Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию Путь к истине.


Путь к истине
Путь к истине

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания младших школьников
Классы – 2 – 4
Количество часов – 34
Разработала:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 6 г. Сызрани
Плеханова Татьяна Александровна
Сызрань 2015
Описание работы.
Первейшей задачей в деятельности учителя начальных классов я считаю утверждение в школе моральных и гражданских ценностей, которые едины как для Евангелия, так и для Конституции современного государства. Будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, от его доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от его способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине. Поэтому школа становится центром воспитания духовно-нравственной культуры школьников. В воспитании нравственности и духовности немаловажное значение имеет и религия.
В России проживают люди разных национальностей, разных вероисповеданий. Они должны мирно существовать, признавать другие веры, быть толерантными. В школе, в которой работаю, обучаются дети десяти разных национальностей. Особенно важно взрастить в ребенке уважение к взглядам и убеждениям людей различных наций, вероисповеданий, к их традициям. Необходимо младшим школьникам дать правильное понимание смысла человеческой жизни. А помогает раскрыть этот смысл именно духовно-нравственное воспитание.
В своей деятельности я использую современные приемы и методы по формированию нравственных позиций у младших школьников:
- уроки благочестия;
- беседы о совести, любви, долге, бескорыстии, чести, терпимости, преданности;
- экскурсии в Собор Казанской Божьей Матери, монастыри, церкви, часовни.
-привлекаю к совместной деятельности и родителей обучающихся, провожу родительские лектории и индивидуальные беседы о роли семьи в духовно-нравственном становлении личности. Я предлагаю программу курса по воспитанию духовно-нравственной культуры у младших школьников во внеурочное время.
Программа курса «Познай истину»
Пояснительная записка.
В настоящее время главной задачей для всей системы образования является воспитание духовно-нравственной культуры школьников. На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривалась как непреходящая ценность, служащая развитию человеческого в человеке. Духовно-нравственное становление ребёнка происходит, прежде всего, в семье, но школа должна являться большим подспорьем. Поэтому весь учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание духовно-нравственной сферы детей, на формирование доброго начала в детях, способности сопротивляться злу, жестокости. Эта работа ведётся учителями нашей школы как в урочное, так и внеурочное время. Педагоги проводят беседы, диспуты, экскурсии, встречи с интересными людьми. Но отчего же среди наших детей так много жестокости, зла, насилия? Основная масса детей, повзрослев, становится бездушной, агрессивной. Они не умеют общаться, слушать друг друга, понимать. Где же плоды нашей работы? Проанализировав всё это, я пришла к выводу, что знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивом поведения. Я считаю, что в школе нужен специальный предмет, систематизирующий и углубляющий нравственные представления младших школьников. Собрав свой накопленный материал, познакомившись с новой литературой, я разработала программу по духовному оздоровлению младших школьников. Программа «Познай истину» направлена на приобретение знаний, на воспитание человека - его ума, сердца, тела, на формирование взглядов, убеждений, потребности понимать другого, уважать его позицию, точку зрения, воплощать свои знания в поведении.


Цель программы: формировать нравственно-духовную культуру каждого школьника.
Задачи программы:
- формирование гуманизма, одухотворенности младших школьников;
- раскрытие подлинно человеческих способностей и качеств;
- приобщение к высшим духовно-нравственным ценностям;
- развитие общей культуры ребенка.
Прогнозируемые результаты:
В ходе изучения программы у младших школьников должны быть сформированы следующие качества:
- уважение и соблюдение заповедей;
- уважение чужого мнения, взглядов, убеждений;
- сострадание, толерантность;
- нетерпимость к злу и насилию;
- уважительное отношение к нравам и обычаям других народов;
-навыки культуры общения с разными людьми в разных жизненных ситуациях.
Структура программы
Разработанная программа включает в себя 3 раздела:
1. Азбука нравственности (12 часов)
2. Моя Библия (16 часов)
3. Духовные традиции моей семьи (6 часов)
Использование образовательных технологий:
-личностно-ориентированная;
-технология обучения в сотрудничестве;
-информационная.
Методы достижения поставленных целей и задач.
1. Теоретические занятия.
2. Практические занятия: экскурсии, игры, викторины, проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций, встречи с представителями духовенства.
Содержание программы
Курс - 34 часа
I Азбука нравственности
1. Золотое правило нравственности. Что такое нравственность, духовность?
2. О дружбе и вражде.
3. О справедливости и несправедливости.
4. О милосердии и сострадании.
5. О хитрости и неблагодарности.
6. О зависти и скромности.
7. О долге и ответственности.
8. О чести.
9. О добре и зле.
10. О преданности и предательстве.
11. О прекрасном и добром. Конкурс рисунков.
12. О мести и прощении.
II Моя Библия.
1. О смысле жизни. Беседа священника отца Александра.
2. Что такое Библия.
3. Заповеди Ветхого и Нового заветов. Приглашение священника отца Александра.
4. Заповеди Ветхого и Нового заветов.
5. Как я выполняю заповеди.
6. Поведение в храме. Экскурсия в Вознесенский мужской монастырь.
7. О любви и молитве.
8. Здоровый дух – здоровое тело. Практическое занятие «Знакомство с играми разных народностей России».
9. Не убий. Притча о Каине и Авеле.
10. Церковные праздники.
11. Иконопись. Экскурсия в школу иконописи.
12. Храмы. Посещение Казанского собора.
13. Соборы. Виртуальная экскурсия через сеть Интернет.
14. Святые места Руси. Виртуальная экскурсия через сеть Интернет.
15. Святые места Руси. Посещение читального зала библиотеки.
16. Жития святых.
III Духовные традиции моей семьи.
1. Моя родословная. Составление генеалогического древа.
2. Любовь матери. Конкурс сочинений.
3. Слова о Законе и Благодати. Приглашение священника отца Александра.
4. Заветы предков. Поучения Мономаха.
5. Традиции общения в русской семье. Домострой.
6. Традиции моей семьи. Праздничный вечер с родителями.
Литература
1.Арапович Б. и Маттелмяки Детская Библия. Москва, 1997г. Российское Библейское Общество
2.Я познаю мир: Детская энцикл.: Культура разных народов мира / Авт.-сост. Н.В. Чудакова3.Энциклопедия для детей. Т. 6, Религии мира / М.: Аванта+, 1996.
4. И.С.Шмелёв Душа России, Сборник статей, Библиополис Санкт-Петербург, 1998.
5.Поучения Владимира Мономаха, Москва, 1995
6.Домострой, Москва, 1992
7. Священник Анатолий Гармаев «Этапы нравственного развития ребёнка», издательство «Вестник церковной педагогики», г. Волгоград, 2001
8.О.А. Кривцун Искусство и мир человека: (Искусство в формировании духовного мира человека). – М.: Знание, 1986
9.Протоиерей Максим Козлов 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви, христианстве., 2001
10.Жития Святых Российской церкви. – Изд. отдел Московского Патриархата, 1993
11.А Беляева История Русской церкви. – М. 1995
12.В.Ильин Пока беда не вошла в дом. Беседы православного психолога о наркомании. – Иваново, 1996
13.Журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников».
14.Тексты, брошюры, статьи.