Урок по истории России 20 век на тему: «СССР в 1953 – 1964 годы».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 И.А. Кобеляцкого
п.Чульман, Нерюнгринского района»
Урок по истории России 20 век.
на тему: «СССР в 1953 – 1964 годы».
учитель:
Скоробогатько Евгения Борисовна

Чульман, 2014 год.
Цель урока:
Развивать коммуникативные навыки, творческие способности учащихся, навыки исторического анализа.
Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, формировать ценностные ориентации и убеждения учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
Формировать навыки выполнения заданий части А, В, С - Единого государственного экзамена.
Способствовать формированию углублённого представления об изменениях в советском обществе в период с 1953 – 1964 годы: о личности Н. С. Хрущёва и об особенностях преобразований, им предпринятых.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с документами «хрущёвского» периода, отражающими изменения в экономической, политической и духовной жизни общества.
2. Способствовать формированию умений анализировать и комментировать источники, извлекать из них максимум информации, делать обобщающие выводы, развивать исследовательские навыки.
Этапы урока:
1) Подготовительный.
2) Основной.
3) Итоговый.
Содержательные элементы, которые будут проверяться на уроке:
XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы конца 50-х - начала 60-х гг.
 Политика мирного сосуществования.
 Кодификатор для проведения в 2013году единого экзамена по истории.
Закрепляемые умения и навыки:
умение определять хронологию событий, устанавливать соответствия между фактами, событиями, явлениям;
комплекс знаний и умений по обобщению и систематизации исторического материала;
знания и умения учащихся анализировать историческую ситуацию;
определение комплекса знаний и умений по анализу исторических версий и оценок.
Документы данной эпохи:
1. Материалы XX, XXI, XXII съездов КПСС.
2. Договор о запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (5 августа 1963г.).
3. Сообщение ТАСС о запуске первого советского спутника Земли.
4. Воспоминания Молотова В.М.
5. Воспоминания Ф. Бурлацкого,
6. Воспоминания В.Е. Семичастного.
7. Письмо Б.Л. Пастернака собранию Президиума Правления Союза писателей, оргкомитета и Московского отделения.
Первый этап ( подготовительный)
Заранее ученикам дается задание - повторить пройденный материал и прочитать дополнительную литературу;
при возможности посмотреть документальные и художественные фильмы об этом историческом периоде (сериал на канале ОРТ «Жуков»);
учащимся предлагается найти и принести в класс какой-либо предмет, который.по их мнению может символизировать изучаемое время.
Второй этап (урок)
1. Организационный момент. На столах в учебном кабинете у групп находятся папки с заданиями, чистые листы белой бумаги для ответов, предметы выбранные ими в качестве символов изучаемой эпохи.
2. Ход урока.
В начале урока названа тема, цели, задачи и форма проведения урока . Устный опрос по изученному материалу
1.Укажите фамилии лиц, начавших борьбу за власть после смерти Сталина?
2.Какое значение имел 20 съезд КПСС?
3.Что занимало первоочередное место в развитии промышленного производства в СССР в 1950-1960 – е годы. (группа А, группа Б)?
4.С каким государством СССР нормализовал отношения в 1954-1955 годах?
5.В какой стране в 1956 году СССР подавил антисоветское восстание?
6.Что нового содержала Программа КПСС, принятая 22 съездом партии?
7.Перечислите события, явления научно - технического развития СССР периода «оттепели»?
8.Какие события культурной жизни СССР данного периода вы можете назвать?
9.Приведите факты, свидетельствующие о либерализации внешнеполитического курса в период «оттепели», и факты, свидетельствующие о продолжении «холодной войны»?
Задание 1. В ходе урока учащиеся должны аргументировано доказать, что выбранный ими предмет действительно можно считать символом изучаемого времени. В качестве доказательств могут быть предложены : время появления предмета, повсеместное , массовое использование, воплощение содержания эпохи, исключительное использование только в это время и другое.
Задание 2. Проводится в форме тестирования. Четыре варианта тестов по теме. Каждый участник группы получает свой вариант. Тесты составляются по типу части А и Б ЕГЭ.
В ходе выполнения этого задания проверяю умение определять хронологию событий, устанавливать соответствия между фактами, событиями, явлениями.
1вариант.
1. Попытка смещения Н.С. Хрущева с поста партийного руководителя произошла.
а) 1956г.
б) 1957г.
в) 1958г.
г) 1959г.
д) 1960г.
2. Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1953-1964гг.?
а) Ввод советских войск в Венгрию,
б) Образование Совета Экономической Взаимопомощи,
в) Образование Германской Демократической республики,
г) Образование Организации Варшавского Договора,
д) Карибский кризис,
е) Разрыв отношений с Югославией.
3. Расположите в хронологической последовательности хозяйственные реформы:
а) Начало реорганизации МТС,
б) Курс на поднятие целинных и залежных земель,
в) Принятие решений о стимулировании животноводства повышением цен на мясо,
г) Решение о повсеместном переходе к посеву кукурузы.
4.Прочтите отрывок и определите событие, о котором идет речь и когда оно произошло.
"Совсем иной подход был характерен для Сталина. Сталину были совершенно чужды ленинские черты — проводить терпе¬ливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путем принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных по¬зиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспи¬тания, переходил с позиций идейной борьбы на путь адми-нистративного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через кара¬тельные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы."/Ответы: 1-б , 2- а, г, д, 3-б.а,г,в.4-Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС , 1956г.
2.вариант.
1. Берлинский кризис произошел:
а)1959г.,
б)1960г.,
в)1961г.,
г)1962г.,
д)1963г.
2. Какие три из перечисленных реформ относятся к хозяйственной жизни СССР в 1953-1964гг.?
а) денежная реформа и отмена карточной системы;
б) решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам;
в) реорганизация Министерства сельского хозяйства;
г) возобновление гонений на личное подсобные хозяйства;д) начало реформы советской политической системы;
е) курс на самофинансирование и хозрасчет
3. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики СССР:
а) создание ОВД;
б) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах;
в) первый визит руководителя СССР в США.
г) Карибский кризис.
4.Прочтите отрывок и определите событие о котором идет речь и когда оно произошло.
"Н. С. Хрущев спросил меня, как отнесется Фидель, если мы предложим ему такое решение. Не скрою, этот вопрос поверг меня в оцепенение. Я ответил, что Фидель вряд ли согласится на это, поскольку он строит свою стратегию защиты револю¬ции на укреплении солидарности мирового и латиноамерикан¬ского общественного мнения, а установка ракет неминуемо лишит Кубу этой поддержки."/Ответы: 1- в, 2-б,в,г. 3-а,в,г,б. 4- О размещение на Кубе советских ракет , 1962г./
3.вариант.
1. Отстранение Н.С. Хрущева от власти произошло :а) в 1962,
б) в 1963,
в) в 1964,
г) в 1961,
д) в 1960г.
2. Какие три из перечисленных событий относятся в СССР к 1953-1964гг.?
а) первый полет человека в космос;
б) запуск космической станции "Мир";
в) произведено испытание атомного оружия:
г) создан первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ- 104;
д) осуществлен первый выход человека в космос;
е) построен первый в мире атомный ледокол"Ленин".
3. Расположите в хронологической последовательности события политической жизни СССР:
а) принятие третьей программы партии;
б) отмена Указа Президиума ВС СССР от 28 августа 1941года в отношении советских немцев;
в) попытка смещения Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.
г) проведение XX съезда КПСС
4.Прочтите отрывок и определите событие о котором идет речь и когда оно произошло.
"По предвари¬тельным данным, ракета-носитель сообщила спутнику необхо¬димую орбитальную скорость — около 8000 метров в секунду. В настоящее время спутник описывает эллиптические траекто¬рии вокруг Земли, и его полет можно наблюдать в лучах восхо¬дящего и заходящего Солнца при помощи простейших опти¬ческих инструментов..."
/ответы: 1-в, 2-а,г,е, 3- г, в, а, б, 4- Запуск первого искусственного спутника, 1957г.
4. вариант.
1.Разгон властями рабочей демонстрации в Новочеркасске произошел:
а) в 1957 г.
б) в 1960 г.
в) в 1962 г.
г) в 1965 г.
д) в 1958 г.
2. Какие три из перечисленных литературных произведений были созданы в СССР в 1953-1964гг.?
а) поэма А. Твардовского " Теркин на том свете";
б) стихотворение К Симонова " Жди меня";
в) стихотворение Е.Евтушенко " Наследники Сталина";
г) роман А. Фадеева " Молодая гвардия";
д) роман Г. Николаева " Битва в пути";
е) пьеса Л. Леонова " Нашествие".
3. Расположите в хронологической последовательности события культурной и научной жизни СССР:
а) опубликование повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".
б) присуждение Нобелевской премии Б. Пастернаку,
в) появление первой атомной электростанции,
г) первый полет человека в космос.
4.Прочтите отрывок и определите событие о котором идет речь и когда оно произошло.
"Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала ок¬тябрьского Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его позицию, и первый же вопрос, который он задал, был: «А с кем КГБ?» И когда ему сказали, что мы об этом информированы, он сказал: «Я согласен»..."
/Ответы: 1- в, 2-а,в,д, 3-в,б,г.а. 4-Смещение Н.С. Хрущева поста Первого секретаря ЦК.1964г./
Задание 3. Задание составляется по типу задания С 4 ЕГЭ. Направлено на проверку комплекса знаний и умений по обобщению и систематизацию исторического материала.
Составлены два варианта . Выполняется каждой парой в группе .
1. вариант
Назовите основные черты, характеризующие отношения СССР и социалистических стран в период 1953-1964гг.( укажите не менее трех черт).
Приведите не менее двух любых примеров внешнеполитической деятельности СССР, отражающих эти отношения.
II вариант задания.
Назовите не менее двух основных направлений развития сельского хозяйства СССР со второй половины 1953 до начала 1960-х гг.
Укажите не менее трех примеров реализации этих направлений.
Задание 4. Задание составляется по типу задания С6 ЕГЭ. В ходе выполнения выясняются знания и умения учащихся анализировать историческую ситуацию.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В первые годы после Великой Отечественной войны внешняя политика Советского Союза в условиях начавшейся «холодной вой¬ны» характеризовалась напряженным противостоянием СССР и стран Запада в борьбе за лидерство в мире, усилением влияния СССР на восточноевропейские страны.
Какие черты характеризовали внешнюю политику СССР в пе¬риод 1953 — 1964 гг.? Укажите не менее трех черт. Приведите не ме¬нее двух причин их появления.
Задание 5. Направленно на определение комплекса знаний и умений по анализу исторических версий и оценок. Выполняется в форме спора- диалога В начале между членами группы , а после выработки общей позиции между группами .
Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС.
1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был пре-дательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
2. Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал ог¬ромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократиче¬ским преобразованиям в СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочти¬тельной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Задание 6.
1.Установите соответствие между важнейшими событиями истории СССР хрущёвского периода и временем, когда оно происходило.
События советской истории «хрущёвского» периодаДаты исторических событий
А) вынос тела Сталина из мавзолея1963 год
Б) космический полёт Ю. А. Гагарина1961 год
В) карибский кризис1964 год
Г) осуждение молодого поэта А. Гинзбурга на два года за антисоветскую пропагандуИюль 1957 года
Д) реабилитация репрессированных народов1960 год
Е) ликвидация центральных промышленных министерств и создание совнархозов1956 год
Ж) начало «кукурузной кампании»1960 год
З) смещение Н. С. Хрущёва со всех партийных и государственных постов1962 год
И) подписание договора с США и Великобританией о частичном запрещении ядерных испытанийФевраль 1957 года
К) подавление советскими войсками венгерской революцииЯнварь 1955 года
2.Прочитайте отрывок из рассуждений одного политика. Назовите его фамилию.
«Можно быть хорошим учёным и ничего не понимать в политике. Мы должны вести политику с позиции силы. Мы не говорим этого, но это так! Другого языка наши противники не понимают. Я был бы последним слюнтяем, а не председателем Совмина, если бы слушал таких, как Сахаров».
1) Доклад Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» был прочитан на ХХ съезде КПСС 25 февраля 1956 года. Однако его текст был опубликован уже совсем в другую эпоху – в период горбачёвской «перестройки» (в 1989 году). Почему так произошло, ведь культ личности Сталина был развенчан за 33 года до этого? Приведите не менее трёх аргументов.
2) Сравните внешнюю политику СССР в послевоенное время при Хрущёве и Сталине. Что было общим, а что – различным?
Приведите не менее 2-х фактов общего в их политике и не менее 2-х различий.
3) Сравните культурную или религиозную политику Хрущёва и Сталина в послевоенное время. Укажите, что было общим, а что – различным.
Приведите не менее 2-х фактов общего в их политике и не менее 2-х различий.
Третий этап (итоговый)
Рефлексия.Работа в группах:
1.Закончите предложение: Оттепель» не стала весной, и даже потерпела неудачу, потому что…
2.Составьте синквейн по теме «СССР при Н.С. Хрущёве»
Правила написания синквейна.
1.Тема называется одним словом (обычно существительным).
2.Описание темы в двух словах (двумя признаками-прилагательными, причастиями).
3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола, деепричастия).
4. Крылатое выражение.
5. Ассоциативный ряд (1-2 слова).
Составление синквейна.
1.«Оттепель»
2.Десталинизация, реабилитация, противоречивость
3.Реформировать, тормозить
4.Была только намечена тенденция перехода от тоталитарного государства к авторитарному5.Обновление
Подведение итогов.
Анализ работы учащихся на уроке.
Учитель просит ответить учеников на следующие вопросы:
1.Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься?
2.Чем понравилась (или не понравилась) работа в группе?
3.Какая информация кажется Вам наиболее достоверной, запоминающейся: изученная самостоятельно из исторических источников или прочитанная в книге?
Домашнее задание:
Эссе на тему: «Жить стало лучше!?»