Исследовательская работа«Фольклор жителей с. Ружное Карачевского района Брянской области. Руженский фольклорный хор.»


Российская Федерация
Администрация Карачевского района Брянской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
242513 Брянская обл., Карачевский р-н., д. Лужецкая, ул. Школьная, д.1
тел.8-(48335) 9-64-34, e-mail: revenskay_shcola@mail.ruОбобщение опыта
по духовно-нравственному воспитанию.
Исследовательская работа
«Фольклор жителей с. Ружное Карачевского района Брянской области.
Руженский фольклорный хор.»Автор: Мягкова Галина Михайловна,
зам. директора по ВР.
2015-2016 учебный год
Содержание1. Введение: стр. 31.1. Актуальность темы;1.2. Цель и задачи;2. Изучение проблемы: стр. 52.1. Знакомство с фольклором и культурой жителейсела Ружное Карачевского района Брянской области.3. Заключение, выводы стр.74. Презентация.
ВВЕДЕНИЕ
^ 1.1 Актуальность темы «Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем легче, тем более глубоко и радостно
поймем великое значение
творимого нами настоящего». (А.С. Кабанов)
Фольклором называют устное народное творчество. Из самого названия видно, что любое фольклорное произведение создается всем народом. Недаром слово «фольклор» происходит от английских слов «folk» - «народ» и «lore» - «мудрость», то есть народная мудрость. Источником фольклора явилась народная жизнь. Она впитала в себя разнообразие фольклорных жанров. Нам известны различные фольклорные произведения: былина, сказка, частушка, потешка, дразнилка, народная песня.
Духовно-нравственное воспитание и образование в Российской Федерации является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса, направленного на формирование всесторонне развитой личности. Основная трудность духовно-нравственного воспитания и образования в XXI веке – ослабление связей с национальными, духовно-культурными традициями.
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор – всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальными, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле.
Легендарный фольклорист с почти полувековым стажем экспедиционной работы Андрей Сергеевич Кабанов любил говорить о том, что «традиция способна возродиться из зерна». Когда кажется, что все вокруг выжжено, выхолощено, уничтожено до основания, тогда сила и глубина народной памяти, мудрости, народного опыта позволяют восстановить если не всё, то многое, даже из единственного, чудом сохранившегося где-то в укромном уголке зернышка. Традиция очень живуча. Как наше ДНК, она имеет огромный запас прочности, потому что от того, насколько крепка народная традиция, зависит жизнь, существование самого народа. Это стержень, на который все мы опираемся, даже не зная об этом, не задумываясь, просто неся этот стержень вместе с генетическим кодом.
Собирателем и хранителем фольклора жителей Карачевского района и с.Ружное, в частности, - является Руженский фольклорный хор , который в 2014 году отметил свое 50-летие. Участницы хора, сохраняя традиции прошлого, пытаются возродить самобытную культуру нашего народа. Справедливости ради нужно сказать, что наши предки гораздо
тоньше нас «чувствовали» жизнь, ее краски, даже настроение, которое создавал фольклор. Знание корней своего народа необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и эстетические достоинства.Так как фольклор представляет собой своеобразное явление народной культуры, в нем естественно преобладают черты, возникшие на местной русской почве, восходящие к быту древней Руси, куда вошли некоторые заимствования у других народов. При этом характерной особенностью русского национального фольклора остается удивительное многообразие в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местных особенностей.В настоящее время особенно актуальна проблема воспитания человека, обладающего большим нравственным потенциалом, безусловной ценностью для которого является принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам. Именно такие исследования составляют основу развития национальной культуры. Ведь образованность это не только передача знаний, но и воспитание человека через изучение своих исторических корней. Изучение многовекового этнокультурного наследия: народной культуры, обрядов несет в себе свет добра, милосердия, народной мудрости; формирует стремление к нравственности, духовности, любви к малой родине.Именно поэтому данная тема ,на мой взгляд, является актуальной.
^1.2. Цели и задачи исследования
Цель работы:Познакомиться с фольклором местных жителей и историей создания Руженского фольклорного хора.
Задачи исследования:1) Знакомство с фольклором вообще и с культурой местных жителей в частности;2) Изучение истории создания Руженского фольклорного хора;
3) Собирание руженских песен, местных обрядов и обычаев;
4) Сохранение традиций.
^2. Изучение проблемы
2.1. Знакомство с фольклором и культурой русских жителей села Ружное Карачевского района Брянской области
В живописном уголке Карачевской земли, среди полевого раздолья и в окружении лесов, расположилось красивое русское село Ружное. Бурные исторические события не смогли помешать народу пронести через века одно из самых драгоценных своих сокровищ – песни, которые облегчали тяжелую работу, веселили в праздники, помогали в лихую годину. Из глубины веков песня донесла нам память о людях, незримыми нитями связала времена.Село Ружное - зона экспедиционной работы большинства фольклористов и этнографов Центральной России. Именно здесь сохранились в первозданной чистоте народные обычаи, обряды, старинная праздничная одежда и традиции многоголосного распева.Руженский хор – это история села, носитель и хранитель исполнительской традиции, «настоящий кладезь местного фольклора».
Фольклорный хор с. Ружное был организован в 1964 году. Русский народный фольклорный увидишь нечасто, да еще такой самобытный, естественный, в местном традиционном наряде. Выйдут на сцену женщины в ярких опоясках, в сверкающих кокошниках и орлянках, взмахнут кумачами,и словно вздох печали, радости и откровения поплывет по враз притихшему залу.
Сильные, стройные голоса овладевают душами слушателей, заставляют сопереживать, наслаждаться красотой русской песни. Их исполнительской манере присущи мелодичное мышление и сложный для восприятия язык. Слушая их, возникает ощущение свободного мелодического пересказа содержания песен. Репертуар хора включает в себя такие песни: «Кукушка», «По песку вода бежит», «Коростель», «Куковала кукушечка», «В огороде верба рясна», «Ехал мой миленький с Дону», «Лена», «Несчастная наша доля», «Пойду молода ко Дунаю» и другие.
Лучшие образцы руженских песен исполняют известные фольклорные коллективы Брянска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России , что говорит о несомненной эстетической и научной ценности руженской народной песни. В 1964 году Н. А. Сарамуд организовала этот хор. Сейчас широко известен не только в Брянской области, но и далеко за ее пределами обновленный состав возрожденного Руженского фольклорного хора. Его возглавляет руководитель, учитель Ревенской средней школы Мягкова Галина Михайловна.
В репертуаре хора очень много песен о несчастной женской доле, о любви,о тяжелом крестьянском труде, о красоте природы. Здешние песни напоминают о том, что руженские переселенцы своим ремеслом считали не военные походы и набеги, а хлеборобство.
Весна-краснаПо заречью шла
«Что ты нам принесла?»
А я вам принесла три угодьица.
Первое угодье-пастушок в поле.
Второе- и с сошками, и с боронками,
А третье угодье – аржаное жать,
Яровое дожидать.
Известны песни на балладные сюжеты, которые очень любят исполнять участницы хора. «Лена», «Галя», «Я - сирота» и другие. Тексты на эти сюжеты известны в разных районах и областях, но руженцы исполняют их на свой манер и мелодию.
Веселых и игровых песен в репертуаре очень мало.
Рассказы о мифических существах очень популярны среди детей разных возрастных групп. В основном это рассказы о покойниках и приведениях. У взрослых бытуют истории о колдунах, ведьмах, домовых, популярны сюжеты о лешем, о знахарском лечении .Широкое распространение имеет обрядовая поэзия (описание обрядов). Сюда относятся: гадания, , приметы, календарные праздники и обряды, народная магия, свадебные и похоронные обряды, а также свадебные венчальные песни. Очень известны и бытуют на селе обряд выгона скота на Егорьев день, престольный праздник села «Афанасий (зимний и летний)», пасхальные куличи и крашеные яйца, яичница на Кукушки, масленичные гостевания от улицы к улице, такие же гостевания и на Пасху.Активно бытуют гадания, особенно святочные. Это и бросание валенка через ворота, и гадание с зеркалом, курицей, загадывание на суженного ряженного с помощью колодца из щепочек. Гадают обычно незамужние девушки. В гадания верят люди разных возрастов, а старшее поколение подтверждает эту веру рассказами о сбывшихся предсказаниях,жителям хорошо известны разные приметы. Сохраняется вера в них.В здешних местах бытуют лечебные заговоры. Например, от зубной боли, сглаза, испуга, порчи, чирья, ячменя, грыжи, бородавки, кровотечения.Необрядовая лирика - описания вечерок, хороводов и других форм развлечений. Пожилые жители хорошо помнят вечерки и молодежные игры, песни, которые их сопровождали. Село Ружное можно смело назвать кладезем частушек, причем некоторые из них очень колоритные . Участницы хора поют их наперепев ( кто кого перепоет).
Те, кому довелось видеть выступления коллектива, отмечают его самобытность, непохожесть на другие певческие объеденения. Особым богатством и гордостью является старинный руженский костюм 19 века, который , как правило, передается по наследству, тщательно сбереженный на протяжении многих лет и от огня войны, и от пожаров, и от жизненных неурядиц. Как зеницу ока берегут женщины этот наряд, хранят его историю.
3.Заключение и выводы
«Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет,но отнимите у современного человека этотнажитой скарб обрядов, обычаев, всякихусловностей, и он все забудет, всему разучится,и должен будет начинать сначала».В.О.КлючевскийМода постоянно меняется из века в век и даже из месяца в месяц. Непостижима в своем богатстве и разнообразии музыкальная палитра страны. Оглядываясь в прошлое, можно увидеть самые причудливые составляющие русского фольклора. Но он неподвластен моде и течению времени.
И, все-таки, как хорошо, что в огромном музыкальном мире не затерялся фольклорный хор из небольшого села Ружное Карачевского района Брянской области. Верится, что его родниковым песням суждено еще долго жить.Поставленную перед собой цель: знакомство с фольклором и культурой русских жителей села Ружное Карачевского района Брянской области я выполнила и могу сказать, что этоявление сложное, многообразное и очень интересное. Так как и по сей день многие из нас поют народные застольные песни, используют некоторые обряды и гадания, значит русский фольклор у жителей нашей местности жив и еще будет жить.
И какое счастье понимать, что не умрут, не затянутся илом времени народные роднички. Участницы детского фольклорного ансамбля «Росинка» нашей школы с удовольствием разучивают песни из репертуара местных бабушек, знакомятся со знаменитым руженским свадебным нарядом 19 века, понимая, что такое богатство не должно исчезнуть со временем. Пусть долго живет возрожденная песня, доставляя неизъяснимое наслаждение, заставляя сильнее биться сердце.