Урок памяти Поклонимся великим тем годам!..

Тема. Урок памяти «Поклонимся великим тем годам!..»




Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Зияродинова Нажабат Расуловна .



МКОУ "Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации Юрия Салимханова" .
Селение Ленинаул, Казбековский район РД.



Цели:

1. Приобщение учащихся к богатству отечественной литературы,
открывающей наиболее трагические страницы ВО войны.
2. Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки
произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни. 3. Воспитание высоких нравственных качеств учащихся, патриотических
чувств, формирование гуманистического мировоззрения школьников.

Байрамбика Гирисханова со свечой в руке:

( метроном- 2)

За годом год, из боя снова в бой Взлетали вновь салюты над Москвой И, завершив Победою войну, Планете всей вернули мы весну. Окончен тот великий смертный бой, Синеет мирно небо над тобой, Над вечной нашей матушкой-рекой, Над славною солдатской головой. Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мёртвым, и живым, Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья Всем миром, всем народом, всей землёй Поклонимся за тот великий бой
Ведущий (под тихий звон колоколов):
Тем, кого среди нас нет.
Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.
Тем, кто улетел вместе с дымом бухенвальдских печей.
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну.
Тем, кто безымянным канул в фашистском плену.
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Магомедову Абдурахману - последнему из фронтовиков нашего села. Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кому сегодня -17. Тем, кто не знает, что такое война. Чтобы помнили Чтобы чтили
И 70 - летию Великой Победы, посвящается.

Музыкальный акцент

В этом году 9 Мая салют Победы прогремит в честь 70 - летия Победы. В этот день наша память невольно возвращается в тот скорбный для Родины день - к истокам войны- 22 июня 1941, день, когда гром войны, как звон разбитой мечты, расколол небо пополам и затянуло его, словно черной шалью, зловещими тучами, когда на рассвете пианино звучало началом «Лунной сонаты», и гитара рыдала о чьей-то неразделенной любви, когда цветы на цыпочках слушали предрассветные соловьиные трели, когда 17- летние после пленительного выпускного бала встречали рассвет. Да никто из них не знал, что через несколько минут мир волшебных снов уйдет в туман воспоминаний, что уже приподнят тайный кров над бездной горя и страданий, и совсем скоро жизнь всей страны перевернется, приняв отблеск апокалипсиса

Магомедова Милана:

В сорок первом памятном году  Из гнезда фашистского Берлина  Всей земле, всем людям на беду  Ринулась железная лавина.  Над страною занималось утро,  Летнее, душистое, земное  Плыли облака из перламутра,  Отдыхая от дневного зноя.  Город спал, за день устав от шума,  От жары, от сотен тысяч ног, Мирно спал и ни о чём не думал.  Спали люди, отложив на утро  Все свои заботы и дела.  В светлом доме, тихом и уютном,  Маленькая девочка спала  На кровати, на столе - игрушки,  За окном большой, зелёный сад,  Где весною яблони и груши  Надевают праздничный наряд.  Плыло небо в светлых, звёздных точках,  Небо тоже дожидалось дня.  И никто не знал, что этой ночью  На рассвете началась война 
Ведущий:

Но первой бомбы вой коснулся слуха, и первый рухнул дом, и первый вопль из детской колыбели, и материнский страшный крик, и стук сердец, что сразу очерствели
И встал в эту ночь великий щит советского народа, приняв в грудь шквал огня

Песня «Вставай, страна огромная», поют все.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война'.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Ведущий:

Магомедов Абдурахман - человек - легенда, человек - скала, как и многие другие, вошедший в ад войны, когда земля в огне кипела, когда мир был сужен до прорези прицела, когда с кровью смешался пот солдатского труда. В пламени войны познавший труд пехотного солдата, выстоявший, когда и выстоять было нельзя
А до войны он был мальчишкой - шалопаем, для которого восемнадцать раз цвели лесные незабудки - цвета его глаз.
Именно это поколение понесло самые страшные потери в годы войны. Подсчитано, что из каждых ста воевавших этого возраста, остались в живых лишь двое. Вдумайтесь только!..

( Под минусовку песни Булата Окуджавы «Ах, война »

Кирингишиева Зайнаб: Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли, за солдатом - солдат... До свидания, мальчики!                                 Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите,                        и все-таки постарайтесь вернуться назад. Дагуев Гамзат:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб - разлуки и дым, наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим. Сапоги - ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон... Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной наугад... До свидания, девочки!                                   Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий:

Какая правда о войне правдивее - окопная или штабная? Какой взгляд на войну вернее - солдатский или маршальский?
Но весь этот надуманный спор забывается, когда открывается правда очевидца тех событий, обнимает все другие правды своим горестным объятием.
Магомедов прошел Смоленщину и Белоруссию - порушенные города и спаленные дотла деревни, где в целой округе не то что коровы, но и кошки живой не осталось. Видел такое страшное опустошение и обнищание, что словами не передать.
Человек, не раз смотревший смерти в глаза, вынесший на своих плечах тяготы не только страшной войны, но и голодного сиротства, не мог забыть
солдата, который пытался вытолкать на место вывалившиеся кишки. И другого, у которого снесен затылок. Слышал, как лежа с оторванными ногами на минном поле, кричал, истекая кровью, добрый и привязчивый русский парень, с которым успел подружиться. Как другой солдат на дне окопа с животом, распоротым осколком мины, тихонько стонал и в забытьи слабеющим, еле слышным голосом, звал : «Мама, Мама, Ма-моч-ка».
Как все это забыть? И можно ли?

Тагирова Зарипат:

В душной, тревожной, ночной тишине
Давит тревога на грудь.
Сердце, как чайка на тихой волне,
Тоже не может уснуть.
Тоненькой свечки горит огонёк,
В небо молитва летит:
 « Дай ему силы на сотни дорог,
Злую беду отведи».
Ветер качнул старый клён второпях,
Бросилась тень на часы.
Дева Мария качает дитя.
« Боже, помилуй, спаси».
В комнате, где он учился ходить,
Чудится голос его.
В небе обкусанный месяц дрожит,
Словно большой поплавок.
Дождь застучал.
Догорает свеча,
 А за окном всё светлей.
Матери часто не спят по ночам,
Матери ждут сыновей.
Кажутся им почему - то всегда
 Ночи страшнее, чем дни.
« Дева Мария, ночная звезда,
Боже, спаси, сохрани!»

Мурадисова Хадижат:
Мяли танки теплые хлеба, И горела, как свеча, изба. Шли деревни. Не забыть вовек Визга умирающих телег, Как лежала девочка без ног, Как не стало на земле дорог. Но тогда на жадного врага Ополчились нивы и луга,  Разъярился даже горицвет,  Дерево и то стреляло вслед, Ночью партизанили кусты И взлетали, как щепа, мосты. Шли с погоста деды и отцы, Пули подавали мертвецы, И, косматые, как облака, Врукопашную пошли века. Шли солдаты бить и перебить, Как ходили прежде молотить, Затвердело сердце у земли, А солдаты шли, и шли, и шли.

Ведущий:
Горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон. Все корежилось, изгибалось, двигалось в огне. Все было смято, раздавлено, разбито Но и среди этого хаоса жила любовь.
Со словами любви к Родине поднимались в атаку, имя любимой женщины произносилось в бреду, любовь к жизни помогала выстоять на поле брани и в концлагерях. Все солдаты знали наизусть:

Грустная музыка

Жамалов Курбан:

Жди меня, и я вернусь, Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди , когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт
Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, - Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Магомедсултанова Марият:
Жду тебя, и ты пройдешь Сквозь огонь и кровь. Жду тебя, и ты придешь В дом родимый вновь. Жду, едва забрезжит свет, Жду в тиши ночей, Жду, когда полгода нет От тебя вестей. Я не знаю тех дорог, Где тебя найти, Запад, юг или восток На твоем пути? На полях ли снеговых Ранен ты в бою Жду тебя и для других Рукавицы шью. Может, терпишь у врагов Горькую беду Жду тебя без слез и слов, Просто - очень жду. И ни боль, ни смерть, ни ложь Не разлучат нас. Жду тебя, и ты придешь В мой счастливый час!

Эсуева Залимат:

Над землянкой в синей бездне
И покой и тишина.
Орденами всех созвездий
Ночь бойца награждена.

Голосок на левом фланге.
То ли девушка поет,
То ли лермонтовский ангел
Продолжает свой полет

Вслед за песней выстрел треснет -
Звук оборванной струны.
Это выстрелят по песне
С той, с немецкой стороны.

Голосок на левом фланге
Оборвется, смолкнет вдруг
Будто лермонтовский ангел
Душу выронил из рук

Песня « В землянке», поют все.

Ведущий:  
Не женское это дело - убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую. Фронт проходил всюду - в далеком тылу и на передовой. Воевали все - мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.
Под похоронную Рем.

Инсценированное чтение отрывка из поэмы Маргариты Алигер «Зоя»
(За автора читает ведущий, за Зою - Абакарова Нурижат):

Стала ты под пыткою Татьяной,
онемела, замерла без слёз.
Босиком, в одной рубашке рваной,
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
шла она под окриком врага.
Тень её, очерченная чётко,
падала на лунные снега.

Это было всё на самом деле,
и она была одна, без нас.
Где мы были? В комнате сидели?
Как могли дышать мы в этот час?
На одной земле, под тем же светом,
по другую сторону черты?
Что-то есть чудовищное в этом.
- Зоя, это ты или не ты?
Снегом запорошенные прядки
коротко остриженных волос.

- Это я, не бойтесь, всё в порядке.
Я молчала. Кончился допрос.
Только б не упасть, ценой любою...
- Как морозно! Как светла дорога,
утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы! Нет, ещё немного!
Нет, ещё не скоро... От порога...
по тропинке... до того столба...
Надо ведь ещё дойти дотуда,
этот длинный путь ещё прожить...
Может ведь ещё случиться чудо.
Где-то я читала... Может быть!..
Жить... Потом не жить... Что это значит?
Видеть день... Потом не видеть дня...
Это как? Зачем старуха плачет?
Кто её обидел? Жаль меня?
Почему ей жаль меня? Не будет
ни земли, ни боли... Слово «жить»...
Будет свет, и снег, и эти люди.
Будет всё, как есть. Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
всё идти к востоку - там Москва.
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят. Есть ещё слова...
- Граждане, не стойте, не смотрите!
(Я живая, - голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина!..И слова звучат, как будто
Это вовсе не в последний раз
- Всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас!..
И уже без всякого приказа
делает она последний шаг

Музыкальный акцент (звон колокола)
Гирисханов Курбан:
Когда, упав на поле боя - И не в стихах, а наяву,- Я вдруг увидел над собою Живого взгляда синеву, Когда склонилась надо мною Страданья моего сестра,- Боль сразу стала не такою: Не так сильна, не так остра. Меня как будто оросили Живой и мертвою водой, Как будто надо мной Россия Склонилась русой головой!..
Ведущий:
Земля выжжена, искорежена, на ней не было ничего живого, кроме бойцов, которые плечом к плечу врастают в землю, становясь ее живой плотью и готовя ее возрождение. Их ждет «огонь смертельный», здесь косит пулемет неутомимый, горит и кружится планета, но они стоят на месте, зная, что Родину, потонувшую в дыму пожарищ, израненную и истерзанную, нужно спасать во что бы то ни стало. Поэтому они непоколебимы и стойки, они готовы жертвовать собой ради Победы
Шамирзаев Жамалдин:

Воздух наполнился громом, гуденьем.
Мир был изломан, был искажен.
Это казалось ошибкой, виденьем,
Страшным, чудовищным миражом.
Только видение не проходило
Следом за танками, у моста,
Пыльные парни в серых мундирах
Шли и стреляли от живота.
Дыбились шпалы, насыпь качалась,
И от разрывов не видно ни зги,
Будто бы эта планета кончалась,
Там, где сейчас наступали враги,
Будто ее становилось все меньше
Ежась от близких разрывов гранат,
Черный, растерянный, онемевший,
В жестоком окопе лежал лейтенант.
Мальчик лежал посредине России,
Всех ее пашен, дворов и осин.
Что же ты, взводный! - Докажем! Осилим! -
Вот он - фашист. Докажи и осиль.
Вот он - фашист. Оголтело и мощно
Воет его знаменитая сталь.
Знаю, что это почти невозможно,
Знаю, что страшно. И все - таки встань!..

Магомедова Зухра:
Словно птица, бьёт крыльями ветер, Разметал облака над землёй, И стоят на дорогах озёра С дождевою осенней водой. Дождевая вода льётся с касок И стекает за воротник, Под намокшие полы шинелей Ветер с новою силой проник. Но дымятся спины от пара, Режет плечи мешок вещевой. В нём патроны, запалы. Гранаты За ремнём. Весь набор боевой. Вены вспухли: у нас много крови. Нетерпеньем и силой горят Наши чувства. Готов к наступленью И к победе советский солдат. Есть у каждого в тайном кармане От любимой последняя весть. В каждом сердце о матери память И священная клятва есть. Мы прорвёмся сквозь огненный ливень, Опрокинем врага и сметём. Мы - солдаты советской Отчизны, Для неё и живём, и умрём.
Баширов Магомед:
На улице полночь.   Свеча догорает.   Высокие звезды видны.   Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,   В пылающий адрес войны.   Как долго ты пишешь его, дорогая,   Окончишь и примешься вновь.   Зато я уверен: к переднему краю   Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат   За дымом войны не видны.   Но тот, кого любят,   Но тот, кого помнят,   Как дома - и в дыме войны!   Теплее на фронте от ласковых писем.   Читая, за каждой строкой   Любимую видишь   И Родину слышишь,   Как голос за тонкой стеной...   Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.   И время такое придет:   Останутся грусть и разлука за дверью.   И в дом только радость войдет.

Ведущий:
Фронт. Окопы. Парень восемнадцати лет с автоматом в руках. Он смотрит смерти прямо в глаза. В нем так много сил, он так много мог бы еще сделать. Он знает, что в тылу его ждет любимая, он жаждет любить и быть любимым. Но вокруг смерть. Погибают те, кто с ним делил трудную фронтовую жизнь. Возможно, скоро придет и его черед Вот письмо, найденное в кармане его шинели:
Атаева Зухра:

Послушай, Бог Еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений,
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся Свет, и я узнал тебя?
А кроме этого, мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно. Ты на нас глядишь
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь!

Ведущий:

Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью.
Война - это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь, разделенный на пятерых, оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие вражеские танки.
Война - это письма, которых ждут и боятся получать. Погибшие молодые жизни, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами, женщины, не ставшие матерями, непрожитые биографии, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги. Война - это строки, опаленные войной:

Салибиев Зулумхан:

Войной опаленные строки Поэт фронтовой написал. О том, как в холодном окопе, О доме родном вспоминал. О том как за бруствером в поле, Однажды цветы расцвели, Ярчайшими каплями крови На ранах изрытой земли. Как будто бы дань всем погибшим На этой жестокой войне, Изломанным, недолюбившим, До срока ушедшим вдвойне. Писал на страницах тетради, При свете дрожащем свечи, Не славы заманчивой ради Стихи те рождались в ночи. Рождались они, ну а после, Звучали в землянках в тиши, Злым комом в простуженном горле И криком озябшей души. Убит был поэт тот под Ржевом, Мой дядя его хоронил. Тетрадку с волшебным напевом На память о нем сохранил. Теперь уже нет больше дяди, О грустном зачем говорить Стихи из заветной тетради Я бережно буду хранить.

Далиева Патимат:

В краткой меж боями передышке  Достает помятую тетрадь  Опаленный порохом мальчишка,  Сердцем хочет песню написать.  Написать об огненных атаках,  О заветной радостной мечте,  О друзьях - товарищах, солдатах  И о с боем взятой высоте.  Просвистела пуля, он не слышал,  И пробито сердце напролет.  Песня до конца его не вышла,  Строчки в ней одной недостает.  Песни пусть его чуть - чуть корявы,  Рифмы, ритмы малость не сошлись,  Но в стихах о Родине, о славе  Кровью сердца строчки запеклись.  Пусть пробьется сквозь любой заслон,  Зазвучит сегодня иль когда - то, 
Пронесет сквозь годы боль и стон  Песня, сочиненная солдатом

Бартиева Аминат:

Где-то под лучистым обелиском,   От Москвы за тридевять земель,   Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,   Завернувшись в серую шинель.   Где-то под березою прохладной,   Что мерцает в лунном далеке,   Спит гвардеец Николай Отрада   С записною книжкою в руке.   И под шорох ветерка морского,   Что зарей июльскою согрет,   Спит без пробужденья Павел Коган   Вот почти уж шесть десятков лет.   И в руке поэта и солдата   Так вот и осталась на века   Самая последняя граната -   Самая последняя строка.   Спят поэты - вечные мальчишки!   Им бы завтра на рассвете встать,   Чтобы к запоздавшим первым книжкам   Предисловья кровью написать!

Ведущий:

Война врывается в судьбы героев - безымянных и названных - она разлучает их. И никто из бойцов не знает, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой, к своим детям, женам, родителям. К песням, если ты поэт.
В затишье между боями бойцы вспоминали свою малую родину, пронизанную миром, безмятежным покоем и тишиной.
Кружка топленого молока с ломтем ржаного хлеба, стихи Пушкина и Есенина, звучащие на берегу светлой речки, да и сама хрустальной прозрачности речка с красивыми камешками на песчаном дне, беззаботно гуляющими стаями рыбок, голубые стрекозы, висящие над водой, аромат разнотравья и полевых цветов - все это из беспечного довоенного детства.

Аслангереева Залина:

Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
Станет жизнь возвышенней и проще,
Станет ближе звезд полночный круг,
Стоит полюбить эту рощу,
Этот одуванчиковый луг;
Эту церковь в маленьком селенье,
Эти волны грустного жнивья,
Этот мир, где Пушкин и Есенин
Слушали под вербой соловья.
Станет жизнь осмысленней и чище,
Как заря на утренней тропе.
Даже на угрюмом пепелище
Станет ближе Родина тебе.

Песня «Синий платочек», поет Токаева Заира.
(2-3 пары вальсируют)

Ведущий:

У каждого из нас свой образ России. Может быть, как у Гоголя «Россия это птица - тройка», или, как у Некрасова это женщина, которая «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет». Или как у Пушкина деревня -«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья», но для всех нас вместе Россия - это священная память о тех, кто отстоял право жить. Не потому ли по всей стране памятники и обелиски, как души, рвутся из земли.
В память, о едва начавших жить, в память о прикрывших жизнь собою.
Полевая почта. Май 1944года. Недописанное письмо.
Саидбегова Забида:
Здравствуй, Мама! Я скучаю по тебе! Хочется прижаться и смеяться. Хочется поесть домашних щей, погонять по крышам голубей! как там, в госпитале папа? Завтра я в разведку,  в тыл врага. Ты не бойся. Мне совсем не страшно. Мама! Я люблю твои глаза Мама! Помнишь тёплый свитер голубой? Ты его, пожалуйста, заштопай Мама! Я вернусь, и мы с тобой вновь пойдём гулять по Ленинграду. Мама
Мальчику было 19 лет. Он не вернулся из разведки
Музыкальная пауза (тихий звон колокола).

Кирингишиева Зайнаб:

И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, что я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу

Эсуева Залимат:
В шинельке драной, без обуток Я помню в поле мертвеца. Толпа кровавых незабудок Стояла около лица. Мертвец лежал, недвижно глядя, Как медлил коршун вдалеке И было выколото "Надя" На обескровленной руке.

Песня «На безымянной высоте», поет Гоймирзаев Инус.
Ведущий:
Да, эта война была неслыханной по жестокости и вероломству. Еще до начала войны у границ СССР была сосредоточена 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5,5 миллионов человек. На вооружении этих войск имелось 4000 танков, 5000 самолетов , 50000 орудий и минометов. И каждому фашистскому солдату вручена памятка: « У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, мальчик или девочка, - убивай» Эсэсовцы добросовестно выполняли приказ кровавого фюрера, убивали методично, убивали на суше, на воде, в воздухе. Убивали за поднятый окурок на дороге, убивали, чтобы стащить с мертвого шапку и валенки. Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе. Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах. Убивали ради спортивного интереса, стреляли не парами и пятерками, а большими группами, целыми сотнями из пулеметов и автоматов Убивали лопатами
Абдусамедова Замира:

Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных... Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг,-- Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной. Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. - Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! - Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо... - Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. - Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно
И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!

Эсуева Камсият:
Баллада о матери  Постарела мать за тридцать лет,  А вестей от сына нет и нет.  Но она все продолжает ждать,  Потому что верит, потому что мать.  И на что надеется она?  Много лет, как окончилась война,  Много лет, как все пришли назад,  Кроме мертвых, что в земле лежат  Сколько их в то дальнее село  Мальчиков безусых не пришло. .. Раз в село прислали по весне  Фильм документальный о войне.  Все пришли в кино и стар, и мал,  Кто познал войну и кто не знал.  Перед горькой памятью людской  Разливалась ненависть рекой.  Трудно было это вспоминать.  Вдруг с экрана сын взглянул на мать.  Мать узнала сына в тот же миг  И пронесся материнский крик:   «Алексей, Алешенька, сынок!»  Словно сын ее услышать мог.  Он рванулся из траншеи в бой,  Встала мать прикрыть его собой.  Все боялась - вдруг он упадет,  Но сквозь годы мчался сын вперед.  Алексей, кричали земляки,  Алексей, просили, добеги !!! Кадр сменился, сын остался жить,  Просит мать о сыне повторить  И в атаку снова он бежит  Жив, здоров, не ранен, не убит.  Алексей, Алешенька, сынок,  Словно сын ее услышать мог.  Дома все ей чудилось кино,  Все ждала: вот - вот сейчас в окно  Посреди тревожной тишины  Постучится сын ее с войны 
Мусаева Марижат:
Их расстреляли на рассвете Когда еще белела мгла, Там были женщины и дети И эта девочка была. Сперва велели им раздеться, Затем к обрыву стать спиной, И вдруг раздался голос детский Наивный, чистый и живой: - Чулочки тоже снять мне, дядя? Не упрекая, не браня, Смотрели прямо в душу глядя Трехлетней девочки глаза. "Чулочки тоже?.. " И смятеньем эсэсовец объят. Рука сама собой в волнении Вдруг опускает автомат. И снова скован взглядом детским, И кажется, что в землю врос. "Глаза, как у моей Утины" -  В смятеньи смутном произнес, Овеянный невольной дрожью. Нет! Он убить ее не сможет Но дал он очередь спеша... Упала девочка в чулочках. Снять не успела, не смогла
Атаева Садия:
Из записной потертой книжки Две строчки о бойце-парнишке, Что был в сороковом году Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далеко шапка отлетела. Казалось, мальчик не лежал, А все еще бегом бежал Да лед за полу придержал
Среди большой войны жестокой, С чего - ума не приложу, Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу.

Атаева Сабият со стихами «Похоронка»


Курбанова Патимат:
Пуля, жизнь скосившая сыновью,  Жгучей болью захлестнула мать.  Некого с надеждой  И любовью  Ей теперь под кров свой ожидать.  От глухих рыданий обессилев,  Задремала,  И приснилось ей,  Будто бы она -  Сама Россия,  Мать ста миллионов сыновей.  Будто в поле,  Вихрем опаленным,  Где последний догорает бой,  Кличет,  Называя поименно,  Сыновей,  Что не придут домой,  Беззаветно храбрых и красивых,  Жизнь отдавших, чтоб жила она  Никогда их не забыть  России.  Как морей не вычерпать до дна.  Так вот ты какая!  А мы-то представить тебя не могли.  Дождем, как слезами, омыто  Победное утро земли.  Победа идет по дороге  В сиянии майского дня,  И люди на каждом пороге  Встречают ее, как родня  А весна!  Такой и не бывало!  Страшно за такую красоту.  Сколько горьких лет  Не баловала  Ландышами,  Вишнями в цвету.

Песня « Победа», поют Гоймирзаев Инус, Токаева Заира,
Аслангереева Залина.

Ведущий:

Четыре опаленных огнем года, 1418 выстраданных дня. Война унесла больше 27 миллионов жизней, разрушено более 6 миллионов зданий, лишилось крова свыше 25 миллионов людей, разрушены десятки тысяч промышленных предприятий, приведено в негодность 65 тысяч железнодорожных путей, взорвано 15 тысяч мостов, угнаны 16 тысяч паровозов и без малого полмиллиона вагонов, разрушены и разграблнены десятки тысяч больниц, 100 тысяч школ, средних и высших учебных заведений; сотни музеев, театров
Но жестокий и коварный враг был разбит там, откуда он начинал свое зверское порабощение народов Европы, - в Берлине, в своем собственном логове. И вот она долгожданная Победа, пришедшая, как вздох всей земли и всех людей, и встал Советский Солдат - Победитель на огромный пьедестал в берлинском Трептов - Парке, прижимая к груди своей спасенную девочку, как олицетворение светлых надежд человечества, как напоминание о старинном изречении, произнесенном еще легендарным Александром Невским : «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Саидбегова Забида:

- Здравствуй,
Сердцем, совестью, дыханием,
Всей жизнью говорю тебе:
- Здравствуй, здравствуй.
Пробил час свидания,
Светозарный час в любой судьбе.
Ты цветением яблоневым белым
Осыпаешь землю с высоты.
Ты отрадней песни колыбельной,
Полная надежды и мечты.
Ты такая Ты пришла такая
Ты вдохнула в мир таким теплом
Нет, я слова для тебя не знаю.
Ты - Победа. Ты - превыше слов.



Ведущий:

Наверное, нет семьи, не потерявшей на войне близких людей, память о них потому и вечна, что это память всего народа. Двадцатилетним солдатам, «Под знаменем нашим державным» насмерть стоявшим у стен Ленинграда и Москвы, на огненных Курских полях, штурмовавшим Кёнинсберг и Берлин, сегодня за девяносто.
Но минувшие десятилетия не властны над памятью фронтовиков. «Мне никогда не забыть» - эти слова свидетельствуют о неутихающей боли людей, переживших войну и добившихся победы.
«Помните!»- предупреждают нас памятники и мемориалы.
«Помните во имя жизни!» - пророчествуют отдавшие жизнь за Родину. «Всегда готовы!» - вторят солдаты Отечества у Вечного огня

Салманов Расул:

И ходит по Земле
Босая Память - маленькая женщина.
Она идёт,
Переступая рвы, -
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идет,
Покинув свой приют,
Не о себе - о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс.
Аслангереева Залина:

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной болью.
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды. От беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы, - для тебя!

Объявляется минута молчания

Гирисханова Байрамбика со свечой:
(метраном -2)

Возложите на море венки. Есть такой человечий обычай - В память воинов, в море погибших, Возлагают на море венки.
Возложите на землю венки. В ней лежат молодые мужчины. Из сирени, из роз, из жасмина Возложите живые венки. Заплетите земные цветы Над землею сгоревшим пилотам. Из жасмина и белой сирени Возложите на небо венки.
Возложите на Время венки, В этом Вечном огне мы сгорели. Из жасмина, из белой сирени На огонь возложите венки.

Песня «Журавли», поет Токаева Заира.
(танец журавлей в исполнении группы девочек)

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Все участники возлагают цветы к памятнику Герою России - Юрию Салимханову, идут маршем, под музыку и аплодисменты зала





1.Приобщение учащихся к богатству отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы ВО войны;
2. Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; 3. Воспитание высоких нравственных качеств учащихся, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения школьников.

15