Выступление по теме «Применение технологий деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературного чтения как средство формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы»


Августовская конференция
Харченко Е.А. Выступление по теме «Применение технологий деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературного чтения как средство формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы»
Слайд 1
В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам. Современное общество живет в эпоху постоянного увеличения объемов информации, обновления знаний.  Появляется  много способов освоения информации.
Слайд 2
Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Слайд 3
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.  Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Слайд 4
Деятельность учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Слайд 5
Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса на каждом уроке.
Слайд 6
Более подробно остановлюсь на технологиях реализации системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения.
Слайд 7
В УМК «Школа 2000…» огромное внимание уделяется развитию учебно-познавательных мотивов. Содержание текстов, иллюстраций в учебниках русского языка и литературного чтения, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников — удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться. На каждом уроке положительный мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется найти ответ, а это вызывает интерес. В этом случае свою деятельность направляю на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке,
Слайд 8
используя следующие приёмы: (их вы можете увидеть на слайде)
тема-вопрос;
побуждающий и подводящий диалог;
работа над понятием;
собери слово;
ситуация «яркого пятна»;
исключение;
проблема предыдущего урока;
домысливание;
проблемная ситуация;
Все средства обучения, входящие в учебно-методический комплект «Школа 2000…», направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т. е. строгой последовательности учебных операций. Сначала ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно. При затруднениях ученик может воспользоваться специальными подсказками — напоминаниями, помогающими самостоятельно справиться с задачей.
Слайд 9
Например, при выполнении задания по русскому языку по теме «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов» (учебник под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В Бунеевой для 2 класса, урок обобщения и закрепления знаний): «Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в словах корень?» - ученик может воспользоваться подсказкой авторов учебника: «Найди слово, от которого «выросли» другие однокоренные слова».
Детям, испытывающим трудности при морфемном разборе слов можно предложить следующий алгоритм, цель которого - помочь запомнить последовательность операции:
выдели окончание;
выдели основу;
выдели корень;
выдели приставку и суффикс.
Слайд 10
I Начиная с первого класса, использую в работе задание «вопросы-ответ», но вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: «Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать её, вы можете задать мне только семь вопросов». Или: «Задайте любые пять вопросов о слове, которое я загадала». Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т. д. Данная технология требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений.
II Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Дается детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения, прислушиваться к мнению окружающих, делать собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Одной из разновидностей работы с текстом и на уроках русского языка, и на уроках литературного чтения можно использовать учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом уроков. Участвуя в игре, обучающиеся не только лучше усваивают содержание читаемого текста, осознают взаимоотношения героев, выявляют отношение писателя к действующим лицам произведения, но и развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.
III На уроках русского языка и литературного чтения существенное место в учебном процессе отводится работе по развитию речи обучающихся.
Слайд 11Использование приема «Перепутанные логические цепочки» помогает сделать эту работу более увлекательной для обучающихся. Например, на доске вывешено несколько репродукций известных художников с пейзажами осенней природы. Необходимо выполнить следующее задание:
Выбери признаки ненастной погоды:
солнечно,
дождливо,
сыро,
ветрено,
тепло,
безоблачно,
грязно
- Для описания какого осеннего месяца подходят эти слова?
- Выберете нужную репродукцию. Используя данные слова опишите картину.
Слайд 12
Прием: «Пусть говорят».
Технология проведения: озвучивается эпиграф урока и обучающимся предлагается ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»
Познавательная деятельность: поиск и выделение необходимой информации, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, повторение отличительных особенностей басни.
Литературное чтение. 3 класс Тема: « Басни Крылова»
Из басни И. Крылова « Две Бочки»
« Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку...»
Откуда эти строчки?
Где можно встретить это изречение в конце или в начале басни?
Как называется такое высказывание в басне?
Как вы понимаете эти слова?
Какую пословицу можно подобрать к этой морали из басни Крылова?
Слайд 13
Приём «Чтение с пометками»
Обучащиеся читают текст в учебнике, отмечают на полях знаки в соответствии с заданием учителя, предложенным к выполнению до чтения текста.
Например, пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
? Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
+ Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Слайд 14
Также для обеспечения возможностей обучающихся самостоятельно ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
используются в практике следующие приемы:
рассказ – предложение по ключевым словам;
мозговая атака;
верные и неверные утверждения;
«Бизнес-план»;
«Давай подумаем» ;Составление связного текста из деформированных предложений и т.д.
Слайд 15
Прием «Бизнес-план»
Регулятивная деятельность обучающихся: целеполагание, планирование.
Технология проведения: обучающимся предлагается составить план работы над темой урока. Алгоритм повторения они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока.
Содержание алгоритма действий:
1. Найди в слове ударный слог (поставь ударение).
2. Выдели (подчеркни) безударную гласную.
3. Выдели в слове корень, обозначь его.
4. Подбери однокоренные слова, поставь в них ударение.
5. Выбери из этих слов проверочные (те, в которых проверяемый безударный гласный стоит под ударением).
6. Объясни написание данного слова
В конце урока на этапе рефлексии осуществляется взаимопроверка листочков с написанным алгоритмом действий, обучающиеся оценивают свою работу на полях («Лестница достижений»).
Слайд 16
Прием «Давай подумаем»
Регулятивная деятельность обучающихся: постановка учебной задачи: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, выявление места и причины затруднения;
Технология проведения: обучающимся предлагается ответить на вопрос задания:
Русский язык. 3 класс. Урок обобщения и закрепления знаний. Тема: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» (учебник под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В Бунеевой)
Учитель: Дима утверждает, что у слов каждой строчки род одинаковый. Согласитесь ли вы с ним? (Работа в группах)
Задание записано на доске:
Поле, полюшко – среднего рода
Брат, братик, братишка – мужского рода
Зима, зимушка – женского рода
Слайд 17
Прием: составление связного текста из деформированных предложений
Основная цель этих упражнений - усвоение обучающимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте. Упражнения направлены на выработку у детей навыка строить предложения таким образом, чтобы каждое выражало мысль ясно и просто. 
Помогите птицам
Птенцы, свои, в, полеты, июне, совершают, первые.
Успешно, каждый, не, полет, но, оканчивается
Смельчаки, гнезда, иногда, из, вываливаются,
Беду, иногда, ветер, приносит, сильный
Такого, в, земле, после, лесу, ветра, на, найти, птенцов, можно.
Слайд 18
В результате использования системно - деятельностного подхода роль учителя заключается не в том, чтобы наглядно и доступно излагать обучающимся новый материал, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
Использование дифференцированных заданий. Их необходимо включать на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.
Включение в образовательный процесс ИКТ.
Использование метода проектов.
Слайд 19
В результате использования данных форм организации учебной деятельности у обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.В результате использования деятельностного метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Слайд 20
Спасибо за внимание.