Программа внеурочной деятельности по духовно–нравственному воспитанию для учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы «История русского быта. Обряды и обычаи. Русский фольклор»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Труновского муниципального района Ставропольского края







Программа внеурочной деятельности по духовно–нравственному воспитанию для учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы
«История русского быта. Обряды и обычаи. Русский фольклор»















Автор: Бардацкая Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №3 Труновского муниципального района Ставропольского,
Отличник просвещения РФ









2014 год

Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях. Программа дает возможность познакомить учащихся с историко-бытовыми сведнниями о жизни русских людей. Через изучение истории, фольклора, обрядов, праздников и традиций, нравов, норм поведения учащиеся глубже познают мир, в котором жил и творил их далекий предок, и через это научатся любить и беречь свою землю, свою историю, будут гордиться своим народом, осознавая себя частичкой нашей страны.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить детей со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова и жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.
Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы – идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.
Современная система образования должна стать главным фактором реализации богатейшего духовно-нравственного потенциала русской традиционной культуры в целях воспитания лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.
В основе данной программы лежит воскрешенное сознание наших предков – славян, преподанное через фольклор, произведения отечественной художественной литературы. Постепенно выстраивается картина мира древних славян. Это наивное видение мира во многом мудро и благодатно совпадает с возрастными особенностями двенадцатилетних ребят. Следуя логике программы, дети начинают осознавать окружающий мир, законы его устройства, путь русского человечества и судьбу России. При этом школьники не испытывают трудностей, поскольку разговор о стихиях света и тьмы, воды, Матери – сырой земли, чтения сказаний, быличек, мифов, литературных произведений увлекательны. А за этим встает картина мира русского человека.
В программе делается акцент на те ценности русской традиционной культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить:
- ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;
- ценность семьи и традиционных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании;
- ценность Родины, родной земли;
- ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;
- ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.
Курс «История русского быта. Обряды и обычаи. Русский фольклор»
вводится в 5-м классе, так как дети к этому возрасту уже достаточно подготовлены. Данный курс интегрированный, так как программа тесно связана с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.
Из поколения в поколение передавались на Руси семейные традиции. А разве можно забыть о существующем в Русской православной церкви обычае поминовения? Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Программа также предполагает работу по изучению родословной, так как это способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.
Данная программа предполагает комплексный подход к изучению материала, так как он обширен, многогранен. Традиционные формы обучения должны сочетаться с нетрадиционными, большое внимание следует уделять исследовательской работе учащихся, а также изучению краеведческого материала. Программа реализуется через систему уроков, объединенных сквозной темой – сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого. Основной методической задачей данных уроков является развитие образно – эмоциональной сферы ребенка, что позволяет изложить материал в доступной для данного школьного возраста форме и одновременно придать урокам яркую эмоциональную окраску. В то же время форма урока – сказки, урока – путешествия позволяет использовать в качестве обучающих приемов различные игровые методики, адекватные среднему школьному возрасту.
Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и направлена на духовно-нравственное воспитание.
Цель курса – раскрыть школьникам сущность и специфику фольклорных жанров, закономерности их исторического развития, познакомить с обрядами русского народа; повысить литературное образование учащихся, а также развивать их общие способности и познавательную самостоятельность. Занятия спецкурса направить на развитие духовной культуры детей, воспитание нравственности, на формирование их убеждений, эстетического представления, на расширение их художественного и общекультурного кругозора, а также на развитие творческих способностей школьников.
Задачи курса:
1. Сформировать у детей среднего школьного возраста понятие ценности и ценностного отношения к основам отечественной культуры. Дать представления о системе ценностей. Пробудить интерес к изучению культуры как социально-значимого фактора жизни.
2. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
3. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
4. Сформировать интерес к проблеме «диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и в межрегиональном пространстве.
5. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям, матери как хранительнице семейного очага. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.
6. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать фольклорный материал, прививать навыки библиографической работы.
7. Средствами спецкурса формировать нравственную, духовноразвитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.
8. Возрождение генетической памяти, формирование у школьников общкго представления о бытовой культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии.
Теоретико-методологическая основа курса: идеи русского национального и православного воспитания, этнопсихология, теория национально-ориентированного содержания общего среднего образования.

Принцип работы при изучении материала предусматривает эмоциональное воздействие на личность учащихся, учет их интересов и склонностей, изучения теоретического материала, практические занятия, выполнение творческих проектов. Для успешного усвоения тем на занятиях используются различные формы и методы; используется исторический художественно-иллюстрированный материал, материал для слушания.
Прогнозируемый результат:
1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений, мифы древних славян, особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.
4. Желают и умеют проявлять сочувствие, сопереживать.
5. Ученики имеют представления о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направлено на благо человека.
6. Дети могут общаться со взрослыми, записывать воспоминания, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами; брать интервью; создавать творческие проекты; вести записи по фольклору, готовить викторины; разыгрывать обрядовые сцены; оформлять альбомы; создавать презентации.
Формируемые УУД
Познавательные УУД:
Вычленять главное из услышанного текста;
Группировать ронятия (усвоить понятия синтеза);
Уметь отмечать на поставленные вопросы;
Уметь формулировать вопросы;
Уметь творчески пересказывать (интерпретировать) текст.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать объяснения и высказывания других людей;
Планировать общие способы работы;
Формулироватьсобственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при совместной деятельности.
Осуществлять контроль, коррекцию , оценку действий партнера;
Уметь убеждать.
Регулятивные УУД:
Ставить перед собой цель;
Устанавливать целевые риоритеты;
Уметь самостоятельно планировать свое время;
Принимать решение в проблемной ситуациии;
Адекватно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы.
Личностные УУД:
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Ориетация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Осваивоение российского культурного наследия;
Доброжелательное отношение к окружающим;
Творчески реализовать себя;
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Готовность следовать морально-этическим нормам поведения.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учитьяся. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия , порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Формы и методы работы (словесный, наглядный, частично- поисковый):
– творческие встречи с интересными людьми, старожилами села, местным фольклорным коллективом;
– научно-практические конференции;
– творческие конкурсы, концерты, викторины; литературно-музыкальные композиции; создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды»;
– творческие работы;
– научно-исследовательские проекты;
– фотоматериал;
– видеорепортаж;
– выставки детских работ;
– экскурсии в музеи, библиотеки.
Формы контроля:
индивидуальная беседав,
наблюдение,
анкетирование,
участие в фольклорном празднике,
защита презентаций, творческих проектов.

Диагностическая работа:
– анкеты;
– тесты;
– эссе;
– опросы;
– творческие работы;
– выставка детского рисунка;
– фоторепортажи.
Поиск и постановка вопросов:
– Зачем нужны духовно-нравственные ценности, зачем их знать и сохранять.
– Что есть ценностное отношение?
– Откуда можно почерпнуть знания о духовно-нравственных ценностях отечественной культуры?
– Семейные традиции. Зачем их сохранять?

Вопросы для анкетирования:
1. История России для меня
2. Народные обычаи нужно знать, чтобы
3. Когда надеваю народный костюм
4. Славянские мифы мы изучаем
5. Мы изучаем православную культуру, потому что
6. Православные традиции для моей семьи
7. Когда я держу в руках глиняную свистульку
8. Когда звучит народная музыка
9. Я хотел бы побывать
10. Пословицы учат меня
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по духовно–нравственному воспитанию рассчитана на два года обучения для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательной школы в объеме 68 часов, но это не исключает свободного и творческого подхода учителя к решению данной проблемы. Программа помогает подготовить учащихся к восприятию древнерусской письменной литературы 10 – 12 в. в., охватывающей особо знаменательный период в истории и культуре нашего Отечества.
Программа курса

Введение.

Цели и задачи курса. Особенности развития народной культуры. Родина – место, где мы родились и живем.
Раздел 1. О славянских племенах. Язычество древних славян.
1. Русские летописцы о славянах.
Следует познакомить учащихся с «Повестью временных лет» и «Никоновской летописью». Вопросы для освещения:
а) происхождение славянского племени;
б) расселение славян по земле и «прозвание именами своими, где кто сел на каком месте»;
в) пророчество св. Андрея;
г) легенда о Кие, Изеке, Хорире и сестре их Лыбеди;
д) город Киев;
е) нравы и образ жизни поляк, древлян, радимичей, вятичей, северян, кривичей и др.
В зависимости от характера занятых местностей отличалась культурное развитие славян. Лекция – беседа. Путешествие.
2. Н. М. Карамзин о славянах. Для того, чтобы обобщить знания учащихся о славянах в древний период их жизни, представляется необходимым обращение к историческому труду Н. М. Карамзина «История государства Российского» в той его части, где речь идет именно о славянских племенах, их расселении, о древних русских городах, о физическом и нравственном характере древних славян. Лекция – беседа.
3. Культ природы у славян. Культ предков. Объяснение язычниками таинственной связи окружающих явлений. Представление живым существами с человеческими мыслями и чувствами Света и Тьмы, Неба и Земли, Солнца, Грозы, Ветра, Огня, Воды и др. Обо всем этом рассказывает А. Н. Афанасьев в книгах «Древо жизни» (М., 1982), «Живая вода и вещее слово» (М., 1988). Конференция. Подготовка сообщений учащимися.
4. Пантеон славянских богов (Перун, Велес (Волос), Дажьбог, Сварог, Хорс, Ярила, Стрибог, Мокошь, Чур (Щур), Род и Рожаницы, Берегини). Боги, упоминаемые в древнерусских памятниках. Особые места молений и изображение богов в виде идолов, которым приносились жертвы.
Словарь: язычество, многобожие, двоеверие, язычник, идолопоклонник, анимизм.
Раздел 2. Мифы и сказания древних славян.
1. Познание человеком мира постепенно и целостно. Для человека в древности вера, знания, поэзия сливались воедино.
2. Неведомая и нечистая сила (Домовой, Хлявник, Овинник, Банник, Леший, Водяной, Русалки, Кикимора, Полудница, Купала). Знакомство с материалами из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» (М.,1982). Суеверия и причины возникновения. Представление внешнего вида мифологических «хозяев», знание их особенностей, привычек, описание «образа жизни». Дискуссия. Встречи со старожилами села.
3. Мифы: небо, солнце, заря.
а) Небо – Сварог.
б) «Солнце – князь, луна – княгиня».
в) «Заря – зарница – красная девица». Из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» (М.,1982)
Знакомство с главами из романа П. И. Мельникова – Печерского «В лесах» (М., 1963):
а) Народный миф о солнце.
б) Рассказ о праздновании Купалы.
в) Цветок папоротника.
г) Добывание купальского огня.
д) Купальские игры.
Сила русской народной поэзии, образность, мелодика языка.
Аналитическая работа с текстом. Сообщения учащихся.
4. «Начинается с зачина сказка» Нравственный мир сказок.
Цель: показать, что сказки – это отношение людей к добру и злу в их жизни. Показать, что сказки учат видеть доброе и злое (плохое и хорошее) в людях. Сказки – это своеобразные «рецепты поведения» в разных ситуациях. Раскрыть нравственный мир сказок народов Кавказа. Показать, чему они учат и что сказки – это отношение к добру и злу в разных странах и у разных народов.
Литературно – музыкальная композиция «От сказки – к науке».
Словарь: словесность, синкретизм.
Раздел 3. Календарные обряды и фольклор.
1. Знакомство со славянским календарем, особенностями русского народного календаря. Сообщение общих сведений о христианском календаре. Связь календарных обрядов и обрядовой поэзии с бытом и трудовой деятельностью человека. Обзорная лекция. Практикум.
2. Календарные обряды – неотъемлемая часть народного празднества. Магический смысл обрядов, сознание таинственной связи человека с природой.
Лекция – беседа. Встреча со старожилами села.
Осенние календарные обряды:
1). Оспожинки – праздник урожая. Чем урожайнее лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством.
2). Наталья – овсяница. Косари подносили хозяину овсяной сноп и получали от него подарки и угощения.
3). Осенний Петр – Павел – рябинник. После первых заморозков рябина становилась более сладкой и ее собирали для еды.
4). Покров. Первозимье. Заканчиваются расчеты по работам, вносятся платежи по арендам, оживляются осенние торги, бабьи работы в избе, крестьяне переходят на зимнее житье в избах, начало свадеб.
Встреча с фольклорными коллективами «Сельские зори», «Дарина». Сбор и обработка фольклорного материала. Сообще
·ния учащихся. Подготовка проекта.
Зимние календарные обряды:
1). Коляда – праздник в честь нарастания силы Солнца, Центральные магические действа, производимые в период святок:
а) Колядование.
б) Гадание, его виды.
в) Поминовение усопших предков.
г) Принятие ритуальной еды (блинов, кутьи).
д) Традиционные игры, сопровождавшиеся ряжеными в звериные, птичьи образы, в стариков, старух.
е) Посиделки.
Знакомство учащихся с колядками разного содержания и формы с подблюдными песнями, игровыми, святочными песнями. Разыгрывание обрядовых сцен.
Обучение умению различать характер обрядовой песни: величальные, корильные, заклинательные, ритуальные, игровые, лирические.
2). Масленица. Сочетание в масленице элементов зимней и весенней обрядности, это праздник проводов Зимы и встречи Весны. Символический смысл того или итого обряда: масляничные костры. Сжигание соломы, Масленицы – соломенного чучела, куклы в женском образе. Определенная последовательность в смене забав и веселье закрепилась в названиях дней масленицы:
Понедельник – встреча;
Вторник – заигрыш;
Среда – ломка;
Четверг – разгул, перелом;
Пятница – тещины вечера;
Суббота – золовкины посиделки;
Воскресенье – проводы, целовник, прощенный день.
Разыгрывание обрядовых сцен. Встречи с фольклорным коллективом.
Весенние календарные обряды:
1). Благовещение. Древний языческий праздник наступления весны, возрождения природы, начала весеннего сева. Соблюдение обряда «отпущения птиц на волю».
2). Вербная неделя, вербное воскресенье. Вербе, первому из зацветающих деревьев, издавна приписывалось магическое свойство: охранение от злых духов, от разных бед и напастей, передача здоровья, силы, красоты человеку или животному.
3). Егорьев (Юрьев) день. Народ свято верил, что первый раз выгонять скотину в поле нужно на Егория, и при этом обязательно хлестать скот вербой от вербного воскресенья – это и здоровьем наделит, и от несчастий убережет. Егорьевские обряды включали различного рода песенки, которые очень напоминают святочные колядки. Молодежь ходила по дворам, желала достатка. Веснянки. Переклички. Обработка собранного материала обрядовых песен, разыгрывание обрядовых сцен. Встреча с фольклорным коллективом.
Летние календарные обряды:
1). Праздник Ивана Купалы, олицетворяет наивысший расцвет природы. В основе обряда лежит культ Солнца, воды и огня, связанный с мифами о Яриле. Самый разгульный праздник, требующий активного участия в обрядах.
2). Похороны Костромы, Петров день и другие праздники. Целый ряд различных примет, поверий, обычаев представляют собой древние мифологические воззрения славян. Сообщения учащихся. Встреча с фольклорным коллективом. Разучивание песен. Вождение хоровода. Подготовка и защита творческих проектов. (Например, сценария праздника).
Раздел 4. Семейно – бытовые обряды и обрядовый фольклор.
1. Жизненный круг. Семья. Знакомство учащихся с семейно – бытовыми обрядами, с жизненным кругом, который проходит человек незаметно для себя. Чтение комментирование глав в книге В. Белова «Лад»: «Жизненный круг, «Семья».
Лекция – беседа. Аналитическая работа с текстом.
2. Семейно – бытовые обряды и обрядовый фольклор (общий обзор).
а) Родильные обряды (ритуальное омовение, «бабина каша»).
Лекция – беседа. Сообщения учащихся.
б) Свадебные обряды и поэзия. Свадьбы играются. Это сложное состоящее из нескольких частей драматическое действо: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, богомолье, девичник – мальчишник, расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда во дворе жениха, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, большой, или княжий стол, послесвадебные обряды.
Встречи со старожилами села, фольклорным коллективом. Разыгрывание обрядовых сцен.
в) Похоронные обряды и поэзия. Чтение главы «Похороны» из книги В. Белова «Лад», избранных страниц поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», «Плача Ярославны» («Слово о полку Игореве»).
г) Рекрутские обряды и поэзия. Чтение и разбор плача по рекруту. Историческая справка о рекрутской службе.
Лекция – беседа. Анализ текстов произведений.
3. Мир русской деревни.
- Земледелие и скотоводство – основное занятие русского крестьянина. Орудия с/х труда, возделывание культур: ячмень, пшеница, рожь, овес, гречиха, лен. Годовой круг календаря. Загадки. Пословицы. Поговорки, песни о хлебе, крестьянском трудолюбии.
- Хозяйство – домашний скот, уход за ним, ремесла, изготовление одежды, обуви, предметов быта. Занятия женщин: прядение, вышивка, портняжничество.
- Русская община. Основные заповеди крестьянского общения. Помочи. Милосердие. Взаимовыручка. Круговая порука. Община и сельскохозяйственный труд. Святость крестьянского труда. Русский фольклор. Хозяйственные постройки, их назначение. Хозяйственная утварь.
Словарь: плуг, соха, серп, молот, цеп, гумно, амбар.
- Семиотика жилища. Рассказ о мифологической сущности дома, самых простых вещей крестьянского обихода: красный угол, стол, печь, порог, окно. Виды русского бытового дома. Выбор места для постройки дома. Заготовка материалов. Понятия «краеугольный камень». Значение солярных символов в украшении дома. Виды кровли.
1). Знакомство с русской избой:
– окна – глаза дома;
– крыльцо – распахнутые руки дома;
– дверь в избу низкая, порог высокий;
– без печки изба – не изба;
– красный угол – самое почетное место в доме;
– бабий кут – царство хозяйки дома.
2). Мой дом – моя крепость.
– заселение животных по степени значимости (конь, корова, овца, поросенок, петух, кошка);
– вход в дом остальных членов семьи;
– перенос живой души дома – Домового. «Символы обжитости» – иконы, огонь очага, домовой сор;
– время заселения или переезда в новую избу;
– возжигание огня в печи;
– застолье, первый гость;
– колыбель, зыбка.
Лекция – беседа. Сообщение учащихся. Экскурсия в краеведческий музей г. Ставрополя, музей с. Донского. Творческие проекты учащихся. Защита творческих поектов «Быт крестьян села Безопасного»
4. Из истории русского крестьянского костюма.
Женская и мужская старинная одежда. Одежда будничная и праздничная. Значение пояса в одежде наших предков.
Словарь: сарафан, кокошник, понева, порты, косоворотка, зипун, кафтан, лапти.
Защита творческих проектов «Женский крестьянский костюм на Ставрополье»
5. Русская баня. Ставили недалеко от избы, на берегу реки или озера. В ней мылись, парились, стирали белье и одежду.
Словарь: предбанник, камелек, чан, полок.
6. Пища наших предков. Русский самовар и чаепитие на Руси.
Быть крепкими и сильными помогала людям простая и полезная пища.
Что такое гостеприимство? Правила поведения за столом.
Словарь: каравай, калач, похлебка, полба, взвар.
7. Русская народная игрушка. Народные промыслы России.
Связь народной игрушки с древнеславянскими культовыми обрядами и верованиями. Символы в русской народной игрушке. Приемы резьбы, лепки, росписи и оформления игрушек.
Знакомство с народными промыслами России: гжельская керамика, хохломская роспись, вологодское кружево, городецкие игрушки.
Словарь: русская матрешка, тарарушки, тряпичные куклы, погремушки.
Творческие работы детей.
8. Русь православная.
Понятие «Святая Русь». Расположение и устройство монастыря. Собор, трапезная, кельи, колокольня, храмы. Обитатели монастырей: игумен, игуменья, келарь, монахи, послушники. Одежда и головные уборы.
Монашеский постриг, подвиг самоотречения, обет безмолвия.
Монастырь – центр культуры. Роль Троице-Сергиевой лавры в истории страны. Монастыри и храмы Ставрополья.
Влияние православной веры на уклад и поведеие русского человека, церковный календарь. Праздники и посты. Заповеди христианина, благочестие.
Православный храм, его устройство. Служба, таинства, проповедь причастие. Священные одежды и предметы.
Православные праздники. Годовой календарный круг. 14 сентября – начало года. Церковный годовой круг. Святая Пасха – главный праздник.
Лекция. Сообщения учащихся. Подготовка презентаций.
9. Как писали в старину. Старинный славянский алфавит. Кем и когда был изобретен. Берестяные грамоты и свитки. Как делала книги в старину.
Праздник славянской письменности.
10. Я и моя семья. Моя родословная. Кто я? Где живу? Тайна имени. Мир семейных увлечений. Семейные традиции. Генеалогическое древо. Конференция «Моя родословная».
11. Село, в котором я живу. Люди, прославившие моё село. Защита творчесикх поектов. Приложение



Учебно – тематический план

Всего часов – 68


Тема занятия

Часы.
Форма
занятия
Описание методической обеспеченности темы
Контроль


Первый год обучения


Введение. Цели и задачи спецкурса. Особенности развития народной культуры. Родина – место, где мы родились и живём.
2
Лекция -беседа
Презентация
Рассказ о малой родине. Экскурсия в сельский общественный музей им. Русановой М.А.


О славянских племенах. Язычество древних славян.





1.

Русские летописцы о славянах. «Повесть временных лет», «Никоновская летопись» (происхождение славянского племени, расселение славянского племени, расселение славян, нравы и образ жизни и т.д.)
1
Лекция-беседа.
Путешествие.
Тексты произведений, презентация
Сообщения
учащихся «Исторический портрет древнего сла-
вянина».

2.
Н.М. Карамзин о славянах «История государства Российского». Комментированное чтение рассказов о славянских племенах, о древних русских городах, о характере древних славян.
1
Лекция-беседа.
Тексты произведений
Сочинение «Мои предки- славяне».

3.
Культ природы у славян, культ предков. Свет и Тьма, Небо и Земля, Солнце, Гроза, Ветер, Огонь, Вода и т.д. (Сообщения учащихся). Чтение и комментирование глав из книг А.Н. Астафьева «Дерево жизни», «Живая вода и вещее слово», «Свет и тьма
2
конференция
Дополнительная литература
Подбор и комментирование фольклорного материала. Сочинение «Во что верит славянин – язычник»


Мифы и сказания древних славян





1.
Познание человеком мира постепенно и целостно. Жанры фольклорного русского народа. Работа по таблице. Диалог практический.
3
Лекция - беседа
Аудиозаписи, тексты произведений
Подбор и комментирование фольклорного материала. Концерт.








Фольклор:
миф
обрядовый фольклор, календарный фольклор, бытовой
пословицы
загадки
сказки: о животных, волшебные, бытовые
былины
легенды, предания
театр





2.
Неведомая и нечистая сила (Домовой, Хлевник, Овинник, Банник, Леший, Водяной и т.д.)
2
Дискуссия. Встреча
Презентация
Сообщения учащихся

3.
Знакомство с мифами «Небо – Сварог», «Солнце – князь, луна – княгиня», «Заря – зарница – красная девица», народным мифом о солнце, рассказом о праздновании Купалы, о цветке папоротника, о добывании купальского огня, о купальских играх
2
Аналитическая работа с текстом
Дополнительная литература, презентация
Сообщения учащихся

4.
Нравственный мир сказок
3
Инсценирование сказок
Видеозаписи
Литературно – музыкальный праздник «От сказки – к науки»


Календарные обряды и фольклор





1.
Знакомство со славянским календарем, особенностями русского народного календаря
3
Обзорная лекция, практикум
Тексты
Подбор и комментирование фольклорного материала

2.
Календарные обряды – неотъемлемая часть народного праздника. Наиболее значимые символы в календарных обычаях и обрядах. Живая природа в обрядах. Вещее слово
2
Лекция – беседа, встреча с фольклорныс коллективом
Аудиозаписи, презентация
Сбор фольклорного материала. Экскурсия в сельский общественный музей им. Русановой М.А.

3.
Зимние календарные обряды:
- коляда
- масленица
2
Игра. Разыгрывание обрядовых сцен
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материла.

4.
Творческий отчет учащихся «На посиделках»
2
Творческий практикум
Аудиозаписи, презентация
Сообщения учащихся

5.
Весенние календарные обряды:
- благовещение
- вербная неделя, вербное воскресенье
- Егорьев (Юрьев) день
3
Игра. Встреча со старожилами села
Аудиозаписи, презентация
Подбор и комментирование фольклорного материала

6.
Летние календарные обряды
- праздник Ивана Купалы
- похороны Костромы
2
Игра. Встреча с фольклорным коллективом
Аудиозаписи, презентация
Сообщения учащихся

7.
Осенние календарные обряды:
- осножинки
Наталья-овсяница
Осенний Петр – Павел – рябинник
Покров
2
Встреча с фольклорным коллективом
Аудиозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала

8
Творческий отчёт «Осенний календарь»
2
Концерт



Всего: 34 часа


Второй год обучения



Семейно-бытовые обряды





1

Жизненный круг. Семья. Знакомство учащихся с главами « Жизненный круг», «Семья» из книги В.Белова «Лад»
1
Лекция- беседа.
Анализ текста.

Дополнительная
Литература, видеофрагменты из к/ф
Сообщения
учащихся.

2
Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор (общий обзор).
Родильные обряды.
2
Лекция-
беседа.
Тексты произведений, презентация
Сообщения учащихся, встреча с фольклорным коллективом «Сельские зори»

3
Свадебные обряды и поэзия. Чтение и комментирование главы
«Свадьба» из книги В.Белова «Лад»
3
Встреча с фольклорным
коллективом
Аудизаписи, фрагменты к/ф, презентация

Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала, встреча с фольклорным коллективом «Сельские зори»

4
Похоронные обряды и поэзия. Чтение и обсуждение главы
«Похороны» из книги «Лад»;страниц поэмы Н.А.Некрасова
«Мороз-Красный нос», «Плача Ярославны» («Слово о полку
Игореве»)
2
Лекция-беседа.
Просмотр видеофильмов.
Дополнительная
литература, презентация
Подбор и комментирование фольклорного материала

5
Рекрутские обряды и поэзия.
2
Лекция беседа.
Аудиозаписи, видеозаписи.
Сообщения учащихся. Встреча с фольклорным коллективом «Сельские зори»,

6
Семиотика жилища. Мифология сущность дома.
3
Лекция-беседа
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала. Творческие проекты. Экскурсия в сельский общественный музей им. Русановой М.А.

7
Из истории русского крестьянского костюма.
2
Выступления учащихся.
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала, встреча с фольклорным коллективом «Сельские зори». Экскурсия в сельский общественный музей им. Русановой М.А.



8
Хозяйственные постройки. Русская баня.
3
Выступления учащихся.
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала

9
Пища наших предков. Чаепитие на Руси.
3
Выступления учащихся.
Видеозаписи, презентация
Сбор информации, обработка и систематизация фольклорного материала, представление творческих проектов


10
Русская народная игрушка. Народные художественные промыслы России.
3
Выступление
учащихся.
Презентация
Выступления с сообщениями.

11
Как писали в старину.
3
Защита творческой работы.
Презентация, видеофильм
Проведение праздника
Славянской письменности.

12
Я и моя семья.
3
Сбор материала.
Инструкция по составлению и оформлению родословной
Создание альбома «Моя родословная», конференция.


Итоговое занятие





1
«По страницам рукописного журнала».
Творческий отчет учащихся по результатам занятий.

2
Творческий отчет
Презентация
Защита творческих проектов, представление работ на краевую открытую научную конференцию школьников (МАН)

2
Фольклорный праздник, подготовленный
совместно с сельским фольклорным ансамблем «Сельские зори». Русские посиделки.
2
Концерт
Презентация
Концерт.

Всего: 34 часа


Итого: 68 часов
Литература для учителя:

Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М: Современник, 1982.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу : В 3 т. М., 1994.
Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1982.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. – М., 2003.
Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя. – М., 2000.
Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян/ под ред. В.П.Бутромеева, В.В.Бутромеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
Власова М. Русские суеверия : энциклопедический словарь. – СПб.: Азбука, 1998.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1999. Т 1-4.
Костанян Н. Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.
Климишин И. А. Календарь и хронология. М.: Наука , 1990.
Мельников - Печерский П.И. В лесах. М., 1963.
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
Панкеев И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1,2. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.
Путилов Б.Н. Древняя Русь. СПб.: азбука, 1999.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
Сиепанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М: России раритет, 1992.
Стриженов А. Календарь русской природы. М., 1972.
Литература для учащихся:
Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
Даль В. И. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984.
Жарков С. Н. Народные приметы и предсказания погоды . М., 1966.
Зверев М. Погода и животные. М., 1965.
Национальная кухня в обрядовой жизни русских. ТПП «Вернисаж», 1992.
Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Л.: Худож. лит., 1984.
Русский фольклор. Хрестоматия. (Сост. В. П. Аникин). М.: Худож.лит., 1985.





Заголовок 115