Методическая разработка урока по окружающему миру: Как правильно заботится о здоровье


Открытый урок:
«Как правильно заботится о здоровье».
Направление – начальная школа
Предмет – окружающий мир
Тема: Здоровье, прежде всего.
Тип урока: Комбинированный.
Дидактическая цепь: Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Цели и задачи:
Обучающие: формировать желание учащихся заботиться о своём здоровье, применять правила закаливания, соблюдать режим дня.
Воспитывающие: обобщить и расширить знания детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, способствовать формированию у учащихся навыков здорового образа жизни; соблюдать режим дня.
Развивающие: развивать мотивационную и эмоционально – волевую сферу личности, внимания и интереса к предмету.
Оборудование:
  мультимедийный проектор, экран;
  карточки для работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня  у  нас  урок  посвящен  здоровью  человека.
Сейчас  вы  не  просто  зрители, мы  с  вами   выведем  формулу  здоровья. Давайте  уточним, что же  такое  здоровье.
II. Сообщение темы и цели урока.
Вообще вы уже знаете, что здоровье прежде всего. И каждый человек хочет быть красивым, здоровым и умным.
Здоровье – это  не  просто  отсутствие  болезней, это  состояние физического, психического, социального благополучия.
Пожалуйста, поднимите  руки, кто  никогда  не  болел?
А  кто  болел  1  раз?
А  кто  болел 2 раза?
Посмотрите, мы  привыкли  к  тому, что  человеку  естественно  болеть! А  ведь  это  неверная  установка!
Давайте  изменим  установку  и  запомним, что  человеку 
естественно  быть здоровым!
II. Актуализация опорных знаний.
Ученые  считают, что  человек  должен  жить  150-200  лет (так  древние  греки  считали, что  умереть  в  70  лет, значит умереть в колыбели).
Сегодня  медики  утверждают, что наше  здоровье  зависит  от  нашего образа жизни: наших  привычек, от  наших  усилий  по  его  укреплению.
1.Речевая зарядка.
                          Если  будешь  ты  стремиться
                          Распорядок  выполнять –
                          Будешь  лучше  ты  учиться,
                          Лучше  будешь  отдыхать.
 
А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы.
А чтобы научиться беречь время, нужно правильно организовать свой режим  дня.
Правильный режим дня школьника — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющиеся изо дня в день жизненные процессы. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима «включались» строго последовательно в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. Соблюдающие режим дня люди быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают.
В суточном бюджете времени выделяют следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия: музыка, чтение художественной литературы, занятия иностранным языком и др., самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом.
Главные  правила — разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание — должны соблюдаться во всех случаях.
В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографировать» свой день: на листке бумаги слева записывать каждое даже самое маленькое дело, а справа — указывать потраченное на него время. Например: «Делал домашнее задание по математике — 25 минут». «Ходил в библиотеку — 45 минут».
Вечером просмотреть записи и определить, где и когда время было потрачено зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потери времени не было. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем.
А где же физические нагрузки? По мнению ученых, ежедневные физические нагрузки замедляют старение организма  и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни.
Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
Однажды ученые поставили эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой группе предстояло пролежать 20 дней неподвижно.
И что получилось: у тех, кто лежал, появилось головокружение, они не могли долго ходить, им было тяжело дышать, пропал аппетит, они стали плохо спать, снизилась работоспособность.
III. Первичное закрепление.
Стихотворение С. Островского  «Будьте  здоровы».
                     Ты с красным солнцем дружишь,
                     Волне прохладной рад.
                     Тебе не страшен дождик,
                     Не страшен снегопад.
                     Ты ветра не боишься,
                     В игре не устаешь.
                     И рано спать ложишься,
                     И с солнышком встаешь.
                     Зимой на лыжах ходишь,
                     Резвишься на катке,
                    А летом – загорелый,
                    Купаешься в реке.
                    Ты любишь прыгать, бегать,
                    Играть тугим мячом.
                     Ты вырастешь здоровым,
                    Ты будешь силачом.
 
Итак, физическая  нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят большую пользу в том случае, если они выполняются  постоянно, систематически: по 1часу в  день 7 раз в неделю.
Зарядка должна стать для вас ежедневной привычкой. Некоторые идут дальше и по утрам обливаются холодной водой, что очень полезно человеку. Нужно обязательно закаляться. Но идти к этому нужно постепенно. Сначала умываетесь холодной водой, потом месяца 3–4 обтираетесь холодным полотенцем, и лишь после этого можно начинать обливаться холодной водой.
Банальная истина – 30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуляетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол. Просто это должно быть каждый день. С физкультурой нужно дружить.
Любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение.
Академик Павлов назвал это «мышечной радостью».
По мнению ученых, при физических усилиях вырабатываются  в мозгу вещества, приводящие к эйфории. Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танцы, все, что угодно.
Признаком здоровья считается хороший аппетит, однако с детства не следует приучаться к обжорству.
Древнегреческий  философ Сократ, дал  человечеству  хороший  совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
Питание должно быть разнообразным. Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными целебными травами. Ягоды, фрукты, овощи – основные  источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей.
В рационе должно быть ограничено количество соли, сахара, животных жиров.  
Забота о здоровье - это еще и умение правильно рассчитывать свои силы и возможности.
Спать необходимо не менее 7 часов в сутки. Так что ложитесь пораньше, вставайте на рассвете, и хорошее настроение легче будет сохранить до вечера, а оно, как известно и создает психологическое и душевное благополучие.
Зная это, не все и не всегда стараются изменить свой образ жизни. Что же нам мешает? Какую причину считают главной? Чтобы побороть лень, нужно поставить перед собой цель и добиваться ее, во что бы то ни стало.
Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
- А знаете ли вы, какие болезни сейчас самые распространенные?
- Сейчас много компьютеров, телевизоров, мобильные телефоны, а они вредны для здоровья.
- Да. Компьютер, телефон и телевизор излучают вредную радиацию, а кроме того, компьютер очень сильно влияет на зрение.
- Так что ими нельзя пользоваться?
- Пользоваться, конечно, можно. Но нужно знать как. Полчаса работы на компьютере, а потом обязательно перерыв не менее получаса. Работайте за компьютером в специальных очках, которые будут защищать ваши глаза. Не смотрите телевизор более 2 часов.
Прислушайся!
Когда хотят, чтоб вещь служила
Нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните, как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни ты десяток строк:
Глаза поранить очень просто —
Не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя —
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть,
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану!
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят,
Что приносят пользу.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко!
И над партой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до наших глаз —
Ровно 40 сантиметров!
Глаз в темноте не напрягай,
Их здоровья не лишай!
 Физкультминутка.
Если у вас устали глаза во время чтения книги, подготовки уроков, проведите зарядку для глаз. Давайте разучим упражнения, снимающие утомление с глаз:
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек; затем открыть (5-6 раз).
2. Быстро поморгать в течение 1-2 минут.
3. Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 мин.
4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко (3-4 раза).
 
И в заключение попробуем составить основные положения формулы здоровья.
IV. Проверка полученных знаний
Что нам даёт здоровье?
 Физический комфорт.
 Возможности:
Учиться
Работать
Познавать мир
Обладать материальными и духовными ценностями.
Пять правил в жизни соблюдай
И на земле увидишь светлый рай.
В делах мирских не возмущай покой,
Зря не рискуй своею головой.
Здоровье береги, как ценный клад
Живи в достатке, но не будь богат.
V. Итог урока:
Что же можно и нужно, а что нельзя? (ребята показывают ответы на карточках).
НУЖНО:
Почаще есть рыбу, овощи, фрукты.
Пить воду, молоко, соки, чай.
Заниматься спортом.
Как можно больше ходить.
Дышать свежим воздухом.
Спать достаточно.
Проявлять доброжелательность.
Чаще улыбаться.
Любить жизнь.
НЕЛЬЗЯ:
Переедать.
Много есть жирной, сладкой и соленой пищи.
Смотреть часами телевизор.
Сидеть дома.
Поздно ложиться и вставать.
Быть раздражительным.
Терять чувство юмора.
Унывать, сердиться, обижаться.
Постарайтесь следовать этой формуле здоровья, и вы на долгие 
годы сохраните молодость и красоту. Вывод  напрашивается  сам: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л. Н. Толстой.
Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье – быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты.
VI. Домашнее задание:
Попробуйте расписать свой день по часам.
Литература:
1.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
2.Журнал: Начальная школа № 5, 2008г., № 5, 2010г.
3.С. Островский. Стихи.
4.Журнал: Здоровье. №3, 2009г.