барият.
Знакомую нам всем о маме песню, поет,конечно,наша Бурлият.
На смену старшим встали молодые, певцы-Лейла, Руслан, Шарав, Ренат.
Для нас они все близкие родные, звонкоголосиембогатДженгутай.
Кумыкский гимн Кипчаки воспевают, к единству призывающий людей.
Когда они поют, все забывают проблемы и заботы серых дней.
Танцуй и пой кумыкский мой народ, я радуюсь, что предок мой КИПЧАК.
Наш Дженгутай идёт всегда вперёд, пусть никогда не гаснет твой очаг!!!
У каждого из нас есть место своего рождения, которое называем «малой Родиной». У кого-то это крупный город, а у меня это село Нижний Дженгутай. Сегодня мне очень хотелось бы познакомить Вас с богатой историей моего села.
Нижний – Дженгутай в Буйнакском районе, большое селение населённое кумыками. Тут проживают 5677человек.Расположено в 20 км к юго-востоку от города Буйнакск, на реке Параулозень. По численности населения он уступает только Нижнему Казанищу, где проживает 9710 человек и Черкею, где проживает 6882 человека. До победы в Дагестане Советской власти он был резиденцией Мехтулинских ханов. В 1867 году последний хан Мехтулинского ханства – Рашид-хан, сложил с себя права и обязанности по управлению, и оно вошло в состав Российской империи, было включено в состав Темир-Хан-Шуринского округа. В одном километре от Нижнего Дженгутая расположен Верхний Дженгутай, населённый аварцами.
О возникновении Нижнего Дженгутая, или, как его раньше называли, Большого Дженгутая, существует немало интересных преданий. По одной из них, житель Верхнего Дженгутая недалеко от своего аула облюбовал поляну в лесу. Здесь, над речкой Аул-озен, он поставил шалаш. Со временем его дети рядом с шалашом родителей возвели свои сакли. Потом к ним присоединились и другие. Так и возник Нижний Дженгутай.
В местности «Сини-Бет», гласит другое предание, где ныне сельское кладбище, стоял небольшой хутор. К удивлению горцев, их куры из насиженных мест убегали в лес. Никакими силами их не удавалось удержать. Крепко-накрепко закрывают хуторяне на ночь курятник, а утром глядь-кур и след простыл. Так продолжалось несколько лет. А потом, говорят, один аксакал посоветовал: «Нам следует перейти туда, куда уходят наши куры». Горцы согласились. Вырубили лес и построили новый хутор, со временем превратившийся в аул Нижний Дженгутай.
Согласно народным преданиям, основателями Нижнего Дженгутая, также как Нижнего и Верхнего Казанища и Доргели являются выходцы из разрушенного Тамерланом кумыкского средневекового города Аркас («Сборник сведений о кавказских горцах» Т. I, 1868 года (переиздан в 1992 году) отделIV.С 55). Данный факт подтверждался принадлежностью ещё в середине XIX века земель вокруг Аркаса, в частности горы Алдасар, Нижнедженгутайской сельской общине.
У подножья Гимринского хребта, выше нынешнего Верхнего Казанища, жили три брата: Дженгутай, Казанищ, Доргели. Как-то братья стали делить землю у родника «Чоп-Салган-Баш». Бросили жребий. Брату Дженгутаю достались земли, лежавшие в верховьях реки Ал-озен. Казанишу-от Эрпели до Булен-озена и третьему брату Доргели-от Ал-озена до Какашуры. Каждый из братьев построил на своей земле село, дав ему своё имя.
По поводу названия аула существует и иное мнение. Леса, окружавшие некогда село, изобиловали кизилом (на кумыкском языке кизил-это чум). Поэтому аул в лесу первоначально именовался «Чум-Кент». Потом название было переименовано в «Джумкент», а затем в «Джеутай». Название села не имеет общепризнанной этимологии, и ещё по одной версии возводится к имени сына Чингисхана Джагатая.
Историю Нижнего Дженгутая отражают и названия его кварталов: Чагар-аул, Гуржи-аул, Телет-аул, Гурен-аул, Батла-аул, Етти-аул, Казан-аул, Мажагат-аул.
Чагар-аул. Слово «Чагар» объясняют как трансформированное кумыкское «чикмай» (выходец). Некоторые исследователи слово «чагар» отождествляют с названием племени. Существует мнение, что некогда чагары заставляли племя, которое, оказавшись побеждённым, стало называться чагарами. Страшное безземелье в горах приводило к тому, что часть крестьян уходила на кумыкскую плоскость и на кабальных условиях селилась на землях феодалов. Таким образом, из пришлых людей образовалась особая группа крепостных крестьян-чагаров. Чагары пополнялись и за счёт рабов и рабынь, отпущенных хозяевами. Об этом говорит и следующее обстоятельство: в Нижнем Дженгутае часть Чагар-аула называется Гуржи-аулом (кварталом грузин). В этой части села жили пленные грузины. Название Гуржи-аул типично для Дагестанатой эпохи, так как тогда часто объектом набегов была Грузия, а захваченных там пленников горцы на первых порах держали в качестве рабов. Следует сказать об одной кумыкской поговорке, которую дженгутаевцы помнят до сих пор. «Чагарлар тервенсе, бийлер таиб ёл бере» (Если чагары двинутся, то беки уходят прочь, дают дорогу).
Квартал Телек-аул назван так потому, что образован переселенцами из аварского села Телетль. Предположительно переселение произошло сто лет назад, тоесть в последние годы движения горцев под руководством Шамиля или в первые годы после его пленения. Потомки переселенцев, хотя и забыли аварский язык, хорошо знают, что являются выходцами из Аварии.
Гурен-аул. Этот квартал расположен на возвышенной части аула. Раньше там, как на господствующем месте, жили бии, беки. Сейчас это центр аула.
Балта-аул в переводе «Топорный аул». Название, вероятно, связано с тем, что горцы, подготавливая место для будущего села, вырубали лес.
Етти казан-аул в переводе означает «Квартал семи кастрюль».
Мажагат-аулрасположен недалеко от базара. По преданию, когда прадед дженгутаевца Гасана собрался поставить здесь дом, прохожий обратился к нему с вопросом, что, мол, собираешься делать? Получив ответ, незнакомец пожелал удачи и добавил: «Мажагат-аул болсун» (Пусть будет дальний аул). Квартал на самом деле самый дальний в селе: он находится за речкой Ал-озен.
Нижний Дженгутай являлся столицей Мехтулинского ханства. В
начале 1740-х гг. Нижний Дженгутай являлся центром антииранского сопротивления, в 1818г. селение было разорено войсками А.П.Ермолова в наказание за активное участие в начальном этапе Кавказской войны. В годы гражданской войны селение оказалось в самом центре военных действий.
В 1861 году здесь была открыта одна из первых в Дагестане русская школа для детей горцев. Она была создана по инициативе штаб-лекаря И.С Костемировского. Преподавали в школе сам И.С.Костемировский и его помощник аптекарь. Детей учили говорить и писать по-русски, обучали арифметике, им сообщались основные сведения по географии, истории и т.д. В первый год там обучалось всего 14 человек, среди которых были и два сына Хаджи-Мурата (наиб имама Шамиля) - Гулла и Абдул-Кадыр, которых после гибели отца приютили в полку.Многие враждебно отнеслись к открытию русской школы, но И. Костемеревский, прекрасно знавший психологию горцев, нашел выход. Он пошел на компромисс с местным муллой. Четыре дня дети посещали школу, а остальные три дня ходили учиться читать Коран к мулле.
Кроме чтения, письма и четырех действий арифметики, детей учили медицине, географии, истории. Иногда под аккомпанемент скрипки фельдшера Н. Львова (заведующего полковой аптекой) дети пели и танцевали.
Несмотря на то, что это кумыкское село, в нём очень много тухумов, которые являются выходцами с разных: аварских, даргинских и лакских сёл.
2. Сведения о знаменитых людях Н. Дженгутая.
Уроженцами НижнегоДженгутая являютя: Ибрагим Керимов (1922-2012) народный писатель Дагестана, доктор философских наук. Татам Мурадов (1908-1958) композитор, Мурадова Барият Солтан Меджидовна (1914-2001) актриса театра и кино, народная артистка СССР.Джаякаев Мама-Гаджи, Салават Салаватов (1922-2005) народный художник Дагестана. Ибрагимова Бурлият Акашимовна (1932-) народная артистка РСФСР, народная артистка РФ. Фахретдин Кирзи- Оглы выходец из Нижнего Дженгутая является членом Академии тюркской истории, один из ведущих историков Турции, автор многочисленных монографий по истории древнего Кавказа и Ближнего Востока.
Юсуп Акаев (1922-1949) Герой Советского Союза, лётчик.Родился 14 августа 1922 года в селении Нижний Дженгутай Буйнакский район Дагестанской АССР в крестьянской семье. По национальности кумык. Член КПСС с апреля 1944 года. Окончил 7 классов. Работал учителем. 1941 году окончил юридическую школу. В военно-морском флоте с 1941 года. В 1942 году окончил военно-морское авиационное училище. На фронте с сентября 1943 года. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском.
Командир второй авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка. Капитан Юсуп Акаев к июлю 1944 года совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паравоза, 11 танков и много другой боевой техники противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовые выполнения боевых заданий командирования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Акаеву Юсупу Абдулабековичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А также награждён орденами Александра невского, Отечественной войны 1 степени.
С 1948 года майор Акаев Ю.А. в отставке Скончался 19 ноября 1949 года на 28-м году жизни. Имя Героя Советского Союза Ю.А. Акаева носят:
- Улицы Ю. Акаева в пос. Тарки (Махачкала), Шамхал, Султан-Янги-Юрт, Новокаякент, Учкент и др.
- В 2000 году улица Тимирязева в Махачкале была переименована в улицу Ю.Акаева.
- школа №7 в городе Кизилюрте
- совхоз в селе Учкент Буйнакского района Дагестана.
- Базовый тральщик «Юсуп Акаев», Каспийская флотилия
Памятник Герою установлен около Буйнакского педагогического училища.
Из информации, полученной нами от учителя истории Гусейновой нанам бурганитдиновны мы узнали, что семья Юсупа Акаева жила в квартале Балта-аул по соседству с ней. Отца его звали Абдулабек, его дом и дом брата Абдулабека сейчас находятся на уже переименованной в честь героя улице Балта-аула.
Благоприятные природные и климатические условия способствовали развитию земледелия и животноводства. Земледелие было основным занятием. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, кукурузу. Джунгутайцами исстари были известны трёхпольная система и искусственное орошение полей. Основными орудиями труда были деревянные плуги с железным лемехем, соха, деревянные бороны, молотильные доски. Прополка производилась мотыгой или руками. Значительную роль в организации сельскохозяйственных работ играла так же взаимопомощь родственников или соседей. Этот обычай называется булкъа.
3. Нижний Дженгутай в годы Великой российской революции и гражданской
войны.
Нижний Дженгутай можно назвать аулом революционеров – борцов за Советскую власть.Участниками революционного движения были: Юнусов Бахтигерей, Чопанов Изи, Джаякаев Джаякай, Мама – Гаджи Джаякаев и многие другие.
В годы революции и гражданской войны трудящиеся Нижнего Дженгутая принимали самое активное участие в революционных и военных действиях. Одним из известных революционеров села Нижний Дженгутай является Мама – Гаджи Джаякаев. Он родился в 1852 году. Проживал в квартале Етти – къазан аул. В январе 1918 года дженгутайцы во главе с Мама-Гаджи Джакаевым выступили против имама Гоцинского. Столкновение произошло вДжума мечети. Имам спасся бегством. Весной и летом 1918 года в здании школы располагался штаб Аркаского фронта. В конце 1919 года деникинцы арестовали Мама – Гаджи и его друзей. Красного командира допрашивал сам Нюгьбек Тарковский. Один из главных врагов советской власти Тарковский предпринял все меры, чтобы не упустить Мама – Гаджи. Холодным декабрьским днем в Темир – хан – Шуре на базарной площади их повесили. Мама – Гаджи был непоколебим и мужественным перед врагами. Он являлся примером для остальных. Перед смертью он выкрикнул: « Сав къалгъанлар, бизин къаныбызны ерде къоймагъыз!» Тоесть Оставшиеся отомстят за нас.
О материальной культуре, обычаях и традициях моего села (по материалам краеведческих музеев села и полевым материалам)
Дженгутаевцы строго соблюдают обычай гостеприимства. Самым традиционным блюдом является хинкал. Готовят также разнообразные супы (шорпа). Из вторых блюд распространены пельмени (кюрзе), голубцы (долма), плов (аш) и т. д.
Невозможно не отметить национальную одежду для невест и праздничную одежду горянок Нижнего Дженгутая. Кумычки Нижнего Дженгутая носили платье-кабалай. Оно состоит из двух частей: верхнее платье имеет длинные крылья рукава, другое платье надевается снизу. Для Дженгутаевских кумычек характерен головной убор-тастар, плетённый из одной нити. Технология его плетения очень сложна – одной спицей. На сегодня не многие кумычки владеют этой техникой плетения. Нарядные платья дополнялись различными украшениями. Невесты надевали платье-кабалай белого цвета. Но существовала и повседневная одежда. Оно состояло из платья-рубахи, штаны (шарбар) и платье арсар, а повседневным головным убором был чуткъу. На ноги надевали кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника.
Интересным, на наш, взгляд является факт наличие в Нижнем Дженгутае двух краеведческих музеев, сельского и школьного. Сельский музей существует более 15 лет, а школьный музей начал функционировать год назад. Тем не менее в этом музее мы увидели достаточно много интересных экспонатов, в том числе посвященных Ю.Акаеву.
Богатый материал сельского музея отражает особенности хозяйственной деятельности, материальную культуру и быт моего села. Например, такие экспонаты как кёрюк для выпечки уй аша, объемное цилиндрическое хранилище для зерна, глиняное хранилище для кукурузной муки говорят, о богатой земледельческой культуре села. С этим фактом можно связать наличие в Дженгутае переселенцев из аварских и других сел горного Дагестана-ведь Дженгутай был житницей для многих соседних территорий в тяжелые годы войн и голода. В наше время, когда наблюдается массовый отток сельского населения в города в Н. Дженгутае живут и работают большинство сельчан в том числе молодежь.
Заключение
Немного о моей семье. Мой тухум относится к тухуму Абсаидовых. По рассказу моего дедушки Османа, он служил в начале 60-х годов в Свердловской области и на Украине в авиационной части в звании сержанта. После этого он многие годы работал шофером, механизатором в дорожном строительстве. А бабушка Патимат до сих пор продолжает работать в больнице города Буйнакска. Они являются ветеранами труда, имеют грамоты за добросовестный труд, хотя они не любят говорить об этом из-за своей скромности.
В моем тухуме нет выдающихся людей известных на всю республику. Но я считаю, что главное богатство рода, тухума это дружба, постоянная связь поколений и взаимная поддержка. Мы это стараемся соблюдать и по сей день, чем я и горжусь. Я считаю, что историю делают не только выдающиеся личности, но и народ, который строит, учит , создает материальные и духовные ценности.
Список литературы
1. Абдусаламов Магомед-Паша Балашович Кумыкские феодальные владения в политической жизни Дагестана в первой половине XVIII века. Махачкала, 2007
2. Акбиев А. Кумыки. Вторая половина ХVII- первая половина ХVIII века. Махачкала, 1998
3. Алиев Б.Г. Историческая география Дагестана XVII-нач. XIXв. Махачкала, 1999.
4. Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. Махачкала, 2001
5. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1987
6. А.М. Умаханова. Хореографическое искусство кумыков. Махачкала. 1991.
7. Булач Гаджиев Буйнакский район в истории и легенда Махачкала, 1965
8. Гаджиев Б.И. Темир-Хан-Шура.Буйнакск, 1992
9. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX вв. М., 1985
10. Гаджиева С.Ш. О сословных отношениях кумыков в первой половине XIX века. Махачкала, 1967
11. Хасбулатов Х.М. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 2012
12. Сотавов М.Н. Крымское ханство в русско- турецких отношениях в XVIII в. (1700-1783) в свете влияния их на Дагестан. Махачкала, 2010
13. Семенов Н. Очерки народных обычаев кумыков Терской области. Спб., 1895
14. ШихалиевДевлет-Мирза Рассказ кумыка о кумыках
15. Хашаев X -М О Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961.
16. Хашаев Х.М Феодальные отношения в Дагестане ХIX начало XXвв. М., 1967
Размещено на Allbest.ruРЕЦЕНЗИЯ
на исследовательскую работу по краеведению ученицы 9 класса __________
МБОУ СОШ № 48 г. Махачкалы
«Историко-этнографическое описание селения Нижний Дженгутай»
Представленная работа состоит из введения, где обосновывается актуальность исследования и четырех частей.
В первой части даются интересные сведения об истории происхождения селения, ее географическом положении. Автор в контексте раскрытия вопроса происхождения селения касается некоторых дискуссионных моментов, высказывает свои уточнения, что является итогом анализа изученного полевого и научного материала.
Во второй части работы содержатся краткие сведения о некоторых знаменитых исторических личностях села. Известная информация о них дополняется сведениям, добытыми на основе сбора полевого материала в селении Н. Дженгутай.
В третьем разделе, содержащем сведения о селе периода великой российской революции и гражданской войны акцентируется внимание на то, что Н. Дженгутай был центром важнейших событий этого периода.
Четвертый раздел посвящен быту и материальной культуре селения. Это часть работы – результат информации, собранной и систематизированной самим авторам.
В заключении автор приводит сведения об истории своей семьи и подчеркивает важность крепости семейных традиций, связи семьи с историей народа.
Содержание работы соответствует критериям исследовательской краеведческой работы. При выполнении работы исследованы не только научные материалы, но и богатый полевой материал, что является несомненным достоинством исследования.
Работа может быть успешно представлена на участие в краеведческих конкурсах различного уровня.