Учебная программа 10-11 класс (170+170 часов)


Учебная программа
по физике для 10 - 11 классов на 340 часов (170+170 часов)




























г. Кемерово 2011г.
Пояснительная записка

В общей системе естественно-научного образования современного человека физика играет основополагающую роль. Под влиянием физической науки развиваются новые направления научных исследований, возникающие на стыке с другими науками, создаются техника и технологическая база инновационного развития общества.
Содержание учебного предмета «Физика» в структуре содержания общего среднего образования, его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.
Данная программа составлена для изучения физики профильного уровня в 10 – 11 классах и рассчитана на учащихся, имеющих устойчивый интерес к предмету и решивших после окончания школы выбрать военную профессию, связанную с дальнейшим изучением физики и техники, в частности радиоэлектроники. Обучение физике в 10 – 11 классах направлено на обеспечение подготовки к поступлению в ВУЗ и продолжению образования, а также подготовке к профессиональной деятельности, требующей качественных знаний в этой области.
При изучении физики по данной программе к учащимся предъявляются более высокие требования к теоретическим знаниям по сравнению с обязательным уровнем, причем основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Так как в кадетский корпус приходят учащиеся с различным уровнем подготовки, то в данной программе уделено внимание повторению, обобщению и систематизации знаний, как на первом курсе обучения, так и на втором. При обучении по этой программе очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки и способствует развитию способностей каждого ученика в зависимости от его учебных возможностей.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для профильного изучения физики отводится 340 часов за два года обучения, по 5 часов в неделю.
Тематическое планирование составлено к учебнику Физика 10, Физика 11, автора Мякишева Г.Я. на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала авторов В.С. Данюшенкова и О.В. Коршуновой, опубликованного в книге Физика 10-11классы, Москва, «Просвещение», 2007.

Обязательные результаты обучения курса «Физика» в кадетском корпусе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья.






Общая характеристика учебного предмета.

Изучение физики как общеобразовательного предмета в кадетском корпусе является средством развития умственных способностей кадет, а также способствует передаче им определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формирует умения применять теоретические знания на практике.
Физическое образование в кадетском корпусе наряду с гуманитарным, социально-экономическим и техническим обеспечивает всестороннее развитие личности кадета, готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни. Оно вносит свой вклад в достижение общей педагогической (методической) цели Кадетского корпуса радиоэлектроники, обеспечивая усвоение кадетами основ науки, развитие мыслительных и творческих способностей, формируя научное мировоззрение.
Преимущественной целью изучения физики является подготовка кадет к выполнению ориентировочной, конструктивной деятельности в естественнонаучной и технической областях, что предполагает изучение физики, прежде всего как прикладной науки, способствующей познанию и преобразованию окружающего мира с учетом природных закономерностей. (Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 5.04.2001 г. №338/13-13).

В задачи обучения физике входят:
развитие мышления обучающихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение кадетами идей единства строения материи, неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
На повышении эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории. Отсюда вытекает повышение требований к умению кадет применять основные, исходные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок.
Содержание учебного предмета «Физика» строится на основных дидактических принципах развивающего обучения и воспитания (научности и доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой и др.) и следующих частнометодических принципах:
линейного построения, предполагающего изучение учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся, их познавательными и возрастными возможностями;
деятельностного подхода, предусматривающего теоретическую и экспериментальную учебно-познавательную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, формирование умений выдвижения гипотез, выбора моделей и установления границ их применимости, а также интерпретации результатов наблюдений и экспериментов;
гуманизации и гуманитаризации, предполагающих изучение физики в контексте общечеловеческой культуры и исторического развития цивилизации.
Значение изучения физики в ККРЭ неоспоримо, так как большинство его выпускников связывают своё дальнейшее обучение в военных вузах связи, а физика дает основы для изучения таких предметов, как радиоэлектроника, антенны и распространение радиоволн, полупроводниковая техника и т.д.
При изучении физических теорий формируются знания кадет о современной научной картине мира. В содержании курса физики отражены теоретико–познавательные аспекты учебного материала – границы применимости физических теорий и соотношения между теориями различной степени общности, роль опыта в физике как источника знаний и критерия правильности теорий, сведения из истории развития науки. Воспитанию кадет служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса, из истории развития науки (учения о полях, взглядов на природу света и строение вещества).
В программе отражена роль развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х. Ленца, Дж. Максвелла, А.С. Попова, А Эйнштейна, А.Г. Столетова, М. Планка, П.Н. Лебедева, Э.Резерфорда, Н. Бора, И.В. Курчатова.
Программой определен круг основных вопросов, знания которых необходимы кадетам. К ним относятся:
физические идеи, опытные факты, понятия, законы, которые учащиеся должны уметь применять для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств и т.д.
приборы и устройства, которыми учащиеся должны уметь пользоваться; физические величины, значения которых они должны уметь определять опытным путем и др.
основные типы задач, формулы, которые кадеты должны уметь применять при решении вычислительных и графических задач; физические процессы, технические устройства, которые могут являться объектом рассмотрения в качественных задачах.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Для достижения поставленных целей обучения по предмету каждая тема
изучается по системе, включающей классные уроки различных типов:
комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления и систематизации, урок контроля знаний, а так же практические лабораторные занятия. Внеклассные мероприятия (предметные недели, викторины, КВН, и. т.д.) органично включаются в общую систему изучения физики.
Для решения задач обучения применяются следующие формы и методы
работы:
- для изучения нового материала – информационно-рецептивные методы (лекции, рассказ - беседы);
- для закрепления и систематизации учебного материала используется проблемно – поисковые, исследовательские методы, методы диалогического общения (диалог, эвристическая беседа, дискуссия, полемика, групповые формы работы).
После изучения наиболее сложных тем с целью закрепления, углубления учебного материала и формирования практических навыков работы с измерительными приборами проводятся фронтальные лабораторные работы. Кадеты обрабатывают полученные экспериментальные данные, делают выводы, оформляют отчет и защищают его.
Изучения тем завершаются проведением контрольной работы, охватывающей разные аспекты учебного материала изученной темы.
Контрольные работы, как правило, разноуровневые, адаптированные к уровням знаний на «уд», «хор», «отл».
Завершение изучения курса физики в 11 классе осуществляется обобщающем повторением и проведением итоговой контрольной работы.
При разработке программы так же использовались документы:
Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 5.04.2001 г. №338/13-13;
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.
Требования к уровню подготовки выпускников
Программа по физике. Авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова./ Программы общеобразовательных учреждений Физика 10-11классы Москва «Просвещение» 2007

Обучение ведется по учебнику:

МякишевГ.Я. Физика:Учеб. для 10 кл. общеобразоват.учреждений/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.- 17-е изд.- М.: Просвещение, 2010 г.
МякишевГ.Я.Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват.учреждений/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.- 17-е изд.- М.: Просвещение, 2010 г.






II. Учебно-тематический план
10 класс
Наименование разделов и тем занятий
Всего часов
Классный
урок
лабораторные
работы
Обоб.
Занят.
Контр
занят.

I полугодие

Раздел 1. Введение. Основные особенности физического метода исследования

Тема 1.Введение. Основные особенности физического метода исследования
3
3




Раздел 2. Механика 57 час

Тема 2. Кинематика материальной точки.
19
19




Контрольная работа №1
1



1

Тема 3. Динамика материальной точки.

19
18
1



Контрольная работа №2
1



1

Тема 4. Законы сохранения
12
11
1



Тема 5. Статика.
4
4




Контрольная работа №3
1



1

Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика. 51 час

Тема 6. Основы молекулярной физики
4
4




Тема7. Температура. Энергия теплового движения молекул.
4
4




Тема 8. Уравнение состояния идеального газа.
11
9
2



Контрольная работа №4
1



1

Итого за I полугодие:
80
72
4
-
4

II полугодие

Тема 9. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела.
10
9
1



Тема 10. Термодинамика.
20
20




Контрольная работа №5
1



1

Раздел 4. Электродинамика. 74 часа

Тема 11. Электростатика.
13
13




Контрольная работа №6
1



1

Тема 12. Постоянный электрический ток.
18
16
2



Контрольная работа №7
1



1

Тема 13. Электрический ток в
различных средах.
16
15
1



Контрольная работа №8
1



1

Тема 14. Обобщающее повторение
9


9


Итого за II полугодие
90
73
4
9
4

Всего:
170
145
8
9
8


11 класс

Наименование разделов и тем
занятий
Всего часов
Классный
урок
Лабораторные раб.
Отчетность (контр.)

Раздел 4. Электродинамика.74 часа

1.
Тема 15. Магнитное поле.
11
10
1


2.
Контрольная работа №1.
1


1

3.
Тема 16. Электромагнитная индукция.
11
10
1


4.
Контрольная работа №2.
1


1


Раздел 5. Колебания и волны. 31 час

5.
Тема 17. Механические колебания.
6
5
1


6.
Контрольная работа №3.
1


1

7.
Тема 18. Электромагнитные колебания
10
10



8.
Контрольная работа №4.
1


1

9.
Тема 19. Производство, передача и использование электрической энергии.
2
2



9.
Тема 20. Механические волны
4
4



10
Тема 21. Электромагнитные волны.
6
6



10.
Контрольная работа №5.
1


1

Раздел 6. Оптика. 25 час.

11.
Тема 22. Световые волны.
17
13
4


12.
Контрольная работа № 6.
1


1

14.
Тема 23. Излучения и спектры.
6
5
1


15.
Контрольная работа № 7.
1


1


Итог за I полугодие.
80
65
8
7

II полугодие

Раздел 7. Элементы теории относительности. 4 часа

16.
Тема 24. Элементы теории относительности.
4
4



Раздел 8. Квантовая физика. 36 час


Тема 25.Световые кванты.
6
6




Контрольная работа №8.
1


1


Тема 26. Атомная физика.
7
7




Контрольная работа № 9.
1


1


Тема 27. Физика атомного ядра. Элементарные частицы.
20
19
1



Контрольная работа № 10.
1


1

Раздел 9. Строение и эволюция вселенной. 20 час

21.
Тема 28. Строение и эволюция вселенной
19
19



22.
Итоговая контрольная работа.
1


1

Раздел 10. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил. 3час

23
Тема 29. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил.
3
3



Раздел 11. Обобщающее повторение.

24.
Тема 30. Повторение и систематизация пройденного материала.
27
27




Итого за II полугодие
90
85
1
4

25.
Всего часов
170
150
9
11



III. Содержание

Раздел 1. Введение. Основные особенности физического метода исследования.

Тема 1.Введение. Основные особенности физического метода исследования.

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – (выводы-следствия с учетом границ модели) – критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.

Раздел 2. Механика.
Тема 2. Кинематика материальной точки.
Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение. Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Тема 3. Динамика материальной точки.
Основное утверждение механики. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Пространство и время в классической механике. Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость.
Тема 4. Законы сохранения.
Импульс. Законы сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Тема 5. Статика.
Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Взаимодействие тел.
Невесомость и перегрузка.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Виды равновесия.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Фронтальные лабораторные работы
Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
Изучение закона сохранения механической энергии.

Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика.


Тема 6.Основы молекулярной физики.
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Тема 7. Температура. Энергия теплового движения молекул.
Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Тема 8. Уравнение состояния идеального газа.
Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.
Тема 9. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Тема 10. Термодинамика.
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое обоснование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатели внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Фронтальные лабораторные работы
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.
Измерение модуля упругости резины.

Раздел 4. Электродинамика.

Тема 11. Электростатика.
Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Тема 12. Постоянный электрический ток.
Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Тема 13. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p – n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Тема 15. Магнитное поле.
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Тема 16. Электромагнитная индукция.
Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы
Фронтальные лабораторные работы
6.Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
7.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
8.Определение заряда электрона.
9.Наблюдение действия магнитного поля на ток.
10.Изучение явления электромагнитной индукции.

Раздел 5. Колебания и волны.
Тема 17. Механические колебания.
Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Тема 18. Электромагнитные колебания.
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Тема 19. Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Тема 20. Механические волны.
Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Тема 21. Электромагнитные волны.
Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.



Демонстрации
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Сложение гармонических колебаний.
Генератор переменного тока.
Трансформатор.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция электромагнитных волн.
Поляризация электромагнитных волн.
Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.
Детекторный приемник.

Фронтальная лабораторная работа
11.Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.



Раздел 6. Оптика.
Тема 22.Световые волны.
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Тема 23.Излучение и спектры.
Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.


Демонстрации
Интерференция света.
Дифракция света.
Полное внутреннее отражение света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Спектроскоп.
Фотоаппарат.
Проекционный аппарат.
Микроскоп.
Лупа.
Телескоп.

Фронтальные лабораторные работы
12.Измерение показателя преломления стекла.
13.Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
14.Измерение длины световой волны.
15.Наблюдение интерференции и дифракции света.
16.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.


Раздел 7. Основы специальной теории относительности.
Тема 24. Элементы теории относительности.
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.





Раздел 8. Квантовая физика.
Тема 25. Световые кванты.
Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Тема 26.Атомная физика.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Тема 27.Физика атомного ядра.
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.

Фронтальная лабораторная работа
Изучение треков заряженных частиц.



Раздел 9. Строение и эволюция Вселенной.
Тема 28. Строение и эволюция вселенной.
Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Раздел 10. Значение физики для понимания мира
и развития производительных сил.
Тема 29. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил.
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
Раздел 11. Обобщающее повторение.
Тема 14. Обобщающее повторение ( 10 класс).
Основные понятия кинематики. Основные понятия динамики. Законы сохранения. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории. Газовые законы. Начала термодинамики. Электрический ток и его характеристики. Закон Ома для участка и полной цепи. Законы Фарадея.
Тема 30. Обобщающее повторение (11 класс).
Основные понятия кинематики. Основные понятия динамики. Законы сохранения. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории. Газовые законы. Начала термодинамики. Электрический ток и его характеристики. Закон Ома для участка и полной цепи. Закон Джоуля-Ленца. Работа тока. Законы Фарадея. Магнитное поле. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Законы переменного тока. Механические колебания. Электрические колебания. Закон преломления. Дифракционная решетка. Фотоэффект. Постулаты Бора. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения.



Список лабораторных работ.
Лабораторная работа №1
Движение тела по окружности под действием силы упругости и тяжести.

Лабораторная работа №2.
Изучение закона сохранения механической энергии..


Лабораторная работа № 3.
Опытная проверка закона Гей- Люссака.

Лабораторная работа №4.
Опытная проверка закона Бойля – Мариотта.

Лабораторная работа № 5.
Измерение модуля упругости резины.

Лабораторная работа № 6.
Изучение параллельного и последовательного соединения проводников.

Лабораторная работа №7.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Лабораторная работа №8.
Определение заряда электрона.

Лабораторная работа № 9.
Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Лабораторная работа № 10.
Изучение явления электромагнитной индукции.

Лабораторная работа № 11.
Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Лабораторная работа № 12.
Измерение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа № 13.
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Лабораторная работа № 14.
Измерение длины световой волны.

Лабораторная работа № 15.
Наблюдение интерференции и дифракции света.

Лабораторная работа № 16
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров.

Лабораторная работа № 17
Изучение треков заряженных частиц.


Список контрольных работ за курс 10 класса.

Контрольная работа № 1.
«Кинематика материальной точки»

Контрольная работа № 2.
«Динамика материальной точки»

Контрольная работа № 3.
«Законы сохранения»


Контрольная работа № 4.
«Газовые законы»

Контрольная работа № 5.
«Термодинамика»

Контрольная работа № 6.
«Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов»

Контрольная работа № 7.
«Постоянный электрический ток»

Контрольная работа № 8.
Итоговая контрольная работа.









Список контрольных работ за курс 11 класса.


Контрольная работа № 1.
«Магнетизм »

Контрольная работа № 2.
«Электромагнитная индукция»

Контрольная работа № 3.
«Механические колебания»

Контрольная работа № 4.
«Электромагнитные колебания»

Контрольная работа № 5.
«Волновые явления»

Контрольная работа № 6.
« Световые волны»

Контрольная работа № 7
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

Контрольная работа № 8.
«Световые кванты. Фотоэффект»


Контрольная работа № 9.
«Атомная физика»

Контрольная работа № 10.

«Физика атомного ядра»

Контрольная работа № 11.
Итоговая контрольная работа.


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КАДЕТ.
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
. смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления вещества, оптическая сила линзы;
. смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник стоком; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; дисперсию, интерференцию и дифракцию света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет про верить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
приводить примеры практического примененuя физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Введение. Основные особенности
физического метода исследования.
Кадетам необходимо знать:

Общие понятия о научном методе познания, об экспериментальном характере физики. Понятие о физической картине мира.



Механика.


Кадетам необходимо знать:

ПОНЯТИЯ: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, радиус – вектор, скорость, ускорение, угловая скорость и ускорение, центростремительное ускорение, масса, сила, вес, невесомость, импульс, ИСО, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия, мощность. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ: Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея, классический закон сложения скоростей. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ: Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Движения ИСЗ под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов, использование звука в технике.
Кадетам необходимо уметь:
Решать задачи на определение скорости, ускорения, перемещения при равноускоренном движении и при движении материальной точки по окружности. Уметь находить аналитически силы, импульс, работу, мощность, рассчитывать значение механических видов энергий, работу силы, мощность тела, КПД.
Читать и строить графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях. Рассчитывать силы упругости при деформации тел, силы трения, вес в различных ситуациях движения тел, силу гравитации и ускорение свободного падения на различной высоте от земли и на других планетах.
Изображать на чертеже направления векторов скорости, ускорения, силы и импульса тела.
Решать задачи на законы сохранения импульса и энергии.




3. Молекулярная физика.

Кадетам необходимо знать:
Понятия: тепловое движение частиц, массы и размера молекул, понятие термина «идеальный газ»; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы, броуновское движение, температура (мера средней кинетической энергии молекул), необратимость тепловых процессов, насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха, анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела, упругие и пластические деформации.
Законы и формулы: основное уравнение молекулярно- кинетической теории, уравнение Менделеева-Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, первый закон термодинамики. Расчет КПД тепловой машины.
Практическое применение: использование кристаллов и других материалов в технике, тепловые двигатели и их применение на транспорте, в военной технике, в энергетике и сельском хозяйстве, методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
Кадетам необходимо уметь:
Решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделееева-Клапейрона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры, первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей.
Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа, вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объёма.
Пользоваться психрометром. Определять экспериментально параметры состояния газа, модуль упругости материала.

4. Электродинамика.

Кадетам необходимо знать:
Понятия: электрический заряд, электрическое поле, магнитное поле, вектор электрической и магнитной индукции, напряженность электростатического поля, разность потенциалов, электроёмкость, диэлектрическая проницаемость, магнитная проницаемость среды, энергия электрического и магнитного поля, сила тока, работа и мощность тока, электродвижущая сила.
Законы: Кулона, сохранения заряда, закон Джоуля – Ленца, закон Ома, законы Ампера, сила Лоренца, закон Фарадея.
Явления и факты: электростатическая индукция, электромагнитная индукция, самоиндукция .Прохождение электрического тока через различные среды.

Практическое применение: генератор постоянного тока, расчет сопротивление проводника и зависимости этого сопротивления от температуры, расчет цепей с различными видами соединений проводников. Расчет эдс батареи, расчет емкости батареи конденсаторов. Влияние электрического и магнитных полей на жизнедеятельность организма.
Кадетам необходимо уметь:
решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле, на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроёмкости.
Решать задачи на применение законов электростатики и расчет цепей постоянного тока.
измерять силу тока и напряжение в цепях постоянного тока;

5. Колебания и волны.

Кадетам необходимо знать:
Понятия: колебание, полное колебание, амплитуда, смещение, период, частота, циклическая частота, математический маятник, пружинный маятник, колебательный контур, свободные и вынужденные колебания, переменный электрический ток, активное и реактивное сопротивление цепи, механические волны, длина волны, продольные и поперечные волны, скорость распространения волны.
Законы: принцип Гюйгенса, формулы для расчета периода колебаний пружинного и математического маятника, энергии пружинного маятника, уравнение гармонического колебания, формула Томсона, уравнение бегущей волны, уравнение колебаний.
Явления и факты: свойства волн, явление интерференции и дифракции, явление поляризации и поперечность электромагнитных волн.резонанс.
Практическое применение: Применение маятников на практике (часовой механизм), генератор переменного тока, применение трансформаторов, производство, передача и использование электрической энергии. Использование волн как источник энергии. Принцип радиосвязи, телевидение, применение в военном деле. Использование электромагнитных волн в военных целях.
Кадетам необходимо уметь:
решать задачи на расчет цепей переменного тока, находить активное и реактивное сопротивления, рассчитывать напряжение, выдаваемое трансформатором, рассчитывать параметры механических и электрических колебаний, читать и строить графики колебаний. Рассчитывать действующие значения ЕДС, силы тока и напряжения, мощность цепи переменного ток
Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений;
Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний;
Рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметра
Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой.


6. Оптика.


Кадетам необходимо знать:
Понятия: световой луч, электромагнитная волна, когерентность.
Законы: принцип Гюйгенса, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света.
Явления и факты: преломления света, явление полного внутреннего отражения, интерференции и дифракции, дисперсии света, поперечности и поляризации света. Знать, что свет является электромагнитной волной и иметь представление о способах излучения света как электромагнитной волны.
Практическое применение: Применение призм, применение различных видов линз в оптике и в том числе в военной оптике, применение дифрешетки для измерения скорости света.
Кадетам необходимо уметь:
Решать задачи на закон преломления света, делать геометрические построения хода лучей в призмах, различных видах линз, решать задачи на формулу тонкой линзы, рассчитывать максимумы и минимумы интерференции.
Решать задачи на определение длины световой волны с помощью дифрешетки.
Уметь использовать электромагнитную шкалу для объяснения волновых явлений.

7. Элементы теории относительности.
Кадетам необходимо знать:

Понятия: Постоянство скорости света.
Законы: Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Законы релятивистская динамики. Связь массы и энергии.

Явления и факты: Относительность одновременности. Парадокс близнецов. Существование «Черных дыр». Поведение массы и длины тел при движении с релятивистскими скоростями.

8. Квантовая физика.
Кадетам необходимо знать:
Понятия: фотон, квант света, дуализм света, элементарные частицы, нуклоны.
Законы: Энергия кванта света, уравнение Эйнштейна, квантовые постулаты Бора, гипотеза де Бройля, строение атома и его ядра, соотношение неопределенности Гейзенберга.
Явления и факты: фотоэффект, модель атома Томсона и Резерфорда, корпускулярно – волновой дуализм, радиоактивность.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, примеры технического использования фотоэлементов, принцип спектрального анализа, примеры практических применений спектрального анализа, устройство и принцип действия ядерного реактора. Влияние радиоактивных излучений на жизнедеятельность человека, положительные и отрицательные аспекты ядерной энергетики.
Кадетам необходимо уметь:
решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны;
вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнений Эйнштейна;
определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
рассчитывать энергетический выход ядерной реакции;
определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам.

решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны;
вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнений Эйнштейна;
определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
рассчитывать энергетический выход ядерной реакции;
определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам.

9. Строение и эволюция Вселенной.

Кадетам необходимо знать:
Современные представления о строении Солнечной системы. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик.
Кадетам необходимо уметь:
Применять законы физики для объяснения природы космических объектов.

10. Значение физики для понимания мира
и развития производительных сил.
Кадетам необходимо знать:

Современные представления об единой физической картине мира, фундаментальные взаимодействиях. Понимать значение физики для развития науки и техники.





















IV. Список литературы

для кадет:
Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват.учреждений/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.- 17-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват.учреждений/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.- 17-е изд.- М.: Просвещение, 2010.






для учителя:
Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 5.04.2001 г. №338/13-13;
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.
Требования к уровню подготовки выпускников
Программа по физике. Авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова./ Программы общеобразовательных учреждений Физика 10-11классы Москва «Просвещение» 2007
Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П. Кузьмин и др.; под ред. А.А. Покровского. – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 287 с.
Кабардин О.Ф. Экспериментальные задания по физике. 9 – 11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. – М.: Вербум-М, 2001. – 208 с.
Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н.М. Шахмаев, Н.И. Павлов, В.И. Тыщук. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. / Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Сауров Ю.А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 366 с.
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 382 с.
Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю.А. Сауров. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.
Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю.А. Сауров. – М.: Просвещение, 2005. – 271 с.
Левитан Е.П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
Порфирьев В.В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Порфирьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 174 с.
ЕГЭ 2010 Физика: сборник экзаменационных заданий. М.Ю.Демидова, И.И.Нурминский.


























13PAGE 14215


13PAGE 142615

































































 
·