Пришло время возрождать духовно-нравственные ценности


Аннотация:
В настоящее время наше общество переживает духовно- нравственный кризис. Такое положение является отражением перемен, которые произошли в общественном сознании и государственной политике. Общество лишилось духовных и нравственных идеалов.
Заявка
Ф.И.О. Карлова Ирина Александровна
Должность: учитель технологии
Образовательное учреждение: МБОУ Ширинская СШ№4
Пришло время возрождать духовно-нравственные ценности.
«Надо твердо помнить, что все пережитое нашим
народом окажется напрасным,а сами мы
станем предателями и изменниками великого
русского дела, если не сделаем
выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерно-невосполнимой ценой.» Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн.
В настоящее время наше общество переживает духовно- нравственный кризис. Такое положение является отражением перемен, которые произошли в общественном сознании и государственной политике. Общество лишилось духовных и нравственных идеалов.
Традиционные основы воспитания и образования подменяются западными:
-христианские добродетели-общечеловеческими ценностями гуманизма;
-педагогика уважения старших- развитие творческой эгоистической личности;
-интерес к отечественной культуре-исключительный интерес к иностранным языкам и традициям.
Сегодня видно,что несостоятельная гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы,создаст нравственное общество.
В России разрушительные последствия жизни без Бога. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике,экономике, социальной сфере нашей страны.
Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно- нравственной культуры. Это возможно при условии восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала носителя русской культуры.
Стать нравственным- это стать истинно мыслящим ,т.е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы этические требования.
Духовно-нравственное воспитание- один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение высших духовных ценностей. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным.
Широкое распространение среди молодежи, получают наркотики, насилие,а нравственность и культурные ценности уходят на задний план. Был утерян духовный стержень.
Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться вопросами воспитания, и уже затем образования.
Ценности личности формируются в семье, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно,последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе.
Важно воспитывать патриотизм в детях, на классных часах я показываю презентацию, посвящённую своему дедушке, который прошёл Великую Отечественную войну. Очень полезны встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Память о наших отцах, дедах, братьях должна жить всегда в наших сердцах, и новое поколение должно понимать это.
Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.
Одной из первостепенных задач как учителя технологии я считаю дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение учащихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес в какой-либо области у учащихся, очень важно проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. Моя роль, как учителя технологии, является ключевой в проведении профориентационной работы с учащимися, в формировании положительной мотивации труда. Поэтому тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, стараюсь подходить к каждому ученику индивидуально, слежу за методикой объяснения и спроса. В конце каждого урока мы выясняем с учащимися: пригодятся ли им данный урок в быту?
Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Но в тоже время нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не кружок кройки и шитья! В своей работе я ориентируюсь на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудового образа жизни.
Каждый учитель или невольно создает свои традиции на уроке. требования, которые я предъявляю постепенно становятся нормой поведения для учащихся: культура труда, культура поведения, высокая производительность труда.
Занятия по технологии я начинаю с организации рабочего места. Я напоминаю, что должно находиться на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается – ее нужно переделать. Если ребенок забыл дома принадлежности, ему все равно не придется бездельничать: я даю все необходимое. Если заняты все швейные машины – выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты или работают по карточкам-заданиям. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждая ученица знает свои обязанности и без напоминаний делает все, что положено.
Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. На своих уроках я стараюсь добиваться выполнения своих требований. Это работа не одного года. К 7-му классу учащиеся привыкают к моим педагогическим требованиям, видят их обоснованность. Они принимают их как должное, а не как каприз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.
Творчески работающие люди редко повторяются. В любую работу они вносят что-то свое, свойственное только им. Автоматизация и механизация производства избавляют человека от тяжелого ручного труда, чрезмерных физических нагрузок, тем самим расширяя возможности для применения его творческих способностей. Общество всегда нуждалось в высококвалифицированных специалистах. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, все равно потребность в «золотых» руках не отпадет. Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью всегда высоко ценились в людях. Эти качества являются основными для достижения успеха.
Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях, а сознательной дисциплины, предполагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на уроки, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, переговариваться вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к товарищам, к учителям, не мешать и не отвлекать от работы других. Настоящая дисциплина есть активное устремление соблюдать нормы поведения, которые уже делаются «второй натурой», побуждают в человеке корректировать свои поступки без непременного понукания свыше.
В целях сохранения духовного и психического здоровья как своего , так и окружающих, на протяжении всего периода обучения я прививаю учащимся навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.
В настоящее время, когда страна осваивает рыночные отношения, чрезвычайно актуально стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также, экологического воспитания учащихся. Одной из насущных задач является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.
Уроки технологии представляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, я советую ученицам не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий. Можно использовать старые мамины или бабушкины блузки и платья, вышедшие из моды или ставшие неподходящими по размеру. Конечно, их нужно предварительно аккуратно распороть, постирать и отутюжить. Про экономный расклад выкройки на ткань я напоминаю на уроках технологии. Припуски на швы не должны превышать размеры, предусмотренные чертежами. Оставшиеся от раскроя остатки ткани не выбрасывать, а сложить в специальный мешочек. Некоторые лоскутки могут пригодиться для починки изделия в случае необходимости. Демонстрирую ученицам стенд с изделиями из лоскутов ткани: прихватками, чехлами на чайники, салфетками, ковриками и др.
Регулярно напоминаю учащимся об экономном использовании ниток. При заправке машин концы ниток не должны превышать 10-15 см, нитки для сметывания могут использоваться многократно. Для удобства их можно намотать на пустую катушку. Во избежание травм и в целях экономии ученицам напоминаю, чтобы перед работой и после нее считали иглы и булавки, которые у них имеются. Если используют вещи, бывшие в употреблении, всю фурнитуру спарывают. Пуговицы, кнопки, крючки следует хранить отдельно в коробке.
Правовое воспитание является одним из важных аспектов нравственного воспитания. Поэтому я объясняю учащимся их права и обязанности, стремясь воспитать законопослушных граждан. Знание прав своих и обязанностей позволит в дальнейшем избежать многих неприятностей по незнанию. Совершенно недостаточно донести правовые, нравственные и другие знания до учащихся — это только первый этап. Самое важное, чтобы эти знания перешли в убеждения и проявились в поступках. Словесным воспитанием здесь не обойтись. Решающую роль играет организация ученической деятельности и взаимоотношения между учеником и учителем.
Важным аспектом нравственного воспитания учащихся является экологическое воспитание. Экологическое воспитание подразумевает не только бережное отношение к природе. Это еще и знания, связанные со здоровым образом жизни. На уроках технологии и есть возможность для проведения этой работы. При изучении курса кулинарии я рассказываю ученицам о продуктах питания, которые снижают воздействие вредных веществ, в частности, радиоактивных, на организм человека; о продуктах, укрепляющих иммунитет, снабжающих наш организм витаминами; о значении и свойствах лекарственных растений.
Таким образом, организация занятий, личность учителя, методы, которые
он применяет, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и умение их учитывать в воспитательной работе являются основными условиями, определяющими успешность проведения работы по трудовому воспитанию учащихся на уроках. Будем великодушны, терпеливы и отзывчивы. Будем воспитывать, опираясь на хорошее в ученике, с верой в достижение успеха.
Еще И.Г. Песталоцци писал: “Воспитание и только воспитание — цель школы”. Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент-Экзюпери: «Человек создает воспитание». Оно признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Л.Н. Толстой.
Мне кажется, пока не поздно нужно начать делать первые шаги в воспитании подрастающего поколения, чтобы нам не было стыдно потом.
Литература:
"Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" Данилюк, ТишковПодробнее: http://www.labirint.ru/books/231658/«Духовно-нравственное воспитание» автора: Виктор Шмаков.