Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию .Киноклуб.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 г. ТАГАНРОГА
«Согласовано и рекомендовано «УТВЕРЖДАЮ»
к утверждению» Директор МОБУ СОШ №38
на заседании Методического Совета ____________________________
МОБУ СОШ №38 Приказ №_______
Протокол №__ от ________________
Председатель МС ________ «____»________20___г.
ПРОГРАММА
медиаклуба
«Киномульт»
(начальная школа)


Составитель:
учитель МОБУ СОШ № №38
Кравцова Н.П.

Рассмотрено на заседании
методического объединения учителей
начальных классов МОБУ СОШ №38
протокол №__ от «__»_______20__ г.
Таганрог
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа медиаклуба «Киномульт»
(3 класс)
Составитель: Кравцова Н.П., учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 38 г. Таганрог
Пояснительная записка
Признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности – вот главное, что актуально сегодня, что является основой современной концепции воспитания.
Мы живем в интересное время. Оно спешит, и мы торопимся вместе с ним. Родители любят своих детей и стремятся дать своему ребенку как можно больше: рано учат чтению, математическим навыкам, письму, знакомят с компьютером.
Но малыш смотрит на нас исподлобья, уставшими глазами. Это страдает эмоциональная сфера ребенка. Нет выплеска свободного творчества и полета фантазии. На занятиях медиаклуба дети учатся исследовать мир, принимать решения, грустить и радоваться, управлять своими чувствами и многому другому.
Занятие в медиаклубе отличается гибкостью и возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их особенностей.
Занятия медиаклуба дают ученикам первоначальные представления о пластических особенностях кинематографа, о возможности передать мысли и чувства автора литературно-художественного текста в экранной реальности. Развитие медиакультуры совершенствует различные виды мышления, навыки восприятия и анализа произведений традиционных искусств. Развивая медиакультуру учащихся, педагог сможет активизировать воздействие экранных искусств как особой формы аудиовизуального мышления, как средство развития художественного восприятия в специфических условиях звукопластического повествования, лимитированного временем просмотра, как новый вид общения школьников, их творчества на материале видеописьменной коммуникации.
Цель занятий медиаклуба:
освоение духовного пространства своей страны, региона, края с помощью экранных искусств.
Задачи занятий клуба:
- обучающая – усвоение знаний об отечественном кинематографе;
умение анализировать кинопроизведения;
способность рассуждать логически;
расширение словарного запаса;
применение полученных знаний в иных ситуациях;
- развивающая – развитие патриотических чувств через изучение и анализ
отечественного кинематографического искусства;
развитие эстетических способностей детей;
развитие навыков общения и коллективного творчества;
- воспитательная – формирование нравственных идеалов и нравственных основ
развития личности;
формирование основ зрительской культуры поведения.
Организационные формы медиаклуба: внедрение занятий клуба во
внеурочную и досуговую деятельность учащихся
начальных классов.
Методика клубных занятий основана на игровых формах деятельности, на групповых и индивидуальных формах работы.
Содержание занятий клуба представлено несколькими разделами
(в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития личности младшего школьника, целями и задачами
медиаклуба).
Нравственно-патриотический потенциал сказок А. Роу.
Детские фильмы, снятые по мотивам литературных произведений: а) сказок; б) рассказов и повестей.
Детский отечественный кинематограф как средство нравственного воспитания, развития чувства патриотизма детей младшего школьного возраста.
Нравственный потенциал советской мультипликации.
Развитие чувства патриотизма детей в отечественной мультипликации.
Подведение итогов занятий медиаклуба.
Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- основные жанры киноискусства;
- понятия: «герой фильма», «идея фильма», «эпизод фильма», «режиссер фильма» и т.п.;
- названия различных чувств человека и его нравственных качеств;
- основные правила поведения кинозрителя.
Обучающиеся будут уметь:
- правильно использовать средства общения;
- определять идею фильма;
- давать оценку героям фильма;
- выявлять причинно-следственные связи;
- делать правильный нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Тематический план занятий медиаклуба
№ Раздел Тема занятия Вид
деятельности Часы
1. 1. Нравственно-патриотический потенциал сказок А.Роу. Образ защитника в сказке «Кощей Бессмертный», реж. А.Роу, 1944 г. Просмотр сказки. Выявление идеи, темы и сверхзадачи кинофильма (в игровой форме). 2
2. Образ Родины-матери в сказке «Золотые рога», реж. А.Роу, 1972 г. Просмотр сказки. Работа в группах (Как изменяется образ Евдокии от начала фильма к концу). 2
3. Нравственные проблемы в сказках «Кот в сапогах» реж. А.Роу, 1957г. и «Морозко» реж. А.Роу, 1964 г. Просмотр эпизодов сказок . Викторина на тему «Какие недостатки были у героев сказок и как они их преодолели?» 2
4. Портрет младшего школьника в сказке «Королевство кривых зеркал» реж. А.Роу, 1963 г. Просмотр сказки. Дискуссия на тему «Хорошие и плохие качества характера главной героини Оли». 2
5. Взрослые и дети в сказке «Варвара краса – длинная коса» реж. А.Роу, 1969 г. Просмотр сказки. Обсуждение поведения взрослых и детей (в соответствии с нравственными идеалами: взрослые обманывают, подменяют детей и т.д.; дети честные, искренние и т.д.). 2
6. Определение самооценки детей, их основных нравственных установок, которые они используют в своей жизни. Письмо сочинений по выбору: «За что я ценю своих друзей», «Мои достоинства и недостатки», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». 1
7. Образ добра и зла в сказках режиссера А. Роу. Игра, направленная на выявление характеристик образа «добра» и «зла» с выявлением качеств, присущих положительным и отрицательным персонажам. 2
8 2. Детские фильмы, снятые по мотивам литературных произведений: а) сказок; б) рассказов и повестей.
«Золушка» (реж. Н.Кошеверова, 1947 г.) как любимый детский персонаж. По мотивам сказки Ш.Перро. Просмотр сказки. Определение черт, качеств личности, которые вызывают у нас симпатию к персонажу. 2
9. Легко ли сегодня быть «Золушкой». Письменная работа на тему «Какие качества Золушки важны сегодня и лично для вас». 1
10. Роль зависти и злобы в фильме «Сказка о царе Салтане» (реж. А. Птушко, 1966 г.). Экранизация сказки А.С. Пушкина. Просмотр эпизодов сказки. Дискуссия на тему «Какие чувства руководили «плохими» персонажами сказки?» Обсуждение примеров «встречи» с этими чувствами из собственной жизни детей. 2
11. Дружба и справедливость как залог успеха на примере сказки «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966). По мотивам сказки К. Чуковского. Просмотр сказки. Работа в парах (Найти эпизоды в сказке, где чувства справедливости и дружбы «ярко выражены»). 2
12. Герои сказки и реальности – что их объединяет? «Там на неведомых дорожках» (реж. М.Юзовский, 1982 г.). По мотивам сказки Э. Успенского. Просмотр сказки. Игра, в ходе которой дети должны определить «сказочные» и реальные черты и чувства героев сказки, выявить, что помогло в финале одолеть врага – волшебные или реальные качества персонажей. 2
13. Многообразие персонажей с различными нравственными установками в сказке «Про Красную шапочку» (реж. Е. Грибов, 1977 г.). По мотивам сказки Ш. Перро).Просмотр 1-й серии сказки. Игра «Персонажи с какими качествами характера нам встречаются?» 2
14. Изучение факторов трансформации «злых» персонажей. Просмотр 2-й серии сказки. Ролевые игры (волки, Красная Шапочка). Почему изменилось их поведение во 2-й серии? Кто и что повлияло на корректировку их поведения? 2
15. Сказка «Про Красную Шапочку» как энциклопедия современной жизни. Творческие работы по выбору: «Почему режиссер перенес события сказки из давнего времени в более современное?», «Почему волков играли актеры, а не звери?», «Самый злой и самый добрый персонажи». 2
16. Нравственный потенциал сказки «Приключения Буратино» ( реж. Л.Нечаев, 1975 г.). Экранизация сказки А. Толстого. Просмотр 1-й серии сказки. Работа в двух группах (одна группа определяет чувства, качества характера героев, а вторая отгадывает, кому эти качества принадлежат). 2
17. Буратино – хорошие и плохие поступки. Просмотр 2-й серии фильма. Работа в группах (Дать оценку поведения Буратино с точки зрения взрослых, детей. Выявить, где он вел себя неправильно. Задача педагога подвести детей к единому мнению о том, что необдуманные поступки могут привести к печальным последствиям. Выявить, какие качества Буратино помогли ему добиться своей цели.).2
18. Нравственные проблемы, раскрывающиеся в сказках «Старик Хоттабыч» (реж. Г. Казанский, 1956 г.) и «Сказка о потерянном времени» (реж. А. Птушко, 1964 г.). По мотивам сказок Л. Лагина и Е. Шварца. Просмотр ключевых эпизодов сказок. Выявление основных проблем героев. Определение качеств характера героев, повлиявших на развитие событий. 2
19. Способы разрешения нравственных проблем (на примере сказок «Старик Хоттабыч», «Сказка о потерянном времени»). Разработка и проигрывание сценок на тему «Если бы я попал в сказку «Старик Хоттабыч» /«Сказка о потерянном времени», то я поступил бы следующим образом…». 2
20. Проблема нравственного выбора в сказке «Новогодние приключения Вити и Маши» (реж. И.Усов, 1982 г.)Просмотр сказки. Работа в группах («Маша», «Витя»). Определение сходства и различий героев, их жизненных установок, качеств характера в начале фильма и в конце. Коллективное обсуждение идеи и сверхзадачи сказки. 2
21. Карнавал «Мой любимый сказочный персонаж» Творческая работа (совместно с родителями). Подготовить костюм и сценку для своего киногероя. 2
22. 3.Детский отечественный кинематограф как средство нравственного воспитания, развития чувства патриотизма детей младшего школьного возраста.
Самоценность детства на примере фильма «Приключения Толи Клюквина» (реж. В. Эйсымонт, 1968 г., по рассказу Н. Носова).Просмотр кинофильма. Определение ключевых эпизодов фильма. Творческая работа (Портрет Толи Клюквина). Обсуждение работ: удалось ли художникам передать качества характера героя фильма? 2
23. Школьная жизнь в фильме «Приключения Петрова и Васечкина» (реж. Е. Немировская, 1983 г.)Просмотр 1-й серии фильма. Письменная работа: характеристика главных героев фильма, основываясь на примерах (эпизодах фильма). 2
24. Сходство и отличие проблем героев фильма «Приключения Петрова и Васечкина» и участников киноклуба. Просмотр 2-й серии фильма. Коллективное определение проблем героев, сравнение со своими (Это дает возможность сопоставить близость персонажей участникам медиаклуба, их чувству эмпатии, искренности). 2
25. Роль взрослых в жизни детей в фильме «Каникулы Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные» (реж. Е. Немировская, 1984 г.)Просмотр 1-й серии фильма. Определение роли взрослых в фильме. Письменная работа: почему режиссер практически не показывает в фильме взрослых? 2
26. Какие проблемы нравственного выбора существуют в фильме «Каникулы Петрова и Васечкина обыкновенные и невероятные». Просмотр 2-й серии фильма до эпизода, где Петров и Васечкин решаются признаться в обмане девочкам. Обсуждение: как бы ты решил эту проблему? Просмотр фильма до конца. Дискуссия об актуальности фильма и его героев в современном мире детей.
2
27. Зачем мы обманываем на примере фильма «Утро без отметок» (реж. В. Мартынов, 1983 г.).Просмотр кинофильма. Обсуждение мотивов поведения главного героя. Дискуссия на тему «Обман и его роль в жизни людей». Провести аналогии с другими кинематографическими произведениями («Старик Хоттабыч» - обман с экзаменом, на футбольном поле и т.д.; «Приключения Толи Клюквина» - обман в больнице и пр.). 2
28. Проблемы мужского воспитания в фильме «Семеро солдатиков» (реж. Э. Бочаров, 1982 г.)Просмотр кинофильма. Работа в группах (используя гендерный подход). Девочки и мальчики выделяют те качества, которые им хотелось бы видеть в будущих мужчинах/ самих себе. После выполнения задания группы обмениваются мнениями, выделяют наиболее важные, характерные черты будущего мужчины. 2
29. 4.Нравственный потенциал советской мультипликации.
Воспитательная функция мультфильмов. «Цветик-семицветик» (1948 г.), «Элли в волшебной стране», «Королевство Бастинды» (1974 г.), «Нехороший мальчик» (2003 г.), «Хочу стать отважным» (1981 г.) Просмотр мультфильмов. Работа в группах: определение нравственной проблемы, которая решается процессе развития сюжета мультфильма. Игра «Цветик-семицветик» ( дети рисуют цветок и придумывают желания). 2
30. Актуальные нравственные проблемы для участников медиаклуба. Детям дается домашнее задание выбрать один мультфильм, в котором содержится важная для личности ребенка нравственная проблема. На занятии клуба проходит просмотр мультфильма и обсуждение. Дети дают оценку поведению героя и обосновывают ее. 2
31. 5.Развитие чувства патриотизма детей в отечественной мультипликации.
Развитие любви к Родине на примере мультфильмов «Весенняя сказка» (1949 г.), «Василиса Микулишна» (1975 г.), «Русь изначальная» (1973 г.), «Волшебное кольцо» (1979 г.). Просмотр мультфильмов. Объяснение преподавателем логики подборки мультфильмов:
1-й – любовь к родному (сельскому) краю, которая существует даже у птиц, которые возвращаются в родные края;
2-й, 3-й – былины, воплощенные в мультфильме; они рассказывают об истории нашей страны, показывают подвиги народа и отдельных людей;
4-й – с долей иронии, юмора излагается сказка, в которой сравнивается жизнь, менталитет в нашей стране и за рубежом.
Сочинения на тему «Почему я люблю свою страну, край, город». 2
32. Родной край в кадре. Мультфильмы «Новогоднее путешествие» (1959 г.), «Весення сказка» (1949 г.), Путешествие в страну великанов (1947 г.). Дети приносят на занятие фотографии (домашний архив, фото из журналов, календарей и т.п.) родного края. Просмотр эпизодов из мультфильмов (природа родного края). Викторина, вопросы которой направлены на умножение знаний о своей стран, фактов, которыми мы должны гордиться.2
33. 6.Подведение итогов занятий медиаклуба.
Создание коллективного портфолио по итогам работы медиаклуба Работа в группах: нахождение и оформление материала для портфолио. 2
34. Подведение итогов работы медиаклуба Выставка творческих работ участников медиаклуба (рисунки, сочинения, фотографии и т.д.). 2
Итого: 66
Литература
Баженова Л.М. Программа для учащихся 1-4 классов/ Основы аудиовизуальной культуры: программы учебных занятий для 1-11 классов средней общеобразовательной школы. М., 1998
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
Мурюкина Е.В. Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба. Таганрог, 2009
Усов Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). М., 1995
Усов Ю.Н. Программа учебного курса «Основы экранной культуры». Цикл программ. М.,1998