Конспект урока по окружающему миру на тему Город в котором мы живем (1 класс)









Урок окружающего мира в 1 классе
«Город, в котором мы живем»












Швецова Юлия Олеговна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
МБОО «Сош№25 им.70-летия
нефти Татарстана»
г. Альметьевск








Окружающий мир.
Тема: Город, в котором мы живем.
Цели: сформировать представления учащихся о родном городе; расширить представление детей о городском транспорте, профессиях людей; напомнить о соблюдении правил дорожного движения; номера телефонов экстренных служб; воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям разных профессий.
Оборудование: картинки «город», и «село», таблички с названиями аналогичными,
«Альметьевск», рисунки автобуса, троллейбуса, трамвая; карточки с глаголами, костюмы
для детей .
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Мы легонечко вздохнем,
И урок сейчас начнем.
П.Работа над новой темой.
1 )Вступление.
(На доске картинки с изображением города и села, под ними таблички с названиями
«город», «село».)
-Выходят двое детей.
1-й:- Я живу в городе (показывает рукой на картинку на доске)
2-й:- А я в селе (показывает)
1-й:- в городе широкие улицы, по которым ездят много машин. На дорогах установлены
светофоры. Для безопасности пешеходов построены подземные переходы.
2-й:-а у нас в селе машин мало.
Живу я в отдельном доме.
Рядом с домом находится участок земли, где растут овощи и фрукты.
1-й:- В городе много улиц. Каждая улица имеет название, каждый дом и квартира имеют
свой номер. Благодаря этому человек может точно обозначить место на Земле , где он
живет. Это место называется адрес.
Я живу в 9-м доме. Мой адрес: (такой-то....). В нашем доме есть лифт. В доме много
людей.
Учитель: Ребята, а кто еще может назвать свой адрес? (отвеч.ученики 2-3 чел)
ВЫВОД уЧИТеЛЯ: Да, ребята в городе живет огромное количество людей, поэтому в
городах строят многоэтажные здания.
-Запомните свой адрес: он всегда поможет вам вернутся домой! (посадить девочек).
2) Сообщение темы урока.
(Звучит запись муз. «Элмэт...»
Учитель: -Почему сегодня наш урок начался так необычно?
(дети: потому что мы будем говорить о городе).
-Да, совершенно верно.
-О чудесном нашем городе
Будет разговор,
О прекрасном, милом городе,
Где мы все живем!
3) Беседа о родном городе. -Как называется наш город? (Альметьевск)
Само слово « Альметьево» произошло, как считают старожилы, от башкирского имени Альмухаммет, по преданию первый поселенец, основатель Альметьевска.
- В этом году, 3 ноября, городу исполнилось 55 лет.
-Символом Альметьевска стала нефтяная вышка, из которой вырывается мощный фонтан «черного золота». Таков герб города. (показ герба).
- В городе есть все необходимое, чтобы жизнь людей была удобной и интересной.
-Дорог мне город любимый мой.
И в ненастье, и в стужу, и в зной
И о нем услышим сейчас
Юных горожан рассказ.
Учитель: - Где в городе можно учится?
(В городе можно учится в школе, когда мы подрастем, мы продолжим учится в училищах, техникумах, институтах, колледжах, гимназиях).
- Где в городе можно лечится? (поликлинике, в больнице, санатории). -Где в городе можно отдыхать?
(в парке, кинотеатре, драмтеатре, на стадионе, в бассейне) -Где в городе можно работать?
(в магазинах, больницах, школе, в дет.садах, на заводе, в столовой, на почте, в парикмахерской, милиции, водителем в такси, городского автобуса, троллейбуса. 4)Выходят дети, одетые в костюмы людей разных профессий. ( продавец, парикмахер, врач, повар, учитель). -Где в городе мы можем увидеть этих людей? -Как они нам помогают?
(Это продавец. Мы можем видеть его в магазине, на рынке.Он продает продукты, вещи) и т.д
-Наши ребята (наряженные) сейчас должны выбрать слова, которые относятся к их профессии.(н-р: «Учитель» берет свои слова с доски.) Проверка. Дети читают хором. Н-р: «Учитель»: воспитывает, учит. Правильно? Да, правильно! И т.д.
-Смогли бы мы прожить в городе без помощи людей разных профессий? (нет)
Вывод: Учитель.
-В повседневной жизни нас окружают удобства, к которым мы давно привыкли. Эти
удобства создают нам люди разных профессий. Если бы не было строителей, то не было
бы и домов, в которых мы живем.
-Если бы не было почтальонов, то мы не получали бы газеты и журналы, письма, пенсию
бабушкам и дедушкам.
-Если бы не было дворников, то дворы и улицы города были бы грязные, не убранные.
По какой бы дороге вы не ехали к городу, вы везде увидите буровые вышки, качалки. Там
тоже работают люди нашего города-нефтяники. Каждое утро вахтовые автобусы увозят
нефтяников за много километров от города к месту работы. Благодаря труду нефтяников
наш город хорошеет с каждым днем.
-В городе живет множество людей.
Все вместе они ведут городское хозяйство. Взрослые работают и пользуются плодами
труда друг друга. Благодаря этому каждый может иметь больше времени для отдыха,
семьи и любимых занятий.
«Физ. минутка»
5) Работа в тетради.
№1 ( н-р: « Здесь продается хлеб»- это «булочная»
Работа по учебнику.
-Откройте учебник на с.7.
-Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся в вашей квартире свет, тепло, вода?
-Рассмотрите рисунки.
-Какие приспособления для этого придумали люди?
(Дети называют: телевизионную вышку (чтобы мы могли смотреть телевизор),
электростанцию, телефонную станцию, кательную, водопровод.)
Учитель:-Все эти приспособления обеспечивают удобства для жителей города в
повседневной жизни, они называются коммунальными службами города. Мы довольны,
когда все эти службы хорошо работают.
Люди разных профессий работают в этих службах.
Люди разных профессий заслуживают уважения. «Физ. минутка».
6) Знакомство с транспортом.
-Отгадайте загадки.
( На доску вешается картинка отгадка)
-Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)
-Спозаранку за окошком,
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(трамвай)
-Дом по улице идет
На работу всех везет
У него на крыше рожки,
Он в резиновых сапожках.
(троллейбус)
Учитель:- Для чего нужны эти машины горожанам?
(чтобы перевозить пассажиров)
-Какую роль играет городской транспорт?
(Если бы не было общественного транспорта, то людям трудно было бы добраться до
работы, потому что город большой, добраться из одного района в другой, надо много
времени).
-Обьясните с.7 а для чего слушать эти машины?
Дети: Поливальная машина-поливает улицы города, чтобы не было пыли.
Каток-нужен для асфальтированиядороги.
Мусоровоз-вывозит из города мусор.
Учитель:- А эти машины нужны, когда случается беда.
-Пожарная машина- спешит потушить пожар.
Милицейская машина- следит за порядком в городе, выезжает на чрезвычайные
происшествия.
Машина Скорой помощи- мчится на помощь тяжелобольному.
-Этим машинам все уступают дорогу.
Учитель:- Вы догадались, что означают эти цифры на машинах?
(Это номера телефонов этих служб).
-Эти номера надо хорошо запомнить в случае опасности звонить.
01-пожарная
02-милиция (повесить)
03-скорая помощь
-Вот, ребята, видите, как много в городе машин: и городской транспорт и личные
автомашины, такси и машины разных служб.
-Делаем ребятам предостережение :
Выучите срочно
Правила движения
Чтоб не волновались
Каждый день родители
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
-А теперь давайте выполним задание №2 в тетради.(приготовить заранее 2 кар-ша).
-Закрасим голубым цветом места, где нельзя ездить машинам (дет.площадку)
-А розовым цветом места, где нельзя играть (говорят где).
III. Итог.
Наш город один из самых красивых и благополучных городов России. Теперь вы много
знаете о нашем городе, Вы настоящие Альметьевцы.
Прикрепите значок юного Альметьевца!
От вас, юных Альметьевцев зависит, каким будет наш город в будущем.
Большое спасибо ребята за урок!
15