Статья Роль интеллигенции в переломные моменты истории России


Статья «Роль интеллигенции в переломные моменты истории России»
По меткому выражению известного российского учёного А.В. Соколова, сегодня, в начале XXI века, интеллигенция остаётся «самым таинственным персонажем отечественной истории». Только за 90-ые годы прошлого века были защищены 134 диссертации, посвящённые проблемам интеллигенции, состоялось более 50 конференций, конгрессов, круглых столов различного уровня, вышло в свет более ста монографий и сборников статей. Тем не менее, суждения об интеллигенции в обществе остаются крайне противоречивыми: от трепетного восхищения до брезгливого омерзения. В ходу такие определения, как «постинтеллигент», «люмпен- интеллигент», и всё реже люди склонны причислять себя к этой социальной группе [3]. Создаётся впечатление, что она остаётся загадкой и для себя самой, и для общества в целом.
В истории России интеллигенция всегда занимала и ныне занимает положение неформального лидера. Ее деятельность ощутимо сказывается во всех сферах жизни. Она с опережением выражает взгляды и настроения широких слоев населения, выводит сознание человека из драматического состояния раздвоенности, смятения, неуверенности в жизни. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества.
Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум.
В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться почти сто пятьдесят лет назад, в 60-е годы XIX века, и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д.Боборыкину. В вышедшем в 1870 году романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход и так определил его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века"[4]. Главный герой этого романа считает, что для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь - это путь в народ, к социальным низам.
Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.
К ним, прежде всего, относятся:
ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;
верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением, позиций.
Особенно велика роль интеллигенции на переломных этапах развития государства. В эпоху крупнейших социальных катаклизмов, когда приходят в движение миллионные массы людей, именно интеллигенты формулируют политические программы и лозунги, обосновывают, разъясняют их людям. Они выступают как идеологи, политические вожди и организаторы, причем по обе стороны баррикад [1, с.3].
Свержение монархии в феврале 1917 году вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции, которая, по их мнению, должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага.
В те дни, когда рушилась монархия и формировались новые органы политической власти, выдающиеся представители российской интеллигенции, среди которых были художники А. Бенуа, И. Билибин, К. Петров-Водкин, Н. Рерих, архитекторы Н. Лансере, И. Фомин, артисты А. Ершов, Ф. Шаляпин, собрались на квартире М. Горького. Обсуждался вопрос о создании министерства искусства, которое взяло бы на себя функции царского министерства двора по охране культурных ценностей. Они считали, что должны сделать все от них зависящее, чтобы спасти достояние народа и помочь народу войти во владение тем, что ему принадлежало по праву. Была избрана комиссия по делам искусств во главе с М. Горьким, вскоре подобная комиссия была создана и в Москве под руководством И. Грабаря.
Однако Временному правительству не удалось вывести страну из кризиса. Революционные иллюзии большей части интеллигенции развеялись на протяжении 1917 года. Нарастало разочарование во Временном правительстве, не оправдавшем возлагавшихся на него интеллигенцией надежд [2, с.20]. Однако дальнейшее развитие революции, приведшее к власти большевиков, вызывало еще более негативное отношение части интеллигенции. Октябрьская революция в Петрограде и последовавший разгон Учредительного собрания были восприняты ею как узурпация власти. И вновь интеллигенция была в очередной раз расколота.
Трудно, неоднозначно и болезненно принимала основная часть российской интеллигенции Октябрьскую революцию. Некоторые из них встретили ее отрицательно, рассматривали как разрушительную силу, несущую гибель России и её культуре, другие - всесторонне поддерживали.
В исторической литературе принято выделять три группы в составе российской интеллигенции в зависимости от отношения к советской власти:
полностью поддержавшие Октябрьскую революцию;
колеблющиеся;
не принявшие революцию.
К концу 1917 года в большевистской партии насчитывалось около 10% интеллигентов. Часть интеллигенции открыто осудила Октябрьскую революцию. На собраниях Московского университета, ученых Петрограда, Дома литераторов, Дома искусств и других многочисленных организаций интеллигенции принимались коллективные постановления против узурпации власти большевиками. Даже те представители интеллигенции, которые были известны своими демократическими взглядами, такие как В. Короленко, М. Горький, И. Бунин, увидев воочию "беспощадный русский бунт", не приняли новую власть [2, с.22].
Но наиболее многочисленной оказалась группа интеллигенции, занявшая позицию невмешательства в политику. Это объяснялось следующими обстоятельствами. С одной стороны, большая часть интеллигенции в прошлом не поддерживала политику самодержавия, стремилась к изменению существующего строя, активно участвуя в революционном движении. С другой, она испытывала страх перед революционным народом, и не могла понять сущности Советской власти, начавшихся социалистических преобразований. Жизнь заставляла их сотрудничать с властью, и это часто определяло их дальнейшую судьбу - превращение в лояльного к власти советского служащего или путь в эмиграцию.
Оглядываясь на исторический путь нашей страны, который во многом был определен русской интеллигенций, мы сейчас видим её ошибки. Но обвинять русских интеллигентов в том, что случилось, было бы по крайне мере глупо и неблагодарно, поскольку они преследовали самые высокие цели, они хотели лучшего для своей страны, своего народа. Возможно, та слепая любовь, которой они любили Россию, не дала им дальновидности. Были среди русской интеллигенции люди, предвидевшие необратимые трагичные последствия, но основная масса русской интеллигенции, в силу различных причин не смогла этого разглядеть и принять то, что смогли увидеть другие.
ЛитератураАбрамовский А.П., Мамонов В.Ф. Революция и судьбы российской интеллигенции//Вестник Челябинского государственного университета № 1 / том 1 / 1991.
В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. -М.: Русская книга, 1992.
http://e-notabene.ru/pr/article_821.htmlhttp://нэб.рф/catalog/000199_000009_003646838/viewer/?page=7